Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 217
Скачиваний: 3
ствам следует отнести возможность наращивания на шейки валов машин, станин станков и других деталей слоев материала
толщиной до |
15 мм |
и более |
с требуемыми |
по |
условиям |
эксплуатации физико-механическими свойствами. |
слоя при |
||||
Высокая |
износостойкость |
металлизованного |
|||
наличии смазки достигается вследствие возможности |
получить |
||||
повышенную твердость |
слоя путем применения |
соответствую |
щего состава напыляемого материала и выбора режимов обра ботки. Способ металлизации позволяет наносить слои из мате-
юо° |
Ж |
І50° |
|
)20°- |
|
z о S am |
20 00 SO |
Давление воздуха |
Напряжение |
„ WO |
200 мп |
15 |
Z5 |
35мм/мик |
О 00 SO ПО А |
0 0,05 0,1 0,15 мм |
Расстояние отconСкорость аппарата |
||||||
ла до заготовки |
|
|
|
Сипа тока |
Размер частиц |
|
Рис. 106. |
Пористость |
стальных по- |
Рис. 107. Твердость стальных покрытий в за |
|||
крытий в |
зависимости |
от |
режимов |
висимости от режимов |
электрометаллизации |
электрометаллизации
риалов со специальными свойствами, в результате чего не только увеличивается износостойкость, но и повышаются другие эксплуатационные свойства, например, жаростойкость и корро зионная стойкость. Свойства металла заготовки вследствие незначительного нагрева его в процессе напыления не изме няются. К преимуществам следует также отнести сравнительную простоту и малую стоимость процесса.
К основным недостаткам способа металлизации относятся хрупкость нанесенного слоя и не всегда достаточная прочность сцепления с металлом заготовки, снижение механической проч ности и особенно предела выносливости деталей в результате уменьшения размеров при подготовке поверхности и нарушения целостности рабочей поверхности деталей. Чтобы избежать тре щин в напыленном слое и добиться лучшего сцепления его с ос новным металлом, надо стремиться снизить остаточные напря жения в слое. Недостатком процесса является также трудность последующей механической обработки металлизованного слоя.
Металлизованные |
детали имеют большую износостой |
||
кость |
при работе |
со смазкой, |
а продолжительность их ра |
боты |
(например, металлизованных |
валов) в 2—3 раза превос- |
ходит срок службы цементованных и закаленных деталей. После прекращения подачи смазки продолжительность работы до момента заедания у металлизованных слоев толщиной 5 мм в 10—14 раз больше продолжительности работы закаленных поверхностей многих автотракторных и других деталей. Метал лизацию напылением можно рекомендовать для нанесения
антифрикционных покрытий оловянистых |
баббитов и бронз, |
а также коррозионностойких и жаростойких покрытий. |
|
Наряду с газовой металлизацией и |
электрометаллизацией |
в промышленности начинают применять плазменное напыление материалов со специальными свойствами на металлы, керамику, пластмассы, стекло, дерево и т. п. По технологическим возможностям этот способ превосходит применяемые способы нанесения покрытий. При этом способе расплавление и распыле ние тугоплавких материалов осуществляется с помощью высокотемпературной плазменной струи. При плазменном напы лении в качестве материала покрытий используются окиси алю миния, вольфрам, молибден, ниобий, интерметаллоиды, силициды, всевозможные карбиды, бориды и др. В соответствии со свойствами наносимых покрытий может быть обеспечена требуемая жаропрочность, сопротивление олислению, износо устойчивость при высоких температурах и в различных средах.
Плазменное напыление покрытий имеет ряд преимуществ по сравнению с защитными покрытиями других видов: сверхвысо кие температуры плазменного напыления позволяют расплав лять и наносить различные материалы с высокой температурой их плавления; поток плазмообразующего газа, не содержащего кислорода, позволяет напылять материалы без их разложения, не допуская окисления поверхности обрабатываемого изделия; поток плазмы дает возможность получать сплавы различных материалов, в том числе тугоплавких, теплостойких, и наносить многослойные покрытия; высокая скорость потока газа позволя ет увеличить плотность покрытия до 98% и достичь прочного сцепления с основным металлом заготовки; покрываемая поверхность заготовки нагревается до температуры не выше 200° С, что исключает коробление деталей и позволяет наносить материал на дерево, пластмассы и т. п.; энергетические харак теристики потока плазмы легко регулировать в зависимости от требований технологии, что неосуществимо при газопламенном методе напыления.
Наиболее часто плазменное напыление используется для нанесения тугоплавких соединений. В этом и других случаях материал покрытия должен обеспечивать защиту от разрушения
иокисления основного материала заготовки, хорошую прочность
исцепление с основным материалом, минимальную диффузию атомов основного материала и покрытия, ограниченную лету честь основного материала и стойкость при циклической терми ческой нагрузке.
Для получения покрытий с заданными свойствами необхо димо проводить дальнейшие исследования для определения оптимальных режимов процесса, совершенствования оборудова ния, выбора оптимальной дисперсности частиц материалов для напыления и изыскания способов получения беспористых покры тий без дополнительной их обработки.
Упрочнение нанесением на рабочие поверхности деталей
электролитическим способом материалов с высокими эксплуатационными свойствами
Для упрочнения деталей машин наиболее часто применяется хромирование, осталивание, покрытие твердым никелем, борирование и наращивание тонких слоев сплавов. Электролитичес кие покрытия оказывают существенное влияние на предел вынос ливости, износостойкость и коррозионную стойкость и другие эксплуатационные свойства деталей, машин и конструкций.
Хромирование. Хромирование может быть декоративное, ан тикоррозионное и износостойкое. Если хромирование применяют для защиты от коррозии, то стальные заготовки подвергают многослойному покрытию, например, слоем меди толщиной 0,03—0,04 мм, слоем никеля толщиной 0,015—0,20 мм и слоем хрома толщиной 0,001—0,0015 мм. Подслои также необходимы, если детали работают на износ в коррозионных средах.
При износостойком хромировании слой толщиной до 0,1— 1,0 мм наносят непосредственно на стальную поверхность. Для восстановления номинальных размеров машин в процессе ре монта и упрочнения при изготовлении новых деталей применяют главным образом износостойкое хромирование. Хромовые покрытия снижают коэффициент трения сопряженных пар, что
уменьшает теплообразование |
при трении. В результате |
изно |
|
состойкость хромированных |
деталей возрастает |
в 5—10 |
раз |
и более. |
|
|
|
При тщательной подготовке поверхности прочность сцепле |
|||
ния хрома со сталью, чугуном, никелем, медью и |
латунью |
при |
испытании на сдвиг достигает 30 кгс/мм2. Однако следует иметь в виду, что стали с высоким содержанием вольфрама и кобаль та, а также высокоуглеродистые стали и высококремнистые чугуны нельзя покрывать хромом. Также трудно получить хорошее сцепление хрома с поверхностью деталей, испытываю щих значительные внутренние напряжения, например, в резуль тате неправильно проведенной закалки.
Прочность электролитического хрома резко снижается при увеличении толщины слоя покрытия. Увеличение толщины слоя от 0,1 до 0,5 мм снижает предел прочности в 2—3 раза. Меха нические свойства электролитического хрома ограничивают применение его для больших удельных нагрузок, как правило,
они не должны превышать 25 кгс/мм2. Предел выносливости стали после хромирования снижается на 15—20% и в степени тем большей, чем больше толщина слоя хрома. Для восстанов ления и в некоторых случаях для повышения предела выносли вости поверхности деталей перед покрытием подвергают наклепу дробью или обкатке роликом.
При назначении хромирования в качестве способа упрочне ния необходимо учитывать нецелесообразность увеличения тол щины хрома свыше 0,5 мм, так как допустимая величина износа деталей, предназначенных к упрочнению хромированием, нахо дится в пределах 0,05—0,50 мм и в редких случаях до 1,0 мм.
Гальваническое хромирование начали применять для упроч нения таких деталей, как зубчатые колеса. В ЦНИИТМАШе для замены цветных металлов было осуществлено хромирова ние червячных цилиндрических валов из стали 45.
Наибольшая эффективность упрочнения достигается при «пористом» хроме, особенно с крупной сеткой каналов. Это объясняется тем, что поры и каналы улучшают смазываемость рабочей поверхности червяка, вследствие чего повышается кон тактная выносливость пары.
Большой интерес представляет хромирование деталей, работающих в условиях кавитационного разрушения. Сопротив ляемость электролитических осадков хрома кавитационному разрушению зависит от их твердости и типа. Твердость осадков, измеренная прибором ПМТ-3 при нагрузке на индикатор 50 Г, практически постоянна для слоя хрома толщиной свыше 20 мкм, а при нагрузке 100 Г — для слоя толщиной свыше 45 мкм, что объясняется влиянием сравнительно низкой твердости хроми руемого металла. В области блестящих покрытий при темпера туре электролита 45—55° С твердость осадков изменяется незначительно. С увеличением блеска твердость повышается. Твердость молочных покрытий, получаемых при температуре выше 55° С, понижается вследствие изменения структурной мо дификации хрома и укрупнения зерна.
Для |
исследования сопротивляемости кавитационному разру |
шению |
образцы хромировали в электролите состава 200— |
250 г/л Сг03 и 1,8—2,0 г/л H2S 0 4 по двум режимам: температура |
электролита 45—47° С, плотность тока 30 А/дм2, средняя твер
дость осадков НВ 1090; температура |
электролита |
66—68° С, |
плотность тока 50 А/дм2, твердость осадков НВ 658. |
|
|
Кавитационную стойкость осадков |
хрома определяли на |
|
магнитострикционном вибраторе при |
амплитуде |
колебаний |
60 мкм, частоте 8300 Гс. Образец помещали в торец |
никелевой |
трубки и погружали в сосуд с водой на глубину 3 мм. Темпе ратура воды была 25° С. Испытание продолжали в течение 3 ч (образцы взвешивали каждый час для определения потерь в весе). Установлено, что молочные хромовые осадки обладают лучшей сопротивляемостью кавитации, чем блестящие. У бле-