Файл: Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. Технологические основы повышения надежности машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 234
Скачиваний: 3
В связи с этим для конкретных условий эксплуатации при изменении шероховатости поверхности или предела текучести путем изменения режимов обработки будет существовать опти мальная величина шероховатости поверхности и наклепа. Таким образом, нельзя судить об износостойкости по данным какихлибо частных характеристик качества поверхности. При оценке качества поверхности деталей машин необходимо учитывать комплекс свойств, обеспечивающих их износостойкость при опре деленных условиях эксплуатации.
Качество поверхности влияет на коррозионную стойкость, когда изнашивание происходит без контактирования рабочих поверхностей. Различают два основных вида коррозии — хими ческую и электрохимическую. Химическая коррозия возникает при действии на металл сухих газов или неэлектролитов (бензи на, смолы и др.). При химической коррозии детали машин по крываются слоем окислов — окалиной. Электрохимическая кор розия происходит при действии на металл растворов электроли тов (солей, кислот, щелочей и т. д.). К этому виду коррозии следует отнести коррозию в атмосферной среде (атмосферную коррозию).
Многочисленные лабораторные исследования, а также на блюдения за эксплуатацией деталей машин показывают, что с уменьшением шероховатости поверхности коррозионная стой кость повышается. Это объясняется тем, что при химической коррозии вещества, вызывающие коррозию, собираются на дне впадин и образуют очаги коррозии. Чем меньше глубина впадин, тем меньше условий для образования очагов коррозии и разру шения поверхности металла. При электромеханической корро зии в первую очередь разрушаются гребешки. Поэтому с умень шением шероховатости поверхности разрушение поверхности также уменьшается. Кроме того, пассивирующие пленки, более устойчивые на гладкой поверхности, также защищают металл от коррозии.
С увеличением наклепа и остаточных напряжений в поверх ностном слое уменьшается коррозионная стойкость деталей ма шин. Это объясняется тем, что первичная защитная пленка на деформированном металле менее прочна и легче разрушается под влиянием внутренних напряжений в металле. Следователь но, для повышения коррозионной стойкости деталей машин не обходимо уменьшать шероховатость поверхности деталей ма шин, наклеп и остаточные напряжения в поверхностном слое. При этом следует иметь в виду, что наиболее коррозионностой кими будут (при прочих равных условиях) детали машин с бо лее равномерной шероховатостью поверхности и более равно мерным распределением остаточных напряжений и наклепа по поверхности.
Износ деталей машин происходит вследствие механического зацепления неровностей, взаимно перемещающихся поверхно
стей, усталостного разрушения от повторных нагрузок, измене ния свойств при деформации и сопровождающем ее наклепе, окисления (коррозии) поверхности, молекулярных сил сцепле ния и сваривания металла под действием высокой температуры в местах контакта. Для различных условий изнашивания необ ходимо находить оптимальные качества поверхности и свойства материала изнашиваемых элементов деталей с учетом ведущего процесса изнашивания. При этом нужно выбирать режимы об работки и физико-механические свойства рабочих поверхностей
Рис. 133. Влияние метода оконча тельной обработки поверхности на предел выносливости стали раз личной прочности:
/ •— полирование; 2 — шлифова ние; 3 — тонкое точение; 4 — гру бое точение; 5 — наличие окалины
деталей, которые обеспечивают характеристики качества поверх ности, близкие к оптимальным для данных условий эксплуа тации.
Влияние способов формообразования на прочность деталей.
Прочность деталей машин, работающих при большом числе пе ремен нагрузок, в значительной степени зависит от состояния поверхностных слоев. Усталостная трещина возникает на по верхности детали, где действуют наибольшие напряжения при изгибе, кручении. Дефекты поверхности в виде рисок от прохож дения режущей кромки при обработке, неравномерности струк туры, остаточных напряжений и неравномерности физико-меха нических свойств подповерхностного слоя способствуют возник новению очагов концентрации напряжений, что приводит при некоторых методах обработки к резкому снижению предела вы носливости (рис. 133). На рис. 133 по оси ординат отложены значения коэффициента ß, характеризующего влияние метода обработки (качества поверхности) на предел выносливости в за висимости от предела прочности:
где о - i — предел выносливости образцов, обработанных дан ным методом;
о_і — предел выносливости тщательно полированных образ цов.
При использовании более прочных материалов для повыше ния предела выносливости должны применяться методы обра
ботки, обеспечивающие минимальную шероховатость поверхно сти и отсутствие дефектов, создающих концентраторы напря жений.
Особенно большое влияние метод обработки, режимы реза ния и геометрия режущего инструмента оказывают на выносли вость титановых сплавов (табл. 29).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
29 |
|
|
Влияние режимов резания и износа по задней поверхности резца |
|
||||||||||||
|
при обработке точением на выносливость титанового сплава ВТ-2 |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Среднее |
(7__ j В КГС/ММ2 |
|
Режимы резания и величина |
износа 'h |
Глубина |
арифметиче |
при темпера |
||||||||||
|
|
по |
задней грани резца |
|
наклепа |
ское отклоне- |
туре |
|||||||
|
|
|
в мм |
ние профиля |
20° С 400° с |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в мм |
||
П о д а ч а s в м м / о б (п р и и — 30 м /м и н , |
|
|
|
|
||||||||||
t = |
1,5 |
мм, |
h 3 = 0): |
|
|
|
|
|
|
|
4 2 |
38 |
||
|
0 , 0 8 |
........................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
0 , 0 4 |
1 , 5 |
|||
|
0 , 2 |
........................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
0 , 0 5 |
4 , 0 |
25 |
28 |
|
|
0 , 4 |
........................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
0 , 0 7 |
1 0 ,0 |
18 |
1 8 , 5 |
|
Г л уби н а |
р е за н и я |
в |
мм |
(п р и |
ѵ = |
|
|
|
|
|||||
= |
3 0 м /м и н , s |
= 0 ,2 |
м м /о б , |
h 3 = |
0): |
|
|
|
|
|||||
|
0 , 5 |
........................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
0 , 0 3 |
5 , 0 |
33 |
31 |
|
|
1 , 5 . . . . . ............................................ |
0 , 0 4 |
5 , 0 |
25 |
28 |
|||||||||
|
3 , 0 |
........................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
0 , 0 6 |
4 , 0 |
— |
22 |
|
И з н о с |
п о за д н ей п о в е р х н о с т и |
р езц а |
|
|
|
|
||||||||
h3 в мкм |
(при |
V = |
3 0 |
м /м и н , |
|
|
|
|
|
|||||
5 = |
0 ,2 |
м м /о б , |
/ = |
1,5 |
мм): |
|
|
|
4 , 0 |
|
|
|||
|
0 |
............................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
0 ,0 4 |
25 |
28 |
|
|
0 , 2 |
........................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
0 , 0 4 |
8 , 0 |
33 |
30 |
|
|
0 |
, 5 |
........................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
— |
6 , 5 |
33 |
32 |
|
0 |
, 8 |
....................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
•— |
5 , 0 |
30 |
33 |
Образцы, обработанные шлифованием, имели при температу ре 20° С предел выносливости 43,4 кгс/мм2 и при температуре 400° С 39,8 кгс/мм2. Изменение предела выносливости при обра ботке резанием происходит в результате действия наклепа, ос таточных напряжений, изменения микрогеометрии, структурных изменений и дефектов поверхностного слоя, характер и величи на которых также зависят от метода и режимов обработки. Так, например, основным видом повреждения при грубых режимах шлифования и работе без охлаждения является прижог, кото рый получается в виде характерных строчек. При этом снижа ются твердость и микротвердость поверхности, а в поверхност ном слое возникают значительные растягивающие остаточные напряжения. Дефекты, возникающие в результате шлифования цементованных образцов из стали 12Х2Н4А, снижают предел выносливости до 50%.
При оценке влияния метода окончательной обработки рабо чих поверхностей деталей машин на предел выносливости сле
дует иметь в виду, что предел выносливости часто зависит от предшествующей обработки. Как и в случае износостойкости, при этом наблюдается технологическая наследственность. Шли фование после различных видов токарной обработки незначи тельно повышает предел выносливости стали, причем это повы шение зависит от режимов, предшествующих шлифованию обработки. Окончательная обработка поверхностей механиче ским полированием, обдувкой дробью и обкаткой роликами пол ностью ликвидирует влияние на предел выносливости предшест вующих видов обработки при одинаковой микрогеометрии фи нишной обработки.
Многие детали современных машин работают в различных коррозионных средах при большом числе перемен напряжений. Влияние методов и режимов обработки на коррозионно-устало стную прочность значительно сильнее, чем это же влияние на выносливость стали на воздухе. Предел выносливости образцов диаметром 20 мм определяли на базе 5- ІО6 циклов. Сравнитель ному испытанию были подвергнуты образцы, изготовленные то карной обработкой (шероховатость поверхности образцов соот ветствовала 5-му классу чистоты поверхности по ГОСТу 2789— 59) и шлифованные (9-й класс чистоты поверхности). Выносли вость стальных образцов, изготовленных точением, меньше вы носливости шлифованных образцов.
В коррозионных средах выносливость шлифованных образ цов и обработанных точением либо уравнивается, либо у образ цов, обработанных точением, становится несколько выше. Таким образом, в случае обработки деталей, работающих в коррозион ных средах, не всегда нужно выбирать метод окончательной обработки, создающий низкую шероховатость поверхности.
Специфика влияния механической обработки на коррозион ную усталость стали заключается в изменении под влиянием обработки электрохимической неоднородности. Влияние концен траторов напряжений на предел выносливости в коррозионных средах сказывается в меньшей степени, чем на воздухе.
Современные способы изготовления деталей высокой точности и стабильности по геометрическим и физико-механическим свойствам
Надежность изделий зависит от точности и стабильности по казателей качества изделий. Стабильность качества изготовления зависит от свойства технологического процесса сохранять пока затели качества изготовляемых изделий в заданных пределах в течение некоторого времени. Точность изготовления зависит от свойства технологического процесса обеспечивать соответствие поля рассеяния значений показателей качества изготовления из делий заданному полю допуска и его расположению.
В связи с этим качество выпускаемых изделий может быть обеспечено путем контроля технологической надежности процес сов производства. В практике машиностроения оценка надежно сти процессов производства и качества выпускаемых изделий может контролироваться методом балльных оценок качества вы полнения технологических операций методом групп качества, методом контроля качества с учетом процента принятых партий с первого предъявления (ГОСТ 16490-—70) и другими методами.
Для обеспечения эксплуатационных свойств и надежности работы машин необходимо изготовлять детали, обладающие стабильными эксплуатационными свойствами, а их размеры, точность формы и физико-механические свойства не должны су щественно изменяться в процессе длительного хранения под влиянием перераспределения остаточных напряжений и струк турных изменений. Ниже рассматриваются причины нестабиль ности геометрических и физико-механических свойств деталей, основные закономерности изменения структуры и внутренних напряжений в деталях и технологические способы стабилизиру ющей обработки [20, 50].
Причины нестабильности геометрической формы, размеров и физико-механических свойств металлических деталей. Причина ми нестабильности геометрических свойств металлических дета
лей в основном являются |
наличие и |
постепенная релаксация |
|
внутренних |
напряжений |
и структурная нестабильность. Так, |
|
например, |
непостоянство |
размеров |
некоторых деталей машин |
(специальных осей, подпятников и т. п.), имеющих простую фор му и высокую твердость, определяется преимущественно струк турным фактором. На стабильность размеров деталей типа кор пусов, каркасов, тонкостенных обечаек и т. п., имеющих слож ную форму, часто недостаточную жесткость, основное влияние оказывают остаточные внутренние напряжения. Остаточные внутренние напряжения подразделяются (в порядке убывающей значимости) на фазовые или структурные, тепловые (термиче ские), первичные усадочные (в отливках), возникающие в ре зультате механического наклепа и вследствие химического воз действия на поверхность детали. Существенное влияние на стабильность размеров могут оказывать микроскопические на пряжения первого рода. Дополнительное влияние на размеры могут оказывать напряжения второго рода, уравновешивающие ся в масштабе отдельных зерен в тех случаях, когда микрона пряжения обладают общей ориентировкой (т. е. не погашаются взаимно вследствие противоположной направленности).
Релаксация остаточных внутренних напряжений происходит в результате самопроизвольного перехода некоторой части упру гой деформации в пластическую. Так как напряженное состояние реальных деталей машин является сложным и уровень действу ющих напряжений в различных сечениях неодинаков, процессы релаксации протекают в разных участках деталей с неодинако