Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 233
Скачиваний: 3
ми. В этом случае незначительное удлинение периода прира ботки и возрастание начального износа по сравнению с опти мальной шероховатостью должно компенсироваться увеличени ем периода установившегося износа и сокращением производ ственных затрат.
На износостойкость оказывает влияние не только шерохова тость поверхности, полученная при окончательной обработке, но и характер предварительной обработки, определяющей физиче ское состояние поверхностного слоя. С увеличением шерохова тости поверхности при предварительной обработке (например, до закалки) и одинаковой шероховатости поверхности после ■окончательной обработки износостойкость будет снижаться. Для повышения износостойкости и других эксплуатационных свойств окончательная обработка должна по возможности уменьшать структурную неоднородность поверхностного слоя и создавать равномерные напряжения по всей поверхности. В качестве при мера такой обработки рассмотрим влияние на эксплуатацион ные свойства чистовой обработки деталей способом гидрополи рования.
Сущность гидрополирования заключается в том, что струя рабочей жидкости с находящимися в ней абразивами определен ной зернистости с большой скоростью направляется на обраба тываемую поверхность. Качество поверхности, обрабатываемой гидрополированием, зависит от скорости и величины абразив ных частиц, угла встречи их с обрабатываемой поверхностью и расстояния форсунки от нее. Ударное действие абразивных ча стиц вызывает разрушение обрабатываемой поверхности, изме няет ее микрогеометрию и создает равномерный наклеп поверх ностного слоя металла. Съем тонких поверхностных слоев ме талла в процессе гидрополирования облегчается действием хи мически активных веществ, находящихся в рабочей жидкости. ІИеханическое разрушение поверхности происходит в результате действия нормальных сил, возникающих в процессе удара абра зивных зерен об обрабатываемую поверхность, и тангенциаль ных, возникающих в процессе качения абразивных частиц по поверхности. Микрогеометрия поверхности, обработанной гид рополированием, представляет собой поверхность без направ ленных следов обработки, с мелкими равномерно распределен ными по поверхности углублениями, без микротрещин (рис. 130).
Матовый вид поверхности, обработанной гидрополированием, объясняется отсутствием растянутости поверхностных слоев ме талла в одном направлении, что является результатом сосредо точенного (нормального) действия абразивных частиц. Следова тельно, качество получаемых тонких поверхностных слоев долж но быть более высоким по сравнению с поверхностью, обрабо танной механическим полированием, притиркой и доводкой брусками. Износостойкость стали ОХНЗМ и стали 45 после об работки поверхности трения методом гидрополирования по
вышается на 25—30% по сравнению с механическим поли рованием.
На поверхности, обработанной гидрополированием, продук ты коррозии распределяются более равномерно, чем на поверх ности, механически полированной. Такое распределение продук тов коррозии оказывает благоприятное влияние на прочность деталей, работающих при вибрациях, так как в этом случае уменьшается возможность разрушения деталей от «коррозион ных трещин», являющихся концентраторами напряжений.
Рис. 130. Внешний вид поверхности 10-го класса чистоты, полученной различными мето дами обработки (Х90):
а — полирование; б — шлифование; в — гидрополирование; г — притирочное шлифо вание
Учитывая влияние процесса гидрополирования на эксплуата ционные свойства стали и технологические особенности его, ре комендуется обработку гидрополированием применять после шлифования, чтобы удалить дефектный слой и получить высо
кое качество поверхности деталей. При этом следует иметь в ви
ду, что дефекты микропрофиля (волнистость, впадины |
и др.) |
в процессе гидрополирования не удаляются. |
очистки |
Гидрополирование используется для прецизионной |
деталей от нагара, окалины и др., а также для удаления мелких заусенцев. Подготовку поверхности под гальванопокрытие и лакокрасочные покрытия желательно осуществлять гидрополи рованием. При этом увеличивается механическая прочность сцепления покрытия с основным металлом.
Рис. 131. Внешний вид поверхности (Х90):
а — перед гидрополированием; 6 — после гидрополирования; в — неметаллическиевключения; г — карбидные включения, выявленные на гидрополированной поверхности
Поверхность после механического полирования и поверхность, после гидрополирования показана на рис. 131. После гидропо лирования удалось выявить дефекты, которые после механиче ского полирования обнаружить не удавалось. Поэтому рекомен дуется применять гидрополирование для изготовления шлифов при макро- и микроанализе металла. В этом случае можно об
наружить неметаллические и карбидные включения в металле (рис. 131, в, г) и пороки термической обработки металла, на пример, карбидную полосчатость (рис. 132).
Остаточные напряжения могут возникать на изнашиваемой поверхности в процессе эксплуатации или могут быть получены при изготовлении деталей и сохраняться во время эксплуатации. В результате действия внешней нагрузки в процессе износа ме няются характер остаточных напряжений и величины наклепа в поверхностном слое. Как показывают опыты, в процессе изно-
ЗРис. 132. Карбидная полосчатость, выявленная на гидрополированной поверхности (Х90)
са происходит суммирование остаточных напряжений, возникающих в процессе деформации поверхностного слоя при износе, и напряжений, возникающих в процессе изготовления. Поэтому при больших эксплуатационных нагрузках износостойкость дета лей, имеющих в поверхностном слое остаточные напряжения растяжения, будет выше. С увеличением абсолютной величины и глубины залегания растягивающих напряжений износ умень шается.
Наклеп поверхности повышает износостойкость при условии, если величина и степень наклепа подобраны с учетом внешних и внутренних условий изнашивания. Так, например, повышение механических свойств слоя путем наклепа может привести к уве личению износостойкости (увеличится сопротивление скалыва нию) деталей машин. В случае же абразивного износа, без боль
ших нагрузок и при отсутствии изменения структуры |
металла |
в процессе наклепа износостойкость не повышается. |
следует |
При оценке влияния наклепа на износостойкость |
иметь в виду, что в условиях нормальной работы трущейся пары должно соблюдаться равенство внешней нагрузки Р и произве дения предела текучести сгт трущегося металла на величину фактической опорной поверхности Р = oTF$.