Файл: Никольский Б.В. Эксплуатация и ремонт электрических машин на металлургических заводах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Число пропиток, которым подвергаются обмотки, зависит: от ме­ ста установки машины, окружающей температуры и среды, условий эксплуатации, характера пуска, конструкции обмоток, изоляции, типа применяемых лаков и способа пропитки. При нормальном ис­ полнении обмоток нужно осуществлять две, а при повышенных тре­ бованиях — три пропитки.

Основным способом пропитки обмоток является пропитка погру­ жением в лак. Перед погружением обмотки должны иметь темпера­ туру 65—70° С, так как при более высокой температуре происходит быстрое улетучивание растворителей в лаке, что может привести к ускорению коагуляции (свертыванию) лака.

При первой пропитке обмотки выдерживают в лаке в течение 15—25 мин до прекращения выделения воздушных пузырей. Лаки, находящиеся в сосудах пропиточного отделения, должны соответ­ ствовать техническим требованиям, а по содержанию нелетучих должны проверяться в лабораториях не реже одного раза в шесть месяцев.

Пропитанные обмотки выдерживают над сосудом в течение 10— 15 мин для стекания лака, после чего корпус статора или станины, железо статора, ротора, якоря, а также стальные бандажи и поса­ дочные места валов протирают салфеткой, смоченной в растворителе, с целью удаления лаковой пленки. После этого обмотки погружают в сушильную печь.

Вязкость лака должна соответствовать требованиям. В случае повышения вязкости лак разбавляют соответствующими раствори­ телями и проверяют с помощью воронки ВЗ-4, а при понижении вязкости добавляют неразведенный лак. При заливке растворителя в лак, температура лака и растворителя должна быть одинаковой, причем растворитель добавляют небольшими дозами и размешивают деревянной мешалкой. Технологические данные лаков приведены в табл. 12.

Выводные концы для предотвращения от пересыхания во время сушки нужно покрывать касторовым маслом.

Сушка обмоток после первой пропитки

После окончания пропитки и стекания пропиточного лака об­ мотки сушат. Сушильную печь перед загрузкой обмоток следует нагреть до температуры 100—110° С и на тележку погрузить про­ питанные лаком обмотки. Закрыть печь. Первые два часа сушки обмен в печи должен быть наибольший, для этого заслонку цирку­ ляции воздуха в печи открыть полностью. Это время сушки обеспе­ чивает удаление паров растворителя из обмотки.

После

истечения двух часов

заслонку

выхода воздуха закрыть

и сушить

обмотки электрической

машины,

как указано в табл. 11.

В последующее время сушки происходит процесс запекания пленки лака, время запекания зависит от массы детали машины и состав­ ляет от 4 до 12 ч в зависимости от применяемого лака.

107


Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К И Е Д А Н Н Ы Е Л А К О В Д Л Я П Р О П И Т К И О Б М О Т О К Э Л Е К Т Р И Ч Е С К И Х М А Ш И Н

 

 

 

 

s

о

 

«

 

к

 

 

 

0>

 

 

 

 

 

 

 

0J

 

 

 

g *

 

 

 

 

„ t.

m

ra

ч

 

 

 

 

Типы обмотки

X Ц

u Я

4

га

 

s

 

 

 

 

я о

К

 

H

 

 

 

О. h-

 

 

 

 

С аз

й ==

о

X

 

œ

5

 

 

 

 

 

 

С о

о,

 

vo

s

 

 

 

 

 

 

ь ѵ

g er

 

m

^ о

 

а

 

 

 

 

 

О н

Ь С

го

 

та

Я с с

 

сЗ Sä?

 

 

 

 

 

 

0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

s

 

 

 

 

 

 

Всыпная:

статоров,

Пропитка

А

ПБД,

F<J>95

Ксилол, уайтспи-

30—40

45

якорей,

роторов

в узле

В

ПЭЛБО

 

рит 1 : 1

 

 

 

 

Шаблонная:

роторов

 

ПЭВ-2,

ФЛ98

То же

 

35—50

50

и статоров

с

изоли­

 

 

ПЭТВ,

 

 

 

 

 

 

 

ровкой

паза

(витко-

 

 

ПСД

 

 

 

 

 

 

 

вая изоляция

пред­

 

F

ПСДТ,

ПЭ933

Эртилцеллозольв,

30—50 50—55

варительно

пропита­

 

 

ПСД,

 

ксилол

1 : 1

 

 

 

 

на)

 

 

 

 

 

ПСДТ

 

 

 

 

 

 

 

Шаблонная:

 

якоря,

Пропитка

А

ПБД

ФЛ98

Уайтспирит, кси­

35—50

50

статора

и ротора

витковой

В

ПСД

ФЛ98

лол 1 : 1

35—50

50

 

 

 

 

изоляции

F

 

 

Этилцеллозольв,

30—50 50—55

 

 

 

 

 

 

 

 

ксилол

1 : 1

 

 

 

 

Шаблонные: якорей, Пропитка

А

ПБД

ФЛ-98

Уайтспирит, кси­

35—50

50

статоров с корпусной

Б

ПСД

ФЛ-98

лол 1 : 1

35—50

50

изоляцией

F

ПСД

ПЭ-933

Этилцеллозольв,

30—35 50—55

 

 

 

 

ксилол 1 : 1

30—50

 

 

 

Таблица 12

 

Р е ж и м с у ш к и

 

 

О.

 

О

 

а> -

 

ё =

 

G га

i g e

 

s а

Р

 

g.|s

 

Е- H

с * ж

 

 

120—130

12—16

2

 

130—140

10—16

2

I

ступень

2—4

2

 

110—120

 

 

II ступень

 

1

 

150—160

12—16

 

120—130

6—8

1

I

110—140

6—8

1

ступень

 

 

 

110—120

2—4

1

II ступень

 

 

 

150—160

6—10

1

 

120—130

6—8

1

I

110—140

6—8

1

ступень

 

 

 

110—120

2—4

1

II ступень

 

 

 

150—160

6—10

1

...у-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение табл. 12

 

 

 

 

 

 

 

<хЗ

 

 

Л

 

 

 

Р е ж и м с у ш к и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

s

О

 

КЗ

 

 

Ь<

 

В *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

и

S

Ч

 

 

К

 

es S

 

І°°

 

Типы

обмотки

£ О

 

 

 

 

Ш

 

 

 

 

S Ч

 

 

О

а:

 

 

 

 

* >,

 

 

°~

 

 

 

CJ О

u

S

 

 

Ю

 

 

а,

 

 

 

 

С X

 

- и

 

 

 

2 s

о. H

 

 

ч с

 

 

 

X

g a

 

 

 

со

« <и

 

<и -

о. S о

 

 

 

t- 0J

С о

s

 

 

<3

» O f t

•=t с;

 

с та

s °

 

 

 

5 §

 

 

0.

 

 

с S ж

 

 

 

О н

к Си

 

 

 

 

ta с с

 

 

s о.

V а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шаблонные:

якорей

Пропитка

 

A

ПБД

ФЛ-98

Уайтспирит, кси­

35—50

50

 

120—130

10—20

2

(корпусная

и витко-

в якорях

 

 

 

ФЛ-98

лол

1 : 1

35—50

50

 

130—140

10—20

2

вая изоляция предва­

 

 

В

ПСД

 

рительно

пропитаны)

 

 

F

ПСД,

ПЭ-933

Этилцеллозольв,

30—50 50—55

I

ступень

 

 

 

 

 

 

 

2—3

1

 

 

 

 

 

 

ПСДТ

 

ксилол

1 : 1

 

 

 

110—120

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II ступень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

150—160

10—20

1

Шунтовые

катушки

Пропитка

 

A

ПБД,

1 1Ф-95

 

 

 

30—40

45

120—130

20—24

1

машин

постоянного

катушек

 

 

ПЭЛБО,

 

 

 

 

 

 

 

 

35—50

50

130—140

12—20

1

тока 1

 

 

 

 

 

ПЭВ-2

J

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

ПСД

ФЛ-98

Уайтспирит, кси­

30—50

50—55

I

ступень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лол

1 :

1

 

 

110—120

2—4

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

F

ПЭТВ

ПЭ-933

 

 

 

 

 

II ступень

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСДТ

 

 

 

 

 

 

150—160

12—20

1

1 П р о п и т к а о с у щ е с т в л я е т с я по д в а к у у м о м в о т л и ч и е от о с т а л ь н ы х обмоток, пропитка к о т о р ы х о с у щ е с т в л я е т с я г о р я ч и м п о г р у ж е н и е м .


Повторные пропитки выполняются аналогично первым, но время выдерживания обмотки в лаке сокращается до 15 мин. Сушка после повторных пропиток также повторяется аналогично первой, а время запекания пленки сокращается от 2 до 4 ч. После каждой сушки следует проверять состояние изоляции мегомметром, сопротивление которой должно быть не ниже 0,5 Мом при верхнем пределе тем­ пературы.

Покрытие обмоток защитной эмалью

После пропитки и сушки обмотки электрических машин подвер­ гают покрытию защитной эмалью. Защитную эмаль наносят на от­ крытые места обмоток с целью создания защитной пленки от воздей­ ствия влаги, масла, а также механических повреждений.

Покровную эмаль подбирают в соответствии с классом изоляции обмоток, условий окружающей среды, в которой работает электри­ ческая машина. Все лаки и эмали растворяются при одинаковой температуре эмали, лака и растворителей. Технологические данные покровных эмалей приведены в табл. 13.

Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К И Е Д А Н Н Ы Е П О К Р О В Н Ы Х Э М А Л Е Й Д Л Я О Б М О Т О К Э Л Е К

і

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К л а с с

 

Состав и

краткая

 

Тип

обмотки

и з о л я ­

Эмаль

 

характеристика

 

 

 

ции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обмотка

статоров и

А

ГФ-92ХС

Серая (красная) эмаль, пиг­

 

катушек

неподвижных

 

 

ментированная

нитроглифта-

 

частей

 

В

Г Ф-92ГС (СПД)

левая, воздушной

сушки

 

 

 

Серая (красная) эмаль, пиг­

 

 

 

 

ГФ-92ГК (КДА)

ментированная,

нитроглифта-

 

 

 

 

 

левая, печной сушки, пленка

 

 

 

 

 

маслодугостойкая

 

 

 

 

 

ЭП-91

Теплостойкая

покровная на

 

 

 

 

 

основе эпоксидных

смол, тем­

 

 

 

 

 

но-зеленого цвета

 

 

Обмотки

роторов

X й

А

ГФ-92ГС (СПД)

якорей,

катушек враща­

В

ГФ-92ГК

ющихся

частей

 

 

9П-91

Обмотки

статоров

и

А

ГФ-92ГС (СНД)

якорей,

катушки непод­

В

ГФ-ГК (КОД)

вижных и вращающихся

 

ЭП-Э1

частей

 

 

 

 

 

Компаундированные

 

А

БТ-9Э

обмотки

 

электрических

 

 

машин

и

пропитанные

 

 

катушки

 

 

 

 

 

Покровный лак черного цве­ та из битума и масла, влаго­ стоек, но не маслостоек

Растворители вливают небольшими порциями и перемешивают деревянной мешалкой.

Техника безопасности

При пропитке обмоток в лаке и покрытии их эмалью в пропиточном отделении нужно строго соблюдать правила техники безопасности:

1)при пропитке обязательно применять и покрывать незащи­ щенную поверхность кожи руки пастой ХИОТ-6;

2)должна работать приточная и вытяжная вентиляция;

3) пропитчику находиться в пропиточном отделении только во время непосредственного выполнения работ;

4)в пропиточном отделении не применять ударных инструмен­ тов, вызывающих искру; не курить;

5)не применять растворитель для мытья рук.

Устройство и применение коаксиального термоэлектронагревателя

На заводе «Днепроспецсталь» в электроремонтном цехе для сушки статоров электродвигателей после пропитки (при температуре

Т Р И Ч Е С К И Х М А Ш И Н

 

Вязкость 4-ВЗпо

Т е м п е р а ­

 

 

т у р а

Р а з б а в и т е л и

 

перед'

 

покры ­

 

 

 

тием, °с

 

 

 

 

Толуол,

КСИЛОЛ,

25—30

 

уайтспирит

 

 

8 5 ± 5

Толуол,

КСИЛОЛ

20—25

7 0 ± 5

Этилцеллозольв

25—35

8 5 ± 5

Толуол,

КСИЛОЛ

20—25

8 5 ± 5

То же

 

20—25

7 0 ± 5

Этил целлозол ьв

25—35

8 5 ± 5

Толуол,

ксилол

20—25

8 5 ± 5

То же

 

20—25

7 0 ± 5

Этилцеллозольв

25-35

35—50

Толуол,

ксилол,

25—30

 

уайтспирит

 

 

Р е ж и м сушки

Воздушный

Печной

»

»

»

»

»

»

»

Воздушный

Т е м п е р а т у р а с у ш к и , °С

Таблица 13

П р о д о л ж и ­ тельность с у ш к и , ч

 

2 0 ± 5

18—24

 

110±5

4—6

1 ступень

1—2

 

2 0 ± 5

 

II

ступень

1—2

 

180±5

4—6

 

110+5

I

110±5

4—6

ступень

1—2

 

20+5

 

II

ступень

2—4

 

180±5

4—8

 

110±5

 

110+5

4—8

I

ступень

1—2

 

2 0 ± 5

 

II

ступень

2—4

 

180±5

2—3

 

18—22

111

110


в камере 130° С), а также для сушки электродвигателей после по­ краски (при температуре 100° С) применены коаксиальные нагре­ ватели заводской конструкции.

Нагреватель (рис. 57) состоит из трубки 3 диаметром 18,5x0,5 (нержавеющая сталь), обмотанной стеклолентой, смоченной в жидком

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

s S S'S's

 

 

 

 

 

J .

_ I

 

 

 

 

 

!

I

f ;//У//;>>>/;>>/Ѵ^У;>;

 

> /?

; ;

//У/У/У/У/л

 

1

 

1000

 

 

 

too

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

'

 

 

.

a

t

 

 

M-10

 

 

 

 

 

 

D

l

m

 

 

 

 

J0

 

 

 

Рис. 57. Коаксиальные нагре­ ватели:

a — к о н с т р у к ц и я ; б — с е к ц и я из пяти нагревателей

стекле, помещенной в газовую трубу 2 диаметром 27x2,5; втулки 5, изготовленной из асбоцемента (втулка является центрирующей и изоляционной); токопроводящих шин 6; стяжных шпилек 7; угол­ ков 8 (35x35, Ст.З, 2 шт.); асбоцементных планок 9; токоподводящих шпилек 10; центрируемых шайб 1.

Зазор 1,5 мм (установлен экспериментально) засыпан кварцевым песком 4.

Нагреватель питается переменным током промышленной частоты. Напряжение подается на токоподводящие шпильки.

112