Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 233

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение табл. 28

£ 8 5 s

о я

«s S

я H

оо

O)X

Я X

я о

S н

Q) о

3 о

Я La

яо

оя

3*

я У

« о

о. * (1) со

соО

о о. С V

00

6- 1

O

O

—a

н

о

о

Я

хо

н

9

>, CQ E—'

Ф

Ф

3 =

S ь

0 . 0 xrvo X zz. ce

O. т об о

гЯ

_ ф DC —( ф 3

X

X

 

 

X

JS

 

 

X

n

 

s

JS

s

s

 

s

ъ

 

O

 

O

s

O

O

CD

O

1

O

O

I

Ю

a—a

 

O

 

——

 

 

,1

 

 

 

X

 

 

 

s

 

 

 

's

1

 

 

s

 

 

 

O

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

Ю

 

 

 

_r

ce

н

 

 

Da ф

 

 

X

ф

S

 

о

3

 

ф

^

н

 

s

Da®

 

В о

 

о

с-

се

1

 

D,

sCQ Е- О

1

о

О

о

 

X

 

»S

 

ф

к

 

о

«

 

 

ф 3

 

CQ В

9

 

 

X

со

 

 

X

 

го

Ч

 

 

О

Ф

 

ч

Da Н

 

Оа S

 

ф

О

5

я

п

«

*=(

ф

н

Da

о

ч

н

се ф а

я3

сс, я ю

очф о

ся с

н

O

 

 

 

я

 

O

 

 

 

ce

 

 

c

s

-

я

я

 

 

O

s

4

 

 

's

Я m

>,

ф

s

 

H

»5

«à

 

 

O

O

O

 

4

 

O

 

O

 

CM

X

O

 

 

02

 

 

H

о

Я

я

о

н

ф

ф

ее

ч

X

»Я

см

1

1

я

Е-

ф

 

о

S

н

 

 

схем

 

ь ю

о ,

 

 

 

ф

>•> Е-* с

 

я

. а. О

 

Л

е;

о

 

 

 

 

g

и X

 

 

 

LO О

2. о.

а

 

 

 

s o‘ *

 

 

 

«

I

«

I

О,

іго

 

 

 

 

 

 

 

 

F3О)

: см

 

jT* CQ

 

03

 

£ ”

 

 

 

К

 

 

ЙСМ

 

 

& Н

 

LO°

^

 

 

 

В.а

н со ^

 

 

 

 

 

~ О

Оа

I!

оI

 

и

 

 

 

 

X см

I

 

о

 

 

 

 

X

'— I

 

 

 

 

 

 

а

и о' н

1-

'

 

 

 

О) ,0

й

ё ё

C L, а -

О

 

® Н К

Ін

л

и

 

Оо о

к

^

я

X

се

 

С 2 §

Xоз

я

ч

 

«

сСо

О. Ф

£ •3

«

 

сх

 

О О

 

 

ф

 

CQсе

I—. Ф Æ

 

 

Ю Ф

О Ч

 

Ûa

I

 

 

н к

X

X

 

Е-

СО

 

 

 

 

^

о

s

 

о

I ®

 

 

я

«

в* е*

 

 

H

g o

ю

 

 

 

 

о

 

 

се

03

 

 

о

5*<аМсм

 

 

 

сH-'

Ч CM

 

w

а

 

 

 

 

 

 

 

се

ч

 

03

 

 

 

 

0 Е*^

 

 

 

 

 

О

2

О

 

«

 

 

 

 

X

S

g

 

о

Oat--

 

 

о

 

R Ь

 

 

В к р. Q

 

I

 

 

^ ОЮ 2

X CD

O

H

 

ф о

 

=

S

a.

 

 

со

E-

X

о

 

 

 

 

 

o

£

X

о

 

 

 

 

 

E-a Я

а -

аз

 

 

 

 

 

ё *

ф

Da

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

s a

о

о

 

 

 

 

 

с

Я ф s s »

5

ф

 

 

й

ф

Ч

 

о <

С

H S С

оз

S о

»к

 

о

 

 

со

Ф ф О

 

G H

 

 

аэ

Я

Ч

 

tP -O

,

«

о

 

О

 

g

к

СО

со

4

О

о

 

 

о-

Da

>>

ё ч

«

X

С

ф

 

5

S

(-а

о

 

Я

о

о

 

о

 

 

Da

 

Da

 

 

E“

 

 

 

 

«

 

 

h

 

ф

 

 

 

Ч

0}

Ф 53

ст$ *о Ф

0>

 

ф я

 

 

 

О

С

X

Da

 

É-

03

Ч

ф

Н

О

4

«

О Н

«

 

 

гс

са

 

 

 

О

03

 

 

 

X

о

Я

£2 В

D. X

н

Ф

о

о

I

о

«

Da

О

I

к

О

ф

к

о

X

с

g

X

— Da

о .

 

Ф

 

 

 

 

CQ

 

 

 

ф g

 

 

CC

 

 

03

S я

 

 

CQ

 

 

O

H Я

 

 

 

S

«

 

 

 

t=o

 

 

 

O ex

 

 

 

Dag

S b O

H

5

я

о

V-,

£ц Da

Ф K

S H

ф

m g

S

C

n .

 

 

 


ми. В этом случае незначительное удлинение периода прира­ ботки и возрастание начального износа по сравнению с опти­ мальной шероховатостью должно компенсироваться увеличени­ ем периода установившегося износа и сокращением производ­ ственных затрат.

На износостойкость оказывает влияние не только шерохова­ тость поверхности, полученная при окончательной обработке, но и характер предварительной обработки, определяющей физиче­ ское состояние поверхностного слоя. С увеличением шерохова­ тости поверхности при предварительной обработке (например, до закалки) и одинаковой шероховатости поверхности после ■окончательной обработки износостойкость будет снижаться. Для повышения износостойкости и других эксплуатационных свойств окончательная обработка должна по возможности уменьшать структурную неоднородность поверхностного слоя и создавать равномерные напряжения по всей поверхности. В качестве при­ мера такой обработки рассмотрим влияние на эксплуатацион­ ные свойства чистовой обработки деталей способом гидрополи­ рования.

Сущность гидрополирования заключается в том, что струя рабочей жидкости с находящимися в ней абразивами определен­ ной зернистости с большой скоростью направляется на обраба­ тываемую поверхность. Качество поверхности, обрабатываемой гидрополированием, зависит от скорости и величины абразив­ ных частиц, угла встречи их с обрабатываемой поверхностью и расстояния форсунки от нее. Ударное действие абразивных ча­ стиц вызывает разрушение обрабатываемой поверхности, изме­ няет ее микрогеометрию и создает равномерный наклеп поверх­ ностного слоя металла. Съем тонких поверхностных слоев ме­ талла в процессе гидрополирования облегчается действием хи­ мически активных веществ, находящихся в рабочей жидкости. ІИеханическое разрушение поверхности происходит в результате действия нормальных сил, возникающих в процессе удара абра­ зивных зерен об обрабатываемую поверхность, и тангенциаль­ ных, возникающих в процессе качения абразивных частиц по поверхности. Микрогеометрия поверхности, обработанной гид­ рополированием, представляет собой поверхность без направ­ ленных следов обработки, с мелкими равномерно распределен­ ными по поверхности углублениями, без микротрещин (рис. 130).

Матовый вид поверхности, обработанной гидрополированием, объясняется отсутствием растянутости поверхностных слоев ме­ талла в одном направлении, что является результатом сосредо­ точенного (нормального) действия абразивных частиц. Следова­ тельно, качество получаемых тонких поверхностных слоев долж­ но быть более высоким по сравнению с поверхностью, обрабо­ танной механическим полированием, притиркой и доводкой брусками. Износостойкость стали ОХНЗМ и стали 45 после об­ работки поверхности трения методом гидрополирования по­


вышается на 25—30% по сравнению с механическим поли­ рованием.

На поверхности, обработанной гидрополированием, продук­ ты коррозии распределяются более равномерно, чем на поверх­ ности, механически полированной. Такое распределение продук­ тов коррозии оказывает благоприятное влияние на прочность деталей, работающих при вибрациях, так как в этом случае уменьшается возможность разрушения деталей от «коррозион­ ных трещин», являющихся концентраторами напряжений.

Рис. 130. Внешний вид поверхности 10-го класса чистоты, полученной различными мето­ дами обработки (Х90):

а — полирование; б — шлифование; в — гидрополирование; г — притирочное шлифо­ вание

Учитывая влияние процесса гидрополирования на эксплуата­ ционные свойства стали и технологические особенности его, ре­ комендуется обработку гидрополированием применять после шлифования, чтобы удалить дефектный слой и получить высо­

кое качество поверхности деталей. При этом следует иметь в ви­

ду, что дефекты микропрофиля (волнистость, впадины

и др.)

в процессе гидрополирования не удаляются.

очистки

Гидрополирование используется для прецизионной

деталей от нагара, окалины и др., а также для удаления мелких заусенцев. Подготовку поверхности под гальванопокрытие и лакокрасочные покрытия желательно осуществлять гидрополи­ рованием. При этом увеличивается механическая прочность сцепления покрытия с основным металлом.

Рис. 131. Внешний вид поверхности (Х90):

а — перед гидрополированием; 6 — после гидрополирования; в — неметаллическиевключения; г — карбидные включения, выявленные на гидрополированной поверхности

Поверхность после механического полирования и поверхность, после гидрополирования показана на рис. 131. После гидропо­ лирования удалось выявить дефекты, которые после механиче­ ского полирования обнаружить не удавалось. Поэтому рекомен­ дуется применять гидрополирование для изготовления шлифов при макро- и микроанализе металла. В этом случае можно об­


наружить неметаллические и карбидные включения в металле (рис. 131, в, г) и пороки термической обработки металла, на­ пример, карбидную полосчатость (рис. 132).

Остаточные напряжения могут возникать на изнашиваемой поверхности в процессе эксплуатации или могут быть получены при изготовлении деталей и сохраняться во время эксплуатации. В результате действия внешней нагрузки в процессе износа ме­ няются характер остаточных напряжений и величины наклепа в поверхностном слое. Как показывают опыты, в процессе изно-

ЗРис. 132. Карбидная полосчатость, выявленная на гидрополированной поверхности (Х90)

са происходит суммирование остаточных напряжений, возникающих в процессе деформации поверхностного слоя при износе, и напряжений, возникающих в процессе изготовления. Поэтому при больших эксплуатационных нагрузках износостойкость дета­ лей, имеющих в поверхностном слое остаточные напряжения растяжения, будет выше. С увеличением абсолютной величины и глубины залегания растягивающих напряжений износ умень­ шается.

Наклеп поверхности повышает износостойкость при условии, если величина и степень наклепа подобраны с учетом внешних и внутренних условий изнашивания. Так, например, повышение механических свойств слоя путем наклепа может привести к уве­ личению износостойкости (увеличится сопротивление скалыва­ нию) деталей машин. В случае же абразивного износа, без боль­

ших нагрузок и при отсутствии изменения структуры

металла

в процессе наклепа износостойкость не повышается.

следует

При оценке влияния наклепа на износостойкость

иметь в виду, что в условиях нормальной работы трущейся пары должно соблюдаться равенство внешней нагрузки Р и произве­ дения предела текучести сгт трущегося металла на величину фактической опорной поверхности Р = oTF$.