Файл: Реферат тема Основные составляющие учебнотренировочных занятий.docx
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ
Тема Основные составляющие учебно-тренировочных занятий
(физическая, техническая, тактическая, теоретическая, психологическая интегральная подготовка)
Содержание
Введение 3 1 Физическая подготовка 5
2 Техническая подготовка 7
3 Тактическая подготовка 9
4 Теоретическая подготовка 10
5 Психологическая подготовка 12
6 Интегральная подготовка 14
7 Заключение 16
8 Литература 17
Введение
Целью учебно-тренировочного занятия является достижение максимально возможного для данного человека уровня подготовленности, обусловленного спецификой вида спорта.
В структуре подготовки выделяют следующие относительно самостоятельные стороны: техническую, физическую, тактическую, психологическую и интегральную. Такое разделение упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления процессом спортивного совершенствования. Вместе с тем в учебно-тренировочной деятельности ни одна из сторон не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей. Степень включения различных элементов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие обусловливается закономерностями формирования функциональных систем (П.К. Анохин, 1975).
Следует учитывать, что каждая из сторон подготовки зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, определяет их уровень. Например, техническая подготовка зависит от уровня развития различных двигательных качеств - силы, быстроты, гибкости, координационных способностей. Уровень проявления двигательных качеств, например выносливости, тесно связан с экономичностью техники, уровнем психической устойчивости к преодолению утомления, умением реализовывать рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. С другой стороны, тактическая подготовка связана не только со способностью к восприятию и оперативной переработке информации, умением составить рациональный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных
задач в зависимости от сложившейся ситуации, но и определяется уровнем технического мастерства, физической подготовки, смелостью, решительностью, целеустремленностью и др. А теперь охарактеризуем основные стороны подготовки, определяющие уровень спортивных достижений в учебно-тренировочных занятиях.
1 Физическая подготовка
Эта подготовка характеризуется возможностями функциональных систем организма спортсмена, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность, а также уровнем развития основных физических качеств быстроты, силы, выносливости, ловкости (координационных способностей) и гибкости.
Физическая подготовка подразделяется на общую, вспомогательную и специальную.
Общая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей органов и систем организма, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке в отличие от представлений, бытовавших ранее, общая подготовка связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованно влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта.
Вспомогательная подготовка служит функциональной основой для успешной работы над развитием специальных физических качеств и способностей. Под ней подразумеваются функциональные возможности спортсмена, проявляемые в двигательных действиях, родственных избранному виду спорта, способность организма к перенесению высоких специфических нагрузок, к интенсивному протеканию процессов восстановления.
Специальная подготовка характеризуется уровнем развития физических качеств, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.
При характеристике различных сторон физической подготовки, особенно вспомогательной и специальной, учитывают не только абсолютный уровень функциональных возможностей основных систем организма
спортсмена и развития физических качеств, но и способность его реализовать имеющийся функциональный потенциал в процессе соревновательной деятельности.
Физическая подготовка спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется, прежде всего, скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других - аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих - скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых - равномерным развитием различных физических качеств.
2 Техническая подготовка
Под технической подготовкой следует понимать степень освоения системы движений, соответствующей особенности данного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов. Техническую подготовленность нельзя рассматривать изолированно, она является составляющей единого целого, в котором технические решения тесно взаимосвязаны с физическими, психическими, тактическими возможностями спортсмена, а также конкретными условиями внешней среды, в которой выполняется тренировочный процесс. Вполне естественно, что чем большим количеством приемов и действий владеет спортсмен, тем в большей мере он подготовлен к решению сложных тактических задач, возникающих в процессе освоения материала.
В структуре технической подготовки очень важно выделять базовые и дополнительные движения и действия. К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно эффективное осуществление тренировочного занятия с соблюдением существующих правил. На начальных этапах многолетней подготовки у студентов относительно невысокой квалификации уровень технического мастерства и спортивный результат в целом определяются, прежде всего совершенством базовых движений и действий.
Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информированностью.
Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатом, соответствием уровню физической, технической, психической и других видов подготовки.
Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена.
Например, в циклических видах спорта стремление сохранить стабильные характеристики движений во второй половине дистанции приводит к значительному снижению скорости.
Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энергозатратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена. Применение таких вариантов техники позволяет существенно интенсифицировать тренировочную и соревновательную деятельность.
Техническая подготовка во многом определяется конечной целью, на достижение которой направлено соответствующее двигательное действие.
3 Тактическая подготовка
Уровень тактической подготовки зависит от овладения ими средствами спортивной техники (техническими приемами и способами их выполнения), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).
Структура тактической подготовки вытекает из характера стратегических задач. Эти задачи могут быть связаны с участием спортсмена в серии стартов с целью подготовки и успешного участия в главных соревнованиях и носить таким образом перспективный характер.
В основе тактической подготовки лежит владение современными средствами, формами и видами тактики данного вида спорта. При разработке тактического плана нужно учитывать технико-тактические и функциональные возможности партнеров (в командных видах спорта), опыт тактических действий сильнейших спортсменов - основных соперников, их технические и физические возможности, психическую подготовленность, вариативность тактики в различных поединках в зависимости от характера технико-тактических действий соперников и партнеров.
Специфика вида спорта является фактором, определяющим структуру тактической подготовки спортсмена. Например, основной составной частью тактической подготовки в циклических, скоростно-силовых и сложно координационных видах является выбор рациональной тактической схемы и ее использование независимо от действий основных конкурентов.
Сложнее дело обстоит с тактической подготовкой в спортивных играх. Сложность тактических действий здесь определяется возникающими затруднениями восприятия ситуации, принятия решений и их реализации из-за большого разнообразия и частой смены соревновательных ситуаций, дефицита времени, ограниченности пространства, недостаточности информации, и др.
4 Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка спортсмена охватывает все то, что направлено на осмысление самой спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение значительных целей. Она имеет самое прямое отношение к формированию рациональных основ мотивации спортсмена, его волевой и специальной психической подготовке, обучению спортивной технике и тактике, совершенствованию спортивного мастерства, а также тесно связана и с воспитанием физических способностей. Во всех этих отношениях существенное значение имеют два основных аспекта теоретической подготовки спортсмена: его интеллектуальное образование и воспитание интеллектуальных способностей.
Эти знания сконцентрированы в специализированных научных дисциплинах, сложившихся в сфере спорта, а также в специализированных отраслях общих гуманитарных, естественнонаучных и смежных дисциплин ориентированных на познание и научное обеспечение спортивной практики. Они и составляют в дидактически обработанном виде предмет теоретического образования спортсмена систематическое образование и самообразование, углубляющееся в многолетнем процессе спортивного совершенствования, становится решающим условием творческих проявлений в спорте.
Поэтому первостепенное значение в интеллектуальном образовании спортсмена имеет система теоретических занятий, организуемых в связи с тренировкой, руководство его самообразованием и воспитанием познавательных интересов.
В руководстве самообразованием спортсмена нужно учитывать, что его оценка значимости различных теоретических сведений для спортивного совершенствования не всегда совпадает с оценкой тренера и их объективной значимостью. Помогая спортсмену удовлетворить узко утилитарные
потребности в знаниях, тренер должен поднимать их до более широких познавательных интересов и, опираясь на них, вести к глубокому осознанию общей сути спортивной деятельности как фактора всестороннего развития личности.
Из общей теории воспитания известно, что развитие качеств ума (его широты, глубины, пытливости, критичности, живости и др.) обусловлено не только, а подчас и не столько накоплением суммы знаний, сколько практической деятельностью, требующей творческих проявлений. Спортивная деятельность в своих различных формах требует, насколько о том можно судить по данным современных спортивно-психологических исследований, специфических интеллектуальных способностей, в частности, так называемого оперативного тактического мышления. Воспитание интеллектуальных способностей, отвечающих специфике избранного для специализации вида спорта, составляет наряду с образовательной стороной основное содержание интеллектуальной подготовки спортсмена.
5 Психологическая подготовка
В структуре психической подготовки следует выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовку.
Воля как активная сторона сознания человека, которая в единстве с разумом и чувством регулирует его поведение и деятельность в затрудненных условиях, имеет 3 структурные компонента: