Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 231
Скачиваний: 3
поверхностного слоя, связанная с вытягиванием верхних волокон и развитием в них остаточных напряжений сжатия, ориентиро ванных в направлении резания; локализованный нагрев тонких поверхностных слоев с возникновением в них остаточных напря жений растяжения; фазовые превращения различных слоев ме талла, приводящие к образованию в них различных структур, обладающих различной плотностью и создающих в этих услови ях остаточные напряжения различного знака и величины. Эпюра распределения остаточных напряжений по глубине поверхност-
|
Р |
|
|
|
|
7,9 |
|
|
|
I 7,8 |
|
|
|
|
с* |
' |
|
|
|
% |
|
|
|
|
>§ |
7,7 |
|
|
|
|
7,6 |
|
|
|
|
7,5 |
0,9- 0,8 |
Ц |
1,6 %с |
|
g |
ного слоя имеет сложный характер, особенно у металлов. Изме
нение плотности различных структурных |
составляющих стали |
|
в зависимости от процентного содержания |
углерода |
показано |
на рис. 127. |
свойств и |
исходной |
В зависимости от физико-химических |
структуры материала деталей, режимов резания, геометрии ре жущего инструмента на разной глубине поверхностного слоя возникают различные фазовые превращения и изменение физико механических свойств поверхностного слоя, что приводит к воз никновению в поверхностном слое значительных по величине остаточных напряжений различного знака. На величину и рас пределение остаточных напряжений наибольшее влияние ока зывают скорость резания, подача и величина переднего угла режущего инструмента. При увеличении подачи возрастает тол щина снимаемого слоя, увеличивается степень пластической деформации поверхностного слоя, возрастают силы трения и ко личество тепла, выделяющегося в зоне резания, а следовательно, растут величина и глубина распространения остаточных напря жений.
Наиболее существенно на величину и знак остаточных напря жений влияет передний угол резца. При точении образца из ста ли 45 со скоростью 150 м/мин переход от положительных к от
рицательным передним углам и увеличение отрицательных пе редних углов резца приводит к снижению величины остаточных напряжений растяжения. При точении образца из стали 45 со скоростью 750 м/мин при переходе к передним углам у = —30° и у = —50° в поверхностном слое возникают остаточные напря жения сжатия, что объясняется интенсивным нагреванием по верхностного слоя и его закалкой. При точении образца из леги рованной, легко закаливающейся стали 18Х2Н4ВА даже при скорости резания 150 м/мин отрицательные углы у — —30° спо собствуют возникновению остаточных напряжений сжатия, а при скорости резания 750 м/мин при всех значениях отрицательных передних углов в поверхностном слое возникают сжимающие остаточные напряжения, и только при больших положительных передних углах — растягивающие. Изменение переднего угла влияет также на глубину залегания остаточных напряжений.
Увеличение радиуса закругления режущей кромки резца, а также затупление резца, влекущее за собой появление на зад ней поверхности площадки износа, увеличение трения в зоне резания и нагрев поверхностного слоя усиливают тепловые на пряжения растяжения и ослабляют напряжения сжатия. При точении образцов из высоколегированных сталей, хорошо вос принимающих закалку, затупление резца и появление площадки износа могут вызвать закалку тонкого поверхностного слоя и возникновение в нем остаточных напряжений сжатия. Ниже при ведены данные о глубине наклепа при обработке среднеуглеро дистых сталей различными способами.
Вид обработки |
|
Глубина |
Вид обработки |
Глубина |
|
|
наклепанного |
наклепанного |
|||
|
|
слоя в мм |
|
|
слоя в мм |
Точение:............................................................ |
0 ,2 —0,5 |
Зубофрезерование, |
зубо |
||
черновое .................... |
долбление: |
0,14 |
|||
чистовое.................... |
|
0,05 |
черновое....... |
||
Растачивание черновое |
|
0,2 —0,5 |
чистовое....... |
0,12 |
|
Фрезерование: |
|
0,12 |
Ш евингование................. |
|
0,1 |
цилиндрическое . . |
Шлифование незакален- |
||||
торцовое черновое. . |
0,2—0,5 |
ной с т а л и .................... |
|
0,015—0,02 |
|
торцовое чистовое. . |
0,1 |
Шлифование закаленной |
|||
Сверление, зенкерование |
|
0,15 |
с т а л и ............................ |
|
0,03—0,06 |
Развертывание................ |
0,2 |
Гидрополирование . . . 0,05—0,15 |
|||
|
|
|
Механическое полирова |
||
|
|
|
ние ............................... |
|
0,02—0,05 |
Установлено, что при шлифовании в поверхностном слое так же возникают высокие остаточные напряжения, а величина и знак их изменяются в зависимости от режимов шлифования. При шлифовании высокоуглеродистой стали в случае обычных условий шлифования возникают остаточные напряжения растя жений, а при скоростном шлифовании — напряжения растяже ния или сжатия. Знак остаточных напряжений в основном зави
сит от степени влияния теплового фактора. На изменение теп лового режима в зоне резания существенное влияние оказывают качество абразивного инструмента, а также изменение условий охлаждения. Под действием охлаждающей жидкости внешний тонкий слой металла претерпевает вторичную закалку, что при водит к возникновению остаточных напряжений сжатия в тонком поверхностном слое.
Изменение величины остаточных напряжений в зависимости от глубины шлифования отожженной или закаленной углеродис той стали подчиняется общей закономерности, установленной для различных углеродистых сталей: с увеличением глубины шлифования до 0,025—0,03 мм остаточные напряжения растут, а при дальнейшем росте глубины шлифования снижаются.
Увеличение скорости продольной подачи вызывает при обыч ном шлифовании рост растягивающих напряжений, а при ско ростном шлифовании при высокой скорости вращения изделия увеличение скорости продольной подачи ведет к уменьшению растягивающих и к увеличению сжимающих напряжений.
При исследовании методом электронной дифракции на спе циальной установке поверхностного слоя после шлифования, притирки и сверхдоводки обнаружено, что в каждом из них имеется три зоны. Первая зона характеризует пленку адсорбиро ванных газов из атмосферы. Такая пленка прочно удерживается на металле даже при очистке и обезжиривании. Толщина этого
о
слоя 2—3 А. Вторая зона имеет неодинаковое строение при раз личных видах обработки. В шлифованных деталях этот слой со-
о
ставляет толщину от 2 до 30 А и состоит из частиц окислов, нит ридов и обезуглероженных действием высоких температур час тиц металла, относительно слабо соединенных между собой. При
о
полировании этот слой толщиной около 30 А состоит из частиц абразивов, окислов, пыли и пр. Сверхдоводка уменьшает вели-
о
чину второй зоны до 10—15 А. Эта зона также состоит из окис лов и пыли, но без частиц абразивов. Третья зона при всех видах обработки состоит из деформированных зерен металла. Величи-
о
на этого слоя при шлифовании около 50 000 А, или 5 мкм, при
о
притирке и сверхдоводке — 15 000 А, или 1,5 мкм.
Особым видом шлифования является хонингование. Хонин гование обеспечивает получение деталей с чистотой поверхности 8—12-го классов по ГОСТу 2789—59 и применяется для обработ ки как наружных, так и внутренних поверхностей. Шерохова тость поверхности после хонингования зависит от зернистости абразивных брусков. Припуск под хонингование в основном за висит от характера операции, предшествующей хонингованию, диаметра отверстия, материала детали и др. Если хонингованию предшествует растачивание отверстия, следует оставлять при
пуск 0,05—0,08 мм; при предварительном развертывании 0,02— 0,04 мм и при предварительном шлифовании 0,01 мм. Для повы шения эффективности процесса операция хонингования выпол няется в два перехода: предварительная — более грубым абразивом и окончательная — более мелким абразивом. Точность отверстия после хонингования 0,005—0,02 мм, а овальность и конусность могут быть доведены до 0,005 мм.
Сравнительно с внутренним шлифованием хонингование дает более чистую поверхность с меньшей шероховатостью при боль шей производительности, позволяет обрабатывать отверстия от 5 до 1500 мм, создает меньшую глубину деформированного слоя.
При шлифовании давление резания |
составляет 7—70 кгс/см2, |
а при хонинговании 3,5—14 кгс/см2, |
что приводит не только |
к уменьшению деформации поверхностного слоя, но и к пониже нию его температуры. Температура обрабатываемой поверхности при шлифовании достигает 320—430° С, а при хонинговании 40— 150° С. К недостаткам процесса хонингования относится главным образом получение поверхности недостаточно износостойкой и обработанные отверстия часто получаются с раструбами или бочкообразные.
В качестве доводочной операции для получения высокого класса чистоты цилиндрических, фасонных и плоских поверхнос тей широко используется притирка. Притирка обеспечивает из готовление деталей с точностью до 1 мкм. При работе мягкими притирами в качестве абразивных материалов употребляют наждак, корунд, карборунд, карбид бора зернистостью 100—200. Для смазки применяют керосин, бензин, машинное масло. При работе твердыми притирами (закаленная сталь, хромированная сталь и особые сорта стекла) в качестве абразива применяют крокус, венскую известь, окись хрома. Сталь и чугун притирают керосином, машинным маслом, газолином, легкие сплавы — деревянным маслом. Притирка представляет собой не только механический процесс резания, но и химический процесс. В ре зультате введения в притирочные пасты химически активных веществ (олеиновой кислоты, стеариновой кислоты и др.) на при тираемой поверхности образуется пленка окислов металла, менее прочная, чем основной металл. Эта пленка легко удаляет ся абразивом с меньшей твердостью, чем основной металл. Про цесс притирки производится как вручную, так и на специальных станках.
Обрабатываемые притиркой поверхности должны быть хоро шо подготовлены, преимущественно шлифованием. Припуск для притирки составляет 0,005—0,017 мм. Глубина деформированного слоя в процессе притирки получается незначительная, так как процесс протекает при давлении 2—4 кгс/см2. Процесс притирки широко применяется для притирки зубьев шестерен, различного контрольно-измерительного инструмента и, особенно, деталей точных приборов.
Кроме притирки в качестве доводочного процесса очень часто используется особый вид тонкого шлифования — сверхдоводка. При сверхдоводке используют абразивные бруски зернистостью 320—600. Сравнение сверхдоводки с другими видами обработки приведено в табл. 26. Значения средних высот гребешков на по верхностях деталей при различной предварительной обработке даны в табл. 27.
Т а б л и ц а 26
Сравнение сверхдоводки с другими видами обработки
Метод |
Высота |
Шаг'или |
Скорость |
расстояние |
|||
обработки |
гребешков |
между |
резания |
|
в мк |
гребешками |
в м/мин |
|
|
в мм |
|
Токарная обработка (чистовая) . . . |
12—125 |
0,12—1,5 |
15-150 |
Шлифование ....................................... |
0 ,9 - 5 |
0,002—0,05 |
900-2400 |
Хонингование ....................................... |
0,15—1,25 |
0,002—0,05 |
120—300 |
Притирка ............................................ |
0 ,08 -0,25 |
0,002—0,02 |
6 -3 0 |
Сверхдоводка .................................. |
0,01—0,20 |
— |
1—2,5 |
Продолжение табл. 26
Метод |
Темпера |
Давление |
Глубина |
тура |
абразив |
изменения |
|
обработки |
поверх |
ного ин |
структуры |
|
ности в °С |
струмента |
в мм |
|
|
в кгс/см2 |
|
Токарная обработка (чистовая) . . . 300-550 |
__ |
0 ,2 5 -0 ,5 |
|
Шлифование ....................................... |
300—400 |
45—50 |
0,012-0,075 |
Хонингование ....................................... |
40—150 |
22—90 |
0,0025—0,025 |
Притирка ............................................ |
5 -5 0 |
0 ,5 -1 5 0,00025-0,0025 |
|
Сверхдоводка .................................. |
0 — 1 |
0 ,5 -2 5 |
До 0,00025 |
|
|
Т а б л и ц а 27 |
|
Средняя высота гребешков на поверхностях деталей |
|||
|
|
Средняя высота гребешков |
|
|
|
|
в мм |
Название детали |
Предварительная обработка |
до сверхдо после сверх |
|
|
|
||
|
|
водки |
доводки |
Коленчатый вал |
Тонкое шлифование |
0,0019 |
0,00012 |
Тормозной барабан |
Растачивание |
0,0026 |
0,0002 |
Поршень |
Шлифование |
0,001 |
0,00015 |
Толкатель |
» |
0,0005 |
0,00005 |
Кулачок |
» |
0,0005 |
0,000075 |
Блок цилиндров |
Развертывание |
0,00065 |
0,00015 |
Блок клапана |
Шлифование |
0,00045 |
0,0001 |