—из электромагнита;
—постоянного магнита;
—якоря;
—контактов на переключение;
— пружин для удержания якоря в среднем положении (рис. 8. 4).
Рис. 8. 4. Устройство поляризованного реле.
Принцип действия реле следующий. Если по обмотке реле пропускать постоянный ток, то создаваемый им магнитный поток в сердечнике электромагнита складывается с магнит ным потоком постоянного магнита в одной половине сердеч ника и вычитается — в другой. Это повлечет за собой притя гивание якоря в той половине сердечника, в которой магнит ный поток больше.
Поляризованное реле имеет высокую чувствительность и применяется часто в релейных схемах управления.
В. Электронное реле
Это реле является самым чувствительным, быстродейству ющим и широко используется в РТУ . Схема простейшего электронного реле представлена на рис. 8. 5. Воспринима ющим устройством у него служит электронная лампа.
Время, срабатывания электронного реле определяется вре менем срабатывания электромагнитного реле, включенного в
Рис. 8. 5. Упрощенная схема электронного реле.
анодную цепь лампы, |
а момент |
срабатывания — моментом |
подачи управляющего |
сигнала U n |
достаточной величины |
на |
сетку лампы. |
|
|
|
мо |
Для задержки времени срабатывания Рі относительно6 |
мента подачи U „ (что часто необходимо |
в8РТУ) применяют |
электронное реле выдержки времени (рис. |
. ). |
|
Рис. 8. 6. Упрощенная схема электронного реле вы держ ки времени.
Работа этого реле начинается с момента подачи анодного напряжения, а момент срабатывания Рі определяется време нем заряда Сз до величины, достаточной для достижения анодным током лампы Іа величины тока срабатывания реле (в анодной цепи этой лампы). Подобные схемы используют в РТУ для выдержки времени включения цепей передающего устройства.
Г. Автоматы
Предназначены для включения и выключения потребите лей тока, а также для защиты их от перегрузок и коротких замыканий. Автомат — это контактор с защитой. В автома те последовательно с силовыми контактами включены биме таллическая пластина теплового реле и катушка реле макси мального тока.
При длительной перегрузке по току или при коротком за мыкании в цепи потребителя срабатывает одно из защитных реле. При этом снимается питание с обмотки управления ав томата' или механически размыкаются главные контакты (рис. 8. 7).
|
Выход |
Глабнь/е |
|
|
контакты |
с , |
С , |
г , -Т ѳ п / ю б о е р е л е |
|
|
з а щ и т ы |
|
|
/О д н о л и к а р е л е |
|
|
К м а к с т о к а |
k |
0 |
0 |
Вход |
Рис. 8. 7. Принципиальная схема защиты автомата.
В наших РТУ используются автоматы типа АП-50 (трех фазный, с защитой в каждой фазе).
Д. Общие сведения о релейных схемах
Ре л е й н ы м и называются схемы, в которых управление
электрическими цепями производится с помощью различ ных реле.
ВРТУ с помощью релейных схем осуществляется:
—включение, выключение блоков и всей станции в опреде ленной последовательности;
—автоматическое отключение блоков или всей станции при перегрузках;
—защита обслуживающего персонала от воздействия высо ких напряжений;
— переход |
от одного |
режима |
работы станции к друго |
му и т. |
д. |
I ВК/7 |
P f |
Рис. 8. 8. Метод релейного изображения схем.
Существуют два метода изображения релейных схем: ме тод релейного (свернутого) изображения (рис. 8. 8) и метод цепного (развернутого) изображения (рис. 8. 9). При пер вом методе обмотка и контакты расположены друг под дру-
гои, при втором — основное внимание уделяется наглядности изображения отдельных электрических цепей. Поэтому об мотки и контакты реле показывают в разных местах схемы независимо от механических связей между ними. Чтобы мож но было читать схемы, все контакты реле, вычерченные от дельно от обмоток, должны иметь определенные индексы, указывающие на их принадлежность к данному реле.
П р и м е р с х е м ы з а щ и т ы в ы с о к о в о л ь т н о г о в ы п р я м и т е л я Р Т У (рис. 8. 10).
Рис. 8. 10. Схема защиты высоковольтного выпрямителя пере датчика РТУ.
Рис. 8. 11. Внешний вид авто мата (контактора).
о
4
Защита выпрямителя, а следовательно, и генератора С В Ч осуществляется с помощью реле перегрузки РТ, контакты ко
торого включены в цепь питания контактора Р 2. С включением
2
|
|
|
|
|
кнопки «вкл» контактор |
Р |
срабатывает, подключая напря |
жение к высоковольтному выпрямителю. В случае |
перегруз |
ки выпрямителя (пробой |
внутри2 |
генератора СВ Ч ) |
через об |
мотку Рі потечет очень большой ток, контакты Рі разомкнут |
ся, питание с контактора |
Р |
снимется. При этом автоматиче |
ски снимается и питание с высоковольтного выпрямителя.
§8. 3. Синхронные передачи
А. Назначение синхронных передач (СП )
Втехнике часто возникает необходимость в идентичном перемещении (угловом или линейном) двух или нескольких механически не связанных валов. Это достигается с помощью
различного рода синхронных передач (С П ).
Э л е к т р и ч е с к и м и С П называются устройства, обес печивающие электрическим путем одинаковое угловое пере мещение (вращение) двух или нескольких механически меж ду собой не связанных валов.
Система синхронной передачи состоит из следующих элементов:
—датчика;
—приемника;
—линии связи (л. с.);
—источника питания (рис. 8. 12).
Рис. 8. 12. Структурная схема синхронной передачи.
Изменение углового положения а задающей |
(входной) |
оси датчика вызывает изменение электрического |
состояния |