Файл: Кудрявцев Н.Е. Современные сельскохозяйственные машины и их использование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

засоренных корнеотпрысковыми сорняками — на глубину 15 см. При такой глубине лемех предплужника подрезает пласт ниже рас­ положения основной массы корневищ. При вспашке обычных почв на глубину менее 20 см эффективность от применения предплужни­ ка снижается, так как при мелкой вспашке тонкий пласт, отрезан­ ный основным корпусом, плохо покрывает сорные растения и по­ жнивные остатки пласта предплужника.

Плуги с предплужниками неудовлетворительно работают на стерне выше 20—25 см, при наличии на полях разбросанной соло­ мы и крупных корневищ и корней от подсолнечника и кукурузы. Поэтому перед вспашкой с полей необходи­ мо убирать остатки соломы и подкашивать высокую стерню. Некоторые механизаторы при вспашке полей из-под кукурузы или под­ солнечника оборудуют предплужник специ­ альным ножом / (рис. 8), который закреп­ ляют на стойке 2 тремя болтами. Нож, дви­ гаясь горизонтально, срезает корневища в плоскости работы следующего за ним пред­ плужника. На вспашке залежей и клеверищ предплужник увеличивает общее сопротив­ ление плуга на 15—20%, а при вспашке жнивья — на 5%, но улучшает качество вспашки и облегчает последующую работу.

Предплужники устанавливают перед каж­ дым корпусом на всех плугах общего назна­ чения для всех видов вспашки, за исключе­ нием паров, и на запашке соломистого на­ воза.

П о ч в о у г л у б и т е л ь

рыхлит

подпа­

 

 

 

хотный слой, не вынося его на поверхность.

 

 

 

Плуг с почвоуглубителями применяется для

Рис. 8.

Приспособление к

углубления пахотного слоя на подзолистых,

предплужнику

для за-

солонцовых и тяжелых

глинистых

почвах-

пашки

крупных

корне­

Почвоуглубитель,

состоящий из

лапы 2

 

вищ:

 

/ —

нож, 2 стойка

(рис. 9), шириной равной '/г захвата основ­

 

 

 

ного корпуса плуга

/, устанавливают сзади

 

 

 

корпуса и он движется по дну борозды. В прицепных плугах почво­ углубитель автоматически заглубляется при опускании плуга в ра­ бочее положение и поднимается на уровень основного корпуса при его переводе в транспортное положение. Стойка 6 соединена двумя шарнирными звеньями 3 и 5 с неподвижным кронштейном. Во вре­ мя подъема почвоуглубителя тяга 8 под действием автомата плуга перемещается по направлению стрелки и кулаком 7 поворачивает ось шарнира 9, поднимает вверх конец звена 5, а вместе с ним и поч­ воуглубитель. Опускают почвоуглубитель в обратном порядке.

Глубину установки почвоуглубительной лапы (6—16 см от дна борозды) регулируют путем перестановки стойки по регулировоч­ ным отверстиям. У навесных плугов почвоуглубители жестко при-

13


5

2

 

1

 

Рис.

9. Почвоуглубитель:

/ — корпус

плуга,

2 — лапа

почвоуглубите­

ля, 3— н и ж н е е

звено,

4

н е п о д в и ж н о е

звено, 5 — верхнее

звено,

6

стойка, 7 —

кулак,

* — тяга, 9 — ось

шарнира

Рис.

10. Прицеп плуга:

1 — поперечная

планка,

2 — понизитель рамы,

8 — продольная

тяга, 4 — раскос, 5 — шарнир,

6 — серьга,

7 — штырь

креплены к корпусам плуга, так как транспортный про­ свет у навесных плугов зна­ чительно больше, чем у при­ цепных. Лапы почвоуглуби­ телей затачивают снизу под углом 18°.

Р а м а плуга собрана из грядилей, соединенных рас­ порками. Количество гряди­ лей равно числу корпусов. Для придания раме большей прочности на грядилях уста­ новлены одна или две балки жесткости. На раме крепят­ ся стойки плужных корпусов, оси колес, механизмы подъ­ ема плуга, механизмы регу­ лировки и прицеп (рис. 10). Первый и третий грядили рамы имеют загнутые книзу концы с отверстиями, кото­ рые позволяют присоединять прицеп к раме выше или ни­ же в зависимости от глуби­ ны вспашки и высоты при­ цепной серьги трактора. Крайние (один или два) гря­ дили рамы у некоторых мно­ гокорпусных плугов съем­ ные. Это позволяет снимать последний корпус и регули­ ровать ширину захвата плу­ га в зависимости от тягового

усилия трактора и

условий

работы.

 

 

К о л е с а — два

передних

(полевое и бороздное)

и зад­

нее прицепного плуга

соеди­

нены между собой

механиз­

мами связиКроме того, каждое колесо имеет меха­ низм регулирования положе­ ния колес, применяемый при установке плуга на глубину вспашки. Полевое и борозд­ ное колеса одинаковой кон­ струкции.

Выпуклый "обод колеса

14


(рис. 11) спицами соединен со ступицей, в которую вставлена чугун­ ная втулка 4 с ушками для крепления храповика автомата. На обо­ де полевого колеса установлены почвозацепы (шипы) для преду­ преждения пробуксовки колес при пользовании автоматом. С на­ ружной стороны втулки имеется резьба под гайку 5. При заверты­ вании гайки втулка садится в конусное отверстие ступицы. Осевой разбег колеса устанавливают корончатой шайбой 7, удерживаемой

Рис. 11. Полевое колесо плуга

П-5-35М:

; — храповик, 2 — шайба ,

3 — болт,

4 — втулка, 5 — гайка,

6- - ш а й б а , 7-

рончатая шайба ,

* — чека,

9 — стопорный

болт,

10 - колпак

чекой. Для защиты оси колеса от пыли и грязи оно снабжено колпа­ ком 10, сидящим на резьбе. Колеса плуга «Труженик» установлены на конусных роликовых подшипниках.

Заднее колесо состоит из штампованного диска 2 (рис. 12) и втулки, соединенных болтами. Ступица закрыта колпаком и имеет

масленку. В заданном положении во

 

 

 

время работы заднее колесо фикси­

 

 

 

руется упорным винтом /, а в тран­

 

 

 

спортном — самоустанавливается

и

 

 

 

не

препятствует

повороту

плуга.

 

 

 

К стенке борозды колесо установле­

 

 

 

но с наклоном 20°.

 

 

 

 

 

 

Полевое

колесо

устанавливают

 

 

 

выше носков лемехов плуга на глу­

 

 

 

бину

вспашки, бороздное — на

уров­

 

 

 

не носков лемехов,

а заднее — ниже

 

 

 

носка лемеха

последнего корпуса

на Р и с - 1

2 ' С

х е

м а установки задне-

1-2

см. При установке колес учнты- ,

г 0

й

К О Л е с а у г а :

^ J

J

J

1 — упорный винт, 2 — диск колеса

вают глубину

погружения их в поч­

ву (1—2 см).

А в т о м а т

переводит плуг из рабочего положения в транспорт­

ное, и наоборот. Он состоит из -храповика, диска с двумя вырезами, двуплечего рычага (собачки) с пластинкой зацепления и пружиной,

рычага включения. Механизм храпового автомата

(четырехзвен-

ный механизм подъема) открытого типа состоит из

четырех эвень-

15


ев: колена 4 (рис. 13), кривошипа /, жестко сидящего на полуоси колеса, шатуна 2 и рамы 3.

Четырехзвенник автомата приводится в движение от полевого колеса, на ступице которого установлен храповик 5, а на полуоси колеса посажен на шпонку диск автомата 6. Храповик и диск авто­

 

 

 

 

мата

могут

замыкаться

 

 

 

 

через собачку 7 и зуб

8.

 

 

 

 

 

Для перевода плуга

из

 

 

 

 

рабочего

 

положения

 

в

 

 

 

 

транспортное

шнуром

от­

 

 

 

 

тягивают

 

рычаг

включе­

 

 

 

 

ния и выводят

из

ячейки

 

 

 

 

диска

6

ролик.

Освобож­

 

 

 

 

денная собачка под дейст­

 

 

 

 

вием пружины зубов

цеп­

 

 

 

 

ляется за один из зубьев

 

 

 

 

храповика,

замыкая

диск

 

 

 

 

и храповик.

В

дальней­

 

 

 

 

шем

колесо

 

вращается

 

 

 

 

вместе

с

осью,

а

криво­

 

 

 

 

шип 1 через шатун,' пере­

 

 

 

 

мещаясь

назад

и

 

вверх,

 

 

 

 

переводит

раму

плуга

из

 

 

 

 

рабочего

(нижнего)

поло­

 

 

 

 

жения

 

в

 

транспортное

 

 

 

 

(верхнее)-

Подъем

 

или

 

 

 

 

опускание

заканчивается,

 

 

 

 

в тот момент, когда

ролик

 

 

 

 

рычага

войдет

в

ячейку

 

 

 

 

диска,

отожмет

собачку

и

 

 

 

 

разомкнет зуб и храповик.

 

 

 

 

Для

облегчения

работы

 

 

 

 

автомата

к кулакам

полу­

 

 

 

 

оси бороздного и полевого

 

 

 

 

колес

одним

концом

при­

 

 

 

 

соединены спиральные или

 

 

 

 

компенсационные

пружи­

 

 

 

 

ны. Они

частично

разгру­

 

Рис. 13. Автомат:

 

жают автомат при перево­

а — общий вид, б — автомат включен, в •— автомат

вы­

де плуга

 

в

транспортное

лено, 5 — храповик, 6 — диск автомата 7 — собачка,

положение

и

амортизиру­

ключен;

/ — кривошип, 2 — шатун, 3 — . р а м а , 4 — ко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 ~ з у б ,

9 — рычаг

 

ют удар

лемехов

о

почву

 

 

 

 

при переводе плуга в ра­

 

 

 

 

бочее

положение.

 

 

 

 

На

прицепном

плуге установлены

механизм

подъема

(автомат),

механизм глубины (регулирования плуга в вертикальной плоскос­ ти), механизм перекоса (регулирования плуга в горизонтальной плоскости), механизм связи полевого колеса с бороздным колесом и два механизма заднего колеса.

16


• Механизм автомата через кулаки и тяги воздействует одновре­ менно на все три колеса плуга. На раме многокорпусного прицеп­ ного плуга можно устанавливать гидравлический цилиндр, пор­ шень которого приводится в движение от гидросистемы трактора и заменяет автомат. Автомат в этом случае снимают. Шток гид­ роцилиндра через кулак соединен с полуосью полевого колеса. При нагнетании масла в цилиндр поршень его перемещается, по­ ворачивая через шток и кулак полуось, и поднимает плуг в транс­ портное положение. Перевод плуга в рабочее положение происхо­ дит под действием веса плуга. Поэтому гидроцилиндр, устанавли­ ваемый на плуге, одностороннего действия. Для предупреждения разрыва шланга при разъединении плуга с трактором шланг имеет размыкающуюся муфту. Управление гидроцилиндром осуществля­ ется из кабины тракториста.

Регулировка и навешивание плугов. Перед началом работы проверяют правильность сборки плугов. На ровной площадке или плите проводят продольные и поперечные линии. Одну из про­ дольных линий принимают за стенку борозды. Плуг устанавлива­ ют так, чтобы конец лемеха и полевой доски заднего корпуса плу­ га касались этой линии. Если лемех долотообразный, то конец его может выходить за линию на 5 мм.

Поперечная линия должна быть параллельна осям колес; плос­ кости полевых обрезов предплужников и носки их должны нахо­ диться на одной линии с полевыми обрезами основных корпусов или выходить за обрезы в сторону поля на 10 мм.

Корпус должен опираться на плиту тремя точками: носком, крылом лемеха и задним концом полевой доски. Трапецеидальный лемех при этом должен касаться всем лезвием плиты, у долотооб­ разного лемеха должен быть зазор между поверочной плитой и се­ рединой режущей кромки (лезвия) до 3 мм.

Затем проверяют режущие кромки лемехов; они должны быть острыми и заточенными сверху под углом 30°. Поверхность лемеха должна плавно, без уступов, переходить в поверхность отвалов, выступание отвала над лемехом не допускается. Форма и размеры лемехов должны соответствовать заводским, диаметры болтов, кре­ пящих лемехи, отвалы и полевые доски, должны соответствовать диаметрам отверстий, потайные головки болтов должны быть по­ ставлены заподлицо с рабочей поверхностью лемехов, отвалов и полевых досок, выступ головок болтов не допускается, а утопание допускается не более 1 мм. Ширина захвата всех корпусов долж­ на быть одинаковой, с отклонением не более 5 мм; расстояние меж­

ду соседними корпусами в продольном

и поперечном направлениях

должно

быть одинаковым;

трапецеидальные лемехи кромками

(лезвиями) должны касаться

опорной

поверхности

по всей длине,

а долотообразные — своими

концами

(с зазором

по середине до

3 мм).

Носки лемехов должны лежать

на одной прямой линии, со­

единяющей носки лемехов переднего и заднего корпусов. Допуска­

ется

отклонение ± б мм. Диски

ножей должны вращаться свобод-

но от

руки без осевого разбега.

Г"""".

""" . Ч Н а я ' " Ч

17