Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 3
целесообразно создание методов ускоренных испытаний для от дельных деталей, сборочных единиц и агрегатов, в первую оче редь для наименее стойких в эксплуатации, например рабочих органов, навесных систем, металлических конструкций и других агрегатов строительных и дорожных машин. Разработке мето дов ускоренных испытаний должно предшествовать изучение эксплуатационных нагрузок. Исходя из этого в рабочих методи ках ускоренных испытаний должны предусматриваться условия испытаний (среда, температура, число циклов, величина нагруз ки, производительность и др.). Кроме того, рабочие методики должны предусматривать определение показателей надежности с отражением конструктивных и эксплуатационных особенностей исследуемого объекта.
Эффективность форсирования можно характеризовать коэф фициентом ускорения [82]:
где Тп — среднее значение времени безотказной работы при нор мальных условиях работы;
Гф — среднее значение времени безотказной работы при дан ном методе форсирования.
Усиление режимов работы данного механизма или сборочной единицы производится в первую очередь в результате примене ния более высоких скоростей, нагрузок, температур, а также агрессивных сред, абразива и т. п. Предельные значения этих факторов должны выбираться из условия сохранения физичес ких процессов, предшествующих отказу, т. е. чтобы вид и харак тер разрушения при нормальной эксплуатации и при работе на повышенных режимах были идентичны. Для определения коэф фициента ускорения надо знать функциональную зависимость процесса разрушения от данного параметра (скорости, нагруз ки). Например, при испытании изделий, которые выходят из строя в результате износа, для форсирования испытаний можно увеличивать нагрузку Р и скорость относительного скольже ния V.
Максимально допустимые значения Ртах и ѵтах определяются из условия сохранения данного вида изнашивания. При линейной зависимости износа от Р и ѵ (как это встречается при абразив ном изнашивании) коэффициент ускорения определится из вы ражения
U' _ |
Д п э х ° т а ч |
У~ |
P u |
|
^ср^ср |
Создание при испытании условий, когда изделие работает более интенсивно во времени — без перерывов и холостых хо дов — по сравнению с нормальной эксплуатацией, соответствен
но сокращает время испытания. Однако к применению этого простого метода форсирования надо подходить только после анализа влияния перерывов в работе изделия на интенсивность процесса разрушения. Здесь могут встречаться различные слу чаи. Например, увеличение частоты циклов нагрузки при уста лостных разрушениях в большинстве случаев не влияет на ко нечный результат. При изнашивании деталей наличие перерывов-
вработе может как увеличивать износ (при жидкостном трении
вподшипниках скольжения), так и уменьшать его (для металло
Рис. 13. Сопряженные распреде ления времени безотказной рабо ты и выходного параметра изде лия
МТ
режущего инструмента, когда при перерывах в работе он ох лаждается) .
При испытаниях всегда надо стремиться к тому, чтобы дли тельность простоев и холостых ходов была минимальной. Если при испытании исключить все холостые ходы (Тх), то можно получить непрерывную работу (Гр), тогда по данным, приведен ным в работе [82],
При ускоренных испытаниях предельная погрешность метода измерения Дцт „ должна быть значительно меньше того значения параметра щ, которое условно принято за предельное значение. При этом должно быть выдержано условие [47]
Alim U
В тех случаях, когда сборочная единица имеет отказ вслед ствие износа, не всегда необходимо доводить износ до предель ного состояния. Иногда достаточно знать скорость процесса (скорость изнашивания), если дальнейшее его протекание во времени определяется известными закономерностями.
Применительно к испытанию на надежность технологического оборудования (станков) такой метод ускоренных испытаний но сит название метода условных полей допусков [81].
Он заключается в том, что вместо отказа станка по точности при выходе обрабатываемого размера за пределы допуска фик сируется условный отказ при выходе размера за границы услов
ного поля допуска, составляющего только часть действительно го. Коэффициент ускорения в этом случае определится из выра жения
где ô — допуск;
Ôy — условный допуск.
В ряде случаев сокращение времени испытания можно полу чить, если установить связь между требуемыми показателями
Рис. 14. Связь распределения параметров изделия с распределением времени безотказ ной работы бесцентрового внутришлифовального автомата
надежности и теми параметрами машины, которые определяют эти показатели.
Так, вместо функции распределения времени безотказной ра боты изделия Рт(Т) можно исследовать кривую распределения параметров машины Px(t) и ее изменение во времени (рис. 13). Эти два распределения являются сопряженными, так как одно определяет другое [81].
В качестве примера на рис. 14 показаны два вида распределе ния: времени безотказной работы при износовых отказах внут
ришлифовального автомата с плотностью фт(/) |
и выходного па |
раметра обрабатываемой на нем поверхности |
детали — внут |
ренней поверхности наружного кольца роликоподшипника фd{t). Линия 1 показывает смещение центра мгновенного рассеяния наибольшего диаметра, а линия 2 — наименьшего диаметра де тали, для которой верхнее отклонение ВО и нижнее НО.
При обработке деталей на станке выходным параметром яв ляется точность обработки и наступление отказа определяется моментом перехода регламентированного квантиля распределе ния параметров изделия за соответствующую границу поля до пуска Ô.
Причиной отказа является смещение во времени центра мгно венного рассеяния выходных параметров. Это смещение (рис. 14) характеризуется прямой линией (линией регрессии) с парамет рами Хн, зависящим от уровня настройки машины, и b = tg a, зависящим от скорости процесса, определяющего смещение
центра ФДК) |
(например, от |
скорости изнашивания |
инструмен |
|||||
та). Обе характеристики являются |
случайными |
величинами и |
||||||
имеют дисперсию. |
|
результат — вероятность без |
||||||
Необходимый |
при испытании |
|||||||
отказной работы |
изделия срт(/) можно получить |
как |
на |
основа |
||||
нии параметров кривой <pT(f), так |
и на |
основании |
параметров |
|||||
кривой фй(0 |
и ее смещения |
во времени |
по данному |
закону |
К„(/) = Хп -у Ы. При некоторых условиях вероятность безотказ ной работы в интервале (0, і) будет определяться вероятностью непревышения квантилем распределения выходного параметра допустимых границ в момент t. Если оба сопряженных распреде ления подчиняются нормальному закону, то, пользуясь функцией Лапласа, получим две эквивалентные формулы для вероятности безотказной работы:
Я (0 = 0 ,5 + Ф 0( ^ ^ ) ;
Ô — (Хн + bt) |
4- Фг. г |
Хп + Ы |
] |
||
|
“ |
^ 0 |
|
|
|
У а1 + а1+ (<Ѵ)2 |
|
І У ' |
|
|
|
где МТ и От — математическое |
ожидание |
и среднее |
квадрати |
||
ческое отклонение времени безотказной работы; |
|||||
b — скорость смещения |
центра |
мгновенного распре |
|||
деления выходного параметра; |
|
соответст |
|||
Ох, о„ и ai — средние квадратические отклонения |
|||||
венно: мгновенного |
рассеяния |
выходного пара |
|||
метра изделия, погрешности настройки Хп и от |
|||||
носительного (на единицу времени) отклонения |
|||||
смещений центра группирования. |
|
||||
Как правило, параметры Хн, Ь, |
ох, он и ot |
оцениваются при |
испытаниях быстрее, чем параметры МТ и от, что дает ускорение испытаний.
Форсирование моделированием заключается в моделирова нии работы машин с имитацией как постепенного изменения па раметров (в результате процессов изнашивания, старения
ит. д.), так и неблагоприятного случайного сочетания внешних
ивнутренних факторов при фиксации состояния модели, харак
теризующегося способностью выполнять заданные функции с установленными параметрами.
Для применения моделирующих установок для решения прак тических задач помимо формулировки самой задачи обычно тре буются: относящиеся к ней математические зависимости; на чальные и граничные условия; предполагаемые пределы измене
ния переменных; параметры, которые должны варьироваться; ожидаемые результаты от вариации параметров и возможные проверочные решения.
Иными словами, форсирование моделированием тесно связа но с форсированием усилением режима и, в особенности, с фор сированием функцией, так как полученные при этих методах зависимости как раз и создают возможность построения соответ ствующих моделей.
Если на основании теоретических и экспериментальных ис следований выявлены физические явления, приводящие к отка зу, и установлены закономерности, связывающие интенсивность данного процесса с физическими параметрами, то время испыта ний в этом случае может быть сокращено до минимума.
Действительно, если скорость процесса у является функцией ряда параметров си, аг, ..., ah и эти параметры могут изменяться в некоторых пределах, то получаем функцию случайных аргу ментов [82]:
У= f(a u «2, - ■- , а*).
Так как безотказность работы изделия P(t) зависит от ско рости протекания данного процесса, то надежность будет являть ся функцией тех же аргументов:
P{t) = F (а,, а2, . . ., а*, t).
Параметры си, аг, ..., ah не зависят от времени, и их опреде ление даже с учетом дисперсии может быть осуществлено доста точно быстро. Так, например, если скорость абразивного изна шивания линейно зависит от твердости материала, давления, скорости скольжения и т. п., то достаточно знать средние значе ния и дисперсию этих величин, чтобы определить скорость изна шивания. Этот метод требует сложных предварительных иссле дований, установления границ применимости полученных зако номерностей, оценки условий работы машины и сопряжения, определения постоянных параметров, входящих в функциональ ные зависимости, и т. д.
Таким образом, решение основной проблемы испытаний на надежность — проблемы получения достоверных данных в крат чайшее время — тесно связано со степенью полноты использова ния различных направлений и методов форсирования испытаний. Основой наиболее полного их использования может служить опирающееся на классификацию комплексное применение, по строенное с учетом возможностей, предпосылок и границ приме нимости.
Стенды и приборы для ускоренных испытаний. Испытывать на надежность можно детали, сборочные единицы, агрегаты и машины в целом. Соответственно должны быть созданы стенды