Файл: Новая геодезическая техника и ее применение в строительстве учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 0
откуда разность давлений |
|
|
|
|
||
|
Ар = Рг ~ Рг = Р ( /1 - |
/1) = |
2р7оЛ/, |
(IV.89) |
||
где f0 = (/1 |
+ /2) /2 — среднее |
значение |
частоты; |
А/ = fx —f2 — |
||
разность частот. |
|
|
значение Д р |
|
||
Обозначая 2р70 |
= s и подставляя |
из формулы |
||||
(IV. 89) в (IV. 86), |
получим |
|
|
|
|
|
|
|
&h = Ee&f. |
|
(IV.90) |
||
Формула |
(IV. 90) является |
рабочей формулой |
баропрофило- |
графа. Барическую ступень Е определяют как функцию темпера туры и давления воздуха, значения которых измеряют в процессе нивелирования.
Блок-схема баропрофилографа |
(рис. IV. 20). |
Баропрофило- |
граф представляет собой прибор |
дифференциального типа, со |
|
стоящий из двух станций с радиотелеметрической |
аппаратурой |
|
для передачи информации о давлении атмосферы |
и пройденном |
пути с определяемой станции на опорную. На выхбде опорной станции включен самописец, вычерчивающий непрерывный про
филь местности, по которой движется определяемая |
станция. |
Определяемая станция двигается по искомым |
точкам или |
профилю. Струнный генератор (датчик давления) |
размещается |
над задней осью автомашины, возможно ближе к ней, с тем, что бы он повторял все вертикальные перемещения колеса, совер шающего наезд на нивелируемую точку или прокатку по задан ному профилю. Сигнал частоты flt зависящий от давления воз духа, поступает в передатчик-и излучается в эфир.
Датчиком пути является переднее колесо автомашины. Дат чик (контактный прерыватель) отсчитывает количество оборо тов колеса. Сигналы контактного прерывателя модулируют час тоту вспомогательного генератора, и информация о расстоянии в виде последовательности модулирующих импульсов передается в эфир. При необходимости привязки профиля или искомых точек
в плане включается |
гироскопический |
курсопрокладчик |
топогра |
|||
фического |
привязчика |
(на рис. IV. 20 |
курсопрокладчик |
не пока |
||
зан), и по |
команде |
оператора опорной станции |
визуально со |
|||
счетчиков |
координат |
|
(или графически — по карте) |
оператором |
определяемой станции снимаются координаты х и у или азимут профиля. Микрофон-телефон служит для переговоров между опе раторами станций.
Опорная станция устанавливается приблизительно в середине участка изысканий. При необходимости получения абсолютных отметок искомых точек станция устанавливается на точке с из вестной высотой. Частота fi определяемой станции улавливается приемником и поступает в смеситель. В этот же смеситель посту пает частота /г от струнного генератора (датчика давления) опорной станции. В смесителе выделяется разностная частота
18а
о)
Вспомога
тельный
генератор
Подмо- t Частотный' дулятор фильтр
Датчик
пути
Микрофон- |
|
- телефон |
|
Частотный |
I |
фи/1ьтр |
|
Смеситель |
Передатчик |
Частотный |
|
фи пьтр |
|
i |
|
Струнный |
|
генератор |
|
Рис. IV.20. Блок-схема
Частотный *» Смесите/ib
S) |
фильтр |
|
|
|
|
||
V |
|
Самописец |
|
|
|
||
|
Частотный |
Управление] |
|
Приемник |
лентопро |
||
фильтр |
|||
|
|
тяжкой |
|
|
Частотный] |
|
|
|
фильтр |
|
Микрофон- -телефон
баропрофилографа:
Струнный
генератор
а — определяемая станция; б — опорная станция
А / = / i — f2. |
Постоянный |
ток, |
пропорциональный |
величине |
|
E&Af |
[см. формулу (IV.90)], |
поступает в механизм |
управления |
||
пером |
самописца. В зависимости |
от величины тока перо занима |
ет то или иное положение по высоте на бумажной ленте, обеспе чивая этим масштаб записи по вертикали.
Информация о пройденном пути в виде последовательности импульсов поступает в шаговый механизм управления лентопротяжкой. От каждого поступившего импульса лента продергива ется на величину Д/М, где Д — длина окружности колеса авто машины (датчика расстояния), М — знаменатель горизонтально го масштаба записи профиля. Таким образом, на ленте самописца
BOOM |
500 |
чоо |
зоо |
zoo |
wo |
о |
Рис. IV.21. Образец записи профиля |
(волнистая |
линия — барометрический про |
||||
|
филь; |
кружки — точки геометрического нивелирования) |
|
вычерчивается профиль в заданном вертикальном и горизонталь ном масштабах.
Баропрофилограф был многократно опробован на опытных и опытно-производственных работах при съемках рельефа объ ектов линейного типа. На рис. IV. 21 приведен образец профиля, полученного с помощью баропрофилографа за один проезд. Кружками показаны пикеты, взятые на характерных точках рельефа, высоты которых для целей оценки точности были опре делены геометрическим нивелированием. Как видно из рисунка
отклонения «барометрического» |
профиля от «геометрического» |
||||||||
не превышают 0,2 м. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам многочисленных |
оценок |
точности |
по истин |
||||||
ным ошибкам точность |
барометрического |
нивелирования |
для |
||||||
случая удаления определяемой станции от опорной до 4 км |
|
||||||||
m A = |
± [0,09 |
+ |
( |
0 |
, 0 |
8 ( I V |
. 9 |
1 ) |
|
где m/i — среднеквадратичная |
ошибка |
определения |
точки, |
м; |
|||||
п — количество рейсов по профилю |
(количество определений |
вы |
|||||||
соты данной точки). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обычно нивелирование выполняется в прямом и обратном на |
|||||||||
правлениях (п = 2), в таком |
случае |
|
|
|
|
|
|
||
|
mh |
= ± 0 , 1 5 |
м. |
|
|
|
|
185
Литература к гл. IV.
IV. I . А р д а с е н о в В. Д., К о л ь ц о в В. П. Исследование нивелира НС-4 с самоустанавливающейся линией визирования. Изв. вузов, разд. «Геоде зия и аэрофотосъемка», № 2, 1971.
IV. 2. Б у ю к я н С. П., В а с ю т и н с к и й И. Ю., Д а в и д я н Д. Б. Фоторегнстриругощее устройство для измерения уровня жидкости в сосуде гид ростатического нивелира. Сб. «Вопросы атомной науки и техники», сер. «Про
ектирование», ЦНИИАТОМИНФОРМ, № 2, |
1970. |
IV. 3. Б у ю к я н С. П., В а с ю т и н с |
к и й И. Ю., К а л и х о в Б. В. |
Результаты испытаний системы гидростатического нивелирования на Ереван
ском |
синхротроне. Изв. АН Арм. ССР, сер. техн. |
наук, № 1, 1970. |
|
|
|
|
||||||||
|
IV. |
4. |
В е л и ч к о |
В. |
А., М о в ч а н |
С. |
Ф., |
В е л и ч к о |
А. |
В., |
|
Р о |
||
е в |
Ю. |
Д . |
Гидроманометрический нивелир. «Геодезия и картография», |
№ 5, |
||||||||||
1971. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. |
5. |
Г у с е в Н. |
А. Маркшейдерско-геодезические инструменты и прибо |
||||||||||
ры. Изд-во «Недра», |
1968. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
IV. |
6. |
Д е й м л и х |
Ф. Геодезическое ннструментоведение. Изд-во |
«Нед |
|||||||||
ра», |
1970. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. |
7. |
Д у р н е в а |
П. И. Современные зарубежные нивелиры с самоуста |
||||||||||
навливающейся, линией визирования. «Геодезия |
и |
картография» |
№ |
4, |
|
1956. |
||||||||
|
IV. |
8. |
К а в у н е ц |
Д . Н. Гидростатическое нивелирование на строитель |
||||||||||
ной |
площадке. Геодезиздат, 1961. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
IV. |
9. |
К о ч е т о в |
Ф. |
Г. Нивелиры с самоустанавлнвающейся |
линией |
ви |
|||||||
зирования. Изд-во «Недра», |
1969. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
IV. |
10. |
Л е в ч у к |
Г. |
П., |
Г и р ш б е р г |
М. А. Высокоточная |
выверка |
на |
правляющих путей автоматических линий большого протяжения. Тр.
МИИГАиК, |
вып. |
38. |
Геодезиздат, |
1960. |
|
|
|
|
||||
IV. |
11. Л е в ч у к |
Г. П. Курс |
инженерной геодезии. Изд-во |
«Недра», 1970. |
||||||||
IV. |
12. |
Л е в ч у к |
Г. |
П. О точности гидростатического |
прибора |
ЭНИМС. |
||||||
Тр. МИИГАиК, вып. 50. Геодезиздат, |
1962. |
|
|
|
|
|||||||
IV. |
13. |
Л о з и н с к а я |
А. М. Струнный микробарометр. «Прикладная гео |
|||||||||
физика», № |
34, |
1962. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. |
14. |
Л у |
Ф у - К а н . |
Горный |
гидростатический нивелир. «Геодезия и |
|||||||
картография», № |
9, |
1958. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
IV. |
15. |
М е л ь н и к о в А. Я. Гидростатический нивелир |
типа ГСН. Бюлл. |
|||||||||
научно-технической информации № 2 (55). Изд-во «Недра», |
1965. |
|
||||||||||
IV. |
16. |
М е щ е р с к и й |
И. Н. Нивелир с самоустанавливающей.ся линией |
|||||||||
визирования Ni-ВЗ. «Геодезия и картография» № |
6, 1963. |
|
|
|
||||||||
IV. |
17. |
М е щ е р с к и й |
И. Н. |
Исследование |
нивелира |
Ni-007. |
«Геодезия |
|||||
и картография», |
№ 5, 1964. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
IV. |
18. |
М е щ е р я к о в |
А. В. Теория и расчет компенсатора НСМ-1. Изв. |
|||||||||
вузов, сер. |
приборостроение, |
№ 3, |
1958. |
|
|
|
|
|||||
IV. |
19. |
М и р о н о в и ч |
М. И. Краткий каталог-справочник по маркшей- |
|||||||||
дерско-геодезическим приборам. Изд-во «Недра», |
1965. |
|
|
|
||||||||
IV. |
20. |
М и р о н о в и ч |
М. И. Новый шланговый нивелир для промыш |
|||||||||
ленного |
строительства. «Промышленное строительство», № |
И, |
1959. |
|
||||||||
IV. |
21. Н а з а р ч у к |
А. А. Метод |
измерения |
от фиксированной |
гидроста |
тической плоскости. Сб. «Инженерная геодезия», вып. 3. Киев, Изд-во «Буди-
велъник», |
1966. |
|
|
|
|
|
IV. 22. |
Н а з а р ч у к |
А. |
А. |
Широкопредельный |
высокоточный монтаж |
|
ный |
нивелир. Сб. «Инженерная |
геодезия», вып. 4. |
Киев. Изд-во «Будивель- |
|||
ник», |
1968. |
|
|
|
|
|
IV. 23. |
П о р у б а й |
Н. |
И. Геодезические наблюдения за деформациями |
фундамента и балок линейного ускорителя И-2. Изв. вузов, сер. «Геодезия и
аэрофотосъемка», |
вып. |
5, |
1969. |
. IV. 24. Р о е в |
Ю. |
Д., |
В е л и ч к о В. А., С н е г и р е в Л. М. СМБ-1 в ка |
честве профилографа. |
«Геодезия и картография», № 4, 1967. |
186
IV. 25. Р о е в Ю. Д., П а н к о в |
И. Г. |
Баропрофилограф с |
радиотелемет |
|
рической передачей |
информации о |
рельефе |
и пройденном пути. |
«Геодезия и |
картография» № 11, |
1970. |
|
|
|
IV . 26. С п о р ы ш к о в а Н. А. Гидростатическое нивелирование на стро |
ительной площадке. Сб. «Вопросы геодезического контроля инженерных со
оружений». Волгоград, 1968. |
|
|
|
||
IV. 27. |
Ч е р е м и с |
и н |
М. С. |
Новые нивелирные компенсаторы. |
Тр.. |
ЦНИИГАиК, № 154. Изд-во |
«Недра», |
1963. |
|
||
IV. 28. |
Ч е р н и к о в |
В. |
Ф. Наблюдение за осадками промышленных со |
||
оружений |
гидростатическим |
нивелированием. Изв. вузов, сер. «Геодезия |
и |
||
аэрофотосъемка», вып. 2, |
1964. |
|
|
Г Л А В А V
РЕШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ТИПОВЫХ ИНЖЕНЕРНОГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВОЙ ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
§V. 1. Съемка инженерных подземных коммуникаций
спомощью индукционных приборов
Кинженерным подземным коммуникациям (ИПК) относятся: кабели электро- и телефонных линий, трубопроводы для тран спортировки воды, горючих жидкостей, газа, воздуха и т. п. Съемка ИПК производится в плане и по высоте. Съемке подле жат все наземные сооружения — колодцы, камеры, подстанции, водокачки и т. п. подземные прокладки.
Особенностью строительства ИПК является неравномерность продвига этого вида работ, обусловленная сложностью их орга низации, возможностью выполнения по частям в неудобное для топографических съемок время, например зимой, в темное время суток и т. д. Вследствие этого исполнительная топографическая съемка непосредственно уложенных труб или кабелей не всегда возможна и выполняется часто после засыпки траншей. Обычные методы съемки предусматривают в этих случаях рытье шурфов на характерных точках ИПК с последующими инструменталь ными промерами подземного объекта. Такие работы весьма тру доемки, особенно в условиях заводских территорий или города, когда они часто сопряжены со вскрытием дорожного покрытия.
В последние годы при съемках и инвентаризации ИПК нача ли применяться индукционные методы выноса на поверхность и определения глубины заложения объекта приборами, получивши ми общее название трубокабелеискателей (ТКИ), без вскрытия траншей. Вынесенная на поверхность и отмеченная на ней ИПК в дальнейшем снимается топо-геодезическими методами.
Если по достаточно длинному проводнику пропустить пере менный ток, то вокруг' него образуется переменное электромаг нитное поле, силовые линии которого имеют, в первом прибли жении, вид концентрических окружностей. В -антенне, внесенной
вэлектромагнитное поле, наводится электродвижущая сила,
пропорциональная эффективности антенны и интенсивности поля.
188