Файл: Реферат тема Основные составляющие учебнотренировочных занятий.docx
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
познавательный - поиск правильных решений,
эмоциональный - само убеждение, в первую очередь на основе моральных мотивов деятельности,
исполнительный - регулирование фактического выполнения решений посредством сознательного само принуждения.
В структуре волевой подготовленности выделяют такие качества, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании со своевременностью и обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодолении препятствий), выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность (собственный почин и новаторство).
Волевое действие по своей структуре распадается на принятие решения и его реализацию. Принятое решение реализуется в различных условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение (а действие после этого осуществляется как бы само собой), и заканчивая такими, в которых реализации волевого решения препятствует сильное противодействие. При этом возникает необходимость в специальных условиях для его преодоления и осуществления намеченной цели. Именно эти последние проявления воли типичны для большинства ситуаций, характерных для тренировочного занятия.
В структуре специальной психической подготовки спортсмена следует выделять:
устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировочной и, особенно, соревновательной деятельности;
степень совершенства кинестетических и визуальных восприятий различных параметров двигательных действий и окружающей среды;
способность к психической регуляции движений, обеспечению эффективной мышечной координации;
способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;
совершенство пространственно-временной антиципации как фактора, повышающего эффективность технико-тактических действий спортсмена;
способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакций; программ, предшествующих
реальному действию, необходимость которого диктуется требованиями эффективной соревновательной борьбы.
6 Интегральная подготовка
Интегральная подготовка характеризуется способностью к координации и реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности - технической, физической, тактической, психической и служит объединяющей, одной из наиболее важных сторон подготовленности спортсмена к ответственным соревнованиям. Дело в том, что каждая из сторон подготовленности спортсмена в известной мере является следствием применения узконаправленных методов и средств. Это приводит к тому, что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных упражнениях, часто не могут проявиться в полной мере в соревновательных упражнениях. Поэтому одной из важных проблем тренировки является оптимальное сочетание в учебно-тренировочном процессе аналитического и синтезирующего подходов. Первый из них предполагает целенаправленную работу над совершенствованием отдельных качеств или сторон подготовки, а второй - обеспечение слаженности комплексных проявлений всех сторон.
В силу этого часть тренировочного процесса, в котором осуществляется синтез разнообразных качеств и способностей в единое целое с учетом специфики упражнения, является неотъемлемой составляющей частью спортивной тренировки.
В процессе спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:
освоение техники и тактики данного вида спорта;
обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в данном виде спорта;
воспитание необходимых моральных и волевых качеств;
обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовки;
приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной деятельности.
Указанные задачи в наиболее общем виде определяют основные направления спортивной тренировки. Более конкретные задачи связаны с разделами подготовки.
В области технического совершенствования такими задачами являются: создание необходимых представлений о спортивной технике, овладение необходимыми умениями и навыками, усовершенствование спортивной техники путем изменения ее динамических и кинематических параметров, а также освоения новых приемов и элементов, обеспечение вариативности спортивной техники, ее адекватности условиям соревновательной деятельности и функциональным возможностям спортсмена, обеспечение устойчивости основных характеристик техники к действию сбивающих факторов.
Тактическое совершенствование предполагает анализ особенностей предстоящих соревнований, состава и разработку оптимальной тактики на предстоящие занятиях. Следует также обеспечивать вариативность тактических решений в зависимости от возникших ситуаций, приобретать специальные знания в области техники и тактики спорта.
В процессе психической подготовки обходимо воспитывать и совершенствовать моральные и волевые качества и специальные психологические функции спортсмена, уметь управлять его психологическим состоянием в период тренировочной деятельности.
Отдельная группа задач связана с интеграцией, т.е. объединением в единое целое качеств, умений, навыков, накопленных знаний и опыта, преимущественно связанных с различными сторонами подготовки.
7 Заключение
Прогресс системы спортивной подготовки тесно связан с решением экономических проблем нашего общества. Однако главную роль в процессе развития системы учебно-тренировочной подготовки по-прежнему будет играть сам человек и в первую очередь спортсмен и тренер, их профессиональный, культурный и моральный уровень.
Более актуальными становятся задачи совершенствования мотивационного механизма; повышения общественной престижности и социальной защищенности профессий тренера и спортсмена; оперативного и гибкого применения материальных, социальных и моральных стимулов в зависимости не только от достигнутых результатов, но и от качества выполнения индивидуальных планов, тренировочной и общественной дисциплины.
Исторически сложившаяся система спорта и его научно-методической теории развивалась неравномерно и строилась на материалах определенных видов спорта, чаще всего циклического характера. Это было связано как с интересами самих исследователей, так и с широким распространением этих видов спорта, с наличием научной аппаратуры и доступностью самого упражнения для проведения исследований. И сегодня научный уровень разработки методики подготовки в различных видах спорта неодинаков.
8 Литература
1 Б.Н. Шустин. Современная система спортивной подготовки.
Второе издание. Издательство «СПОРТ»
2 Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын – Учебное пособие: Физическая
культура. Москва
3 И.А. Демидкина Учебное пособие: Организация проведения учебно-тренировочных занятий по физической подготовке. Самара