Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например,

при скорости

прокатки ѵ = 7,5 м/мин (12,5 см/с)

и допустимом

времени t

= 0,5 с расстояние h = 12,5-0,5 =

= 6,25 см, т. е. легко выполнимо в различных конструкциях со­ временных прокатных станов.

При осуществлении ТМО в процессе волочения (рис. 103,6) заготовка 1, проходя через фильер 2, попадает в зону охлажде­

ния 3.

Пластическая деформация в ковочных вальцах для проведе­ ния ТМО (рис. 103, в) заключается в том, что заготовка 1 подвергается обжатию в вальцах 2 и 3 и подается в зону охлаждения 4. Таким образом могут изготовляться с одновре­ менным проведением ТМО изделия сложной формы.

Наиболее распространенной обработкой металлов давлением является штамповка (рис. 103, г). Проведение ТМО при штам­ повке осложняется вследствие трудности подбора оптимальных скоростей движения элементов штампа 1 и 2, температуры на­ грева и степени деформации заготовки 3 (так как возникающее в процессе обжатия дополнительное выделение тепла способ­ ствует развитию рекристаллизации), а также необходимости осуществлять быстрое охлаждение с помощью спрейера 4 после завершения обработки давлением.

Весьма перспективным способом деформирования при про­ ведении ТМО является экструзия (выдавливание). Обрабаты­ ваемую заготовку 1 (рис. 103,(3) помещают в матрицу 2, откуда она выдавливается через отверстие 3 требуемой формы под дав­ лением, создаваемым пуансоном 4. Выдавленная деталь интен­ сивно охлаждается устройством 5.

Глубина слоя, в пределах которого удается получить развитие специфической микроструктуры, характерной для ТМО, составляет 4—7 мм. Для относительно тонких изделий (с толщиной сечения порядка 10—15 мм) ТМО протекает во всем объеме. Но в заготовках больших размеров аккумулиро­ ванное в толще тепло, скорость отвода которого лимитируется прежде всего теплопроводностью обрабатываемого материала, способствует развитию рекристаллизации. При этом в толще изделия свойства материала будут иные, чем в поверхностном, периферийном слое, упрочненном ТМО. Это обстоятельство следует учитывать при практическом использовании упрочне­ ния ТМО.

Так как процессы разрушения развиваются, как правило, с поверхности и начинаются в наиболее нагруженных участках, то выполнение локального упрочнения ТМО может решить проблему значительного повышения прочности.

На рис. 104 дана схема устройства, позволяющего проводить ТМО после скоростного индукционного нагрева т. в. ч. поверх­ ностного слоя, подвергаемого затем местной пластической деформации и закалке.


Кроме указанных выше способов упрочнения в практике машиностроения для повышения износостойкости, коррозионной стойкости и других эксплуатационных свойств широко исполь­ зуются наплавка, металлизация распылением, гальванические и неметаллические покрытия.

Рис. 104. Схема устройства для ло­ кального проведения ТМО в зоне концентрации напряжений после скоростного индукционного нагре­ ва т. в. ч.:

1 — обрабатываемая деталь; 2 и

4 — ролики, производящие обжим нагретой зоны; 3 — спрейер; 5 — экран; 6 — индуктор

Упрочнение деталей машин наплавкой

Наплавка применяется для упрочнения вновь изготовляемых деталей машин и является одним из наиболее гибких методов восстановления и увеличения срока службы изношенных деталей машин. В практике машиностроения наряду с ручной газовой и электродуговой наплавкой широкое применение получают механизированные способы наплавки [32—35].

Наиболее широко газовая наплавка применяется для на­ плавки твердым сплавом типа сормайт и различными тугоплав­ кими соединениями инструмента и деталей, рабочие поверхности которых должны иметь большую твердость и высокую износо­ стойкость. Такой способ наплавки наиболее распространен, так как с помощью этого способа можно получать наплавленные слои толщиной от 0,5 мм и более. Для наплавки сормайтом рекомендуются углеродистые стали и особенно сталь У8А. Можно производить наплавку на легированные инструменталь­

ные стали 5ХНМ, ЗХВА,

4ХВС и др.

Лучше

наплавляются

низколегированные конструкционные стали 40ХН,

40Х и т. п.

Наплавка сормайтом

применяется

также

при

ремонте

и упрочнении новых деталей строительных и дорожных

машин,

где требуется высокая износостойкость.

 

 

 

Ручная электродуговая наплавка используется при изго­ товлении новых деталей и в ремонтной практике. Типы и марки электродов для электродуговой наплавки поверхностных слоев деталей из сталей и сплавов регламентированы ГОСТом 10051—62.


При

выборе способа наплавки следует иметь

в

виду,

что

ручная

наплавка в большинстве случаев повышает износо­

стойкость при одновременном снижении предела

выносливости

до 25%

У деталей, изготовленных из нормализованной стали 45,

и до 35% у деталей, изготовленных из стали 45

и

закаленных

т. в. ч.

 

 

 

 

Механизированная наплавка под слоем флюса.

Получение

износостойких слоев на поверхностях деталей достигается

раз­

личными способами. Способы легирования наплавленного

под

флюсом

металла можно разделить на четыре группы. Легиро­

вание наплавленного слоя по первой группе достигается приме­ нением легированной проволоки при обычном флюсе (ГОСТ 10543—63). По второй группе легирование осуществляется применением специальной проволоки, внутри которой находятся легирующие элементы в виде порошка. Легирование по третьей группе выполняется путем применения специального флюса, содержащего легирующие элементы при наплавке обычной проволокой или лентой. В четвертой группе легирование дости­

гается

укладкой на

поверхность легированного

присадочного

прутка,

посыпанием

порошка,

намазыванием паст

и

др. На­

плавка

производится

обычным

электродом под слоем

флюса.

Большое применение механизированная наплавка получила для упрочнения деталей металлургического оборудования, особенно прокатных валков станов. Износостойкость наплавленных сталью ЗХ2В8 валков по сравнению с закаленными (валки изготовлены из стали 60ХТ) повышается в 3—4 раза. Износо­ стойкость наплавленного металла валков под флюсом КС-320 составляет 180—200% стойкости основного металла валков из стали 55Х.

В практике изготовления и ремонта деталей транспортных, сельскохозяйственных машин, металлорежущих станков и дру­ гих машин во многих случаях путем наплавки, правильного осуществления процесса и последующей термической обработки

удается

повысить эксплуатационные

свойства деталей в

2—5 раз и более.

 

показывают, что

стойкость

Эксплуатационные испытания

опорных

катков транспортных

машин,

наплавленных

проволо­

кой ЗОХГСА под флюсом АН-348-А

(ГОСТ 9087—69),

в 5 раз

больше,

чем наплавленных

электродом с меловой

обмазкой.

Поверхностная закалка позволяет увеличить стойкость наплав­ ленного металла еще в 2 раза.

Электрошлаковая наплавка.

Высоколегированный

наплав­

ленный слой получают главным образом

в результате

приме­

нения присадочного металла

(проволоки

сплошного

сечения,

отливок, порошковой и электродной проволоки).

Для

высоко­

легированных сплавов наиболее

пригоден

флюс

АН-22, для

углеродистых и легированных

сплавов — флюсы

АН-8

(ГОСТ

9087-—69) и молотый плавиковый шпат.


Электрошлаковую наплавку целесообразно использовать, когда необходимо наплавлять большое количество металла на большие партии изделий. Наиболее часто наплавляются детали с плоскими, коническими и цилиндрическими поверхностями.

Виброконтактная наплавка. Рассмотренные выше способы наплавки связаны с прогревом значительной части объема на­ плавляемых деталей, что приводит к деформации изготовленных деталей и другим нежелательным изменениям. Вибродуговой наплавкой можно наращивать на рабочие поверхности деталей машин слои толщиной 0,3—3,0 мм при наплавке в один слой практически без прогрева детали.

Большое применение получили головки, сконструированные А. М. Балабановым. Эти головки предназначены для наплавки на изношенные и вновь изготовленные детали слоя металла толщиной 0,5—2,5 мм, твердостью НВ 160 до HRC 50. В головке предусмотрена раздельная подача жидкости на деталь и конец рычага вибратора, чтобы избежать налипания брызг расплав­ ленного металла и создать наиболее выгодные условия для охлаждения детали.

Этот способ наплавки имеет существенный недостаток,

который заключается в неоднородности структуры и

твердости

наплавленного

слоя.

Неоднородность

структуры

приводит

к образованию

значительных

внутренних

напряжений,

микро­

трещин, снижению предела выносливости

и износостойкости.

Улучшение эксплуатационных

свойств

наплавленного

вибро-

контактным способом слоя может быть достигнуто применением современных процессов чистовой обработки рабочих поверхно­ стей деталей.

На рис. 105 показано влияние чистовой обработки на износостойкость втулок, шлифованных с последующим электро­ механическим сглаживанием (кривая 1) и последующим поли­ рованием (кривая 2) в контакте с колодкой из свинцовистой бронзы. Испытание проводили при давлении 20 кгс/см2 со смаз­ кой машинным маслом по 10—12 капель в минуту при скорости 1,12 м/с в первые 4 ч, а в последующие 8 ч при скорости 1,88 м/с. Электромеханическое сглаживание приводит к повышению твердости и однородности структуры, а также ликвидации микротрещин, что улучшает эксплуатационные свойства деталей машин. Износостойкость колодок (кривые 3 и 4), работающих со втулками (кривые 1 и 2), показана на рис. 105.

Процесс

вибродуговой наплавки слоя постепенно внедряют

в практику

при ремонте и изготовлении различных деталей

машин. На ряде заводов вибродуговую наплавку успешно применяют при ремонте автомобилей, станочного, кузнечно­ прессового, литейного, подъемно-транспортного и другого оборудования.

Кроме рассмотренных способов наплавки в практике применяются и другие способы, например наплавка с нагревом


т. в. ч. главным образом порошковых твердых сплавов на рабочие органы почвообрабатывающих машин (лемеха плугов, культиваторов). Износостойкость лемеха и других деталей путем упрочнения наплавкой и нагревом т. в. ч. может быть повышена в 10—15 раз.

Наплавка металлических поверхностей различными леги­ рованными сталями, твердыми сплавами и тугоплавкими материалами во многих случаях значительно повышает срок службы деталей машин, подвергаемых трению при нормальной

Рис. 105. Износостойкость наплав­ ленных виброконтактным способом втулок в зависимости от метода чистовой обработки

и высокой температуре и ударных нагрузках. Так, например, борирование сталей наплавкой с помощью электродов, содер­ жащих в обмазке 80% борида хрома, 10% графита, 8% слюдя­

ной муки и 2% поташа,

в 2 раза

повышает износостойкость.

Для наплавки

деталей,

подверженных абразивному

износу,

используется смесь, содержащая

50%

боридов хрома

и 50%

железного

порошка. Износостойкость

слоя, полученного

на­

плавкой

такой

смеси,

выше

износостойкости стали

СтЗ

в

10—12 раз, а слоя, наплавленного

хромомарганцевой

смесью,

в 3 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

Упрочнение напылением на рабочие поверхности деталей материалов с высокими

эксплуатационными свойствами

Напыление металла наиболее часто осуществляется с по­ мощью газовой металлизации или электрометаллизации. Физико-механические свойства покрытия можно регулировать путем использования различных распыляемых металлов и режи­ мов обработки (рис. 106 и 107).

При назначении способа металлизации необходимо учиты­ вать преимущества и недостатки металлизации. К преимуще­