Файл: Кудрявцев Н.Е. Современные сельскохозяйственные машины и их использование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шнек (рис. 143), смонтированный на корпусе жатки, представ­ ляет собой цилиндр 1, к которому слева и справа приварены спи­ ральные ленты 2 и 4. Во время работы правая спиральная лента транспортирует срезанные стебли влево, а левая —вправо (по ходу комбайна), сосредотачивая их в средней части жатки. Правая и ле­ вая спиральные ленты имеют кронштейны, к которым прикреплены дополнительные щитки для лучшего распределения стеблей по ширине наклонной камеры жатки. При прямом комбайнировании или уборке высокостебельных хлебов дополнительные витки снима­ ют. Диаметр спиралей шнека 500 мм, шаг спирали 460 мм. Шнек вращается со скоростью 150 об/мин.

В центральной части шнека смонтирован подбирающий меха­ низм, пальцы которого захватывают стебли, подведенные к нему спиральными лентами и срезанные режущим аппаратом в средней части жатки, и по днищу жатки подают хлебную массу в наклон­ ную камеру, а далее планки наклонного транспортера перемещают ее в приемную камеру молотильного аппарата.

Подшипники шнека крепятся к плитам, которые можно пере­ мещать винтовыми механизмами в вертикальной плоскости. При помощи этих плит транспортер смонтирован на боковинах жатки. На левом валу шнека установлена предохранительная муфта с ве­ домой звездочкой 12. Внутри к стенкам цилиндра / приварены диски 5 с шариковыми подшипниками 10 для разборного коленча­ того вала, который состоит из вала цапфы 6, вала пальчикового механизма, установленного эксцентрично относительно оси шнека. Все эти детали соединены разъемными щеками. На ось надеты втулки с пальцами 3, которые скользят в глазках. Глазки, изго­ товленные из бука, пропитаны маслом. Они свободно вставлены в обойму, прикрепленную к цилиндру шнека. Стальной палец 3 удер­ живается в чугунной втулке стопорным болтом, конец которого входит в кольцевую канавку пальца. Правый конец вала жестко прикреплен к корпусу жатки. При вращении шнека ось остается неподвижной, а втулки пальцев поворачиваются на ней. Ось смеще­ на относительно центра вращения шнека так, что пальцы полностью выходят из передней части цилиндра, а овади входят в цилиндр.

В процессе эксплуатации жатки регулируют пальчиковый меха­ низм. Между концами пальцев и днищем жатки можно установить зазор в пределах 6—35 мм. Зазор регулируют, поворачивая рыча­ жок и при необходимости поднимая плиту 4 (рис. 144). Поворотом рычажка по часовой стрелке зазор уменьшают, против часовой стрелки — увеличивают. Для осуществления этой регулировки ос­ лабляют болты с зубчатыми шайбами и за рычажок поднимают или опускают пальцы вместе с валом. Если не достигнут необходимый зазор, ослабляют гайки болтов, крепящих плиту к стенке жатки, и при помощи винта подвески устанавливают нужный зазор. Макси­ мальный зазор (35 мм) устанавливают при уборке хлебов с боль­ шим количеством растительной массы (длинностёбельная рожь и пшеница или сильно засоренные хлеба). Чем меньше растительной массы поступает на жатку, тем меньше должен быть зазор между

230


пальцами и днищем жатки, и наоборот. Если на пальчиковый меха­ низм шнека наматывается хлебная масса,'зазор между пальцами и днищем жатки увеличивают. Если хлебная масса задерживается на

концах барабана пальчикового

механизма, то зазор уменьшают-

На подборе валков устанавливают максимальный зазор.

 

Внизу на краях окна в наклонную камеру установлены

отража­

тели с минимальным зазором

между лентой шнека и козырьком.

Для лучшей транспортировки массы к наклонной камере

и предот-

 

Рис.

144.

Подвеска

шнека жатки:

 

/ — рукоятка

регулирования положения

пальчикового

механизма, 2 — бобышка, 3 — болт

крепления плиты под­

вески шнека к корпусу жатки,

4

плита,

5 кронштейн

подвески

шнека,

6 — винт подвески, 7 — в т у л к а ,

8 — болт

с зубчатой шайбой, 9—кронштейн

 

крепления

гидроци­

линдра

подъема

и

опускания

мотовила,

10 — гидроци­

 

 

 

 

линдр

 

 

 

 

вращения наматывания массы'на шнек при работе с подборщиком надставку отражателя снимают, а зазор между витками шнека и прорезиненными козырьками отражателей уменьшают до 10 мм. Величину зазора регулируют, перемещая козырек.

Пружины предохранительной муфты шнека необходимо равно­ мерно затягивать. Муфта считается отрегулированной, если она обеспечивает передачу крутящего момента 10 кГм. Правильность затяжки пружин предохранительной ленты проверяют тарировоч-

ным

ключом

или

обычным рычагом. Рычаг устанавливают

между

болтами пружин

и подвешивают груз 10 кГ на расстоянии

1 м от

оси

шнека.

Если

муфта пробуксовывает при установке груза на

меньшее расстояние, то подтягивают пружины.

Если при увеличе­

нии груза или увеличении расстояния муфта

не пробуксовывает,

пружины ослабляют.

 

В

начале уборочного сезона полностью заполняют солидолом

.втулки

пальцев, а в процессе работы их смазывают через 50—60 ч.

231


Деревянные глазки

проварены в масле, поэтому

их не

смазывают.

Пальцы шнека тоже не смазывают. Для смазки средних

подшипни­

ков шнека

снимают

крышку с люка. Правый подшипник

смазыва­

ют через

масленку

в наружном торце правой оси, левый — через

масленку в крышке.

 

 

 

 

Наклонный цепочно-планчатый транспортер

(рис. 145)

предназ­

начен для перемещения хлебной массы от шнека жатки в приемную

 

 

2

 

 

 

 

Рис.

145.

Наклонный цепочно-планчатый транспортер жатки:

/ — нижний

вал

(ведомый вал), 2 — шнек

жатки, 3 — вал п о д д е р ж е к

мотовила, 4—

пружина вертикальной подвески, 5 — пружина

продольной подвески,

б — верхняя

ветвь транспортера, 7 — промежуточный

щит,

8 — к о ж у х

верхнего вала, 9— веду­

 

щий

(верхний) вал, 10— корпус наклонной

камеры жатки

камеру молотилки. Транспортер состоит из трех ролико-втулочных

цепей

с планками,

ведущего 9 и ведомого / валов,

на

которых

смонтировано по три звездочки. К цепям транспортера

прикреплены

в шахматном

порядке стальные

планки. Каждая

цепь

имеет пере­

ходное

звено

для регулировки

длины транспортера

и разъемное

соединительное звено. Верхний

ведущий вал 9 закрыт кожухом 8.

В наклонной

камере

10 смонтирован щит 7 под

верхней

ветвью

транспортера.

На щите имеются

три направляющие планки. Если

232


часть стеблей из приемной камеры увлекается ведомой ветвью тран­

спортера, то щит 7 удерживает

их, а планки увлекают

стебли

вниз

и сбрасывают на массу хлебов для подачи вверх.

На

ведущем

ва­

лу 9, кроме ведущих звездочек,

справа по ходу, смонтированы пре­

дохранительная муфта и ведомый шкив, а слева

по ходу — веду­

щий двухручейный шкив.

 

 

 

 

Рис. 146.

Механизмы

подвески

наклонного транс­

 

 

 

портера:

 

 

/ — пружина

и болт

вертикальной

подвески,

2 — гайка,

3 — п р у ж и н а

горизонтальной

подвески, 4

кронштейн,

5 — центрирующая

втулка, 6 — винт,

7 — у п о р н ы й уголок,

в — н и ж н и й

(ведомый) вал,

9 — ведомая звездочка, 10 —

 

 

цепь

транспортера

 

Нижний вал / транспортера

подвешен на пружинах 4 и 5, поэто­

му в зависимости от слоя

массы он изменяет свое положение —

«плавает». Конструкция

плавающего

транспортера обеспечивает

смещение нижнего вала в направлении натяжения цепи в пределах 10 мм и в перпендикулярном к нему направлении в пределах 50 мм. Если хлебная масса поступает неравномерно, то нижняя ветвь транспортера вместе с ведомым валом поднимается, сжимая пру­ жину 4.

233


Спереди на камере 10 для уменьшения

пылеобразования укреп­

лен капот, нависающий над шнеком жатки. На боковинах

камеры

укреплены упоры, которые ограничивают

подъем корпуса

жатки

в

продольном направлении. Сзади на камере

в месте соединения

ее

с молотилкой для уменьшения потерь зерна

прикреплен фартук.

 

Неправильная регулировка транспортера наклонной камеры приводит к нарушению технологического процесса, а следовательно, к увеличению потерь зерна.

Во избежание поломок необходимо правильно отрегулировать продольные амортизаторы нижнего вала транспортера жатки. Натяжение пепей транспортера осуществляется следующим обра­ зом. Отвертывают направляющую втулку 5 (рис. 146) и, сжимая пружины гайками 2, натягивают цепи транспортера до нормальной величины. После этого необходимо направляющую (центрирую­ щую) втулку навернуть на винт 6 до упора в кронштейн 4. В этом случае между втулкой 5 и упорным уголком 7 образуется зазор 10—12 мм. достаточный для смещения нижнего вала 8 при пере­ грузках. Нельзя навинчивать втулку 5 до упора в уголок 7, так как нижний вал при перегрузках транспортера не сможет переме­ щаться.

В процессе работы цепь 10 удлиняется. Для ее укорачивания снимают сначала переходные звенья, а при дальнейшем удлинении обычные звенья заменяют переходными.

Нижний прорезиненный фартук, установленный между днищем наклонной камеры и корпусом жатки, постоянно оттягивается пру­ жинами, укрепленными на корпусе наклонной камеры. Пружины должны оттягивать фартук во всех положениях корпуса жатки относительно наклонной камеры. Для регулирования натяжения пружин в планках имеются дополнительные отверстия. Зазор меж­

ду фартуком и днищем наклонной

камеры

не должен

превы­

шать 2 мм. Этот зазор устанавливают

перемещением козырька по

овальным пазам.

 

 

 

Для надежного перекрытия зазоров

между

наклонной

камерой

и корпусом жатки при любом его положении

необходимо, чтобы

боковые щитки были прижаты к боковинам камеры профилирован­ ными уголками, а к обшивке корпуса — прижимные. Внизу щитки поджаты к камере подпружиненными штангами. Щиток должен легко скользить по обшивке корпуса. Допускается зазор до 2 мм.

Для регулировки предохранительной муфты приводного шкива - наклонной камеры равномерно затягивают пружины так, чтобы муфта обеспечивала передачу крутящего момента до 10 кГм.

Скорость движения цепочно-планчатого плавающего транспор­ тера 3, 2 м/сек.

Транспортирующие устройства жатки должны перемещать хлеб­ ную массу в приемную камеру молотилки без потерь, обеспечивая выполнение агротехнических требований (табл.27).

Цилиндр шнека и его спирали не должны иметь повреждений и вмятин. Поэтому надо ежедневно проверять состояние шнека и вы­ прямлять погнутые места. Если погнуты пальцы, то их нада вынуть

234