Файл: Тема Педагогическая риторика как наука.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 310

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правильность речи – это владение … устного и письменного литературного
языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики,
грамматики стилистики)
Тип ответа: Текcтовый ответ
59
Правильность речи – это владение … устного и письменного литературного
языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики,
грамматики, стилистики)
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● нормами
● традициями
● принципами
● основами
Предметом … является целостный текст, представляющий собой гармоническое
единение формы и содержания, специально обработанный с целью достижения
определенного коммуникативного эффекта, воздействия на слушателя или
читателя в интересах автора
Тип ответа: Текcтовый ответ
60
Предметом риторики является …, целостный, представляющий собой
гармоническое единение формы и содержания, специально обработанный с
целью достижения определенного коммуникативного эффекта, воздействия на
слушателя или читателя в интересах автора
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● рассказ
● доклад
● монолог
● текст
60
риторики
59
нормами

При … виде общения один человек воспринимает другого как объект, от которого
можно получить определенную пользу (потребительское отношение)
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● формально-ролевом
● примитивном
● деловом
● светском
При … методе изложения материала оратор выдвигает в начале выступления
общие положения, а потом раскрывает их на конкретных примерах
Тип ответа: Текcтовый ответ
61
При … методе изложения материала оратор, рассмотрев проблему, больше не
возвращается к ней
Тип ответа: Текcтовый ответ
62
При … стиле педагогического общения обучающийся рассматривается как
объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер
педагогического процесса
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● либеральном
● авторитарном
● демократическом
При … стиле педагогического общения организацию и контроль
учебно-познавательной деятельности обучающихся осуществляют без системы,
учитель проявляет нерешительность, колебания
Тип ответа: Текcтовый ответ
63 63
либеральном
62
ступенчатом
61
дедуктивном


При авторитарном стиле педагогического общения обучающийся
рассматривается как объект педагогического …, а не как равноправный партнер
педагогического процесса
Тип ответа: Текcтовый ответ
64
При примитивном виде общения один человек воспринимает другого как объект,
от которого можно получить определенную пользу, то есть проявляет …
отношение
Тип ответа: Текcтовый ответ
65
Применительно к публичной речи … называют «ораторской честностью»: чтобы
заставить своего адресата верить во что-то, нужно самому в это верить
Тип ответа: Текcтовый ответ
66
Протагор все выражения классифицировал на вопросы, ответы, приказания и …
Тип ответа: Текcтовый ответ
67 67
просьбы
66
искренность
65
потребительское
64
воздействия

Прочитайте диалог, в котором герои чеховской «Дуэли» обсуждают за обедом
общего знакомого – непутевого, опутанного долгами и случайными связями
Лаевского, который сравнивает себя с Онегиным и Печориным. – Одним словом,
мы должны понять, что такой великий человек, как Лаевский, и в падении своем
велик; что его распутство, необразованность и нечистоплотность составляют
явление естественно-историческое, освященное необходимостью, что причины
тут мировые, стихийные и что перед Лаевским надо лампаду повесить, так как
он – роковая жертва времени, веяний, наследственности и прочее. Все
чиновники и дамы, слушая его, охали и ахали, а я долго не мог понять, с кем я
имею дело: с циником или с ловким мазуриком? Такие субъекты, как он, с виду
интеллигентные, немножко воспитанные и говорящие много о собственном
благородстве, умеют прикидываться необыкновенно сложными натурами. –
Замолчи! – вспыхнул Самойленко. – Я не позволю, чтобы в моем присутствии
говорили дурно о благороднейшем человеке! – Не перебивай, Александр
Давидыч, – холодно сказал фон Корен. – Я сейчас кончу. Лаевский – довольно
несложный организм. Вот его нравственный остов: утром туфли, купанье и кофе,
потом до обеда туфли, моцион и разговоры, в два часа туфли, обед и вино, в пять
часов купанье, чай и вино, затем винт и лганье, в десять часов ужин и вино, а
после полуночи сон и lа femme. Существование его заключено в эту тесную
программу, как яйцо в скорлупу. Идет ли он, сидит ли, сердится, пишет, радуется
– все сводится к вину, картам, туфлям и женщине. Определите полемические
приемы, использованные фон Кореном в данном споре. (Укажите 2 варианта
ответа).
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из
предложенных вариантов
«Довод к человеку», так как вместо обсуждения по существу того или иного положения спорящий начинает оценивать достоинства и недостатки человека, его выдвинувшего.
«Сведение к абсурду» – в данном споре целью является показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности.
«Прием бумеранга», так как тезис или аргумент обращается против того, кто его высказал, причем сила ответного удара во много раз увеличивается.
Прием использования юмора, иронии, сарказма, так как они усиливают полемический тон речи, ее эмоциональное воздействие на слушателей, помогают разрядить напряженную обстановку, создают определенный настрой при обсуждении острых вопросов, помогают добиться успеха в споре.


Прочитайте отрывки из знаменитой речи Стива Джобса. Иногда жизнь бьет вас
1   2   3   4   5

по башке кирпичом. Не теряйте веры. Я убежден, что единственной вещью,
которая помогла мне продолжать дело, было то, что я любил его. Вам надо найти
то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для отношений. Ваша
работа заполнит большую часть жизни, и единственный способ быть полностью
довольным – делать то, что, по-вашему, является великим делом. И
единственный способ делать великие дела – любить то, что вы делаете. Если вы
еще не нашли своего дела, ищите. Не останавливайтесь. Как это бывает со
всеми сердечными делами, вы узнаете, когда найдете. И как любые хорошие
отношения они становятся лучше и лучше с годами. Поэтому ищите, пока не
найдете. Не останавливайтесь. Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его
на жизнь чьей-то чужой жизнью. Не попадайте в ловушку догмы, которая
говорит жить мыслями других людей. Не позволяйте шуму чужих мнений
перебить ваш внутренний голос. И самое главное: имейте храбрость следовать
своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают то, кем вы хотите
стать на самом деле. Все остальное вторично. Оставайтесь голодными.
Оставайтесь безрассудными. К какому типу ораторов, согласно классификации
Цицерона, можно отнести С. Джобса?
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

К первому типу, так как выступающий отличается скромностью и сдержанностью; слушателей подкупает рациональность суждений автора, его холодный расчет по отношению к тому, о чем он ведет речь.

Ко второму типу, так как автор вспыльчив, импульсивен и «горит» той идеей, которую он пытается донести до своей публики, его захватывают собственные чувства; речь достаточно сбивчива и непоследовательна.

К третьему типу, так как оратор избегает крайностей первого и второго типа, в его доступной и привлекательной для публики речи всего в меру, начиная с логически выстроенной структуры и заканчивая эмоциональным посылом оратора.

Прочитайте отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»: – Ну, послушай,
чтоб доказать тебе, что я вовсе не какой-нибудь скалдырник, я не возьму за них
ничего. Купи у меня жеребца, я тебе дам их в придачу. – Помилуй, на что ж мне
жеребец? – сказал Чичиков, изумленный в самом деле таким предложением. –
Как на что? да ведь я за него заплатил десять тысяч, а тебе отдаю за четыре. –
Да на что мне жеребец? завода я не держу. – Да послушай, ты не понимаешь:
ведь я с тебя возьму теперь всего только три тысячи, а остальную тысячу ты
можешь заплатить мне после. – Да не нужен мне жеребец, Бог с ним! – Ну, купи
каурую кобылу. – И кобылы не нужно. – За кобылу и за серого коня, которого ты
у меня видел, возьму я с тебя только две тысячи. – Да не нужны мне лошади. –
Ты их продашь, тебе на первой ярмарке дадут за них втрое больше. – Так уж
лучше ж ты их сам продай, когда уверен, что выиграешь втрое. – Я знаю, что
выиграю, да мне хочется, чтобы и ты получил выгоду. Чичиков поблагодарил за
расположение и напрямик отказался и от серого коня, и от каурой кобылы. –
Отчего ж ты не хочешь? – Оттого, что просто не хочу, да и полно. – Экой ты,
право, такой! с тобой, как я вижу, нельзя, как водится между хорошими
друзьями и товарищами, такой, право!.. Сейчас видно, что двуличный человек!
Определите тип общения собеседников в представленном диалоге.
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Это светское общение, так как герои общаются на равных, беседуют на актуальные для обоих темы, имеют общие интересы.

Это манипулятивное общение, так как один собеседник постоянно давит на другого, не слушает его доводов и старается получить от него выгоду любыми способами.

Это деловое общение, так как герои ведут переговоры в интересах сотрудничества, соблюдают этикет и регламент деловой беседы.


Прочитайте отрывок из произведения А.П. Чехова «Из детских лет А.П. Чехова».
Является первый покупатель – еврейский мальчик лет шести. – Дайте на две
копейки чаю и на три копейки сахару, – говорит он с акцентом и выкладывает на
прилавок пятак. Антоша достает из ящика уже развешенный в маленькие
пакетики товар и подает. Но Гаврюшка не прочь позабавиться над маленьким
покупателем и загораживает дорогу к дверям. – Хочешь, я тебя свиным салом
накормлю? – говорит он. Еврейчик пугается, собирается заплакать и взывает к
отсутствующей матери: – Маме!.. – Лучше отрежем ему ухо! – добавляет
проснувшийся Андрюшка… Напуганный еврейчик стремглав выбегает из лавки, и
можно быть уверенным, что он за следующей покупкой пойдет уже в другую
лавку. Если бы Павел Егорович знал, что в его отсутствие так обращаются с
покупателями, то порка была бы неизбежною. Определите тип общения
собеседников в представленном диалоге.
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

Это светское общение, так как герои общаются на равных, беседуют на актуальные для обоих темы, имеют общие интересы.

Это манипулятивное общение, так как один собеседник постоянно давит на другого, не слушает его доводов и старается получить от него выгоду любыми способами.

Это деловое общение, так как герои ведут переговоры в интересах сотрудничества, соблюдают этикет и регламент деловой беседы.

Это формально-ролевое общение, так как взаимоотношения между людьми определены их социальными ролями, и общение строится с учетом этого.

Прочитайте отрывок из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», где описан
спор между поэтом Бездомным, редактором Берлиозом и Воландом. – Ежели
Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем
вообще распорядком на земле? – Сам человек и управляет, – поспешил сердито
ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос. – Виноват, –
мягко отозвался неизвестный, – для того, чтобы управлять, нужно, как-никак,
иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок.
Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только
лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно
короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой
собственный завтрашний день? И, в самом деле, – тут неизвестный повернулся
к Берлиозу, – вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и
другими и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас… кхе… кхе…
саркома легкого… – тут иностранец сладко усмехнулся, как будто мысль о
саркоме легкого доставила ему удовольствие, – да, саркома, – жмурясь, как кот,
повторил он звучное слово, – и вот ваше управление закончилось! Ничья судьба,
кроме своей собственной, вас более не интересует. Родные вам начинают лгать,
вы, чуя неладное, бросаетесь к ученым врачам, затем к шарлатанам, а бывает, и
к гадалкам. Как первое и второе, так и третье – совершенно бессмысленно, вы
сами понимаете. И все это кончается трагически: тот, кто еще недавно полагал,
что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в
деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более
никакого, сжигают его в печи. А бывает и еще хуже: только что человек
соберется съездить в Кисловодск, – тут иностранец прищурился на Берлиоза, –
пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что
неизвестно почему вдруг возьмет – поскользнется и попадет под трамвай!
Неужели вы скажете, что это он сам собою управил так? Не правильнее ли
думать, что управился с ним кто-то совсем другой? – и здесь незнакомец
рассмеялся странным смешком. Определите полемический прием,
использованный Воландом в данном споре.
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов

«Довод к человеку», так как вместо обсуждения по существу того или иного положения спорящий начинает оценивать достоинства и недостатки человека, его выдвинувшего.

«Сведение к абсурду» – в данном споре целью является показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности.

«Прием бумеранга», так как тезис или аргумент обращается против того, кто его высказал, причем сила ответного удара во много раз увеличивается.