Файл: Никольский Б.В. Эксплуатация и ремонт электрических машин на металлургических заводах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Силу тока намагничивающей обмотки для создания в магнитопроводе индукции в 10 ООО гс определяют по формуле

/ =

3,3 ( Р а - А , )

н

 

 

w

'

 

где Ня — высота

спинки, см;

H—напряженность

магнитного поля, которая равна 5-ь

-6,5 ав/см.

Сечение провода намагничивающей обмотки выбирают по допу­ стимой плотности тока. Величину мощности намагничивающей об­ мотки при испытании определяют по формуле

Питание намагничивающей обмотки следует осуществлять от по­ тенциал-регулятора, поднимая напряжение с нуля. После 10—15 мин испытания нужно снять напряжение и проверить нагрев магнитопровода по всей расточке статора. При проверке определятся горя­ чие и холодные места, в них следует установить термометры и затем продолжить испытания. Продолжительность прогрева магнитопро-

вода составляет

50—60 мин. Испытание

нужно прекратить, если

температура в какой-либо точке достигнет

100° С.

 

 

Если в течение всего нагрева максимальное превышение темпе­

ратуры стали не превзойдет 45 град, а температура отдельных

зубцов

не будет разниться между собой больше

чем на 20 град,

следует

считать активную сталь исправной.

 

 

 

 

 

Дефектировка

и замена

подшипников

В настоящее время только крупные электромашины

мощностью

более 500 квт имеют подшипники скольжения, на всех

остальных

электромашинах

установлены подшипники

качения — шариковые

или роликовые. Подшипники являются наиболее ответственной деталью электромашины, и повреждение их может привести к круп­ ной аварии. Поэтому в эксплуатации осуществляется постоянный надзор за состоянием подшипников: определение температуры на­ грева по контактным термометрам и прощупыванием, прослушивание

подшипника в работе, осмотр масляных

ванн и смазочных колец,

проверка состояния масла. В

основном

подшипники

скольжения

представляют собой чугунные

втулки

или разъемные

вкладыши

из двух половин, залитые баббитом. Подшипники скольжения под­ лежат тщательному осмотру при всех средних ремонтах и в случае обнаружения ненормальностей их в работе. Осматривают состояние трущихся поверхностей и торцов, делают замеры оттиском зазоров между шейкой вала и вкладышем у разъемных подшипников и щупом у подшипников втулочного типа, определяют целость заливки и от­ сутствие отлипания заливки от корпуса подшипника, сохранность маслораспределительных канавок (холодильников).

Допустимые зазоры между баббитовой поверхностью и шейкой вала приведены в табл. 14.

119


Таблица 14

Д О П У С Т И М Ы Е

Р А Д И А Л Ь Н Ы Е З А З О Р Ы В О П О Р Н Ы Х П О Д Ш И П Н И К А Х

С К О Л Ь Ж Е Н И Я

С К О Л Ь Ц Е В О Й С М А З К О Й

 

В е р х н и й з а з о р (мм) при скорости

в р а щ е н и я , об/мин

Д и а м е т р

шейки

 

в а л а ,

мм

1000 и б о л е е

 

менее 1000

18—30

0,040—0,093

0,060—0,118

30—50

0,050—0,112

0,075—0,142

50—80

0,065—0,135

0,095—0,175

80—120

0,080—0,160

0,120—0,210

120—180

0,100—0,195

0,150—0,250

І80—260

0,120—0,225

0,180—0,295

П р и м е ч а н и е .

З а з о р ы относятся к новым п о д ш и п н и к а м

э л е к т р о м а ш и н н о р м а л ь ­

ного и с п о л н е н и я .

В случаях выработки подшипников с баббитовой заливкой выше допустимых размеров производят перезаливку их. У подшипников с бронзовыми вкладышами при выработке рабочей поверхности можно произвести восстановительный ремонт, так как конфигурация их сложна. Восстановительный ремонт заключается в следующем: плоскости в местах разъема вкладышей прострагивают на строгаль­ ном станке на глубину 0,5—2 мм каждый, вкладыши попарно соби­ рают и места разъемов по концам временно сваривают; так как на­ ружный диаметр подшипника уменьшился, его размер восстанавли­ вают автогенной наваркой латуни, а затем на токарном станке раста­ чивают внутренний и протачивают наружный диаметры до необхо­ димых размеров, место временной сварки двух половин зачищают и подшипник разделяют на две части, маслораспределительные ка­ навки восстанавливают. Осевой разбег у подшипников скольжения допускают от 2 до 4 мм. Подшипники скольжения нормально рабо­ тают при температуре, не превышающей 80° С, а подшипники каче­ ния 95° С. При увеличении температуры диаметр шарика или ролика

Таблица 15

В Е Л И Ч И Н А М А К С И М А Л Ь Н О

Д О П У С Т И М Ы Х З А З О Р О В

В О П О Р Н Ы Х П О Д Ш И П Н И К А Х К А Ч Е Н И Я

 

 

F адиальные

з а з о р ы ,

мм

 

Внутренний д и а ­

 

 

 

максимально

д о п у ­

метр подшипника

в HoBsix ш а р и к о ­

в новых

р о л и к о ­

мм

п о д ш и п н и к а х

п о д ш и п н и к а х

стимые при

износе

 

 

 

 

подшипников

20—30

0,01—0,02

0,03—0,05

0,1

35—50

0,01—0,02

0,05—0,07

0,2

55—80

0,01—0,02

0,06—0,08

0,2

85—120

0,02—0,03

0,08—0,10

0,3

130—150

0,02—0,04

0,10—0,12

0,3

120


увеличивается и может произойти заклинивание подшипника и его выход из строя. Годность подшипника определяют замером щупом зазора между телами качения (шариком или роликом и верхней

обоймой).

В случае превышения размеров зазоров, указанных

в табл. 15,

подшипники заменяют.

При ремонтах электромашины подшипники промывают керосином и от руки проворачивают, при этом по звуку определяют качество

Л

л-я

Рис. 60. Приспособление для съема подшипников качения с вала электро­ двигателя

подшипника. Если на беговой дорожке имеются выбоины или цара­ пины, то при прокручивании подшипников будет слышен стук. Негодные подшипники стягивают с вала при помощи специальных съемников (рис. 60). Внутренние обоймы роликовых подшипников снимают после подогрева их электромагнитом. Посадку новых ша­ риковых подшипников или нижней обоймы роликовых подшип­ ников производят после подогрева их до 80°С в масляных ваннах.

Г Л А В А V

И С П Ы Т А Н И Е Э Л Е К Т Р И Ч Е С К И Х М А Ш И Н П Р И Р Е М О Н Т Е

1. О Б Ъ Е М И С П Ы Т А Н И Я

Надежная работа электрических машин может быть обеспечена только при условии регулярного проведения осмотров, плановопредупредительного, текущего и капитального ремонтов. Во время ремонтов все электрические машины подвергают контрольным про­ веркам и испытаниям. Целью проверок и испытаний является опре­ деление объема ремонта, контроль его качества, точное нахождение места повреждения, сокращение срока ремонта.

121

Повышение качества ремонта и снижение его себестоимости могут быть достигнуты правильной организацией проверок и испытаний на всех ремонтных стадиях. Проводить испытания удобно на спе­ циальной испытательной станции. Испытания машин большой мощ­ ности производят непосредственно на месте установки двигателя.

В объем испытания и проверок электрических машин входят:

1)наружный осмотр для выявления видимых дефектов;

2)измерение сопротивления изоляции обмоток статора, ротора, термодетектора и подшипников;

3)измерение токов утечки при испытании повышенным выпрям­ ленным напряжением;

4)испытание изоляции обмоток повышенным напряжением про­ мышленной частоты;

5)

измерение сопротивления обмоток постоянному току;

6)

снятие характеристик

холостого хода;

7)

проверка правильности

сборки двигателя (измерение зазоров,

вибраций и др.).

Объем необходимых испытаний зависит от номинальных величин мощности и напряжения машины.

У генераторов и двигателей мощностью менее 1000 ква и напря­ жением выше 1000 в не снимают характеристики холостого хода. Машины напряжением до 1000 в, независимо от мощности, испыты­ вают только по п.п. 1, 2, 4, 5, измеряют зазоры и вибрацию.

2. Н А Р У Ж Н Ы Й О С М О Т Р И П Р О В Е Р К А С О С Т О Я Н И Я И З О Л Я Ц И И

Целью внешнего осмотра является проверка состояния узлов и деталей электромашин (корпус, подшипники, щитки с зажимами, щетки, щеточный аппарат, кольца и др.).

При осмотре проверяют прочность всех болтовых креплений, наружный вид изоляции лобовых частей обмоток, осматривают концы вала, шпоночные канавки, проверяют состояние контактных колец, покровного слоя лака на обмотке.

Перед испытанием требуется ознакомиться с заводским паспортом, в котором указываются номинальные технические данные электро­ машины (тип, род тока, мощность, напряжение, сила тока, число оборотов в минуту).

После наружного осмотра проверяют схему соединения обмоток статора (звезда, треугольник), а также маркировку фаз. Наружный осмотр и проверку состояния изоляции производят немедленно при поступлении электромашины в ремонт, чтобы иметь возможность своевременно устранить дефекты изоляции обмоток, если они будут обнаружены. Сопротивление изоляции обмоток статора при номи­ нальном напряжении выше 1000 в измеряют мегомметром 2500 в, обмоток ротора — мегомметром 500—1000 в, а термодетекторов — мегомметром 250 в. Все измерения производятся при температуре не ниже 10° С.

122



При измерении сопротивления изоляции крупных электромашин рекомендуется применять мегомметры с электроприводом или с вы­ прямительной приставкой.

После измерения сопротивления изоляции для безопасности обслуживающего персонала снимают заряд с обмоток путем наложе­

ния

 

переносной

заземляющей

 

 

 

 

 

 

штанги

или защитного

заземле­

 

 

 

 

 

 

ния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно

ГОСТ 183—66 со­

 

 

 

 

 

 

противление

изоляции

рабочих

 

 

 

 

 

 

обмоток электрической

машины

 

 

 

 

 

 

должно быть не менее значения,

 

 

 

 

 

 

получаемого

по

формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

R

m

°

= іооо +

о,оі/>„

М о

м

'

 

 

 

 

 

 

где

U — номинальное напряже­

 

 

 

 

 

 

Рн

 

ние

обмотки,

в;

 

 

 

 

 

 

 

 

— номинальная

 

мощ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ность, ква.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минимальные

допустимые

 

 

 

 

 

 

для статорных обмоток электро­

 

 

 

 

 

 

машин

переменного тока

вели­

12

5

10

20

50

100

чины

 

сопротивления

изоляции

 

S,

Mâa

 

 

 

при

температуре

обмотки 20° С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в зависимости от мощности

ма­ Рис.

61. Номограмма

значений

сопротив­

шины,

скорости

вращения

ро­

ления изоляции обмоток

 

тора

и

номинального

напряже­

 

 

 

 

 

 

ния

 

можно

определить

по номограмме, приведенной

на

рис. 61.

Если

 

сопротивление

изоляции меньше нормы, обмотки машины

после

ремонта подвергают

 

сушке.

 

 

 

 

 

 

Для обмоток ротора крупных генераторов величины сопротивле­ ния изоляции должны быть не менее 0,5 Мом.

Для обмоток якорей и обмоток возбуждения машин постоянного тока большой мощности напряжением до 1000 в сопротивление изо­ ляции должно быть не менее 2 Мом.

3. И С П Ы Т А Н И Е И З О Л Я Ц И И О Б М О Т О К П О В Ы Ш Е Н Н Ы М Н А П Р Я Ж Е Н И Е М

Испытание изоляции обмоток повышенным напряжением произ­

водят лишь после измерения сопротивления

изоляции мегомметром

и получения при этом удовлетворительных

результатов.

Сопротивление изоляции цепей возбуждения генератора и воз­ будителя с присоединенной к ней аппаратурой должно быть не менее 1 Мом при измерении мегомметром 1000 или 500 в, а сопротивление изоляции обмотки возбудителя и подвозбудителя — не менее 0,5 Мом при температуре 20° С ± 10 град.

Мегомметром 1000 в измеряют сопротивление изоляции подшип­ ников генератора и возбудителя относительно фундаментной плиты

123