Файл: Кудрявцев Н.Е. Современные сельскохозяйственные машины и их использование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внутренняя кромка обода полевого колеса должна отстоять от линии стенки борозды не менее чем на 50 мм. Полевое колесо долж­ но быть поднято от опорной поверхности на предельную глубину (25—27 см) вспашки. Механизмы установки плуга должны свобод­ но перемещаться и надежно фиксироваться.

Затем устанавливают плуг на козлы и проверяют действие ав­ томата, повертывая полевое колесо. Автомат должен включаться при выходе ролика из гнезда диска й выключаться при вкатывании в гнездо. Зазор между вершинами зуба собачки и зубьями храпо­ вика при выключенном автомате должен быть 4—5 мм.

Установка колес плуга. В прицепном плуге полевое колесо уста­ навливают выше режущих кромок лемехов на глубину вспашки с

учетом

глубины

вдавливания

колеса в почву

(минус

10—20

мм).

 

 

 

 

Установку

колес

проверя­

 

 

 

 

ют в поле, измеряя

высоту

 

 

 

 

стенки

борозды;

при не­

 

 

 

 

обходимости

полевое

ко­

 

 

 

 

лесо

регулируют

винто­

 

 

 

 

вым механизмом.

 

 

 

 

 

 

 

Бороздное

и

 

заднее

 

 

 

 

колеса

опускают

на опор­

 

 

 

 

ную поверхность

лемехов.

 

 

 

 

Изменяя

высоту

установ­

 

 

 

 

ки бороздного колеса

вин­

 

 

 

 

товым

механизмом,

а зад­

 

 

 

 

него —

регулировочным

 

 

 

 

винтом, добиваются

гори-

Рис.

14. Навесная система трактора:'

З О Н Т Э Л Ь Н О Г О

положения

/ — нижняя

продольная

тяга. 2 — правый

и левый ре-

р а М Ы .

 

 

 

 

 

 

гулируемые

раскосы,

3 — гидродилиндр,

4 — кулаки

р

-

 

 

 

 

 

подъемного

вала, 5 — верхняя регулировочная тяга,

1 Л у О И Н у В С П а Ш К И

Н а -

 

5 - ц е п и

блокировки

 

В е С Н Ы М П Л у Г О М

р е г у Л И р у -

ют плугом, изменяя поло­ жение опорного колеса винтовым механизмом, чтобы рама плуга занимала горизонтальное положение, изменяют длину раскосов 2 (рис. 14) и длину центральной тяги навесного устройства трактора.

Полевое колесо навесного плуга должно располагаться выше носков лемехов на глубину вспашки минус 1—2 см (поправка на вдавливание колеса в почву).

Рама у правильно отрегулированного плуга во время работы должна быть параллельна поверхности поля, все корпуса заглуб­ лены на одинаковую глубину, а грядили рамы параллельны на­ правлению движения.

Навешивание плугов на трактор. Для того чтобы навесить четырехкорпусный плуг на трактор, последний подают задним ходом к плугу так, чтобы шаровые втулки продольных тяг оказались про­ тив цапф навески плуга или против пальцев переднего бруса. Втул­ ки надевают на цапфы и закрепляют штырями. Верхнюю регулиро­ вочную тягу навесного устройства трактора соединяют со стойкой

- 18


навески плуга и прочно закрепляют штырем. Штырь фиксируется чекой.

У тракторов ДТ-54А, ДТ-75 навесное устройство для работы с навесными плугами устанавливают по двухточечной схеме.

Установка прицепного плуга. Прицепной плуг соединяют с трак­ тором двумя способами: по вертикали и горизонтали. Чтобы при­ цепить плуг к трактору по горизонтали, опускают в рабочее поло-

Рис.

15. Установка прицепа плуга по вертикали:

/ — прицепная скоба

трактора, 2 — отверстия на

понизителях рамы,

3 — стык л е м е х а

н отвала, 4 — корпус

плуга (точка

приложения

шнура), 5 — шнур,

6 — продольный

 

брус

прицепа трактора

 

жение плуг (линия тяги в вертикальной плоскости проходит через

точку — проекцию центра

тяжести

плуга на плоскость его опоры).

От тракторной прицепной

скобы /

(рис. 15) протягивают шнур 5 к

носку лемеха среднего корпуса плуга. Точку приложения шнура на корпусе плуга берут ниже стыков лемеха и отвала 3 на 10—15 мм. Поперечную планку прицепа ставят в отверстия 2, находящиеся на линии натянутого шнура. Если прицеп установлен правильно, то планка лежит в плоскости натянутого шнура. При четном количе­ стве корпусов контрольную точку берут между двумя средними корпусами. Плуг прицепляют в горизонтальной плоскости сле­

дующим

образом. От наружной плоскости полевой доски

зад­

него

корпуса плуга в

сторону вспаханного поля, под

прямым

углом

к

полевой доске,

отмеряют расстояние А (рис.

16),

рав­

ное половине ширины захвата всего плуга, и к полученной величи­

не прибавляют 30—50 мм (по 10 мм

на каждый корпус

плуга).

В найденной точке

устанавливают шпильку 1, от которой

протяги­

вают шнур 3 вдоль

плуга параллельно

грядилям 2 к точке

прицепа

на тракторной скобе. На этой линии устанавливают прицепную серьгу 4 плуга. Поскольку плуг работает в различных условиях, эту установку следует дополнительно проверить в работе по поло­ жению полевой доски заднего корпуса плуга относительно стенки борозды. При правильно установленном в горизонтальной плоскос­ ти прицепе расстояние (зазор) между стенкой борозды и задним концом полевой доски заднего корпуса плуга составит 1—2 мм или полевая доска будет слегка касаться стенки борозды.

При вспашке загонок, на которые разбиваются поля больших размеров, образуются свальные гребни и развальные борозды.

19



Для прокладки первой свальной борозды винтовым механизмом бороздное колесо плуга поднимают над опорной поверхностью ле­ мехов на высоту, равную половине заданной глубины вспашки, а полевое колесо устанавливают на полную глубину. При втором проходе агрегата (проход агрегата в обратном направлении) бо­ роздное колесо поднимают на 2 /з глубины вспашки и трактор на­ правляют так, чтобы первый корпус плуга оборачивал слой почвы,

Рис. 16. Установка прицепа плуга по горизонтали:

1 — шпилька, 2 — грядиль.

3—шнур,

4 — прицепная

серьга плуга;

А — р а с с т о я н и е ,

равное половине ширины

захвата

плуга плюс 10

мм на к а ж д ы й

корпус плуга

покрытый пластом, перевернутым передним корпусом, после пер­ вого прохода плуга. В этом случае невспаханная под первым плас­ том почва после предыдущего прохода агрегата будет вспахана. При третьем проходе агрегата бороздное колесо опускают на уро­ вень хода лемехов, а полевое устанавливают на полную глубину. Эту установку сохраняют до окончания вспашки всего участка.

Для образования неглубокой развальной борозды при предпо­ следнем проходе плуга полевое колесо устанавливают на V2 глуби­ ны вспашки. При последнем проходе задний корпус плуга должен захватывать верхнюю часть борозды, оставленную после предыду­ щего прохода, образуя развальную борозду, равную ширине за­ хвата корпуса и 3 Л установленной для участка глубины. Ес­ ли на вспашке свальных борозд забиваются землей два передних предплужника, а развальных — задние предплужники, их выклю­ чают из работы, а после образования борозд ставят на место.

Навесные плуги, как и прицепные, для образования свальных и развальных борозд устанавливают с перекосом рамы в попереч­ ном направлении.

Перекос рамы плуга устраняют, изменяя длину раскосов навес­ ного устройства трактора или поднимая опорное колесо.

Технологический процесс вспашки. Во время вспашки почва крошится и оборачивается. Предположим, что пласт при оборачи-

20


в а ш и не крошится, а сохраняет свою первоначальную форму. Обо­

значим

буквами ABCD

углы пласта. Отрезанный от поля ножом

по

линии

АВ

(рис.

17) и подрезанный снизу

лемехом по линии

AD,

пласт

ABCD

поворачивается

вокруг

точки D

в

положение

A\BxCiD,

т. е. ставится

отвесно

на узкую грань. После этого пласт

поворачивается

вокруг

точки

С\ и ложится на ранее

обернутый

пласт. Прямоугольник A2B2CiD2

дает представление

о

положении

обернутого

отвалом пласта.

 

 

 

 

 

По теории академика В. П. Горячкина, при отношении ширины пласта к глубине равной или меньше 1,27 диагональ сечения отва­ ленного пласта будет вертикальна или наклонена в сторону бороз-

Рис. 17. Схема технологического процесса работы корпуса плуга

ды, и пласт вследствие неустойчивости будет падать обратно в от­

крытую борозду, снижая качество вспашки.

Поэтому

глубина

вспашки при стандартной ширине захвата

(35

см)

корпуса

должна

быть не более 28 см.

 

 

 

 

 

Приведенные расчеты сделаны без учета

работы предплужни­

ка. Предплужник дает ЁбзМоЖНбСть увеличить глубину

вспашки

на 3—4 см, не ухудшая оборачиваемость пласта.

 

 

На основании приведенных данных легко рассчитать допусти­

мую

глубину вспашки

плуга с любой шириной захвата

корпуса.

Для

этого необходимо

ширину рабочего

захвата

корпуса плуга

раздёлитк^а 1,27 (глуб. = - у ^ - ) -

Агротехнические требования к работе плуга. Обработка почвы плугами должна быть проведена в установленные сроки на опреде­ ленную глубину при необходимой ширине пластов на всем обра­ батываемом участке; пласты должны плотно прилегать друг к дру­ гу с полной заделкой сорняков, растительных остатков и навоза. При вспашке всвал под пластами невспаханных полос не должно быть высоких свальных гребней; борозды должны быть прямоли­ нейными, а поворотные полосы — вспаханы. Если это условие не выполняется, небходио настроить плуг на выполнение агротех­ нических требований (табл. 1).

21