Файл: Месенжник Я.З. Кабели для нефтегазовой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

MnS, который существенно не влияет на протягиваемость проволоки. Содержание марганца в стали до 0,9% также увеличивает предел прочности при растяжении и износоус­ тойчивость, не оказывая при этом заметного отрицательного влияния на вязкость. Для проволоки с повышенной вяз­ костью содержание марганца допускается в пределах 0,4 + + 0,7%. Применение хрома также увеличивает разрывную прочность проволоки и стойкость против коррозии, однако его содержание не должно превышать 0,12—0,15% во избе­ жание хрупкости. Сопоставление этих данных с химическим составом проволок брони кабеля геоф. ст. „Халибуртон“ сви­ детельствует об оптимальности соотношения элементов в них.

Оптимальное количественное соотношение элементов вы­ держивается в проволоках брони каротажных кабелей мно гих фирм. Французский семижильный кабель, поставленный в СССР в комплекте с венгерской геофизической станцией, имеет проволочную броню, отличающуюся следующими особенностями1: меньшей прочностью, большей пластич­ ностью и меньшей хрупкостью (большей стойкостью к скру­

чиваниям и перегибам), чем отечественная проволока, вы-

чмту пускаемая поШ МеТи-№ 145-65.

Химический состав (%) проволоки брони следующий:

 

1- ый повив

2-ой повив

Элемент

(диаметр

(диаметр

 

пооволоки, 1,14 мм)

проволоки 1,40 мм)

С

0,74

0,74

Мп

0,51

0,62

S1

0,20

0,26

S

0,013

0,018

Р

0,028

0,030

Сг

0,06

0,07

N1

0,05

0,06

А1, качеств.

Есть

Есть

По химическому составу эта проволока соответствует отечественной марке углеродистой стали 70 по ГОСТу 1050—60. Металлографическим анализом установлено, что металл загрязнен неметаллическими включениями (оксида­ ми) до 1 балла по ГОСТу 1778—62. Микроструктура метал­ ла проволоки представляет собой сорбит с тонкими выделе­ ниями феррита. Структура вытянута в направлении дефор­ мации, получаемой проволоками в процессе их наложения на кабельную заготовку. На поверхности проволок имеется покрытие толщиной около 0,05 мм, структура которого аналогична цинковому по стали. Это покрытие травится

1 Исследование проволоки проведено в НИИМетиз (Магнитогорск).

268


Слабым раствором азотной кислоты в спирте. Поверх Цин­

кового покрытия имеется пленка, предположительно лако­ красочная.

„Собственные“ характеристики о„, количество перегибов п, количество скручиваний т проволок (со снятым слоем покрытия), а также характеристики исходных проволок и для сравнения — отечественной проволоки, приведены в табл. 29.

Т а б л и ц а 29

Диаметр про­ волоки, мм

Механические характеристики бронепроволок

 

Исходная

проволока

 

Проволока

со снятым защитным слоем

 

Л,

а,

 

 

а,

а,

 

 

 

Ь

н

 

 

(-

 

 

 

О

 

 

 

,

* л

5 я—

т

% ,

2 я

2

«д •

т

g s ?

 

х*Ч

§

1 ч

кгсімм1

С mіл

С Ин

 

кгсімм1

5*я *

 

 

 

 

С ОЮ

cm2

 

Французская

 

 

 

 

 

 

 

1,14

163 165

74-12

254-37

1934-197

11

29; 35

 

 

 

 

 

 

 

1,45

158 4- Г/0

24 4- 29

244-32

177 4-196

26-29

224-32

Отечественная

 

 

 

 

 

 

 

1,1

2004-250

6

20

1,3

200 4-250

17

20

Возможность применения стальной проволоки для изго­ товления брони или жилы во многом определяется ее тех­ нологической и эксплуатационной надежностью. Эти качест­ ва зависят как от ее химического состава, так и способа изготовления. Требования к технологичности проволоки вы­ соки при применении ее для изготовления как брони, так и жилы, однако в последнем случае они могут быть выше. Это связано с необходимостью изготовления в некоторых случаях жил (или стальных сердечников) с коротким шагом для увеличения гибкости и упругой составляющей удлине­ ния.

Анализ технологии изготовления проволоки показывает, что для получения токопроводящих жил с повышенной гиб­ костью необходимо производить рихтовку проволоки. Так, на кафедре ПТМ Одесского политехнического института проведено исследование влияния рихтовки в процессе про­ тяжки на усталостные свойства проволоки и канатов. В ре­ зультате выявлено, что рихтовка, изменяющая напряженное состояние проволоки, приводит к повышению ее работоспо­ собности на 25—30%. В проволоке после ее волочения не­ избежно возникают остаточные напряжения; в поверхност­



ных слоях — растягивающие, которые резко снижают рабо­ тоспособность проволоки, во внутренних — сжимающие. Ис­ следованиями установлена обратно пропорциональная зави­ симость между величиной растягивающих напряжений и ра­ ботоспособностью. С помощью рихтовки проволоки удается перераспределить остаточное напряжение в ней, т. е. сни­ зить величину остаточных деформаций. Поэтому при изго­ товлении высокопрочной проволоки целесообразно поэтап­ ное рихтование.

Расчеты показывают, что стальная оцинкованная прово­ лока, применяемая для изготовления брони кабелей больших

строительных длин

(5-г7,5

км),

должна

иметь предел

прочности ов > 250

кгс/мм2

при

сохранении

вязкостных

свойств стальной проволоки

марки

„B“ с

ав =

150 -У160

кгс\мм2 (по ГОСТу

7372 — 55'. Вместе с тем

необходимо

учитывать, что стремление к увеличению предела

прочнос­

ти часто приводит к

недопустимому

уменьшению

пластич­

ности проволоки. Так, опыт изготовления каротажных кабе­ лей с броней из высокопрочной проволоки по ТУМ-240 (зв =240 кгсімм.2), ТУМ—2—274 (з„ = 190 -У 250 кгсімм2) по­ казал, что при наложении брони не было возможности соз­ дать необходимую предварительную деформацию проволок и рихтовку кабеля, так как из-за чрезмерной упругости и хрупкости проволоки изламывались. При эксплуатации этих кабелей и присоединении их к кабельным головкам также имели место изломы проволок брони, что приводило к преж­

девременному

снятию кабелей

с эксплуатации. В

связи с

этим было разработано

новое техническое

задание

по соз­

данию высокопрочной

бронепроволоки

диаметром

0,8; 1,1

и 1,3 мм с зв = (250 +

12%) кгсімм2,

отвечающее

следую­

щим требованиям по изгибам и скручиванию:

 

Диаметр про­

 

Изгиб на 180'0

 

Скручивание

волок, мм

радиус губок, мм

число переги-

на

360°

 

 

 

бое, не менее

число

скручи­

 

 

 

 

 

ваний, не менее

0,8

2,5

 

19

 

 

29

1,1

2,5

 

11

 

 

29

1,3

2,5

 

21

 

 

27

Д ля предотвращ ения сварок

на

готовом разм ере моток

проволоки должен состоять из

одного отрезка

длиной не

менее 10000 м.

 

к проволоке,

проведен­

Анализ технических требований

ный НИИМетизом, показал целесообразность их изготовле­ ния из металла марки КТ-2 с содержанием углерода 0,87— 0,92% или У-9А, как обеспечивающих наибольшую проч­ ность. Временная технология изготовления промышленной

270


партии высокопрочной бронепроволоки диаметром 0,8; 1,1 и 1,3 мм разработана для условий Белорецкого сталепрово- лочно-канатного производства.

Прочность проволоки находится в пределах 250 -f 280 кгсімм2. Остальные механические характеристики разрабо­ танной НИИМетизом проволоки значительно ниже предус­ мотренных. Так, числа изгибов для проволок диаметром 0,8 и 1,1 составляют 14 и 7, а для проволоки диаметром 1,3 мм в губках с радиусом 5 мм—19; числа скручиваний на угол

360° для проволок с диаметрами

0,8;

1,1 и 1,3 мм,

соот­

ветственно,

22,21 и 22.

 

 

 

 

 

В 1965 г. СПКП Белорецкого

меткомбината были выпу-

щены технические условия

ЧМТУ

145—65, предусма­

тривающие

изготовление оцинкованных бронепроволок диа­

метрами

1,1

и 1,3 мм с ав = 200-у 250 кгсімм2 и содержанием

углерода

0,7%.

В последующие

годы

выпущены

партии

этой проволоки,

а также проволоки из стали КТ-2 с»в > 250

кгсімм2. С увеличением рабочих температур необходимо за­ щитить проволоку от термоокисления и коррозии. Корро­ зионная стойкость нержавеющих (легированных хромонике­ левых и др.) сталей выше, чем у углеродистой, но легиро­ ванная значительно уступает углеродистой по прочностным показателям и, кроме того, значительно дороже. Однако применяемое цинковое покрытие углеродистых проволок не является эффективной защитой от коррозии при повышен­ ных температурах. Уже при 200°С коррозионная стойкость сильно падает. Прочность цинкового покрытия весьма низ­ ка. Недостатком никелевых и хромовых покрытий является их пористость.

Известно, что микродобавки Mg (до 0,05% от веса цин­ ка) и других элементов (Al, Sn) повышают коррозионную стойкость защитного слоя, упрочняют его. Однако промыш­ ленностью применение легированного цинкового покрытия (лигатуры) пока не освоено. Экспериментальная проверка влияния добавок на замедление скорости коррозионного раз­ рушения в средах воды и воздуха показала их эффектив­ ность. Вместе с тем, поскольку выполнение функции защи­ ты от коррозии возможно только при сохранении целост­ ности защитной оболочки после абразивного износа, НИИМетизом взято направление на создание проволок и обо­ лочек, стойких прежде всего к абразивному истиранию. Анодные покрытия сплавами, титаном и другими стойкими к абразивному износу материалами в настоящее время еще не освоены промышленностью.

ЧМТУ

Проволока НИИМет--3- 145-65, примененная для брони-

2/1