качества)1 очевидна. Это подтверждается и практикой экс плуатации кабелей.
Вредный эффект фретинг-коррозии снижается в случае уменьшения амплитуды колебания трущихся поверхностей, например, увеличением контактного давления трущейся па ры или специальной обработкой трущихся поверхностей для увеличения трения. Вследствие этого амплитуда колебаний почти полностью смещается в область упругих деформаций.
Для защиты от фретинг-коррозии на металлы наносят пленки эластичного материала. Отмечено [220], что поли тетрафторэтилен хорошо работает на износ в паре со сталью. Сопротивление металлов усталости вследствие фретинг-кор розии довольно резко уменьшается при нагрузках, начиная с очень небольших (например, для А1—0,0140,13 кгс/мм2). Причина этого явления, видимо, в том, что некоторые окислы, образующиеся при фретинг-коррозии, гигроскопичны и поэ тому могут ускорить развитие коррозионной усталости [220]. Не исключено также, что внутрижильный сдвиг при работе кабеля в окислительной среде (жидкой или в воздухе) в режиме циклических нагрузок, наряду с появлением вто ричных деформаций, также может привести к снижению усталостной прочности токопроводящей жилы. В связи с этим в защите от фретинг-коррозии нуждается не только броня, но, видимо, и жила. Внутрижильный сдвиг можно умень шить скруткой повивов и стренг в направлении, противопо ложном направлению скрутки жил в кабель [157] и др.; трение между проволоками—введением „смазки“, например, покрытием некоторых из них материалом с малым коэффи циентом трения. Что же касается брони, то защита ее про волок пленками из политетрафторэтилена или других элас тичных полимеров с малым коэффициентом трения весьма целесообразна, особенно в случае работы их в морских условиях с циклическими перемотками через ролики и бло ки. Однако возможно определенное увеличение срока служ бы и при работе подобных кабелей в скважинах, так как ожидается уменьшение абразивного износа брони и вред ного эффекта фретинг-коррозии не только на наружной по верхности второго повива, но и на контактных поверхнос тях первого и второго повивов, обращенных друг к другу.
Недостатки медных и стале-медных жил, особенно проявляющиеся при повышенных температурах эксплуата ции (см. гл. 2, § 4, 5), заставляют обратиться к сплавам, обладающим в этих условиях оптимальным соотношением электрических (электропроводность), механических (преде
1 Прочность покрытий, вероятно, можно резко повысить дпффнзионной сваркой в вакууме или инертной среде.