ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 0
Шнековые штанги (шнеки) (рис. 9, б) представляют собой трубы диаметром 60—73 мм с навитой спиралью и приваренной стальной лентой толщиной 5—6 мм. К концам шнеков привариваются соедини тельные элементы для сборки шнеков в колонну с долотом на нижнем конце.
Рис. 9. Инструмент для шнекового бу рения.
а — трехперое |
долото; |
||||||
|
|
б — шнек. |
|
|
|||
1 — труба; |
|
2 — винто |
|||||
вая |
реборда; |
3 |
и |
За — |
|||
соединительные |
|
полу |
|||||
замки; |
4 — палец |
|
за |
||||
порный; 5 — корпус |
до |
||||||
лота; в |
— лопасти; |
7 — |
|||||
пластины твердого |
спла |
||||||
ва; |
в — шнековый |
|
ин |
||||
струмент |
со |
|
съемной |
||||
грунтоноской. |
1 — ко |
||||||
роночное долото; |
2 |
— |
|||||
пружины |
|
р нательные |
|||||
(кернозахваты); |
|
3 — |
|||||
разъемная |
керноприем |
||||||
ная |
труба; |
|
4 — полый |
||||
шнек; 5 — вертлюг |
кер |
||||||
ноприемной |
трубы; |
6 — |
|||||
фиксаторы; |
7 — утяже |
||||||
литель |
(груз); |
S — к а |
|||||
натный |
замок; |
9 — сое |
|||||
динительная |
резьба |
со |
следующим шнеком; 10— трос (канат).
Наружный диаметр шнека меньше диаметра долота на —15 мм, а шаг винтовой полосы реборды составляет 0,7—0,9 от наружного диаметра шнека. Длина шнеков составляет от 1,0 до 3 м и ограничи вается ходом подвижного вращателя бурового станка. Диаметры шнеков колеблются в пределах 60—300 мм и более.
Для взятия образцов пород (кернов) применяют шнеки с большим проходным отверстием в трубе, на которую навита спираль-реборда
(рис. 9, в). |
Сквозь |
эти шнеки опускается грунтоноска, которая |
|||||||||
закрепляется в нижнем шнеке |
|
||||||||||
с помощью фиксаторов. Подъ |
|
||||||||||
ем грунтоноски после запол |
|
||||||||||
нения |
ее |
керном |
произво |
|
|||||||
дится |
|
ловителем, |
|
который |
|
||||||
спускается |
|
в скважину |
на |
|
|||||||
канате и захватывает грунто |
|
||||||||||
носку за ловильную головку |
|
||||||||||
или |
при |
помощи |
каната, |
|
|||||||
который во |
время |
бурения |
|
||||||||
находится |
внутри |
шнековой |
|
||||||||
колонны. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Основными |
|
факторами |
|
|||||||
технологического |
|
режима |
|
||||||||
шнекового |
|
бурения |
явля |
|
|||||||
ются: осевая |
нагрузка и ско |
|
|||||||||
рость |
|
вращения |
шнековой |
|
|||||||
колонны. |
|
|
|
мягких |
и |
|
|||||
|
При |
проходке |
|
||||||||
сыпучих пород бурение про |
|
||||||||||
изводится |
плоским или трех |
|
|||||||||
перым |
долотом |
без |
прину |
|
|||||||
дительного осевого давления |
|
||||||||||
с |
максимальной |
скоростью |
|
||||||||
вращения (до 200300 об/мин). |
|
||||||||||
В |
этом |
случае |
давление |
на. |
|
||||||
забой |
осуществляется |
весом |
|
||||||||
шнековой |
колонны |
в |
сово |
|
|||||||
купности с весом вращателя. |
|
||||||||||
|
Принудительное давление |
|
|||||||||
осуществляется |
только |
в на |
|
||||||||
чале |
бурения скважины при |
|
|||||||||
ее |
забуривании. |
|
|
|
|
|
Рис. 10. Переносный мотобур. |
||||
|
Бурение |
|
в |
|
вязких |
||||||
|
|
|
мотобур; 2 — штанга; з — шнек; 4 —долото, |
||||||||
глинах |
|
шнековым |
спо |
5 — подставка под мотобур. |
|||||||
собом |
пока |
малоэффективно |
|
вследствие образования сальников на долоте и шнеках. Проходка в этом случае облегчается путем подлива воды на забой или сооб щения вибрации колонне шнеков в процессе бурения.
Бурение твердых пород сопровождается принудительным дав лением на долото порядка 800—1000 кгс/см2, при этом число обо ротов снижается до 80—130 об/мин.
Проходка плывунов и водоносных горизонтов осуществляется при одновременном спуске обсадной колонны для крепления стенок скважины.
При бурении галечниковых отложений используется буровой инструмент повышенной прочности (долото и два-три тяжелых шнека над долотом). А для улучшения выноса гальки на поверхность рекомендуется вести бурение на повышенных скоростях вращения (до 200-1-300 об/мин).
Для шнекового бурения разработано и эксплуатируется значи тельное число моделей станков.
Для геологической съемки, поисков и картировочных работ, а также при проведении инженерно-геологических изысканий при меняются мотобуры, которые наиболее приспособлены для работы в труднодоступных районах и стесненных условиях (рис. 10). Мото буры обеспечивают бурение скважин диаметром 50—100 мм на глу бину до 5—7 м.
Мотобур имеет одноили двухскоростной редуктор и оснащен рукоятками, которые позволяют рабочему во время бурения удер живать мотобур, воспринимать крутящий момент и осуществлять необходимую подачу. Непосредственно к редуктору через центро бежную муфту крепится двигатель внутреннего сгорания. Двух скоростные мотобуры выгодно отличаются от односкоростных тем, что позволяют более полно использовать мощность двигателя, применяя в зависимости от характера геологического разреза или
глубины |
скважины высокие или пониженные скорости вращения. |
|||||||
В табл. 4 приведены |
характеристики некоторых мотобуров. |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
||
Тип |
Глубина |
Диаметр |
Число |
Скорость |
Тип |
Мощность |
Вес, |
|
бурения, |
бурения, |
вращения, |
двигателя, |
|||||
станка |
скоростей |
двигателя |
кг |
|||||
|
м |
мм |
|
об/мин |
|
л. с. |
|
|
дм -ю 7,5-10 |
95-75 |
1 |
180—320 |
Дружба-4 |
4 |
19 |
||
МП-1 |
7 |
92-62 |
1 |
120-265 Дружба-60 |
3,2 |
14 |
||
МС-1 |
2 |
100 |
2 |
350; 650 |
Дружба-60 |
3,2 |
12 |
|
М-1 |
7-10 |
92-43 |
2 |
255; 615 |
Дружба-4 |
4 |
15 |
Наиболее совершенной конструкцией обладает мотобур М-1. Мотобур имеет нейтральное положение зубчатой пары, вследствие чего прекращается вращение инструмента при работающем двига теле, что облегчает пуск двигателя; оснащен коробкой передач; имеет улучшенный амортизатор для рукояток; благодаря прочным и удобным рукояткам и креплению в коробке передач радиально упорных подшипников обеспечивает передачу значительного уси лия на долото.
Средняя производительность мотобуров М-1 в смену составила в песчано-глинистом грунте 38 м, максимальная достигает 83 м/смену. Обслуживает мотобур бригада из двух человек.
Значительная группа установок шнекового бурения смонти рована на самоходной гусеничной базе (табл. 5). Широкое приме нение они получили при сейсмических работах, поисках, инженерно геологических и гидрогеологических изысканиях (рис. И).
Показатели |
У Р Б -ІВ |
УШ Б-ТМ |
ШАК-4 |
УШ-2Т |
||
Глубина |
бурения, |
|
|
|
|
|
м ....................... |
30 |
75 |
30 |
60 |
||
Диаметр |
бурения, |
|
|
|
|
|
ММ ................... |
135 |
150 |
102-222 |
175 |
||
Тип |
вращателя |
|
П о д в и ж н ы й |
|
||
Скорость |
враще- |
|
|
|
|
|
ния |
вращателя, |
|
|
|
|
|
об/мин . . . . |
72, 150, 270, |
240 |
39, 83, 141 |
76, 153, 196 |
||
|
|
|
460 обратный |
|
|
|
Тип подачи . . . |
ход 60 |
Свободная |
Гидравличе- |
|||
Гидравличе- |
||||||
|
|
|
ская от гидро- |
с лебедки |
ская |
ОТ ги- |
Ход |
подачи, мм |
цилиндров |
4200 |
дроцилиндров |
||
1800 |
1300 |
3250 |
||||
Усилие |
подачи, |
|
|
|
|
|
кгс: |
|
|
|
|
|
10 000 (макси- |
вверх . . . . |
7800 |
|
9400 |
|||
|
|
|
(максимальное |
|
|
мальное |
вниз . . . . |
10 000) |
|
4100 |
15 000) |
||
3000 |
|
2825 |
||||
|
|
|
|
|
|
(максимальное |
Грузоподъемность |
|
|
|
5650) |
||
Лебедки нет |
1250 |
1600 |
|
|||
лебедки, кг . . |
|
Скорость подъема,
м / с ...................
Тип привода . . .
Мощность приво да, л. с. . . .
Транспортная ба- з а .......................
Подъем |
1,12 |
0,65-2,35 |
механизмом
подачи От т р а н с п о р т н о г о д в и г а т е л я
50 |
100 |
100 |
100 |
Транспортер |
Трактор |
Трактор С-100 |
Болотный |
ГАЗ-47 |
С-100 |
|
трактор |
|
|
|
Т-Ю0МБ |
Для этой группы установок характерно использование подвиж ного трех-, четырехскоростного (70—460 об/мин) вращателя с рабо чим ходом подачи 1300—3250 мм, с усилием подачи вверх до 10 тс. Привод подачи осуществляется от гидроцилиндров. Осуществление спуско-подъемных операций предусматривается, как правило, меха низмом подачи, но скорости подъема невелики. Некоторые установки имеют возможность осуществлять спуско-подъемные операции лебед кой (УШБ-ТМ и ШАК-4) или канатным подъемником (УШ-2Т) на больших скоростях и свечами длиной 3—6 м.
Привод всех установок этой группы осуществлен от ходового
двигателя.
Установки обычно обслуживают два человека: буровой мастер
(он же шофер) и буровой рабочий.
Проходка за час чистого бурения по породам: I категории состав ляет 75 м; II — 40 м, III — 21,4 м; IV — 10—14 м.
Рис. И . Установка шнекового бурения УШ-2Т до глубины 60 м.
Производительность бурения (время сооружения скважины) в зна чительной степени зависит от того, производится бурение сплошным забоем или с отбором образцов породы. При отборе керна произво дительность шнекового бурения значительно снижается.
§ 4. ВИБРАЦИОННОЕ (ВИБРОУДАРНОЕ) БУРЕНИЕ
Под вибрационным бурением понимается способ, при котором процесс бурения осуществляется путем передачи породоразруша ющему инструменту вибрационных или виброударных нагрузок, совмещаемых с осевым усилием, которое создается весом инструмента и вибропогружателя.
Вибрационный способ может быть использован только для буре ния нескальных (мягких и рыхлых) пород. Вибровращательное бурение, при котором помимо вибрационного и осевого усилия породоразрушающему инструменту передается и крутящий момент (т. е. вращение), позволяет производить разрушение крепких пород.
Различают две разновидности вибрационного бурения: чисто вибрационное и виброударное. В первом случае инструменту сооб-