Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
вая производительность машины |
А\, Ао, Аз .. ; А „ ; |
срок |
|
службы машины Т\, Т 3,Т 3 . . . Т |
|
|
|
Капиталовложения, приведенные к нормативному сроку |
|||
окупаемости, І\, h, h ■■• |
I n • Допустим, одна из этих машин |
||
имеет наибольшую производительность А тах, она же |
или |
||
какая-нибудь другая из |
них — наибольший срок службы |
||
( Т ’ т а . ч ) . Пусть в данном случае А |
т а х = А „ ; Т так= Т 3. Тогда |
капиталовложения должны быть приведены к соизмеримо му виду:
Г А п ’ Т з_ т А п ’ т * . |
т А п . |
т |
Тз |
■*1’ A -2 V І 2 ' А ,-Т 2 ’ |
1 з " Аз ’ • |
• ■J n ' |
т п ■ |
В общем виде функция выбора может быть записана так :
Аl m a x |
шТш а х |
min , |
(II.5) |
|
А--Т; ! |
||||
|
|
где V і — капиталовложение по г-му типу машины, приве
денное к соизмеримому виду.
В тех случаях, когда взаимозависимые производственные процессы (очистных или проходческих работ) выполняются различными машинами, необходимо сравнивать суммарные приведенные затраты по комплексам. Иными словами, опре деляются производственные затраты по каждой машине комплекса по формуле (II.5) и их сумма по каждому комп лексу. Выбор осуществляется по минимуму этой суммы за трат. В этом случае функция выбора комплекса механизации работ может быть записана так :
і А m a x *Im a x
min ,
A i -TJS
где I j— приведенные капиталовложения по j - му комп лексу ;
І {— то же, по г-ой машине j'-ro комплекса;
АІ , Т\— производительность и срок службы г-ой ма
шины j-го комплекса ;
Атах , Тт„х— наибольшая производительность и наиболь ший срок службы машины в j-ом комплексе.
Приведем числовой пример выбора комплекса механиза ции очистных работ при разработке залежей медных руд в Джезказгане.
В этих условиях возможно применение следующих комп лексов механизации очистных работ.
I. Доставка руды до ствола (капитального рудоспуска) в самоходных вагонах 14 RC-3. Этот комплекс включает сле дующие машины: погрузочные машины ПНБ-Зк, самоход ные вагоны 14 RC-3, бульдозер БПД-2, самоходная буровая каретка СБУ-2м.
II. Доставка руды конвейерами включает забойные кон вейеры КФР-1 длиной 150 м, магистральные конвейеры дли ной 400 м, бульдозер БПД-2, самоходные буровые каретки СБУ-2м, погрузочные машины ПНБ-Зк.
III. Экскаваторная погрузка с доставкой конвейерами: экскаватор ЭП-1, забойные и магистральные конвейеры, бульдозер БПД-2, самоходная буровая каретка СБУ-2м.
IV. Экскаваторная погрузка с доставкой руды в само ходных вагонах; экскаватор ЭП-1, тягачи с прицепами 462НВ25, бульдозер БПД-2, самоходная буровая каретка СБУ-2м. Результаты подсчетов сведены в таблицу 35.
Как видно из данных таблицы, наиболее эффективным и рациональным является комплекс III, обеспечивающий наи больший объем производства при наименьших производст венных затратах.
В последнее время при подземной разработке рудных месторождений как в СССР, так и за рубежом большое разви тие получили высокопроизводительные системы разработки и комплексная механизация очистных работ. Быстрыми тем пами внедряются забойные механизированные комплексы с автономным приводом, средства дистанционного и автома тического управления. Открылись перспективы широкого использования поточной технологии разработки с примене нием технических средств непрерывного действия. Имеются примеры использования комбинированных машин, служа щих для механомашинной отбойки руд различной крепости и навалки их на конвейер.
Развитие поточной технологии при разработке скальных пород и руд сдерживалось не только из-за отсутствия техни ки механомашинной отбойки, но и средств непрерывного транспорта, пригодных для работы в этих условиях.
Советскими учеными и инженерами созданы и испытаны пластинчатые футерованные конвейеры, виброконвейеры, виброплощадки для скальных пород и руд. Ѳти машины за служивают широкого распространения в практике горно рудной промышленности. Однако они пока серийно не изготовляются. Необходимо в ближайшее время организо вать их массовый выпуск, одновременно продолжать исследовательские и производственные работы по их совер шенствованию и созданию новых разновидностей для исполь зования в специфических условиях различных типов место рождений.
'В области бурения основное развитие получает самоход ная буровая техника. При бурении на подземных работах применяются только механические способы бурения.
Наиболее подвижными, компактными и надежными в ра боте являются каретки с одной или двумя бурильными ма шинами на пневмоколесном ходу с автономным приводом и
шарнирно-складывающейся рамой. В части бурильных ма шин перспективными являются машины вращательно-удар
ного действия, получившие широкое распространение в
СССР.
Узким местом при бурении каретками является несовер шенство бурового инструмента; его низкая стойкость сдер живает увеличение мощности бурильных машин. Поэтому создание новых буровых инструментов, повышение их стой кости являются одной из важных и актуальных проблем.
На погрузке руды под землей получили распространение экскаваторы и самоходные погрузочные машины непрерыв ного действия. Практика показала необходимость увеличе ния емкости ковша экскаватора до 2—3 лг3. В целях повыше ния емкости ковша экскаватора до 2—3 м3. В целях повышения производительности экскаваторной погрузки це лесообразно использовать опыт применения экскаваторов непрерывного действия (роторные экскаваторы, лотковые экскаваторы со скребковым конвейером на рукояти). Для уменьшения габаритов, повышения надежности экскавато ров целесообразно использовать на основных их механизмах отдельные гидромеханические приводы.
В очистных забоях малого сечения должны найти широ кое применение самоходные погрузочные машины непрерыв ного действия с парными лапами. Наиболее перспективными из этого типа машин являются машины с парными лапами, перемещающимися по вертикали, конструкции проф. Н. В. Тихонова.
Большой интерес представляют погрузочно-доставочные машины, получившие распространение в последнее время. Особенность этих машин состоит в том, что они могут слу жить погрузчиками на доставочные средства, а также транс портировать материал к месту разгрузки. Они имеют срав нительно небольшую высоту, пневмоколесный ход, склады вающуюся раму и автономный привод, что делает перспек тивным применение этих машин при малых сечениях очист ных и подготовительных выработок и малых радиусах изги ба трассы. Наибольший интерес из них представляют ков шовые безбункерные машины.
Из самоходных доставочных машин наибольшее распро странение получают дизельные автотягачи с прицепами. Грузоподъемность этих машин сейчас достигает 60 т. Серьез ным недостатком дизельных машин является наличие боль шого количества вредных веществ в выхлопных газах, кото рые плохо поддаются очистке.
В связи с этим продолжение работ по созданию устройств газоочистки остается актуальной задачей. Некоторое сниже