Файл: Никольский Б.В. Эксплуатация и ремонт электрических машин на металлургических заводах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
Число пропиток, которым подвергаются обмотки, зависит: от ме ста установки машины, окружающей температуры и среды, условий эксплуатации, характера пуска, конструкции обмоток, изоляции, типа применяемых лаков и способа пропитки. При нормальном ис полнении обмоток нужно осуществлять две, а при повышенных тре бованиях — три пропитки.
Основным способом пропитки обмоток является пропитка погру жением в лак. Перед погружением обмотки должны иметь темпера туру 65—70° С, так как при более высокой температуре происходит быстрое улетучивание растворителей в лаке, что может привести к ускорению коагуляции (свертыванию) лака.
При первой пропитке обмотки выдерживают в лаке в течение 15—25 мин до прекращения выделения воздушных пузырей. Лаки, находящиеся в сосудах пропиточного отделения, должны соответ ствовать техническим требованиям, а по содержанию нелетучих должны проверяться в лабораториях не реже одного раза в шесть месяцев.
Пропитанные обмотки выдерживают над сосудом в течение 10— 15 мин для стекания лака, после чего корпус статора или станины, железо статора, ротора, якоря, а также стальные бандажи и поса дочные места валов протирают салфеткой, смоченной в растворителе, с целью удаления лаковой пленки. После этого обмотки погружают в сушильную печь.
Вязкость лака должна соответствовать требованиям. В случае повышения вязкости лак разбавляют соответствующими раствори телями и проверяют с помощью воронки ВЗ-4, а при понижении вязкости добавляют неразведенный лак. При заливке растворителя в лак, температура лака и растворителя должна быть одинаковой, причем растворитель добавляют небольшими дозами и размешивают деревянной мешалкой. Технологические данные лаков приведены в табл. 12.
Выводные концы для предотвращения от пересыхания во время сушки нужно покрывать касторовым маслом.
Сушка обмоток после первой пропитки
После окончания пропитки и стекания пропиточного лака об мотки сушат. Сушильную печь перед загрузкой обмоток следует нагреть до температуры 100—110° С и на тележку погрузить про питанные лаком обмотки. Закрыть печь. Первые два часа сушки обмен в печи должен быть наибольший, для этого заслонку цирку ляции воздуха в печи открыть полностью. Это время сушки обеспе чивает удаление паров растворителя из обмотки.
После |
истечения двух часов |
заслонку |
выхода воздуха закрыть |
и сушить |
обмотки электрической |
машины, |
как указано в табл. 11. |
В последующее время сушки происходит процесс запекания пленки лака, время запекания зависит от массы детали машины и состав ляет от 4 до 12 ч в зависимости от применяемого лака.
107
Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К И Е Д А Н Н Ы Е Л А К О В Д Л Я П Р О П И Т К И О Б М О Т О К Э Л Е К Т Р И Ч Е С К И Х М А Ш И Н
|
|
|
|
s |
о |
|
« |
|
к |
|
|
|
0> |
|
|
|
|
|
|
|
0J |
|
|
|
g * |
||
|
|
|
|
„ t. |
m |
ra |
ч |
|
|
|
|
||
Типы обмотки |
X Ц |
u Я |
4 |
га |
|
s |
|
|
|
|
|||
я о |
К |
|
H |
|
|
|
О. h- |
||||||
|
|
|
|
С аз |
й == |
о |
X |
|
œ |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
С о |
о, |
|
vo |
s |
|
|
|||
|
|
|
|
ь ѵ |
g er |
|
m |
^ о |
|
а |
|
||
|
|
|
|
О н |
Ь С |
го |
|
та |
Я с с |
|
сЗ Sä? |
||
|
|
|
|
|
|
0. |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
s |
|
|
|
|
|
|
Всыпная: |
статоров, |
Пропитка |
А |
ПБД, |
F<J>95 |
Ксилол, уайтспи- |
30—40 |
45 |
|||||
якорей, |
роторов |
в узле |
В |
ПЭЛБО |
|
рит 1 : 1 |
|
|
|
|
|||
Шаблонная: |
роторов |
|
ПЭВ-2, |
ФЛ98 |
То же |
|
35—50 |
50 |
|||||
и статоров |
с |
изоли |
|
|
ПЭТВ, |
|
|
|
|
|
|
|
|
ровкой |
паза |
(витко- |
|
|
ПСД |
|
|
|
|
|
|
|
|
вая изоляция |
пред |
|
F |
ПСДТ, |
ПЭ933 |
Эртилцеллозольв, |
30—50 50—55 |
||||||
варительно |
пропита |
|
|
ПСД, |
|
ксилол |
1 : 1 |
|
|
|
|
||
на) |
|
|
|
|
|
ПСДТ |
|
|
|
|
|
|
|
Шаблонная: |
|
якоря, |
Пропитка |
А |
ПБД |
ФЛ98 |
Уайтспирит, кси |
35—50 |
50 |
||||
статора |
и ротора |
витковой |
В |
ПСД |
ФЛ98 |
лол 1 : 1 |
35—50 |
50 |
|||||
|
|
|
|
изоляции |
F |
|
|
Этилцеллозольв, |
30—50 50—55 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ксилол |
1 : 1 |
|
|
|
|
Шаблонные: якорей, Пропитка |
А |
ПБД |
ФЛ-98 |
Уайтспирит, кси |
35—50 |
50 |
статоров с корпусной |
Б |
ПСД |
ФЛ-98 |
лол 1 : 1 |
35—50 |
50 |
изоляцией |
F |
ПСД |
ПЭ-933 |
Этилцеллозольв, |
30—35 50—55 |
|
|
|
|
|
ксилол 1 : 1 |
30—50 |
|
|
|
Таблица 12 |
|
|
Р е ж и м с у ш к и |
|
|
|
О. |
|
О |
|
а> - |
|
ё = |
|
G га |
i g e |
|
|
s а |
Р |
|
|
g.|s |
||
|
Е- H |
с * ж |
|
|
120—130 |
12—16 |
2 |
|
130—140 |
10—16 |
2 |
I |
ступень |
2—4 |
2 |
|
110—120 |
|
|
II ступень |
|
1 |
|
|
150—160 |
12—16 |
|
|
120—130 |
6—8 |
1 |
I |
110—140 |
6—8 |
1 |
ступень |
|
|
|
|
110—120 |
2—4 |
1 |
II ступень |
|
|
|
|
150—160 |
6—10 |
1 |
|
120—130 |
6—8 |
1 |
I |
110—140 |
6—8 |
1 |
ступень |
|
|
|
|
110—120 |
2—4 |
1 |
II ступень |
|
|
|
|
150—160 |
6—10 |
1 |
...у-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл. 12 |
||
|
|
|
|
|
|
|
<хЗ |
|
|
Л |
|
|
|
Р е ж и м с у ш к и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
s |
О |
|
КЗ |
|
|
Ь< |
|
В * |
|
|
|
|
|
|
|
|
<Л |
<Я |
|
|
|
|
|
|
о |
|||||
|
|
|
и |
S |
Ч |
|
|
К |
|
es S |
|
І°° |
|
|||
Типы |
обмотки |
£ О |
|
|
|
|
Ш |
|
|
|
|
|||||
S Ч |
|
|
О |
а: |
|
|
|
|
* >, |
|
|
°~ |
||||
|
|
|
CJ О |
u |
S |
|
|
Ю |
|
|
а, |
|
||||
|
|
|
С X |
|
- и |
|
|
|
2 s |
о. H |
|
|
ч с |
|||
|
|
|
<р X |
g a |
|
|
|
со |
« <и |
|
<и - |
о. S о |
||||
|
|
|
t- 0J |
С о |
s |
|
|
<3 |
» O f t |
•=t с; |
|
с та |
s ° |
|||
|
|
|
5 § |
|
|
0. |
|
|
с S ж |
|||||||
|
|
|
О н |
к Си |
|
|
|
|
ta с с |
|
|
s о. |
V а |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шаблонные: |
якорей |
Пропитка |
|
A |
ПБД |
ФЛ-98 |
Уайтспирит, кси |
35—50 |
50 |
|
120—130 |
10—20 |
2 |
|||
(корпусная |
и витко- |
в якорях |
|
|
|
ФЛ-98 |
лол |
1 : 1 |
35—50 |
50 |
|
130—140 |
10—20 |
2 |
||
вая изоляция предва |
|
|
В |
ПСД |
|
|||||||||||
рительно |
пропитаны) |
|
|
F |
ПСД, |
ПЭ-933 |
Этилцеллозольв, |
30—50 50—55 |
I |
ступень |
|
|
||||
|
|
|
|
|
2—3 |
1 |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
ПСДТ |
|
ксилол |
1 : 1 |
|
|
|
110—120 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II ступень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
150—160 |
10—20 |
1 |
Шунтовые |
катушки |
Пропитка |
|
A |
ПБД, |
1 1Ф-95 |
|
|
|
30—40 |
45 |
120—130 |
20—24 |
1 |
||
машин |
постоянного |
катушек |
|
|
ПЭЛБО, |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
35—50 |
50 |
130—140 |
12—20 |
1 |
|||||||
тока 1 |
|
|
|
|
|
ПЭВ-2 |
J |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
В |
ПСД |
ФЛ-98 |
Уайтспирит, кси |
30—50 |
50—55 |
I |
ступень |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
лол |
1 : |
1 |
|
|
110—120 |
2—4 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
F |
ПЭТВ |
ПЭ-933 |
|
|
|
|
|
II ступень |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПСДТ |
|
|
|
|
|
|
150—160 |
12—20 |
1 |
1 П р о п и т к а о с у щ е с т в л я е т с я по д в а к у у м о м в о т л и ч и е от о с т а л ь н ы х обмоток, пропитка к о т о р ы х о с у щ е с т в л я е т с я г о р я ч и м п о г р у ж е н и е м .
Повторные пропитки выполняются аналогично первым, но время выдерживания обмотки в лаке сокращается до 15 мин. Сушка после повторных пропиток также повторяется аналогично первой, а время запекания пленки сокращается от 2 до 4 ч. После каждой сушки следует проверять состояние изоляции мегомметром, сопротивление которой должно быть не ниже 0,5 Мом при верхнем пределе тем пературы.
Покрытие обмоток защитной эмалью
После пропитки и сушки обмотки электрических машин подвер гают покрытию защитной эмалью. Защитную эмаль наносят на от крытые места обмоток с целью создания защитной пленки от воздей ствия влаги, масла, а также механических повреждений.
Покровную эмаль подбирают в соответствии с классом изоляции обмоток, условий окружающей среды, в которой работает электри ческая машина. Все лаки и эмали растворяются при одинаковой температуре эмали, лака и растворителей. Технологические данные покровных эмалей приведены в табл. 13.
Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К И Е Д А Н Н Ы Е П О К Р О В Н Ы Х Э М А Л Е Й Д Л Я О Б М О Т О К Э Л Е К |
і |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К л а с с |
|
Состав и |
краткая |
|
|
Тип |
обмотки |
и з о л я |
Эмаль |
|
|||
характеристика |
|
||||||
|
|
ции |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Обмотка |
статоров и |
А |
ГФ-92ХС |
Серая (красная) эмаль, пиг |
|
||
катушек |
неподвижных |
|
|
ментированная |
нитроглифта- |
|
|
частей |
|
В |
Г Ф-92ГС (СПД) |
левая, воздушной |
сушки |
|
|
|
|
Серая (красная) эмаль, пиг |
|
||||
|
|
|
ГФ-92ГК (КДА) |
ментированная, |
нитроглифта- |
|
|
|
|
|
|
левая, печной сушки, пленка |
|
||
|
|
|
|
маслодугостойкая |
|
|
|
|
|
|
ЭП-91 |
Теплостойкая |
покровная на |
|
|
|
|
|
|
основе эпоксидных |
смол, тем |
|
|
|
|
|
|
но-зеленого цвета |
|
|
Обмотки |
роторов |
X й |
А |
ГФ-92ГС (СПД) |
|
якорей, |
катушек враща |
В |
ГФ-92ГК |
||
ющихся |
частей |
|
|
9П-91 |
|
Обмотки |
статоров |
и |
А |
ГФ-92ГС (СНД) |
|
якорей, |
катушки непод |
В |
ГФ-ГК (КОД) |
||
вижных и вращающихся |
|
ЭП-Э1 |
|||
частей |
|
|
|
|
|
Компаундированные |
|
А |
БТ-9Э |
||
обмотки |
|
электрических |
|
|
|
машин |
и |
пропитанные |
|
|
|
катушки |
|
|
|
|
|
Покровный лак черного цве та из битума и масла, влаго стоек, но не маслостоек
Растворители вливают небольшими порциями и перемешивают деревянной мешалкой.
Техника безопасности
При пропитке обмоток в лаке и покрытии их эмалью в пропиточном отделении нужно строго соблюдать правила техники безопасности:
1)при пропитке обязательно применять и покрывать незащи щенную поверхность кожи руки пастой ХИОТ-6;
2)должна работать приточная и вытяжная вентиляция;
3) пропитчику находиться в пропиточном отделении только во время непосредственного выполнения работ;
4)в пропиточном отделении не применять ударных инструмен тов, вызывающих искру; не курить;
5)не применять растворитель для мытья рук.
Устройство и применение коаксиального термоэлектронагревателя
На заводе «Днепроспецсталь» в электроремонтном цехе для сушки статоров электродвигателей после пропитки (при температуре
Т Р И Ч Е С К И Х М А Ш И Н |
|
Вязкость 4-ВЗпо |
|
Т е м п е р а |
|
|
|
т у р а |
Р а з б а в и т е л и |
|
|
перед' |
|
||
покры |
|
|
|
тием, °с |
|
|
|
|
Толуол, |
КСИЛОЛ, |
25—30 |
|
уайтспирит |
|
|
8 5 ± 5 |
Толуол, |
КСИЛОЛ |
20—25 |
7 0 ± 5 |
Этилцеллозольв |
25—35 |
|
8 5 ± 5 |
Толуол, |
КСИЛОЛ |
20—25 |
8 5 ± 5 |
То же |
|
20—25 |
7 0 ± 5 |
Этил целлозол ьв |
25—35 |
|
8 5 ± 5 |
Толуол, |
ксилол |
20—25 |
8 5 ± 5 |
То же |
|
20—25 |
7 0 ± 5 |
Этилцеллозольв |
25-35 |
|
35—50 |
Толуол, |
ксилол, |
25—30 |
|
уайтспирит |
|
|
Р е ж и м сушки
Воздушный
Печной
»
»
»
»
»
»
»
Воздушный
Т е м п е р а т у р а с у ш к и , °С
Таблица 13
П р о д о л ж и тельность с у ш к и , ч
|
2 0 ± 5 |
18—24 |
|
110±5 |
4—6 |
1 ступень |
1—2 |
|
|
2 0 ± 5 |
|
II |
ступень |
1—2 |
|
180±5 |
4—6 |
|
110+5 |
|
I |
110±5 |
4—6 |
ступень |
1—2 |
|
|
20+5 |
|
II |
ступень |
2—4 |
|
180±5 |
4—8 |
|
110±5 |
|
|
110+5 |
4—8 |
I |
ступень |
1—2 |
|
2 0 ± 5 |
|
II |
ступень |
2—4 |
|
180±5 |
2—3 |
|
18—22 |
111
110
в камере 130° С), а также для сушки электродвигателей после по краски (при температуре 100° С) применены коаксиальные нагре ватели заводской конструкции.
Нагреватель (рис. 57) состоит из трубки 3 диаметром 18,5x0,5 (нержавеющая сталь), обмотанной стеклолентой, смоченной в жидком
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
s S S'S's |
|
|
|
|
|
J . |
_ I |
|
|
|
|
|
! |
I |
f ;//У//;>>>/;>>/Ѵ^У;>; |
|
> /? |
; ; |
//У/У/У/У/л |
|
|
1 |
|
1000 |
|
|
|
too |
|
|
|
|
I |
||
|
|
|
|
|
|
|
' |
|
|
. |
a |
t |
|
|
M-10 |
|
|
|
|
|
|
D |
l |
m |
|
|
|
|
J0 |
|
|
|
Рис. 57. Коаксиальные нагре ватели:
a — к о н с т р у к ц и я ; б — с е к ц и я из пяти нагревателей
стекле, помещенной в газовую трубу 2 диаметром 27x2,5; втулки 5, изготовленной из асбоцемента (втулка является центрирующей и изоляционной); токопроводящих шин 6; стяжных шпилек 7; угол ков 8 (35x35, Ст.З, 2 шт.); асбоцементных планок 9; токоподводящих шпилек 10; центрируемых шайб 1.
Зазор 1,5 мм (установлен экспериментально) засыпан кварцевым песком 4.
Нагреватель питается переменным током промышленной частоты. Напряжение подается на токоподводящие шпильки.
112