Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

поверхностного слоя, связанная с вытягиванием верхних волокон и развитием в них остаточных напряжений сжатия, ориентиро­ ванных в направлении резания; локализованный нагрев тонких поверхностных слоев с возникновением в них остаточных напря­ жений растяжения; фазовые превращения различных слоев ме­ талла, приводящие к образованию в них различных структур, обладающих различной плотностью и создающих в этих услови­ ях остаточные напряжения различного знака и величины. Эпюра распределения остаточных напряжений по глубине поверхност-

 

Р

 

 

 

 

7,9

 

 

 

I 7,8

 

 

 

с*

'

 

 

 

%

 

 

 

 

7,7

 

 

 

 

7,6

 

 

 

 

7,5

0,9- 0,8

Ц

1,6 %с

 

g

ного слоя имеет сложный характер, особенно у металлов. Изме­

нение плотности различных структурных

составляющих стали

в зависимости от процентного содержания

углерода

показано

на рис. 127.

свойств и

исходной

В зависимости от физико-химических

структуры материала деталей, режимов резания, геометрии ре­ жущего инструмента на разной глубине поверхностного слоя возникают различные фазовые превращения и изменение физико­ механических свойств поверхностного слоя, что приводит к воз­ никновению в поверхностном слое значительных по величине остаточных напряжений различного знака. На величину и рас­ пределение остаточных напряжений наибольшее влияние ока­ зывают скорость резания, подача и величина переднего угла режущего инструмента. При увеличении подачи возрастает тол­ щина снимаемого слоя, увеличивается степень пластической деформации поверхностного слоя, возрастают силы трения и ко­ личество тепла, выделяющегося в зоне резания, а следовательно, растут величина и глубина распространения остаточных напря­ жений.

Наиболее существенно на величину и знак остаточных напря­ жений влияет передний угол резца. При точении образца из ста­ ли 45 со скоростью 150 м/мин переход от положительных к от­


рицательным передним углам и увеличение отрицательных пе­ редних углов резца приводит к снижению величины остаточных напряжений растяжения. При точении образца из стали 45 со скоростью 750 м/мин при переходе к передним углам у = —30° и у = —50° в поверхностном слое возникают остаточные напря­ жения сжатия, что объясняется интенсивным нагреванием по­ верхностного слоя и его закалкой. При точении образца из леги­ рованной, легко закаливающейся стали 18Х2Н4ВА даже при скорости резания 150 м/мин отрицательные углы у — —30° спо­ собствуют возникновению остаточных напряжений сжатия, а при скорости резания 750 м/мин при всех значениях отрицательных передних углов в поверхностном слое возникают сжимающие остаточные напряжения, и только при больших положительных передних углах — растягивающие. Изменение переднего угла влияет также на глубину залегания остаточных напряжений.

Увеличение радиуса закругления режущей кромки резца, а также затупление резца, влекущее за собой появление на зад­ ней поверхности площадки износа, увеличение трения в зоне резания и нагрев поверхностного слоя усиливают тепловые на­ пряжения растяжения и ослабляют напряжения сжатия. При точении образцов из высоколегированных сталей, хорошо вос­ принимающих закалку, затупление резца и появление площадки износа могут вызвать закалку тонкого поверхностного слоя и возникновение в нем остаточных напряжений сжатия. Ниже при­ ведены данные о глубине наклепа при обработке среднеуглеро­ дистых сталей различными способами.

Вид обработки

 

Глубина

Вид обработки

Глубина

 

наклепанного

наклепанного

 

 

слоя в мм

 

 

слоя в мм

Точение:............................................................

0 ,2 —0,5

Зубофрезерование,

зубо­

черновое ....................

долбление:

0,14

чистовое....................

 

0,05

черновое.......

Растачивание черновое

 

0,2 —0,5

чистовое.......

0,12

Фрезерование:

 

0,12

Ш евингование.................

 

0,1

цилиндрическое . .

Шлифование незакален-

торцовое черновое. .

0,2—0,5

ной с т а л и ....................

 

0,015—0,02

торцовое чистовое. .

0,1

Шлифование закаленной

Сверление, зенкерование

 

0,15

с т а л и ............................

 

0,03—0,06

Развертывание................

0,2

Гидрополирование . . . 0,05—0,15

 

 

 

Механическое полирова­

 

 

 

ние ...............................

 

0,02—0,05

Установлено, что при шлифовании в поверхностном слое так­ же возникают высокие остаточные напряжения, а величина и знак их изменяются в зависимости от режимов шлифования. При шлифовании высокоуглеродистой стали в случае обычных условий шлифования возникают остаточные напряжения растя­ жений, а при скоростном шлифовании — напряжения растяже­ ния или сжатия. Знак остаточных напряжений в основном зави­


сит от степени влияния теплового фактора. На изменение теп­ лового режима в зоне резания существенное влияние оказывают качество абразивного инструмента, а также изменение условий охлаждения. Под действием охлаждающей жидкости внешний тонкий слой металла претерпевает вторичную закалку, что при­ водит к возникновению остаточных напряжений сжатия в тонком поверхностном слое.

Изменение величины остаточных напряжений в зависимости от глубины шлифования отожженной или закаленной углеродис­ той стали подчиняется общей закономерности, установленной для различных углеродистых сталей: с увеличением глубины шлифования до 0,025—0,03 мм остаточные напряжения растут, а при дальнейшем росте глубины шлифования снижаются.

Увеличение скорости продольной подачи вызывает при обыч­ ном шлифовании рост растягивающих напряжений, а при ско­ ростном шлифовании при высокой скорости вращения изделия увеличение скорости продольной подачи ведет к уменьшению растягивающих и к увеличению сжимающих напряжений.

При исследовании методом электронной дифракции на спе­ циальной установке поверхностного слоя после шлифования, притирки и сверхдоводки обнаружено, что в каждом из них имеется три зоны. Первая зона характеризует пленку адсорбиро­ ванных газов из атмосферы. Такая пленка прочно удерживается на металле даже при очистке и обезжиривании. Толщина этого

о

слоя 2—3 А. Вторая зона имеет неодинаковое строение при раз­ личных видах обработки. В шлифованных деталях этот слой со-

о

ставляет толщину от 2 до 30 А и состоит из частиц окислов, нит­ ридов и обезуглероженных действием высоких температур час­ тиц металла, относительно слабо соединенных между собой. При

о

полировании этот слой толщиной около 30 А состоит из частиц абразивов, окислов, пыли и пр. Сверхдоводка уменьшает вели-

о

чину второй зоны до 10—15 А. Эта зона также состоит из окис­ лов и пыли, но без частиц абразивов. Третья зона при всех видах обработки состоит из деформированных зерен металла. Величи-

о

на этого слоя при шлифовании около 50 000 А, или 5 мкм, при

о

притирке и сверхдоводке — 15 000 А, или 1,5 мкм.

Особым видом шлифования является хонингование. Хонин­ гование обеспечивает получение деталей с чистотой поверхности 8—12-го классов по ГОСТу 2789—59 и применяется для обработ­ ки как наружных, так и внутренних поверхностей. Шерохова­ тость поверхности после хонингования зависит от зернистости абразивных брусков. Припуск под хонингование в основном за­ висит от характера операции, предшествующей хонингованию, диаметра отверстия, материала детали и др. Если хонингованию предшествует растачивание отверстия, следует оставлять при­


пуск 0,05—0,08 мм; при предварительном развертывании 0,02— 0,04 мм и при предварительном шлифовании 0,01 мм. Для повы­ шения эффективности процесса операция хонингования выпол­ няется в два перехода: предварительная — более грубым абразивом и окончательная — более мелким абразивом. Точность отверстия после хонингования 0,005—0,02 мм, а овальность и конусность могут быть доведены до 0,005 мм.

Сравнительно с внутренним шлифованием хонингование дает более чистую поверхность с меньшей шероховатостью при боль­ шей производительности, позволяет обрабатывать отверстия от 5 до 1500 мм, создает меньшую глубину деформированного слоя.

При шлифовании давление резания

составляет 7—70 кгс/см2,

а при хонинговании 3,5—14 кгс/см2,

что приводит не только

к уменьшению деформации поверхностного слоя, но и к пониже­ нию его температуры. Температура обрабатываемой поверхности при шлифовании достигает 320—430° С, а при хонинговании 40— 150° С. К недостаткам процесса хонингования относится главным образом получение поверхности недостаточно износостойкой и обработанные отверстия часто получаются с раструбами или бочкообразные.

В качестве доводочной операции для получения высокого класса чистоты цилиндрических, фасонных и плоских поверхнос­ тей широко используется притирка. Притирка обеспечивает из­ готовление деталей с точностью до 1 мкм. При работе мягкими притирами в качестве абразивных материалов употребляют наждак, корунд, карборунд, карбид бора зернистостью 100—200. Для смазки применяют керосин, бензин, машинное масло. При работе твердыми притирами (закаленная сталь, хромированная сталь и особые сорта стекла) в качестве абразива применяют крокус, венскую известь, окись хрома. Сталь и чугун притирают керосином, машинным маслом, газолином, легкие сплавы — деревянным маслом. Притирка представляет собой не только механический процесс резания, но и химический процесс. В ре­ зультате введения в притирочные пасты химически активных веществ (олеиновой кислоты, стеариновой кислоты и др.) на при­ тираемой поверхности образуется пленка окислов металла, менее прочная, чем основной металл. Эта пленка легко удаляет­ ся абразивом с меньшей твердостью, чем основной металл. Про­ цесс притирки производится как вручную, так и на специальных станках.

Обрабатываемые притиркой поверхности должны быть хоро­ шо подготовлены, преимущественно шлифованием. Припуск для притирки составляет 0,005—0,017 мм. Глубина деформированного слоя в процессе притирки получается незначительная, так как процесс протекает при давлении 2—4 кгс/см2. Процесс притирки широко применяется для притирки зубьев шестерен, различного контрольно-измерительного инструмента и, особенно, деталей точных приборов.


Кроме притирки в качестве доводочного процесса очень часто используется особый вид тонкого шлифования — сверхдоводка. При сверхдоводке используют абразивные бруски зернистостью 320—600. Сравнение сверхдоводки с другими видами обработки приведено в табл. 26. Значения средних высот гребешков на по­ верхностях деталей при различной предварительной обработке даны в табл. 27.

Т а б л и ц а 26

Сравнение сверхдоводки с другими видами обработки

Метод

Высота

Шаг'или

Скорость

расстояние

обработки

гребешков

между

резания

 

в мк

гребешками

в м/мин

 

 

в мм

 

Токарная обработка (чистовая) . . .

12—125

0,12—1,5

15-150

Шлифование .......................................

0 ,9 - 5

0,002—0,05

900-2400

Хонингование .......................................

0,15—1,25

0,002—0,05

120—300

Притирка ............................................

0 ,08 -0,25

0,002—0,02

6 -3 0

Сверхдоводка ..................................

0,01—0,20

1—2,5

Продолжение табл. 26

Метод

Темпера­

Давление

Глубина

тура

абразив­

изменения

обработки

поверх­

ного ин­

структуры

 

ности в °С

струмента

в мм

 

 

в кгс/см2

 

Токарная обработка (чистовая) . . . 300-550

__

0 ,2 5 -0 ,5

Шлифование .......................................

300—400

45—50

0,012-0,075

Хонингование .......................................

40—150

22—90

0,0025—0,025

Притирка ............................................

5 -5 0

0 ,5 -1 5 0,00025-0,0025

Сверхдоводка ..................................

0 — 1

0 ,5 -2 5

До 0,00025

 

 

Т а б л и ц а 27

Средняя высота гребешков на поверхностях деталей

 

 

Средняя высота гребешков

 

 

 

в мм

Название детали

Предварительная обработка

до сверхдо­ после сверх­

 

 

 

 

водки

доводки

Коленчатый вал

Тонкое шлифование

0,0019

0,00012

Тормозной барабан

Растачивание

0,0026

0,0002

Поршень

Шлифование

0,001

0,00015

Толкатель

»

0,0005

0,00005

Кулачок

»

0,0005

0,000075

Блок цилиндров

Развертывание

0,00065

0,00015

Блок клапана

Шлифование

0,00045

0,0001