Файл: Кудрявцев Н.Е. Современные сельскохозяйственные машины и их использование учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 7
засоренных корнеотпрысковыми сорняками — на глубину 15 см. При такой глубине лемех предплужника подрезает пласт ниже рас положения основной массы корневищ. При вспашке обычных почв на глубину менее 20 см эффективность от применения предплужни ка снижается, так как при мелкой вспашке тонкий пласт, отрезан ный основным корпусом, плохо покрывает сорные растения и по жнивные остатки пласта предплужника.
Плуги с предплужниками неудовлетворительно работают на стерне выше 20—25 см, при наличии на полях разбросанной соло мы и крупных корневищ и корней от подсолнечника и кукурузы. Поэтому перед вспашкой с полей необходи мо убирать остатки соломы и подкашивать высокую стерню. Некоторые механизаторы при вспашке полей из-под кукурузы или под солнечника оборудуют предплужник специ альным ножом / (рис. 8), который закреп ляют на стойке 2 тремя болтами. Нож, дви гаясь горизонтально, срезает корневища в плоскости работы следующего за ним пред плужника. На вспашке залежей и клеверищ предплужник увеличивает общее сопротив ление плуга на 15—20%, а при вспашке жнивья — на 5%, но улучшает качество вспашки и облегчает последующую работу.
Предплужники устанавливают перед каж дым корпусом на всех плугах общего назна чения для всех видов вспашки, за исключе нием паров, и на запашке соломистого на воза.
П о ч в о у г л у б и т е л ь |
рыхлит |
подпа |
|
|
|
||
хотный слой, не вынося его на поверхность. |
|
|
|
||||
Плуг с почвоуглубителями применяется для |
Рис. 8. |
Приспособление к |
|||||
углубления пахотного слоя на подзолистых, |
предплужнику |
для за- |
|||||
солонцовых и тяжелых |
глинистых |
почвах- |
пашки |
крупных |
корне |
||
Почвоуглубитель, |
состоящий из |
лапы 2 |
|
вищ: |
|
||
/ — |
нож, 2 — стойка |
||||||
(рис. 9), шириной равной '/г захвата основ |
|||||||
|
|
|
|||||
ного корпуса плуга |
/, устанавливают сзади |
|
|
|
корпуса и он движется по дну борозды. В прицепных плугах почво углубитель автоматически заглубляется при опускании плуга в ра бочее положение и поднимается на уровень основного корпуса при его переводе в транспортное положение. Стойка 6 соединена двумя шарнирными звеньями 3 и 5 с неподвижным кронштейном. Во вре мя подъема почвоуглубителя тяга 8 под действием автомата плуга перемещается по направлению стрелки и кулаком 7 поворачивает ось шарнира 9, поднимает вверх конец звена 5, а вместе с ним и поч воуглубитель. Опускают почвоуглубитель в обратном порядке.
Глубину установки почвоуглубительной лапы (6—16 см от дна борозды) регулируют путем перестановки стойки по регулировоч ным отверстиям. У навесных плугов почвоуглубители жестко при-
13
5
2 |
|
1 |
|
|
Рис. |
9. Почвоуглубитель: |
|||
/ — корпус |
плуга, |
2 — лапа |
почвоуглубите |
|
ля, 3— н и ж н е е |
звено, |
4 — |
н е п о д в и ж н о е |
|
звено, 5 — верхнее |
звено, |
6 — |
стойка, 7 — |
|
кулак, |
* — тяга, 9 — ось |
шарнира |
Рис. |
10. Прицеп плуга: |
|
1 — поперечная |
планка, |
2 — понизитель рамы, |
8 — продольная |
тяга, 4 — раскос, 5 — шарнир, |
|
6 — серьга, |
7 — штырь |
креплены к корпусам плуга, так как транспортный про свет у навесных плугов зна чительно больше, чем у при цепных. Лапы почвоуглуби телей затачивают снизу под углом 18°.
Р а м а плуга собрана из грядилей, соединенных рас порками. Количество гряди лей равно числу корпусов. Для придания раме большей прочности на грядилях уста новлены одна или две балки жесткости. На раме крепят ся стойки плужных корпусов, оси колес, механизмы подъ ема плуга, механизмы регу лировки и прицеп (рис. 10). Первый и третий грядили рамы имеют загнутые книзу концы с отверстиями, кото рые позволяют присоединять прицеп к раме выше или ни же в зависимости от глуби ны вспашки и высоты при цепной серьги трактора. Крайние (один или два) гря дили рамы у некоторых мно гокорпусных плугов съем ные. Это позволяет снимать последний корпус и регули ровать ширину захвата плу га в зависимости от тягового
усилия трактора и |
условий |
|
работы. |
|
|
К о л е с а — два |
передних |
|
(полевое и бороздное) |
и зад |
|
нее прицепного плуга |
соеди |
|
нены между собой |
механиз |
мами связиКроме того, каждое колесо имеет меха низм регулирования положе ния колес, применяемый при установке плуга на глубину вспашки. Полевое и борозд ное колеса одинаковой кон струкции.
Выпуклый "обод колеса
14
(рис. 11) спицами соединен со ступицей, в которую вставлена чугун ная втулка 4 с ушками для крепления храповика автомата. На обо де полевого колеса установлены почвозацепы (шипы) для преду преждения пробуксовки колес при пользовании автоматом. С на ружной стороны втулки имеется резьба под гайку 5. При заверты вании гайки втулка садится в конусное отверстие ступицы. Осевой разбег колеса устанавливают корончатой шайбой 7, удерживаемой
Рис. 11. Полевое колесо плуга |
П-5-35М: |
|||
; — храповик, 2 — шайба , |
3 — болт, |
4 — втулка, 5 — гайка, |
6- - ш а й б а , 7- |
|
рончатая шайба , |
* — чека, |
9 — стопорный |
болт, |
10 - колпак |
чекой. Для защиты оси колеса от пыли и грязи оно снабжено колпа ком 10, сидящим на резьбе. Колеса плуга «Труженик» установлены на конусных роликовых подшипниках.
Заднее колесо состоит из штампованного диска 2 (рис. 12) и втулки, соединенных болтами. Ступица закрыта колпаком и имеет
масленку. В заданном положении во |
|
|
|
|||||
время работы заднее колесо фикси |
|
|
|
|||||
руется упорным винтом /, а в тран |
|
|
|
|||||
спортном — самоустанавливается |
и |
|
|
|
||||
не |
препятствует |
повороту |
плуга. |
|
|
|
||
К стенке борозды колесо установле |
|
|
|
|||||
но с наклоном 20°. |
|
|
|
|
|
|
||
Полевое |
колесо |
устанавливают |
|
|
|
|||
выше носков лемехов плуга на глу |
|
|
|
|||||
бину |
вспашки, бороздное — на |
уров |
|
|
|
|||
не носков лемехов, |
а заднее — ниже |
|
|
|
||||
носка лемеха |
последнего корпуса |
на Р и с - 1 |
2 ' С |
х е |
м а установки задне- |
|||
1-2 |
см. При установке колес учнты- , |
г 0 |
й |
К О Л е с а ™ у г а : |
^ J |
J |
J |
1 — упорный винт, 2 — диск колеса
вают глубину |
погружения их в поч |
ву (1—2 см). |
|
А в т о м а т |
переводит плуг из рабочего положения в транспорт |
ное, и наоборот. Он состоит из -храповика, диска с двумя вырезами, двуплечего рычага (собачки) с пластинкой зацепления и пружиной,
рычага включения. Механизм храпового автомата |
(четырехзвен- |
ный механизм подъема) открытого типа состоит из |
четырех эвень- |
15
ев: колена 4 (рис. 13), кривошипа /, жестко сидящего на полуоси колеса, шатуна 2 и рамы 3.
Четырехзвенник автомата приводится в движение от полевого колеса, на ступице которого установлен храповик 5, а на полуоси колеса посажен на шпонку диск автомата 6. Храповик и диск авто
|
|
|
|
мата |
могут |
замыкаться |
|||||||
|
|
|
|
через собачку 7 и зуб |
8. |
|
|||||||
|
|
|
|
Для перевода плуга |
из |
||||||||
|
|
|
|
рабочего |
|
положения |
|
в |
|||||
|
|
|
|
транспортное |
шнуром |
от |
|||||||
|
|
|
|
тягивают |
|
рычаг |
включе |
||||||
|
|
|
|
ния и выводят |
из |
ячейки |
|||||||
|
|
|
|
диска |
6 |
ролик. |
Освобож |
||||||
|
|
|
|
денная собачка под дейст |
|||||||||
|
|
|
|
вием пружины зубов |
цеп |
||||||||
|
|
|
|
ляется за один из зубьев |
|||||||||
|
|
|
|
храповика, |
замыкая |
диск |
|||||||
|
|
|
|
и храповик. |
В |
дальней |
|||||||
|
|
|
|
шем |
колесо |
|
вращается |
||||||
|
|
|
|
вместе |
с |
осью, |
а |
криво |
|||||
|
|
|
|
шип 1 через шатун,' пере |
|||||||||
|
|
|
|
мещаясь |
назад |
и |
|
вверх, |
|||||
|
|
|
|
переводит |
раму |
плуга |
из |
||||||
|
|
|
|
рабочего |
(нижнего) |
поло |
|||||||
|
|
|
|
жения |
|
в |
|
транспортное |
|||||
|
|
|
|
(верхнее)- |
Подъем |
|
или |
||||||
|
|
|
|
опускание |
заканчивается, |
||||||||
|
|
|
|
в тот момент, когда |
ролик |
||||||||
|
|
|
|
рычага |
войдет |
в |
ячейку |
||||||
|
|
|
|
диска, |
отожмет |
собачку |
и |
||||||
|
|
|
|
разомкнет зуб и храповик. |
|||||||||
|
|
|
|
Для |
облегчения |
работы |
|||||||
|
|
|
|
автомата |
к кулакам |
полу |
|||||||
|
|
|
|
оси бороздного и полевого |
|||||||||
|
|
|
|
колес |
одним |
концом |
при |
||||||
|
|
|
|
соединены спиральные или |
|||||||||
|
|
|
|
компенсационные |
пружи |
||||||||
|
|
|
|
ны. Они |
частично |
разгру |
|||||||
|
Рис. 13. Автомат: |
|
жают автомат при перево |
||||||||||
а — общий вид, б — автомат включен, в •— автомат |
вы |
де плуга |
|
в |
транспортное |
||||||||
лено, 5 — храповик, 6 — диск автомата 7 — собачка, |
положение |
и |
амортизиру |
||||||||||
ключен; |
/ — кривошип, 2 — шатун, 3 — . р а м а , 4 — ко |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
8 ~ з у б , |
9 — рычаг |
|
ют удар |
лемехов |
о |
почву |
||||||
|
|
|
|
при переводе плуга в ра |
|||||||||
|
|
|
|
бочее |
положение. |
|
|
|
|
||||
На |
прицепном |
плуге установлены |
механизм |
подъема |
(автомат), |
механизм глубины (регулирования плуга в вертикальной плоскос ти), механизм перекоса (регулирования плуга в горизонтальной плоскости), механизм связи полевого колеса с бороздным колесом и два механизма заднего колеса.
16
• Механизм автомата через кулаки и тяги воздействует одновре менно на все три колеса плуга. На раме многокорпусного прицеп ного плуга можно устанавливать гидравлический цилиндр, пор шень которого приводится в движение от гидросистемы трактора и заменяет автомат. Автомат в этом случае снимают. Шток гид роцилиндра через кулак соединен с полуосью полевого колеса. При нагнетании масла в цилиндр поршень его перемещается, по ворачивая через шток и кулак полуось, и поднимает плуг в транс портное положение. Перевод плуга в рабочее положение происхо дит под действием веса плуга. Поэтому гидроцилиндр, устанавли ваемый на плуге, одностороннего действия. Для предупреждения разрыва шланга при разъединении плуга с трактором шланг имеет размыкающуюся муфту. Управление гидроцилиндром осуществля ется из кабины тракториста.
Регулировка и навешивание плугов. Перед началом работы проверяют правильность сборки плугов. На ровной площадке или плите проводят продольные и поперечные линии. Одну из про дольных линий принимают за стенку борозды. Плуг устанавлива ют так, чтобы конец лемеха и полевой доски заднего корпуса плу га касались этой линии. Если лемех долотообразный, то конец его может выходить за линию на 5 мм.
Поперечная линия должна быть параллельна осям колес; плос кости полевых обрезов предплужников и носки их должны нахо диться на одной линии с полевыми обрезами основных корпусов или выходить за обрезы в сторону поля на 10 мм.
Корпус должен опираться на плиту тремя точками: носком, крылом лемеха и задним концом полевой доски. Трапецеидальный лемех при этом должен касаться всем лезвием плиты, у долотооб разного лемеха должен быть зазор между поверочной плитой и се рединой режущей кромки (лезвия) до 3 мм.
Затем проверяют режущие кромки лемехов; они должны быть острыми и заточенными сверху под углом 30°. Поверхность лемеха должна плавно, без уступов, переходить в поверхность отвалов, выступание отвала над лемехом не допускается. Форма и размеры лемехов должны соответствовать заводским, диаметры болтов, кре пящих лемехи, отвалы и полевые доски, должны соответствовать диаметрам отверстий, потайные головки болтов должны быть по ставлены заподлицо с рабочей поверхностью лемехов, отвалов и полевых досок, выступ головок болтов не допускается, а утопание допускается не более 1 мм. Ширина захвата всех корпусов долж на быть одинаковой, с отклонением не более 5 мм; расстояние меж
ду соседними корпусами в продольном |
и поперечном направлениях |
|||
должно |
быть одинаковым; |
трапецеидальные лемехи кромками |
||
(лезвиями) должны касаться |
опорной |
поверхности |
по всей длине, |
|
а долотообразные — своими |
концами |
(с зазором |
по середине до |
|
3 мм). |
Носки лемехов должны лежать |
на одной прямой линии, со |
единяющей носки лемехов переднего и заднего корпусов. Допуска
ется |
отклонение ± б мм. Диски |
ножей должны вращаться свобод- |
|
но от |
руки без осевого разбега. |
Г"""". |
""" . Ч Н а я ' " Ч |
17