Файл: Тема Педагогическая риторика как наука.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 303

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автор знаменитого труда «Воспитание оратора» (Institutio oratoria) – …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Аристотель

Цицерон

Сократ

Квинтилиан
Автором античного трактата «Риторика» был …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Аристотель

Квинтилиан

Цицерон

Протагор
В … речи интонация подсказывается расположением слов, учетом их смысла,
использованием частиц
Тип ответа: Текcтовый ответ
27
В зависимости от коммуникативной цели возникают высказывания трех типов:
сообщения, побуждения, …
Тип ответа: Текcтовый ответ
28
В качестве синонима «педагогической риторики» используется термин «учебная
…» – учение о проповедовании, рассматривающее проповедь, обращенную к
народу
Тип ответа: Текcтовый ответ
29 29
гомилетика
28
вопросы
27
письменной


В конце V в. до н.э. платных учителей красноречия и философии стали называть

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● педагогами
● диалектиками
● ораторами
● софистами
В основе … компонента стиля педагога лежит индивидуальный отбор
лексических и синтаксических средств педагогического воздействия
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● вербального
● кинетического
● интонационного
● невербального
В основе выделения … лежат единые для всех законы мышления, способы
мысленного выделения из окружающей нас действительности предметов,
явлений и процессов, их описания, классификации, поисков связей между ними
Тип ответа: Текcтовый ответ
30
В отечественном языкознании существуют …, структурная и стилистическая
типологии текстов
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● функциональная
● количественная
● качественная
● видовая
30
топов

В письменной речи … подсказывается расположением слов, учетом их смысла,
использованием частиц
Тип ответа: Текcтовый ответ
31
В повести Л.Н. Толстого «Детство» учитель-немец Карл Иванович был именно
тем учителем, который, по мнению писателя, способен развивать душу ребенка.
Карл Иванович – хорошо образованный человек, профессионал, любящий
преподавание и детей. Он считал, что следует развивать в детях те качества,
которые уже заложены в характере, и не пытаться их исправить. Определите, о
каком стиле педагогического общения говорится в тексте.
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Демократический стиль, так как обучающийся рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний; педагог привлекает ученика к принятию решений, учитывает его мнение, поощряет самостоятельность суждений.

Авторитарный стиль, так как обучающийся рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер; педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований.

Либеральный стиль, так как педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу обучающимся и коллегам; организацию и контроль учебно-познавательной деятельности обучающихся педагог осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.
В процессе письма становится задействованным … аппарат
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● артикуляционный
● двигательный
● визуально-моторный
● слуховой
31
интонация


В романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин описывает
преподавателя-самозванца Бопре, который «в отечестве своем был
парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être
outchitel, не очень понимая значение этого слова». Пушкин от лица Петруши
Гринева пишет, что Бопре был «добрый малый, но ветрен и беспутен до
крайности». Они с главным героем тотчас поладили, хотя, вместо того чтобы
учить Гринева говорить по-французски, по-немецки и всем наукам, Бопре
предпочел наскоро выучиться от него кое-как болтать по-русски, и потом
каждый занимался своим делом. «Мы жили душа в душу. Другого ментора я и
не желал», писал Гринев в своих мемуарах, которые цитирует Пушкин.
Определите стиль педагогического общения, описанный в тексте.
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Демократический стиль, так как обучающийся рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний; педагог привлекает ученика к принятию решений, учитывает его мнение, поощряет самостоятельность суждений.

Авторитарный стиль, так как обучающийся рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер; педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований.

Либеральный стиль, так как педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу обучающимся и коллегам; организацию и контроль учебно-познавательной деятельности обучающихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (ч. 3, гл. 5) описан
спор, в котором Разумихин расспрашивает Раскольникова по поводу наличия у
подозреваемого алиби на момент убийства старушки: «Да как же мог ты выйти,
коли не в бреду? – разгорячился вдруг Разумихин. – Зачем вышел? Для чего? И
почему именно тайком? Ну был ли в тебе тогда здравый смысл?». После этого
Раскольников затрудняется сразу ответить и переводит тему разговора,
обращаясь к другому собеседнику: «Надоели они мне очень вчера, – обратился
вдруг Раскольников к Порфирию с нахально-вызывающею усмешкой, – я и
убежал от них квартиру нанять, чтоб они меня не сыскали, и денег кучу с собой
захватил. Вон господин Заметов видел деньги-то. А что, господин Заметов, умен
я был вчера али в бреду, разрешите-ка спор?». Определите полемический прием,
использованный Разумихиным в данном споре.
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

«Довод к человеку», так как вместо обсуждения по существу того или иного положения спорящий начинает оценивать достоинства и недостатки человека, его выдвинувшего.

«Атака вопросами», так как цель этого метода – сделать положение оппонента затруднительным, заставить его защищаться, оправдываться, создать себе наиболее благоприятные условия для спора.

«Прием бумеранга», так как тезис или аргумент обращается против того, кто его высказал, причем сила ответного удара во много раз увеличивается.

Прием юмора, иронии, сарказма, так как эти приемы усиливают полемический тон речи, ее эмоциональное воздействие на слушателей, помогают разрядить напряженную обстановку, создают определенный настрой при обсуждении острых вопросов, помогают добиться успеха в споре.
В условиях устного общения происходит … контакт коммуникантов
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● только визуальный
● визуально-слуховой
● только слуховой
● тактильный и слуховой


В широком смысле синонимами понятия «…» являются такие понятия, как
«дискуссия», «диспут», «полемика», «дебаты», «прения»
Тип ответа: Текcтовый ответ
32
Взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией,
идеями и эмоциями, – это …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● контакт
● обучение
● беседа
● общение
Взаимопроникновение различных стилей в устную речь встречается чаще, чем в
письменной речи – особенно это касается элементов … стиля
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● научного
● публицистического
● разговорного
● художественного
Вид речевой деятельности, который материально воплощается в звуках и
обеспечивается действием речедвигательного и слухового анализаторов и
соответствующих стереотипов единиц языка разных уровней от звуков до
ритмомелодических моделей предложений, – это …
Тип ответа: Текcтовый ответ
33 33
говорение
32
спор

Во вступлении выделяют зачин (первые одно-два предложения), а в заключении
– …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● финал
● концовку
● развязку
● вывод
Вот пример ложного умозаключения: «Вор не испытывает желания воровать
что-то дурное; приобретение чего-либо хорошего – благое дело; стало быть, вор
занимается благим делом». Определите, какая риторическая уловка
использована в данном ложном умозаключении.
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Софизм, так как рассуждение представляет собой намеренное нарушение законов логики, которое маскируется под истинное умозаключение.

Паралогизм, так как в рассуждении есть случайная, неосознанная или непреднамеренная логическая ошибка в мышлении, возникающая при нарушении законов или правил логики и приводящая к ошибочному выводу (заключению).

Силлогизм, так как здесь применяются дедуктивные рассуждения, чтобы прийти к выводу, основанному на двух утверждениях, которые являются или считаются истинными.
Все существующие средства общения принято делить на две категории – …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● вербальные и невербальные
● устные и письменные
● литературные и нелитературные
● личные и деловые
Выделяют два вида точности речи – предметную и …
Тип ответа: Текcтовый ответ
34 34
понятийную


Главная функция художественного стиля речи – …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● информативная
● регламентирующая
● коммуникативная
● эстетическая
Говорящий преследует разнообразные … цели: согласиться или отказаться,
посоветовать, предупредить, потребовать, попросить, разрешить, усомниться,
поблагодарить и т.д.
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● личные
● коммуникативные
● общественные
● профессиональные
Грамматика – это формальный строй языка, то есть система … категорий и
форм, синтаксических категорий и конструкций, всех видов и способов
словопроизводства
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● орфографических
● абстрактных
● морфемных
● морфологических
Грамматические нормы делятся на морфологические и …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● орфографические
● пунктуационные
● лексические
● синтаксические

Греческий синоним слова «оратор» – слово «…»
Тип ответа: Текcтовый ответ
35
Диспозиция – это …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

«изобретение» содержания выступления
● украшение, словесное оформление мысли
● запоминание, заучивание речи
● расположение частей найденного материала
Для Сократа … – это философское искусство вести беседу, рассуждение с целью
обнаружения, выяснения истины
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● софистика
● риторика
● диалектика
● красноречие
Довольно часто в дискуссиях и полемиках применяется «возвратный удар», или
так называемый прием …
Тип ответа: Текcтовый ответ
36 36
бумеранга
35
ритор

Известно, что жесткая система работы над собой позволила Демосфену
избавиться от многочисленных природных дефектов речи и стать признанным
оратором Древней Греции. Отвечая на вопрос о главном качестве оратора,
Демосфен утверждал, что первейшее условие ораторского успеха – живость,
второе – живость, третье – живость. Назовите этап риторического канона, к
которому в наибольшей степени можно применить высказывание Демосфена.
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Инвенция, так как этот этап предполагает поиск идей, нахождение материала, изобретение высказывания.

Диспозиция, так как этот этап связан с расположением, композиционным упорядочением материала.

Элокуция, так как этот этап включает словесное оформление высказывания, отбор необходимых слов и выражений.

Мемория, так как этот этап направлен на запоминание речи.

Акция, так как на данном этапе происходит произнесение речи, оратором используются навыки и техника речи, импровизация.
Имя знаменитого римского ритора (35 – ок. 100 г. н.э.), автора обширного
сочинения в двенадцати книгах «Риторические наставления» – …
Тип ответа: Текcтовый ответ
37
Индивидуальный речевой … учителя формируется на протяжении не одного года
профессиональной деятельности
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● стиль
● подход
● имидж
● образ
Индивидуальный речевой … учителя формируется на протяжении не одного года
профессиональной деятельности
Тип ответа: Текcтовый ответ
38 38
стиль
37
Марк