Файл: Куличихин Н.И. Разведочное бурение учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

■Ж

ч

//

іии

Рис. 157. Станок УКС-22М.

о — общий вид; б — кинематическая схема; 1 — главный трансмиссионный вал; 2 — клино­ ременная передача; 3 — электродвигатель; 4 — инструментальный барабан; 5 — кривошип­

ный вал ударного механизма; в — желоночный барабан; 7 — талевый барабан; 8

основная

рама; 9 — оттяжная рама; 10 — оттяжной ролик; Ю а — направляющий ролик;

11 — ин­

струментальный ролик; 12 — талевые ролики; 13 — площадка для обслуживания

роликов;

14 — мачта телескопическая; 15 — трубчатые растяжки мачты; 15а — канатные растяжки; 16 — укосина; 17 — цепной подъемный механизм; 18 — лебедка ручная для подъема и опу­ скания мачты; 19 — колеса; 20 — винты домкратные; 21 — талевая оснастка для подъема мачты; 22 — рукоятки управления; 23 — шатуны; 24 — опора мачты в транспортном поло­ жении.

часть каната от всего каната, намотанного на барабан. На том же валу насажена звездочка ъ = 65 цепного привода.

Спуско-подъемные операции осуществляются с помощью мачты. При перевозке станка мачта укладывается на раму станка в гори­ зонтальное положение. При работе мачта удерживается с помощью трубчатых 15 и канатных растяжек 15а. Поднимается и опус­ кается мачта при помощи небольшой лебедки 18, приводимой в движение от вала желоночного барабана и полиспаста 21. Нижняя часть мачты опирается на почву через брус двумя винтами 20, бла­ годаря чему на раму станка передается только часть нагрузки от мачты.

со

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 35

о

 

 

 

 

 

ос

 

Ударно-канатные станки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Марка

станка

 

 

 

Показатели

 

 

 

 

 

 

 

 

УКС-22М

УКС-ЗОМ

КС-2 4

УКС-5 4

«Амурец-6»

БУ-20-2М

Максимальная глубина бурения, м . . .

300

500

200

75-100

100

200

Максимальный диаметр бурения, мм . . .

600

900

600

1400

150

406

Грузоподъемность барабана, кг:

 

 

 

 

 

 

инструментального ..............................

2000

3000

2500

7500

2000

1200

желоночного .........................................

1300

2000

1500

2500

500

300

талевого .................................................

1500

3000

4200

Число ударов бурового снаряда в мин . .

40, 45, 50

40, 45, 50

39-57

44

58-60

50-52

Средняя скорость навивки канатов на ба­

 

 

 

 

 

 

рабан,

м/с:

 

 

 

 

 

 

инструментального ..............................

1,18-1,47

1,1-1,42

1,17-1,65

0,2

0,4

1,4

желоночного .........................................

1,26—1,6

1,21-1,68

1,28-1,81

0,3

1,5

2,1

талевого .................................................

0,8-1,0

0,95—1,22

0,65-0,95

Канатоемкость барабанов, м:

 

 

 

100

150

150

инструментального ..............................

350

500

250

желоночного .........................................

350

500

250

100

150

150

талевого .................................................

135

210

140

 

Диаметр

каната, м:

 

 

 

 

 

19

инструментального ..............................

21,5

26

22

19,5

20

желоночного .........................................

15,5

17,5

15,5

17,5

8

12

талевого .................................................

15,5

21,5

15,5

- -

Высота подъема бурового снаряда над за-

 

 

 

 

 

 

боем,

мм:

 

 

 

 

 

 

----------- ----------------

--- Г '.....

 

 

-

 

-

 

 

 

 

 

 

наибольшая . . (.....................................

наименьш ая.............................................

Регулировка высоты подъема бурового ин-

струмента над за б о е м ..............................

Грузоподъемность мачты, т .......................

Способ передвижения станка ...................

М ачта................................................................

Высота мэчты (в рабочем положении) от

устья скважины до центра оси инстру-

ментального ролика, м ..........................

Д вигатель........................................................

Т и п ...................................................................

Мощность, кВт .............................................

Число оборотов в м и н у т у ..........................

Привод от двигателя ..................................

Габаритные размеры в транспортном по­

ложении, м:

длина ........................................................

ширина ....................................................

высота ....................................................

Вес станка с мачтой и двигателем, т . .

1000

 

1000

900

1000

550

700

350

 

500

400

600

250

 

 

Перестановка пальцев шатунов

 

 

 

в отверстиях ударного механизма

 

12

1

25

20

1

 

 

Колесный ход

 

Прицепной

 

Самоход­

 

 

 

 

 

 

ный гусе­

Телескопическая двух­

Шееговая

ничный

 

 

 

звеньевая

 

 

 

 

12,5

1

12-13

8,0

8,1

11,7

Электродвигатель

Дизель

Электро­

Дизель

Электро­

 

 

 

и элек­

двигатель

 

двига­

 

 

 

тродвига­

 

 

тель

 

 

 

тель

 

 

 

АО-73-6

 

АО-93-8

Д-50Л

АК-102-6

1710,5/13-24

 

 

 

А-083-8

100

10 л. с.

20

20

 

40

50—55 л. с.

 

 

 

28—30 кВт

975

1500

980

980

 

735

975

Клиноременный

 

 

Плоским

Ролико­

 

 

 

 

 

ремнем

вой

 

 

 

 

 

 

цепью

8,5

 

10

9,0

6,15

4,72

11,2

2,30

 

2,65

2,5

3,1

1,71

2,62

2,75

 

3,5

3,2

3

2,57

3,4

7,6

 

12,7

10

20

3,11

10,7


На верхней оси мачты вращаются ролики 11 для инструменталь­ ного и желоночного канатов; на нижней оси мачты ролик 12 для талевого каната. Обслуживание роликов производится с площадки 13 для сообщения с которой на мачте имеется лестница.

Для облегчения операций по подъему, уборке и свертыванию тяжелых инструментов мачта имеет укосину 16 с цепной талью 17.

Для передвижения станков их рама устанавливается либо на простом колесном (как в данном случае), на гусеничном ходу (станки для бурения взрывных скважин) или на раме автомобилей; в двух последних случаях станки являются самоходными.

В табл. 35 приводятся основные данные по технической и техно­ логической характеристике ударно-канатных станков.

§ 4. О П РЕ Д Е Л Е Н И Е МОЩНОСТИ Д В И ГА ТЕЛ Я

ДЛ Я ПРИВОДА СТАНКА

Впроцессе бурения двигатель работает при спуско-подъеме бурового снаряда, обсадных труб, долблении и чистки скважин желонкой.

При этих процессах величина потребляемой мощности различна. Мощность при работе ударным снарядом определяется по фор­

муле

 

 

 

N = ^

 

л. с.,

(101)

где G — вес бурового снаряда с канатом в кг;

пср — средняя ско­

рость движения инструмента в м/с;

к — коэффициент динамичности

(Ä =

1,3); т) — общий к. п. д. механизма и передачи от вала двига­

теля

(ц = 0,75).

 

 

 

 

 

Средняя скорость движения инструмента

 

 

 

 

уср =

Sn .

( 102)

 

 

 

-ÔQ «/с,

где

S — ход

оттяжного

ролика;

п — число ударов в минуту.

Приняв т]

= 0,75, к

---- 1,3

получим

 

 

 

 

N-.

GSn

л. с.

(103)

 

 

 

 

1300

 

 

Мощность при извлечении инструмента из скважины на инстру­ ментальном барабане

1,2Gv6

(104)

75гц ’

 

где ѵб — скорость навивки каната на барабан в м/с; 1,2 — коэффи­ циент сопротивления; тц — общий коэффициент полезного действия механизма подъема и передачи от вала двигателя (тц = 0,75—0,8).



§ 5. УСОВЕРШ ЕНСТВОВАНИЕ УДА РН О -КА НА ТН О ГО Б У Р Е Н И Я НА ВОДУ

Ударно-канатное бурение широко применяется при проходке' гидрогеологических и эксплуатационных скважин на воду. Осо­ бенно целесообразно ударно-канатное бурение на слабонапорные водоносные горизонты.

Рис.

158.

Конструкция

скважины на воду, про­

буренной

ударно-канат­

ным способом,

с посад­

кой труб

под

защитой

тиксотропной

рубашки.

а — конструкция скважины;

1 — настил;

 

2 — приемный

шурф; 3 — желоб; 4 — гли­

номешалка;

5 — первая об­

садная

труба,

6 — стенка

скважины; 7 — обсадная ко­

лонна;

8 — конусный

баш­

мак;

9 — фильтровая

ко­

лонна;

10 — гравийная

об­

сыпка;

11 — башмак—рас­

ширитель;

12 — бентонито­

вый раствор;

13 — окно для

перетока бентонитового

рас­

твора из шурфа и затрубное

пространство;

 

14 — тиксо­

тропная рубашка из бенто­

нитового

раствора,

 

б — конусный

башмак-рас­

а

ширитель.

 

 

 

 

 

 

Основным недостатком ударно-канатного бурения является очень большой расход обсадных труб, ибо выход колонны труб из-под башмака предыдущей колонны при проходке скважин в глинисто­ песчаных породах не превосходит 30—35 м.

Это очень усложняет конструкцию скважин, увеличивает диа­ метры бурения и, следовательно, удорожает стоимость работ.

За последнее время в практике ударно-канатного бурения тре­ стом Промбурвод была применена для посадки обсадных труб так


называемая тиксотропная рубашка. В качестве тиксотропной ру­ башки применен раствор, приготовленный из порошка бентонитовой глины, обладающий высокими тиксотропными свойствами (рис. 158).

Тиксотропная рубашка предотвращает обрушение слабоустой­ чивых стенок скважин, трение и захват породой обсадной колонны, благодаря чему выход ее из-под башмака предыдущей увеличивается в 2—3 раза.

Тиксотропная рубашка, конечно, должна применяться только при пересечении песчано-глинистых пород, расположенных над водо­ носным горизонтом.

Последовательность работ при ударном бурении с применением тиксотропной рубашки следующая (рис. 158, а). Начинают бурение желонкой и посадку боем направляющей трубы кондуктора на глу­ бину 15—25 м. Эта колонна вооружена снизу обычным забивным башмаком. По окончании посадки кондуктора на заданную глубину вокруг него выкапывается шурф объемом 3—5 м3, имеющий наклон­ ное дно. К шурфу подводится желоб от установленной выше гли­ номешалки. На расстоянии 30—40 см от дна шурфа в колонне 5 прорезают 3—4 окна 13.

Затем в колонну 5 опускают следующую колонну обсадных труб 7, имеющую диаметр на ~100 мм меньше, чем первая направляющая колонна.

На нижнюю часть колонны 7 вместо стандартного забивного баш­

мака

навинчивают

конусный

башмак-расширитель

(рис.

158, б).

В

начале спуска

колонны

7 на расширенную

часть

башмака

вкольцевой зазор между кондуктором и второй колонной забрасы­ вают вязкую жирную глину для образования вокруг конического башмака глинистого тампона высотой —0,5 м.

После установки колонны 7 на забой шурф заполняется тиксо­ тропным глинистым раствором, который через окна 13 в кондукторе заполняет кольцевой зазор между кондуктором и второй колонной.

Впроцессе бурения скважины шурф 2 и желоб <? должны быть всегда заполнены тиксотропным раствором с тем, чтобы по мере углубки скважины тиксотропная рубашка полностью заполняла кольцевой зазор между стенками скважины 6 и колонной 7. Гли­ нистый раствор для создания тиксотропной рубашки приготовляется путем тщательного перемешивания бентонитового порошка с водой

вглиномешалке 4. На 1 м3 воды расходуется 130—140 кг бентони­ тового порошка.

Нормальный удельный вес раствора —^1,05 гс/см3. При пересе­ чении скважиной сыпучих и плывунных песков удельный вес раствора должен быть увеличен я» 1,15 -f- 1,20 гс/см3, Т = 25—35 с по СПВ—5, водоотдача В = 10—12 см3 за 30 мин).

Бурение скважины ведется в более плотных породах долотами с последующей чисткой желонками, а в рыхлых породах—желон­ ками. По мере углубления скважины в песках колонна 7 опускается под влиянием собственного веса, срезая башмаком кольцевой уступ и расширяя скважину.