Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 3
где К — усредненная цена каждой |
новой группы запасных час |
|||
тей, заменяемых при очередном ремонте; |
|
|||
п — --------порядковый |
номер |
ремонта |
(і — срок |
службы |
іф |
|
долговечность или |
межре |
|
машины; /ф — физическая |
||||
монтный срок службы машины). |
|
|
||
Подставив в это уравнение значение п, получим |
|
|||
Щ І'ф |
/ |
2t% |
Щ |
|
Полные удельные затраты Су, изменяющиеся с увеличением срока службы машины, будут представлять собой сумму затрат на запасные части и амортизационные отчисления:
С. |
Сз _ |
Сц |
Kt |
+ ■2^ф |
t ~ |
t |
0/2 |
||
|
|
|
ЛІф |
|
где Сы— цена новой |
машины |
за вычетом |
средств, полученных |
|
при ликвидации машины. |
долговечности /0.ф с учетом |
|||
Для определения оптимальной |
физического износа необходимо продифференцировать последнее выражение и приравнять его к нулю:
dCy |
___ Ся |
К |
dt |
12 |
+ 2Іф ■ |
Решая это уравнение относительно t, получим
< = /о.ф=*ф-|/ —£-■
Следовательно, последнее выражение позволяет определить оптимальную или технико-экономическую долговечность, которая зависит от физической долговечности (если она не регламенти рована сроком службы базовых поверхностей корпусных дета лей), затрат на приобретение машины (амортизацию) и прирос та затрат на запасные части при каждом ремонте.
Изменение величины ежегодных затрат С на амортизацию,- ремонт (запасные части) и суммарных удельных затрат показа но на рис. 17. Срок службы t, соответствующий минимальным суммарным удельным затратам, будет соответствовать опти мальной долговечности t0.ф. Количество необходимых капиталь ных ремонтов Пр может быть определено по формуле
_ (о-Ф~{ф пр— .
Для определения срока службы машин рекомендуется учиты вать моральный износ первого рода, т. е. под символом Сн надо понимать не первоначальные затраты, а затраты, уменьшенные в связи с техническим прогрессом в области производства ма шин. При расчетах такое уточнение может не производиться в связи с тем, что изменение затрат на Сн и К будет происходить однозначно.
В некоторых исследованиях определение долговечности ма шин по физическому износу сводится к сопоставлению цены новой машины с затратами на очередной ремонт. Например, предлагается считать, что оптимальным является такой срок
Рис. 17. Характер изменения ве личины ежегодных затрат в зави симости от срока службы машины:
I — суммарные затраты; 2 — за траты на ремонт (запасные части); 3 — затраты на амортизацию
службы машины, при котором затраты на очередной капиталь ный ремонт равны или не превышают затраты на приобретение новой машины. Этот вывод основан на том положении, что всег да выгодно при затрате одних и тех же средств вместо производ ства капитального ремонта старой машины приобрести новую.
При таком методе определения долговечности (срока служ бы) по физическому износу, если не принимать во внимание другие факторы, влияющие на затраты по эксплуатации машин, по существу получается верхняя граница этого срока службы. Оптимальная долговечность будет значительно меньше, так как с учетом затрат на другие виды ремонтов и их влияния на себе-' стоимость продукции данной машины нецелесообразность ее ис пользования определится значительно раньше.
Вопросы влияния на долговечность машин морального износа изучены в меньшей степени и отличаются недооценкой возмож ности частичной или полной ликвидации последствий морального износа путем модернизации морально устаревших машин в про цессе их капитального ремонта. В некоторых странах отдельные фирмы ведут по каждой машине учет эксплуатационных затрат в течение всего периода их использования, так чтобы в каждый момент иметь суммарные данные о стоимости машины, затратах на уход за ней, ремонты, топливо, смазку и др. Делением суммы стоимости машины и эксплуатационных затрат на общее коли чество отработанных часов или произведенной продукции полу чают для каждого периода средние почасовые затраты на экс плуатацию машины или средние затраты на единицу работы.
Определение оптимальной долговечности с учетом физического и морального износа
Анализ работ по определению оптимального срока службы машин показывает, что наиболее точно оптимальный срок служ бы машины можно определить с учетом физической долговеч ности, количества ремонтов и затрат на все виды ремонтов, техническое обслуживание, энергию, смазку, а также с учетом изменения производительности в процессе эксплуатации и мо рального износа. Учет влияния большого количества факторов на оптимальный срок службы машин возможен при условии вы полнения этой работы по определенной методике.
С. Е. Канторер рекомендует следующую последовательность определения оптимальных (экономически целесообразных) сро ков службы строительных машин. Выявляют оптимальный срок службы с учетом последствий, вызываемых физическим износом
(без учета других факторов, влияющих |
на сроки |
службы ма |
|
шин); устанавливают оптимальный срок службы |
с учетом мо |
||
рального износа |
(без учета физического износа и других факто |
||
ров) ; выявляют, |
при каком сроке службы машин |
будут мини |
|
мальные суммарные капитальные |
вложения, |
связанные |
с |
организацией производства машин и запасных частей к ним и |
с |
организацией ремонтных предприятий и цехов для производст |
ва капитального ремонта машин. Затем сопоставляют сроки службы машин, установленные отдельно с учетом физического морального износа и, учитывая минимальные капитальные вло жения, намечают мероприятия для сокращения этих сроков и устанавливают оптимальный (экономически целесообразный) срок службы.
Для установления оптимального срока службы по физическо му износу выявляется функциональная зависимость средних за весь срок службы затрат по эксплуатации машин на единицу ее
выработки Сі от величины предельного возраста машин, опреде
ляемого сроком ее службы і. |
С увеличением t одни |
затраты |
(амортизационные суммы) |
снижаются, а другие, связанные |
|
с техническим обслуживанием и ремонтом, возрастают. |
Одно |
временно снижается годовая выработка машины.
Аналитически эта зависимость может быть представлена фор
мулой |
|
Q _ |
Р\ [1 + a(t—1)]+ Эі [1 + ß(t— 1)]+ £ |
1_______________________________ |
|
1 |
/7, [1— Y — 1)1 |
где Сн — цена машины за вычетом цены, по которой машина может быть реализована после ее списания;
P 1 — затраты на техническое обслуживание и все виды ре монтов, приходящихся на первый год или на первую тысячу часов работы новой машины;
а и ß — увеличение затрат соответственно на ремонты и мате риалы в долях единицы за каждый последующий год или последующую тысячу часов работы, зависящее от величин P 1 и Эь
Эі — затраты на топливо (электроэнергию) и смазочные ма териалы за первый год или первую тысячу часов рабо ты машины;
Б— затраты по эксплуатации, не зависящие от срока служ бы машин (расходы на перебазирование с одной пло щадки на другую и перестановка в пределах площадки строительных машин; износ и ремонт сменной оснаст ки), определенные в среднем на год или тысячу часіов работы машины;
П\ — выработка машины за первый год или первую тысячу часов ее работы;
у — уменьшение выработки рассматриваемой машины за каждый последующий период, зависящее от величины выработки П\ за первый год или первую тысячу часов работы.
Значения а, ß и у можно получать путем обработки методом корреляции достаточного количества отчетных данных о маши нах разного срока службы, затратах на техническое обслужива ние, ремонты, на материалы, а также от величины выработки, отнесенной к году или к тысяче часов работы. Производимые расчеты корреляционных зависимостей между сроком службы машины и перечисленными показателями позволяют установить, что теоретические зависимости регрессии в большинстве случаев имеют вид прямых линий. Вычисленные на основе уравнений регрессии коэффициенты регрессии позволяют легко установить значения а, ß и у.
Если производную С[ по t приравнять к нулю, то из получен ного выражения можно найти значение экономического (опти мального) срока службы машины с учетом физического изно
са ^оф* Характер изменения затрат С\ на единицу работы в зависи
мости от срока службы t строительных |
машин |
показан на |
рис. 18. Оптимальный срок службы ^0ф с |
учетом |
физического |
износа соответствует минимальным затратам на единицу выра ботанной продукции. Для определения срока службы с учетом морального износа машины сопоставляются приведенные удель ные затраты по данной машине и средние по всему парку анало гичных по назначению и типу машин, выраженные в функцио нальной зависимости от времени t.
Приведенные удельные затраты Сщ можно определить из сле дующего выражения:
Оіу = Ср + КуаЕ,
где Ср — текущие затраты на единицу работы;
КуЯ— удельные капитальные вложения на единицу готовой выработки;
Е — нормативный коэффициент эффективности.
Уравнение, на основе которого определяется срок службы машины с учетом морального износа tM, имеет вид
ККІ = К[Р,
где К < 1 — отношение приведенных удельных затрат, получае мых по данной машине в начальный период ее се
рийного выпуска, к среднеотраслевым приведен ным затратам по существующему парку машин аналогичного назначения;
ККм — общее снижение приведенных удельных затрат по данной машине через t лет по сравнению со средне отраслевыми приведенными удельными затратами в начальный период выпуска данной машины;
Л’ср— коэффициент, характеризующий снижение средне отраслевых приведенных удельных затрат через t лет.
Рис. 18. Характер изменения зат рат на единицу работы в зависи мости от срока службы строитель ных машин:
/ — амортизационные отчисления; 2 — затраты на техническое обслу живание и ремонт; 3 — затраты на топливосмазочные и обтирочные материалы; 4 — прочие эксплуата ционные затраты; 5 — суммарные затраты
О 6 8 11 16 лет
Моральный износ машины наступает в тот момент, когда при веденные удельные затраты по этой машине станут равными среднеотраслевым приведенным удельным затратам. При даль нейшей эксплуатации машины приведенные удельные затраты по ней станут выше среднеотраслевых. Это означает, что сохра нение данной машины в составе парка повлечет за собой увели чение среднеотраслевых приведенных затрат.
Решая приведенное выше уравнение, определяем срок служ бы данной машины с учетом морального износа:
t |
]gK |
" |
lg Х е р - lg Км ' |
Срок службы машины с учетом морального износа опреде ляется точкой А (рис. 19) пересечения кривых, характеризующих