Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чатым венцом поворотного круга. Привод поворота включает в себя электродвигатель, установленный на специальной тра­ версе, промежуточный редуктор, который соединяется с ве­ дущим валом червячного редуктора через зубчатую муфту.

Привод поворота является и приводом кабестана. Приве­ дение в действие поворота платформы или кабестана произ­ водится посредством включения соответствующей зубчатой муфты; рычаги обеих муфт сблокированы: при включении муфты поворотного устройства автоматически выключается зубчатая муфта кабельного барабана и, наоборот. Поворотное устройство со стрелой обеспечивает поворот на 360° вокруг машины. Стрела полка состоит из двух звеньев 8, 9, пред­ ставляющих сварные рамные металлоконструкции коробча­ того сечения.

Нижнее звено 9 шарнирно присоединено на двух стойках 10 к поворотной платформе и поднимается вверх на 65° от горизонтальной плоскости посредством двух гидроцилинд­ ров 11.

Верхнее звено стрелы имеет на конце развилку с двумя опорами, к которой шарнирно крепится полок 4. Оно может перемещаться относительно нижнего звена на 120°. Подъем верхнего звена производится посредством гидроцилиндра через шарнирно-рычажную систему 12.

Рабочий полок сварной конструкции имеет съемные пе­ рила, электрически изолированные от стрелы. Для удержа­ ния полка в горизонтальном положении независимо от поло­ жения звеньев стрелы предусмотрен цепной трехступенчатый корректор. Для дублирования основного имеется второй двухцепной корректор. Ведущая звездочка корректора при­ креплена к поворотной платформе, вследствие чего звездоч­ ка, жестко связанная с рабочим полком, сохраняет положе­ ние, соответствующее положению ведущей звездочки.

Гидравлическая система получает питание маслом под давлением 100 кГ/см2 от масляной станции, которая ском­ понована из шестеренчатого маслонасоса НІП-40, электро­ двигателя АО 51-6 мощностью 7 кет и маслобака.

От коллектора высокого давления масло через обратный предохранительный клапан подается к распределительным гидроклапанам, соединенным между собой и расположен­ ным на поворотной платформе.

С помощью соленоидных гидроклапанов управляются гидроцилиндры подъема стрелы. Соленоиды гидроклапанов включаются соответствующими кнопками из кабины води­ теля.

Все гидроцилиндры имеют гидрозамки, которые предо­ храняют спуск стрелы в случае утечки масла из напорных питающих шлангов.


Для создания устойчивости полка во время подъема стре­ лы и работы с него предусмотрено домкратное устройство, имеющее две распорные лапы — ауттригеры, которые под­ нимаются или распираются о почву посредством гидроци­ линдров.

Электрическая система зключает в себя три электродви­ гателя приводов : хода, поворота стрелы и кабестана, масло­ насоса, распредящика, электропусковой и защитной аппара­ туры, кабестана. В распредящике смонтированы разъедини­ тель, пускатели, максимальные токовые реле. Схема управ­ ления электроаппаратурой питается от понижающего транс­ форматора напряжением 36 в. Конструкция кабестана заим­ ствована у электросамосвала ТКАС-5.

Самоходная каретка КСО-12 конструкции института «Гипроникель» предназначена для осмотра и сборки кровли, бурения под штанговую крепь, ликвидации заколов в каме­ рах высотой 4—12 м. Кинематическая схема КСО-12 принци­ пиально отличается от других кареток этой же группы. Рабо­ чая кабина навешена на консольную стрелу, которая вместе с навесным оборудованием поднимается и опускается спе­ циальным подъемным механизмом, движущимся прямоли­ нейно и состоящим из двух плоских рычажных систем, со­ единенных поперечными тягами. Каждая система рычагов представляет собой два складывающихся параллелограмма.

Относительно каретки вращается только консольная стре­ ла с кабиной. Ходовая часть каретки заимствована у тракто­ ра С-100Б. Управление машиной осуществляется с двух пуль­ тов с помощью электрогидравлических аппаратов. На карет­ ке предусмотрен кабельный барабан емкостью 125 м, в ка­ честве привода — электрические двигатели переменного тока напряжением 380 в. Для управления кареткой на ней смонтирована гидросистема. Каретка КСО-12В является мо­ дификацией КСО-12 во взрывобезопасном исполнении. Опыт­ ный образец КСО-12 успешно прошел в 1963 г. промышлен­ ные испытания на Миргалимсайском руднике.

Каретка ГДК-2 создана институтом «Пермгипрогормаш» для работы во взрывобезопасной среде. Кинематическая схе­ ма подъемного механизма и следящей системы рабочей ка­ бины аналогична схемам СП-12. Ходовая часть взята с трак­ тора ДТ-40м. Кабина, состоящая из двух люлек, подвешена по обе стороны верхней стрелы; она поворачивается гидро­ цилиндрами через канатно-блочную систему.

Каретка дистанционно управляется из кабины с помощью безнасосной гидросистемы низкого давления. На каретке установлен электродвигатель (напряжение 380 в), который приводит в движение ходовую часть и гидронасос.


§4. Поддержание кровли в выработках высотой от 12 до 25 м

Вкамерах кровля предварительно закреплена и ее необ­ ходимо поддерживать. Для этих целей используются три ка­ ретки: КСО-25, созданная институтом «Гипроннкель», СП-25

иСП-18А Джезказганского комбината.

Рис. 143. Самоходный полок СП-18А.

Самоходный полок СП-18А (рис. 143) в отличие от СП-12 смонтированы на пневмоколесном шасси автомобиля МАЗ-503 с дизельным двигателем, благодаря чему он отли­ чается высокой мобильностью. На максимальной высоте с одной установки можно обезопасить кровлю площадью 185 м2; стрела в плане поворачивается на 360°. Время однот го полного поворота стрелы составляет 2 мин. Для подъема стрелы и поворота ее на полке предусмотрена гидросистема; первый насос ее НШ-32 вращается от дизеля, второй — НІН-32 — от электродвигателя А02-51-4 мощностью 7,5 кет

и 1450 об/мин;

Поворотное устройство приводится в движение гидродви­ гателем НМПІ-0,06. Давление в гидросистеме 100 кГ/см2. Двигатель с газоочисткой; он аналогичен двигателю пол­ ка СП-8А.

Глава 10

САМОХОДНЫЕ МАШИНЫ ДЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

К таким машинам относятся автотележки, машины для установки элементов и крепления выработок, бульдозеры и комбинированные машины для вспомогательных работ. Тех­ ническая характеристика некоторых из этих машин приве­ дена в таблице 33. Для доставки материалов, запчастей и оборудования в подземных условиях широко используются различные типы автотележек и тракторов, имеющих пневмо­ колесный ход, дизельный или электрический автономный привод. Ниже описаны наиболее распространенные машины.

§ 1. Погрузочно-транспортные машины

ь

Погрузочно-транспортный агрегат ПСШ-20Д (рис. 144), созданный на Джезказганском комбинате на базе самоход­ ного шасси СШ-20, предназначен для механизации погруз­ ки, доставки и разгрузки различных грузов по выработкам с углом наклона до 10°. На шасси смонтированы кран грузо­ подъемностью 500 кг и платформа для размещения на ней грузов общим весом до 1 г. В качестве привода применен ди­ зельный двигатель с двойной газоочисткой.


Рис. 144. Погрузочно-транспортный агрегат ПСШ-20Д.

Дизельная вагонетка МТ-ЗО (рис. 145) фирмы «Ханелет» (Велико­ британия) используется для перевозки людей и доставки материалов в подземных условиях.

В вагонетке перевозится вместе с водителем 26 человек. Она легко переоборудуется для перевозки грузов до 3 г.

Рис. 145. Дизельная вагонетка МТ-ЗО.

Вагонетка имеет четыре ведущих колеса, преодолевает подъем до 22° и развивает тяговое усилие до 2700 кГ. На ней установлен дизельный двигатель 30 л. с. с газоочисткой.

Эта же компания выпускает вагонетку МТ-60, которая является улучшенной моделью МТ-ЗО, с уменьшением габарита по высоте до 1,2 .и. На МТ-60 установлен дизельный двигатель мощностью 60 л. с.

Дизельная автотележка ТРМ-2м «Джой Скаут» фирмы «Джой»

(рис. 146) имеет грузоподъемность до 3 г и предназначена для доставки людей и различных грузов. На тележке оборудовано 12—17 сидячих мест, она передвигается со скоростью до 20 км]час, имеет малые габари-

Рис. 146. Автотележка ТРМ-2м.

ты и небольшой вес, способна преодолевать подъемы до 30°. Эта тележка широко распространена на зарубежных горных предприятиях, она может изготовляться с удлиненным кузовом, что увеличивает ее габариты до

Таблица 33

Основные технические данные погрузочно-транспортных машин

Тип машины

Параметр

ИСШ-20Д

«Джой Скаут ТРМ-2М»

«Джой Флекситрак»

а«

Н

LO О)

csj е*

на

*X

«МТ-ЗО Ханслет»

ЕЧ

Оо

6-

■Ій

Грузоподъемность,

кГ

1000

До 3000

2000

1900

3000

4500

Тип привода

 

Ди-

Ди-

Ди-

Ди-

Ди-

Ди-

Исполнение

 

зельн.

зельн.

зельн.

зельн.

зельн.

зельн.

 

Нор-

РВ

РВ

PB

РВ

PB

Установленная мощ­

мальн.

 

 

 

 

 

20

72

59

25

30

40

ность двигателя, л. с.

Скорость передвиже­

4 -2 0

20

 

6

22

12,8

ния, км/час

 

 

Преодолеваемый подъ­

10

25

_

18

22

27

ем пути, град

м:

Радиус поворота,

_

5,5

__

1,68

4,0

3,66

наружный

 

внутренний

 

2,75

2,135

Габаритные размеры,

 

 

 

 

 

 

м:

 

3,5

5,19

4,26

3,07

5,435

4,265

длина

 

ширина

 

2,033

2,00

1,50

0,915

1,525

1,8

высота

 

3,8

1,32

1,40

1,05

1,445

'0,99

Вес, г

 

1,6

3,7

4,0

2.54

3,81

5,08


6 м и вес до 3,85 т. Тележка оборудована дизельным взрывобезопасным двигателем «Перкинс» мощностью 72 л. с.

Фирма «Mercedes Benz» (ФРГ) для доставки людей и материалов выпускает дизельную вагонетку, которая широко эксплуатируется на рудниках Канады, Австрии и ФРГ.

Служебные четырех- и пятиместные электромобили фирмы «Cush­ man Titan» используются в шахтах компании «Morton Salt» (США) для административно-управленческого аппарата. Фронт работ в шахте около 1,3 км. Электромобили оснащены тяговыми двигателями постоянного то­ ка напряжением 36 в, получающими питание от батарей, которые заря­ жаются от общешахтной электросети.

Фирма «Canadian Mine Services» сконструировала новую самоход­ ную вагонетку« «King Nipper» на пневмошинном ходу, которая может применяться под землей для перевозки людей (18 чел.) и различных гру­ зов (до 3 т). Вагонетка обладает высокой маневренностью и экономич­ ностью. Все четыре колеса в качестве индивидуального привода имеют гидродвигатели. Отличительной особенностью вагонетки является отсут­ ствие механических передач и карданных валов. Двигатели используют­ ся и в период торможения машины. В качестве главного на вагонетке установлен дизельный двигатель, который приводит в действие гидрона­ сос. Габаритные размеры (.и); длина — 8,4; высота — 1,52; радиус по­ ворота — 5,3.

§ 2. Подземные бульдозеры

Подземные бульдозеры применяются под землей для доставки горной массы на расстояние до 50 м, на зачистке почвы забоев после взрыва, сооружения и ремонта подзем-

Рнс. 147. Бульдозер БДП-2Д.

ных дорог. Они оборудованы дизельным, пневматическим или электрическим приводом, имеют непосредственное или

е

 

гг

 

3

 

4

G

а

Еч

G

 

«

 

 

 

п

 

 

 

1=1

Основныетехническиеданныеподземныхбульдозеров

 

 

ВД

 

я

к

 

 

«.

 

Я

ааД

 

« aо

 

К

^

cd

Ен

Рн H î=j

 

te

со

н

G

«

W

се

р,

сб

и

Ен

 

о

ООО

со о

о

о о

 

о

cd

 

 

£

 

о

Wd4T5

1 ~~

00

со о

1

 

 

 

 

О

 

о

СОЬ- 1-і 1тЧсо

ю

00 fc-

і ю

 

 

гНт*Н

 

со

тНгН

 

 

 

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

G d

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

Рн Е-

-

® о

i l 1

00 ад

о

о о

 

 

 

о *

1 Ен ^

ф °

1 ► ~

ТН

О со

 

 

 

о 2

1 5 Îю S О

1 1 1

) іЧ со

н*

т-t со

 

 

 

і-l ч

^

m t—

 

 

СО T-t

 

 

 

н т

 

О і

 

 

 

 

 

 

 

 

еф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О* j Ч »

 

 

 

О О О

 

о

 

СО

о

 

 

 

 

 

 

 

«о ч > СО

 

 

о

о о

_

о

-

фО 0 Р-І J,xo IО

1 1

1

о.

о ^

о

 

s S g g

Рчь-

I

r j>

IС О соI

со I

 

 

ко

о

<

Ен

о

ч

hr*

о

 

о

 

I I I

I I I

1 т*>'

 

гН Ю

со -

Ё 3

Я

00

о

о

 

 

 

 

о

 

00

о

Ю ЧГ

о Я

я

 

о

 

I I I

I I I

1 T*

 

о со

т- 1

 

 

«°°

b-

 

 

 

 

ад

 

со со

гН

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S

 

«

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"

Ен

 

 

«О

 

 

 

 

о

 

оо

ад

 

,

 

 

 

 

 

 

о к

 

ед §§

 

 

I

I

Tt<

 

со ь-

СО1со со-1

О

ф

 

 

 

адTji

 

Нр

^

Ч

 

K t'1’

ф

 

 

 

 

 

. со

со

 

С^ГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ts

 

ф ф

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

Е-

я

 

 

 

 

 

о.

 

 

 

 

 

я

а

£

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

ф

 

 

 

5 «

—'

d

а

 

 

 

 

 

 

 

8,

5

сб£Ѵ

о»

 

 

 

 

JO

к

Ен

я ^

 

 

 

ЕН

3Л

о

 

 

О о О Й

я «

о

11^§I>>ч

 

 

 

a

 

 

 

*

|s

Си ф

d

 

о

о

Ен

 

 

 

 

 

>3

 

§ 2

К

 

 

о

г*

эД

 

 

0*0)5

3 Я

и И

 

 

 

 

я

 

 

Я

Ен

 

І з

 

 

Й«

a

д

 

 

* н » 5

Iо

О•<

 

 

 

о

Я

 

 

Ef

О

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ «йg

 

Си

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ä

О !

 

 

 

 

 

 

МG НН „S

о ч

о

о

г: :

 

 

 

 

 

о*

рц Ен >5

«СП

 

 

 

 

 

3 ft

 

 

 

 

 

 

 

 

 

>> Ö«