ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность профессионального стресса
Глава 2. Эмпирическое изучение профессионального стресса психологов-практиков
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты диагностики профессионального стресса психологов-практиков
2.3. Рекомендации по психологической профилактике профессионального стресса психологов-практиков
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профессионального стресса психолога-практика: стратегии и особенности коррекции личностных проявлений профессионального стресса 6
1.1. Сущность профессионального стресса 6
1.2. Профессиональный стресс психологов и факторы его возникновения 10
Глава 2. Эмпирическое изучение профессионального стресса психологов-практиков 15
2.1. Организация и методы исследования 15
2.2. Результаты диагностики профессионального стресса психологов-практиков 17
2.3. Рекомендации по психологической профилактике профессионального стресса психологов-практиков 27
Заключение 34
Список использованных источников 36
Введение
Актуальность темы исследования. Профессиональная деятельность для любого человека всегда была не только источником получения дохода, но и способ самореализации и саморазвития, достижения уверенности в себе и самоудовлетворения, в определенном смысле возможность поддерживать собственное здоровье в моральном и физическом смысле. Тем не менее, несмотря на положительные моменты, профессиональная деятельность, осуществляемая на протяжении долгого времени может приводить и к негативным последствиям. Во-первых, невозможно постоянно совершенствовать свою деятельность; во-вторых – беспрерывно развивать свою личность в профессиональном смысле. Стабилизация наступает регулярно и неизбежно. Кроме того, постоянная занятость в коллективе среди других людей в какой-либо степени влияет на психику любого индивида. Что же касается профессиональной деятельности психологов, то здесь риски увеличиваются многократно в силу особенности профессии. В профессиях, где специалист работает в системе «человек-человек», психика может существенно травмироваться со временем.
Стрессы и выгорание в профессии нередки. Симптомы выгорания, проявляющиеся у индивида, прямо доказывают, что он долгое время находится в стрессе, под влиянием излишних нагрузок на психику, способных привести или приводящих к
дезинтеграции самых разных психических сфер, а главное – сферы эмоций. Профессионализация по мере длительного времени занятости в профессии очень часто ведёт к появлению профессионального стресса. Синдром эмоционального выгорания представляет форму профессионального стресса личности, своеобразный механизм защиты, выработанный личностью. Он проявляется в форме абсолютного или эпизодического исключения эмоций в ответ на те или иные психотравмирующие влияния. Энтузиазм и продуктивность в профессиональной деятельности падают, выполнение деятельности происходит по стандартным шаблонам, нередки психологические барьеры и профессиональная дезадаптация.
Психологи-консультанты в силу профессиональных особенностей вынуждены постоянно находиться в контакте с клиентами, практически одновременно и с разными. По этой причине такой специалист сам должен быть достаточно устойчивым психологически и иметь в этом направлении ряд особенностей, находиться в постоянном профессиональном и личностном саморазвитии.
Спецификой становления и развития профессионального стресса занимались следующие исследователи: Т. Гордон, Д. Динкмейер, С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина, Л.М. Митина, Н.Б. Москвина, М.Ф. Секач, Е.А. Семенова, Е.М. Семенова, В.С. Чернявская и др.
Цель исследования – на основе теоретического и практического анализа особенностей профессионального стресса психолога-практика разработать рекомендации по стратегии и коррекции личностных проявлений профессионального стресса.
Задачи исследования:
-
определить сущность профессионального стресса; -
рассмотреть профессиональный стресс психологов и факторы его возникновения; -
провести эмпирическое изучение профессионального стресса психологов-практиков; -
проанализировать результаты диагностики профессионального стресса психологов-практиков; -
разработать рекомендации по психологической профилактике профессионального стресса психологов-практиков.
Объект исследования – профессиональная деятельность психологов-практиков.
Предмет исследования – профессиональный стресс психологов-практиков.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между наличием профессионального стресса у психологов-практиков и стажем их профессиональной деятельности.
Методы исследования: сравнительный анализ психологической литературы; систематизация научного материала по проблеме исследования.
Методики исследования:
-
Опросник эмоционального выгорания К. Маслач и С. Джексон (адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой). -
Методика диагностики эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну. -
Методика выявления профессионального стресса работников помогающих профессий (Е.П. Ильин). -
Опросник профессионального самоотношения (К.В. Карпинский). -
Метод математико-статистической обработки данных: T-критерий Стьюдента.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы профессионального стресса психолога-практика: стратегии и особенности коррекции личностных проявлений профессионального стресса
1.1. Сущность профессионального стресса
Стресс — это общее и глобальное явление, охватывающее психологические, физические, семейные и социальные аспекты человека. Исследователи приложили огромные усилия для изучения влияния последнего на психическое и физическое здоровье сотрудников с тем, чтобы лучше понять его природу и, таким образом, улучшить психическое здоровье и, как следствие, повысить эффективность работы.
Сегодня, ввиду сложности и постоянно растущих изменений в обществе, а также совершенствования технологий, стресс стал серьезной угрозой для человека: он серьезно повлиял на физическое и психическое здоровье сотрудников. Некоторые авторы считают, что стресс сотрудников возрастает из-за того, что их должности и технические навыки могут быть изменены. Когда работники не могут внести необходимые технические коррективы, возникает чувство неуверенности в будущем, что, в свою очередь, создает стрессовые ощущения. Эта неопределенность может повлиять как на приверженность сотрудников работе, так и на удовлетворенность работой [4, с. 15].
В научных кругах организацию определяют в качестве социального устройства для контролируемого достижения коллективных целей [2, с. 1].
Она действует на основе разделения труда и распределения функций, а также четко определенной иерархии полномочий и ответственности. Однако любое предприятие неизбежно сталкивается с внутренним и внешним давлением, которое может вызвать психологический стресс.
Подобная адаптивная реакция, опосредованная индивидуальными особенностями и психологическими процессами, которая является следствием любого внешнего действия, ситуации или события, которые предъявляют особые физические, психологические требования к человеку может привести к высокой текучести кадров, низкой производительности, неэффективности, что также повлияет на психологическое, социальное и физическое здоровье сотрудников.
Напротив, стресс может привести к положительному результату как следствие. Получение степени доктора философии в конце успешной публичной защиты или выполнения сложного рабочего задания приведет к «эустрессу». В этой связи можно утверждать, что отсутствие стресса может привести к вялости, разложению и смерти. Некоторые ученые различают положительный стресс, который именуют «эустрессом», и отрицательный, вредный стресс, который имеет название «дистрессом» [1, с. 8].
Из выше обозначенного следует, что стресс является частью жизни, он неизбежен, однако когда кто-то постоянно живет в стрессовой обстановке, то последняя превращается в страдания, которые перерастают в болезни и расстройства. Кроме того, стресс — это динамическое состояние, при котором индивид сталкивается с возможностью, ограничением или требованием, связанными с тем, чего он желает, и для которого результат воспринимается как неопределенный, так и важный.
Стресс является основной темой в литературе, используемой в социальных науках, поведенческих исследованиях и тех, кто занимается изучением менеджмента. Согласно позиции некоторых из них стресс определяется как процесс, при котором требования, исходящие из окружающей среды или угрожающие адаптивным способностям отдельного организма, вызывают психологические и биологические изменения, которые могут привести к заражению индивида различными заболеваниями [4, с. 13].
Факторы окружающей среды, которые могут вызвать стресс, можно разделить на: уровень организации; индивидуальный уровень. Потенциальными факторами стресса в индивидуальном контексте являются спрос на работу, чрезмерная нагрузка, конфликт или неопределенность ролей, конфликт на работе или в семье, а также страх потерять работу.
Последнее обстоятельство может превратиться в довольно стрессовое событие, приводящее к снижению психологического и физического благополучия. Общие признаки стресса включают учащенное сердцебиение, высокое кровяное давление, мышечное напряжение, психическую депрессию и неспособность сосредоточиться. Типичная реакция включает уход от общества, увеличение употребления табака, алкоголя, а также чувство беспомощности и депрессии по поводу сложившейся ситуации.
Проблема профессионального стресса вызывает большую озабоченность многих психологов, поскольку исследования показывают, что если сотрудникам будет причинен чрезмерный стресс, то это повлияет на производительность труда, а также на их психосоматическое, то есть физическое и психическое здоровье.
Психологи сосредоточили свое внимание на причинах и последствиях стресса на рабочем месте по двум причинам: во-первых, существует общее понимание того, что заболевания, связанные со стрессом, широко распространены и что сегодня в результате стресса становится инвалидами больше людей, чем когда-либо в истории; во-вторых, стресс на работе обходится дорого и проявляется в виде снижения производительности и низкой производительности в организации [3, с. 17].