Файл: Кузьмичев Ф.И. Технология валяльно-войлочного производства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 262

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вать трение. Нитка, расположенная в длинном желобке иглы, не испытывает сильного трения о материал.

При подъеме иглы нитка, расположенная со стороны короткого желобка, задерживается вследствие трения о материал, и с этой стороны иглы образуется петля П. В эту петлю заходит острый конец челнока и, поворачиваясь, обводит петлю верхней нитки вокруг шпульки, расположенной в челноке.

При обводе верхней нитки вокруг челнока верхняя нитка сцеп­ ляется с нижней. Верхняя петля при подъеме затягивает нижнюю нитку в отверстие сшиваемых материалов на столько, что сцепле­ ние ниток происходит в середине сшиваемых деталей войлочного кольца.

Иглы швейные машинные делятся на типы, группы и номера и должны отвечать требованиям ГОСТ 7322—55. Для сшивки вой­ лочных колец применяют иглы с прямым лезвием, двумя желоб­ ками и ромбической заточкой лезвия. В зависимости от толщины сшиваемых войлочных колец применяют иглы с различным диа­ метром лезвия. При сшивании колец толщиной до 10 мм обычно применяют иглы № 170 (диаметр лезвия 1,7 мм). Для войлочных колец средней толщины применяют иглы № 210 (диаметр лезвия 2,1 мм) и для самых толстых колец (выше 20 мм) применяют иглы № 280 (диаметр лезвия 2,8 мм). Общая длина игл от 62 до 68 мм.

Для сшивки войлочных деталей применяются швейные машины класса 23А, 22,45 и др.

Широко применяемая машина класса 23А имеет следующую техническую характеристику:

Частота вращения главного вала, об/мин

До 900

Наибольший шаг строчки, мм

10

Размер

плоской

платформы, мм

520x250

Вылет

рукава,

мм

254

Толщина сшиваемого материала, мм

От 5 до 24

Улучшение внешнего вида сшитых войлочных колец, сглажи­ вание неровностей в местах сшивки и придание им правильной геометрической формы обеспечивается обработкой их на прити­ рочных станках.

Притирочные станки изготавливают на базе сверлильных стан­ ков. На стол сверлильного станка неподвижно крепят соответ­ ствующую данному размеру войлочного кольца матрицу, а к вра­ щающемуся шпинделю станка — специальную планшайбу.

Эти

устройства

применяют

двух видов. Более

простые

(рис. 197, а) состоят

из нижней

матрицы / с вырезанным в ней

пазом

2, точно соответствующим

заданным диаметрам

кольца, и

из верхней планшайбы 3 с выступом 4, который при опускании планшайбы должен частично входить в паз матрицы. На вы­ ступе прочно укреплено несколько стальных игл, которые при на­ жиме быстровращающейся планшайбы вращают войлочное кольцо, заложенное в паз. После притирки нижней плоскости и боковых сторон кольцо перекладывают на другую сторону и операцию по­ вторяют.

442


На рис. 197,6 изображено более сложное устройство, которое позволяет осуществлять двустороннюю притирку колец за один прием, без перекладки их с одной стороны на другую. Сшитое кольцо закладывают в матрицу /, после чего опускают и слегка прижимают вращающуюся планшайбу, не создавая большого дав­ ления на кольцо и не доводя до него игл. Кольцо остается в мат­ рице неподвижным, и планшайба притирает только его верхнюю

Рис. 197. Схема устройства для притирки колец

плоскость. С усилением нажима на планшайбу из крышки 2 через отверстие планшайбы 3 выступают иглы 4, которые входят в вой­ лочное кольцо 5 и вращают его в пазу матрицы. При этом про­ исходит притирка боковых сторон и нижней плоскости кольца.

Рекомендуется проводить

притирку

не

только

сшитых

колец,

но и цельновырезанных для

придания

им

лучшего

внешнего

вида,

а в отдельных случаях и для дополнительного уплотнения, увели­ чивая в таких случаях толщину войлока на 0,5—1,0 мм, чтобы не нарушить заданную толщину кольца в готовом виде.

Давление на обрабатываемое кольцо в зажиме между план­ шайбой и пресс-формой можно создавать ручным (шпиндель станка опускается вручную, как при сверлении металла), гидрав­ лическим или пневматическим способом. Первый способ в настоя-

443

щее время не применяется, так как требует большой затраты фи­ зической силы. Наиболее распространенным является пневматиче­ ский способ, при котором шпиндель станка связан со штоком пневмоцилиндра, а управление золотником для осуществления хода штока (и, следовательно, планшайбы) вниз и вверх производится легким поворотом рукоятки.

При отсутствии сжатого воздуха движение шпинделю можно передавать при помощи гидравлики, для чего устанавливают мас­ ляный насос.

Частота вращения планшайбы на пневматических станках до­ водится до 600—700 в минуту, максимальное усилие прижима планшайбы 294 Н. Ход штока 50 мм. Продолжительность при­ тирки кольца с каждой стороны 2,5—3 с.

VII. РАСКРОЙ ВОЙЛОЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ НА ЗАКРОЙНЫХ МАШИНАХ

Для резки фигурных деталей по шаблону или лекалам, а также для резки прямоугольных деталей служит закройная машина с лен­ точным ножом, которая широко применяется в швейной, обувной

 

 

3

«

 

 

6^

 

 

4

ТТ

4 п\

7

 

 

3

г ^

\

Г

) п1

в'

Рис.

198. Схема закройной

машины ЗЛ-ПВ-1

и других отраслях

промышленности.

Закройные машины (рис. 198)

выпускает ленинградский машиностроительный завод «Вперед».

Машина

состоит из

полой чугунной станины 1, установленной

на гладком

деревянном

столе 2, на который кладется раскраивае­

мый войлок. Войлок разрезает узкий бесконечный нож 3 из мяг­ кой ленточной стали, натянутый на трех шкивах.

Один из шкивов — ведущий 4 соединен с приводным шкивом 5, а два других шкива 6—направляющие, они одновременно служат для натяжения ленточного ножа. Дополнительным направляющим приспособлением и гасителем вибрации ножа служат два ролика 7,

444


расположенные между станиной и рабочим столом. Иногда такая же пара роликов располагается дополнительно внизу стола. Пе­ редвижной ограничитель 8, - прикрепляемый к столу винтами 9, служит в качестве направляющей для резки прямоугольных полос.

Ленточный нож затачивается непрерывно на ходу машины при помощи точильного приспособления 10, состоящего из двух круг­ лых точильных камней, приводного и регулировочного механизмов.

Шаблоны, или лекала, по наружному контуру должны точно совпадать с контурами и размерами войлочных деталей. Поэтому шаблоны вырезают строго по чертежу. Материалом для шаблонов может служить фанера, толстый или плотный картон. При изго­ товлении деталей большими сериями края шаблонов необходимо окантовывать сталью или лучше вырезать цельные шаблоны из

листовой

стали

толщиной 23 мм и для удобства

пользования

приварить

к ним ручки,

а с нижней

стороны

укрепить несколько

острых коротких шпилек, чтобы шаблон не скользил по войлоку.

Наложив

шаблон на войлок,

подвигают войлок

руками

по столу

к быстродвижущемуся

ножу

и поворачивают

по мере

резания

в соответствии с контуром шаблона.

 

 

 

 

 

Техническая характеристика закройной машины ЗЛ-ПВ-1

 

Частота вращения ведущего шкива, об/мин . .

 

420

 

Диаметр ведущего шкива, мм

 

 

 

1000

 

 

Линейная скорость ленточного ножа, м/мин . .

 

1300

 

Характеристика стальной ленты:

 

 

 

 

 

ширина, мм

 

 

 

 

До 30

 

 

толщина,

мм

 

 

 

 

0,35—0,7

 

длина (развертка),

мм

 

 

 

6500

 

 

заточка лезвия ленты

 

 

 

Двусторонняя

 

 

 

 

 

 

 

с

углом

заостре­

Характеристика точильных кругов:

 

 

ния

15—20°

 

 

 

ЗБ 40

марка и зернистость

 

 

 

 

диаметр и толщина,

мм

 

 

 

70X14

 

характер

вращения

 

 

 

 

Свободное от

 

 

 

 

 

 

 

 

ножа

 

мощность

электродвигателя, кВт

 

 

1,7

 

 

Габаритные размеры

машины, мм:

 

 

 

 

 

по фронту

 

 

 

 

2750

 

 

глубина

 

 

 

 

 

1800

 

 

высота

 

 

 

 

 

2800

 

 

Масса

(вес) машины,

кг

 

 

 

1100

 

 

Наибольшая

толщина

разрезаемого

настила

 

 

 

 

войлока, мм

 

 

 

 

120

 

 

Скорость подачи материала на нож, м/мин . .

 

5—25

 

»

 

 

 

 

 

V I I I . ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРО

 

 

 

 

ИЗГОТОВЛЕННЫХ ВОЙЛОЧНЫХ

ДЕТАЛЕЙ

Изготовленные войлочные детали обязательно должны пройти технический контроль качества. При подборе ассортимента вой­ лока для выполнения определенного заказа войлок должен быть подвергнут тщательной проверке по всем показателям в соответ-

445


ствии с требованиями ГОСТ или ОСТ. Испытания физических и химических свойств войлока проводятся по стандарту. Эти испы­ тания являются первым этапом проверки качества деталей.

Последующие этапы контроля деталей являются межоперацион­ ными: проверяют ширину полос при резке полостей на полосорезальной машине и толщину войлочных заготовок после распилива­ ния их на двоильно-ленточных машинах. При выявлении дефектов на первых этапах контроля войлок в дальнейшую переработку не допускается и возвращается на исправление. Окончательный конт­ роль деталей проводится по их изготовлении. Он сводится к органолептической оценке качества изготовления деталей — по форме и внешнему виду, а также тщательной проверке всех заданных раз­ меров при помощи измерительных инструментов. Контрольной про­ верке размеров должны быть подвергнуты все 100% деталей.

Методы технического контроля войлочных деталей стандарти­ зованы.

IX. ПОДБОР ВОЙЛОЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ В КОМПЛЕКТЫ, СЧЕТ ДЕТАЛЕЙ, УПАКОВКА И МАРКИРОВКА

Заказы на детали, поступающие на войлочные фабрики, обычно предусматривают их подбор в комплекты, исходя из потребного количества штук каждой детали на ту или иную машину. Поэтому как изготовление деталей, так и их поставка заказчику должны быть в строгом соответствии со спецификацией заказа.

Проверенные отделом технического контроля (ОТК) детали по­ ступают на комплектование, где их подбирают и считают в соот­ ветствии с заказом, причем каждый номер и размер детали скла­ дывают и упаковывают в отдельную тару.

Для счета мелких войлочных деталей рекомендуется применять штучные весы Орехово-Зуевского завода, принцип работы которых заключается в том, что тару с деталями укладывают на платформу весов (вес тары сбрасывается), и затем на чашку второго рычага перекладывают детали из тары до равновесия. Затем указанные детали просчитывают и полученное число умножают на 100, что и будет соответствовать общему количеству деталей. Таким обра­ зом, счету подвергается только 0,01 часть деталей.

Упаковка войлочных деталей стандартизована. В качестве тары используют деревянные ящики, мешки, рогожные кули, паковоч­

ные ткани и т. п. При упаковке прежде

всего надо учитывать,

чтобы детали во время транспортировки

не деформировались и

не загрязнялись.

 

В каждое упакованное место вкладывают ярлык с указанием номера детали, вида войлока, размеров и количества деталей, чтобы не затруднить приемку деталей при поступлении их на место. Сверху на тару наносят четкую маркировку с указанием изготови­ теля деталей, заказчика, номера деталей и их количества.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Г л а в а

п е р в а я .

Изделия

валяльно-войлочного

производства и их назначе­

 

ние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

I. Валяная

обувь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Фетровые шерстяные головные уборы

 

 

 

 

7

III. Войлоки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.- 9

Г л а в а

в т о р а я .

Сырье,

применяемое

в производстве изделий

валяльно-

 

войлочной и

фетровой

отраслей

промышленности

 

 

 

I. Свойства

шерсти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

II. Стандарты на шерсть

 

 

 

 

 

 

 

 

15

III. Виды

сырья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г л а в а

т р е т ь я .

Подготовка шерстяного сырья к смешиванию

 

23

I. Порядок

приемки

и отпуска

сырья

 

 

 

 

П. Предварительная

подготовка

сырья перед

смешиванием . . . .

24

III. Производство

восстановленной

шерсти

 

 

 

65

Г л а в а ч е т в е р т а я .

Составление

смесей и их

замасливание

 

75

I. Классификация смесей по группам

 

 

 

 

77

II. Замасливание смеси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

78

III. Смешивание

компонентов

сырья

 

 

 

 

81

Гл а в а

п я т а я. Чесание

смесей

шерсти

и получение

ватных

полуфабрикатов

92

I. Чесание

смесей

шерсти

 

 

 

 

 

 

 

II. Получение

ватных

полуфабрикатов

 

 

 

 

144

III. Чесание смесей тонкой шерсти и получение ватных полуфабрикатов

 

 

для производства

фетровых

шерстяных головных

уборов . . .

165

Г л а в а

ш е с т а я .

Поточные

линии

приготовительно-чесальных отделов . .

173

I. Принципы

организации

поточных

линий

приготовительно-чесальных

 

 

отделов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Поточные линии приготовительно-чесального отдела

 

 

175

III. Поточные линии питания самовесов чесальных машин

 

182

IV. Поточная линия приготовительно-чесального производства

фетровых

 

 

шерстяных

головных

уборов

 

 

 

 

 

 

186

V. Составные

элементы

 

поточных

линий

приготовительно-чесального

 

 

отдела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

187

VI. Поточные

линии

обработки

обратов

приготовительно-чесального

 

 

отдела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

196

Г л а в а с е д ь м а я .

Изготовление основы

шерстяных

войлочных и

фетровых

 

изделий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

201

I. Изготовление

основы

шерстяных

войлочных

изделий

 

 

II. Изготовление

основы

фетровых

шерстяных головных

уборов . . .

256

447