Файл: Куличихин Н.И. Разведочное бурение учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 3. Г И Д РА В Л И Ч Е С К А Я СИСТЕМА СТАНКОВ КОЛОНКОВОГО Б У Р Е Н И Я

Гидравлический привод применяется для регулирования подачи бурового инструмента, подъема и опускания мачты, работы гидрав­ лических зажимных патронов и перемещения станка вдоль рамы. В аварийных случаях гидропривод используется как домкрат. Гидропривод может быть использован при свинчивании и развинчи­ вании бурильных труб (см. рис. 50).

В гидросистемах применяются насосы двух типов: шестеренча­ тые (зубчатые) с давлением до 30 кгс/см2 и лопастные с давлением

до 75 кгс/см2 и выше.

Гидравлическая система буровых станков (рис. 53) состоит из двух неподвижных цилиндров 1, в которых передвигаются поршни 2 со штоками 3. Верхние концы штоков траверсой 7 связаны со шпин­ делем 8, посаженным на упорных шарикоподшипниках. Для уси­ ления жесткости конструкции к траверсе 7 прикреплены два направ­ ляющих штока 6, перемещающихся в бронзовых втулках 5, уста­ новленных на приливах 4 к цилиндрам 1; на одном из направляющих штоков нанесены деления, позволяющие наблюдать за скоростью

подачи.

Лопастный маслонасос 10 подает масло из бачка 9 в нагнетатель­ ный маслопровод 13, в который включены коробка обратных кла­ панов 12, предохранительный клапан 14 и дроссель 15. Параллельно маслонасосу 10 подключается аварийный ручной маслонасос 11.

Далее масло подается или в цилиндры подачи бурового инстру­ мента, или по маслопроводу 22 в цилиндр перемещения стайка.

Регулировка давления масла в цилиндрах подачи осуществляется дроссельным краном 15. Для контроля давления установлен мано­ метр 16. Нагрузка на коронку контролируется по индикатору веса и нагрузки (дриллометру) 20.

С помощью распределительного крана 17 можно верхнюю или

нижнюю полости цилиндров 1

сообщать через маслопроводы 18

и 19 с нагнетательной линией

13, а противоположные полости —

со сливной линией 21.

 

Если вес бурильной колонны недостаточен для создания опти­

мальной нагрузки на коронку,

масло под давлением направляют

в верхние полости цилиндров, для чего распределительный кран 17 ставят в положение 1.

По мере углубления скважины и увеличения веса бурильной колонны надо уменьшать давление масла в верхней полости цилинд­ ров с помощью крана 17. Если колонна труб собственным весом будет создавать нагрузку на забой больше требуемой, необходимо произвести разгрузку колонны путем нагнетания масла в нижние полости цилиндров. Для этого распределительный кран 17 устанав­ ливают в положение IV. Если дроссель 15 закрыть, поршни будут поднимать инструмент от забоя. При бурении необходимо через дроссель 15 сбрасывать все масло, нагнетаемое насосом 10 и вытесняе­ мое опускающимися поршнями 2, и, регулируя скорость истечения масла, создавать тем большее давление под поршнями, чем больше разница между весом бурильной колонны и требуемой нагрузкой на коронку. Бурение с разгрузкой можно вести и при выключенном насосе. Для этого поднимают поршни в крайнее верхнее положение и, включив вращатель, начинают через дроссель спускать масло, поддерживая под поршнем требуемое давление жидкости (рис. 53, IV).

Для быстрого подъема ненагруженного шпинделя распредели­ тельный кран устанавливают в положение II. В этом случае жидкость из маслонасоса направляется в обе полости цилиндров. Так как площадь поршня снизу больше, чем сверху, то и сила, действующая снизу, будет больше, что заставит поршни быстро подниматься. Чтобы остановить подачу, распределительный кран устанавливают в положение II I. При этом поступление жидкости из маслонасоса

вцилиндры прекратится, так же как и истечение жидкости из них.

Вначале подъема инструмента станок должен откатываться, чтобы освободить рабочее место над устьем скважины.В конце спуска, перед постановкой коронки на забой, шпиндель станка должен быть установлен над устьем скважины. Для перемещения станка имеется горизонтальный подвижной цилиндр, расположенный в раме под станиной. Для перемещения станка кран 23 ставится в положение V или VI. Тогда масло направляется через маслопровод 22 и распре­ делительный кран 23 в правую или левую полости подвижного цилиндра 24 и будет перемещать его вместе со станком к устью скважины или от устья. Шток 26 и поршень 25 этого гидравлического


устройства неподвижно закреплены в нижней раме станка. На рис. 54 представлена гидросистема станка ЗИФ-650М.

Грузоподъемность гидравлических цилиндров определяется по формуле

P —kqL,

(51)

где P — грузоподъемность гидравлических цилиндров в кг; g

вес

1 м бурильных труб в кг; L — предельная глубина скважины в м; к — коэффициент, учитывающий дополнительный вес УБТ и воз­ можные прихваты бурового снаряда, к = 1,5 -г 2.

 

 

Рис.

54.

Гидросистема

 

станка

 

 

 

 

ЗИФ-650М.

 

 

 

 

1 — цилиндры подачи;

2 — порш­

 

 

ни; з

— рабочие штоки; 4

— тра­

 

 

верса;

5 — пружинно-гидравличе­

 

 

ский патрон; 6 — кран

к гидропат­

 

 

рону;

7 — маслопровод к гидропа­

 

 

трону;

8 — указатель

веса

и на­

 

 

грузки на забой; 9 — маслопровод

 

 

к верхним полостям цилиндров по­

 

 

дачи;

10 — маслопровод к нижним

 

 

полостям цилиндров;

11 — сливная

 

 

линия;

12 —предохранительный

 

 

клапан;

13 — дроссельный

кран;

 

 

14 — распределительный кран при­

 

 

бора гидроуправления; 15 — нагне­

 

 

тательный

маслопровод;

 

16

18 — маслонасос;

19 — маслобак; 20 — всасывающая

манометр;

17 — обратный

клапан;

лини я;

21 ■— ручной

насос

(аварий­

ный); 22 — распеделитель механизма перемещения

станка;

23 — цилиндр

перемещения

станка;

24, 25 — гидроцилиндры захвата (закрепления станка на раме).

 

 

Максимальное давление жидкости ртах, на

которое рассчиты­

вается гидравлическая система,

определяется

уравнением

_

kqL

(52)

Ртах

~rrÎF~ ’

 

где т — число цилиндров (1 или 2); F — площадь поршня снизу в см2. Давление жидкости р в гидравлических цилиндрах должно

поддерживаться исходя из следующих расчетов.


В начале бурения, когда требуемая нагрузка па коронку С > qL, дают дополнительную нагрузку, и давление масла над поршнями должно быть

 

 

P1

C—qL

 

 

(53)

где F I — площадь

 

mF1

*

 

поршня

сверху (за

вычетом

площади

сечения

штока).

только

часть

веса бурильной

колонны

должна

Когда qL > С,

передаваться на забой и давление под поршнями должно быть

 

Р

дЬ

С

(5fr)

 

mF

 

При установке утяжеленного низа формула (54) примет вид

 

[q(L- l) + qTl )) - C

(55)

 

 

mF

 

 

 

 

 

где qT — вес 1 м УБТ

(утяжеленных

бурильных

труб); I — длина

УБТ.

 

 

 

 

При коронке, поднятой над забоем вес колонны штанг в условиях

бурения определяют по

формуле

 

 

 

 

mFp0= qL,

(56)

где р о — давление масла под поршнем при вращающейся коронке, приподнятой над забоем.

Нагрузка на коронку при бурении будет

 

С — mF (р0р).

(57)

На манометрах, служащих для контроля за осевой нагрузкой, цифры указывают не давление р, а силу pF (см. рис. 53).

При бурении с разгрузкой увеличение давления в гидравличе­ ских цилиндрах свидетельствует об уменьшении нагрузки на ко­ ронку, что происходит автоматически при переходе коронки из твердой породы в более мягкую. Наоборот, резкое уменьшение да­ вления в гидроприводе будет указывать на увеличение нагрузки на коронку, что наблюдается при смене мягкой породы крепкой. Постоянное уменьшение давления жидкости под поршнями обуслов­ ливается затуплением резцов коронки.

При скоплении шлама у забоя индикатор покажет при подъеме бурильной колонны силу, значительно превосходящую вес инстру­ мента, а при опускании — снижение нагрузки на шпинделе. Инди­ катор давления позволяет отмечать обрыв бурильной колонны и оп­ ределять примерную глубину обрыва.

Масло, заполняющее систему гидропривода, должно быть мало­ вязким, обладать хорошими смазывающими способностями, не со­ держать кислот, щелочей, смол и механических примесей.

Перед заполнением гидросистемы масло необходимо профильтро­ вать, так как незначительные механические примеси могут спо­ собствовать порче маслонасоса и других деталей гидросистемы.


Недостаток гидравлической подачи, изображенной на рис. 53т заключается в том, что скорость ее значительно колеблется при бу­ рении пород, перемежающихся по твердости. Особенно это про­ является при бурении с дополнительной нагрузкой. При неравно­ мерной подаче процесс кернообразования ухудшается, учащаются самозаклинивания керна в колонковом снаряде и снижается изно­

состойкость

коронок,

особенно

алмазных.

 

 

 

 

 

 

 

В связи с этим такую гидравлическую подачу нецелесообразно

применять

при бурении алмазными коронками

в

трещиноватых

и перемежающихся

по твердости породах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

55. Схема

ги­

 

 

 

 

дроподачи

с

дроссе­

 

 

 

 

лированием

 

масла

в

 

 

 

 

нижних полостях ци­

 

 

 

 

 

 

линдров.

 

 

 

 

 

 

1 — маслобак;

 

2

 

 

 

 

фильтр; з

— маслонасос;

 

 

 

 

4

— предохранительный

 

 

 

 

клапан;

5 — основной

 

 

 

 

дроссельный

кран;

6

 

 

 

 

нагнетательная

линия;

 

 

 

 

7 — индикатор

веса

и

 

 

 

 

нагрузки; 8 — распреде­

 

 

 

 

лительный

кран;

9

 

 

 

 

трубопровод

верхней по­

 

 

 

 

лости

цилиндров;

10

 

 

 

 

трубопровод нижней по­

 

 

 

 

лости

цилиндров;

11

 

 

 

 

обратный

клапан;

12

 

 

 

 

дроссель

для

дроссели­

ющего

из нижних полостей

цилиндров;

рования масла,

вытека-

13 — сливная линия; 14 — манометр;

 

15 — ци-

линдры

подачи;

16 — штоки поршней;

17 — траверса; 18 — зажимной“

патрон;

19

шпиндель.

Поэтому новые станки выпускаются с гидравлической подачей, в которой регулирование давления масла дополнительно произво­ дится за счет дросселирования жидкости, вытекающей из нижних полостей гидравлических цилиндров (рис. 55).

При бурении с дополнительной нагрузкой создается небольшое противодавление под поршнями, что повышает плавность подачи инструмента, уменьшает вибрацию бурильной колонны и увеличи­ вает работоспособность алмазных коронок.

Бурение перемежающихся по твердости или трещиноватых по­ род с дополнительным дросселем обеспечивает более равномерную механическую скорость бурения, что способствует уменьшению самозаклинок керна и увеличивает проходку на коронку.

§4. БУРОВЫЕ СТАНКИ

СДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ВИНТОВОЙ ПОДАЧЕЙ

Станки с дифференциальной винтовой подачей применяются для бурения неглубоких скважин алмазными и твердосплавными корон­ ками. Они часто применяются при подземном бурении.


Устройство дифференциальной подачи показано на рис. 56. От вала 1, на конце которого закреплена коническая шестерня 2, при­ водится во вращение коническая шестерня 3, заклиненная на втулке 4, которая при помощи скользящих шпонок вращает винтовой шпиндель 5 с крупной левой ленточной резьбой. Шпиндель имеет несколько длинных канавок под шпонки втулки, поэтому он не только вращается, но и имеет осевое перемещение. Сквозь шпин­ дель пропущена штанга 12 с промывочным сальником 13, зажатая

в патроне 6. На втулке заклинена цилин­

 

дрическая

шестерня

z x, находящаяся в за­

 

цеплении

с

шестерней

z 2.

Последняя

сво­

 

бодно сидит на валике подачи 7, который

 

включается фрикционом 8 путем сжатия

 

пружины 9 при помощи нажимной гайки 10.

 

На

валике

7 посажены шестерни z3,

z",

 

z'"

и

z3 ,

находящиеся в зацеплении с ше­

 

стернями

zi,

z", z"'

и z"î

соответственно.

 

Последние

заклинены

на гайке подачи 11,

 

навинченной на шпиндель 5. Все

шестерни

 

z3 свободно

сидят

на

валике подачи

7 и

 

включаются поочередно при помощи сколь­

 

зящей шпонки, передвигаемой рукояткой 14.

 

Если

шпиндель делает

п1 об/мин, то гайка

 

будет вращаться в том же направлении,

 

совершая

п2 — п х ^2^4 об/мин.

шпинделя.

 

Гайка

вращается

быстрее

 

Если

шпиндель и гайка имеют рузьбу с ша­

 

гом

t,

то подача шпинделя

за 1 мин будет:

 

 

 

 

 

h — t (п2—пх) =

 

 

Рис. 56. Схема винтовой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дифференциальной по­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(58)

дачи.

Подача

шпинделя

за

один

оборот

будет

 

 

 

 

 

 

'•«“‘(■ а-1)-

<59>

По схеме, изображенной на рис. 56, шпиндель имеет четыре скорости подачи, которые должны подбираться в соответствии с буримостью пород. Если фактическая скорость бурения меньше ско­ рости подачи шпинделя, то осевая нагрузка и крутящий момент будут возрастать до тех пор, пока не начнет проскальзывать конус или диски фрикциона подачи.

Для быстрого подъема шпинделя надо отключить шестерню z2, затормозить гайку подачи и включить вращатель. Так как в этом случае п„ равно нулю, то

К б = —nit,

(60)

т. е. шпиндель будет быстро двигаться вверх.