Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.Прочность и жесткость.

Впервый период в результате применения самоходного

безрельсового оборудования на руднике добились сокраще­ ния производственных расходов. Однако через более про­ должительные периоды 'экономия была перекрыта высоки­ ми расходами на ремонт и поддержание оборудования. Эти расходы складывались из зарплаты ремонтных рабочих, стоимости заменяемых частей и больших потерь времени. После исследования были установлены три основные причи­ ны таких повышенных расходов :

а) небольшой производственный опыт у части операто­ ров. Это имело место вследствие того, что неквалифицирован­ ным операторам было поручено самоходное оборудование, а инженерно-технический персонал не имел точного представ­ ления о возможностях этого оборудования ;

б) не была организована достаточно надежная система обслуживания, поддержания и ремонта исключительно для самоходного оборудования. Положение осложнялось отсут­ ствием обученных ремонтных рабочих и обслуживающего персонала. Кроме того, нередко возникали затруднения со снабжением запасными и быстроизнашивающимися частями большинства нового оборудования ;

в) возможно, основная причина заключается в том, что большая часть нового оборудования оказалась неспособной выдерживать даже обычные нагрузки и износ, обусловлен­ ный условиями 'эксплуатации. При выборе самоходного оборудования его стоимость, которая по общему признанию пока является главным фактором, не должна иметь решаю­ щего значения.

В настоящее время первые два недостатка устранены и по возможности приняты меры для замены и переделки кон­ структивно слабого оборудования. Приближается время, ког­ да будет достигнуто максимальное сокращение расходов в соответствии с первоначальными расчетами. Фактически имеется возможность добиться более значительного сокра­ щения расходов, чем предполагалось.

Учитывая указанные выше требования к самоходному оборудованию, результаты анализа данных по влиянию ря­ да факторов на технико-экономические показатели, на руд­ нике были распространены результаты экспериментов, а также ряд данных, полученных на других рудниках с целью выбора наиболее подходящего оборудования, и сформулиро­ ваны требования, которым оно должно отвечать.

Считают, что наиболее подходящая машина должна об­ ладать следующими качествами: 1) высокая производитель­ ность, 2) минимальные потери времени, 3) низкие расходы


на ремонт, 4) подвижность, 5) относительная легкость управ­ ления для операторов невысокой квалификации.

Рассмотренные с этих позиций погрузочные машины и их характеристики приведены в таблице 1. Как видно из

Таблица 1

Технико-экономические показатели работы погрузочного оборудования

Тип маши­

производи­Сменная тельность,т

Коэффициентисполь­ %зования,

ны

 

 

«Эймко-104»

450

33,3

«Эймко-105»

700

66,6

Скреперный

175

80,0

погрузчик

Машина ИД9

300-400

50,0

Экскаватор

 

 

Т4-25К (фир­

 

 

мы «Тыо-До-

650

75,0

рен»)

Подвижность

Эксплуатационные расходы, центов/т

Ремонтные расходы, центов/т

Амортизационные от­ числения, центов/т

Общие расходы, центов/т

Хорошая

4,0

22,0

3,7

29,7

»

2,7

8,0

1,5

12,2

Плохая

11,0

7,3

3,3

21,6

Хорошая

4,8

20,0

4,1

28,9

Удовлет­

5,3

4,5

2,4

10,2

ворительная

данных таблицы, наименьшие расходы получены при экс­ плуатации экскаватора Т4-25К; однако он обладает малой подвижностью, поэтому непригоден для проходческих работ, но для очистных работ эта машина является, вероятно, наи­ более подходящим погрузочным средством.

Аналогичным методом производился выбор транспортно­ го оборудования. Данные по этому оборудованию приведены в таблице 2.

Выбор самоходного транспортного оборудования являет­ ся сложным вопросом. При этом необходимо учитывать мно­ гие факторы, среди которых наиболее важными являются следующие :

1.Общие горизонтальные размеры откаточного сосуда. Они должны работать в соответствующих выработках и в комплексе с погрузочным оборудованием.

2.Стоимость машин. Этот показатель является важным, но не должен быть главным. Дешевое оборудование может

работать с высокими эксплуатационными и ремонтными рас-


Технико-экономические показатели эксплуатации автосамосвалов

Тип машины

 

1 Еч

Маневренност]

Сменная проис водительность

Коэффициент

использования,

Расход в центах на 1 г

%

эксплуатаци­ онные

ремонтные

замена шин

амортизация

общие

Автосамосвал

«Дарт»

 

 

 

 

 

 

 

(10 т)

Хоро­

110

33,3

11,9 15,0

7,0

11,0

44,9

Автосамосвал

шая

»

180

75,0

7,5

4,0

7,0

4,4

22,9

«Эвклид» (10 т)

Автосамосвал

«Кех-

 

 

 

 

 

 

 

ринг»

Очень

 

 

 

 

 

 

 

 

хоро­

180

75,0

7,0

3,0

3,5

3,3

16,8

 

шая

Тягач «Катерпиллер»

 

 

 

 

 

 

 

Д-10 с прицепом «Лен-

 

 

 

 

 

 

 

дис» (15 т)

Средняя

270

75,0

4,{

3,С

4,(

4,6

16,2

ходами и амортизационными отчислениями, что может оказаться экономически невыгодным.

3.Грузоподъемность. Это наиболее важный фактор, пос­ кольку он непосредственно влияет на эксплуатационные рас­ ходы. Обычно считают целесообразным приобретать машины максимальной грузоподъемности.

4.Общая конструкция и прочность. Как отмечалось вы­ ше, стандартное оборудование не будет в достаточной степе­ ни удовлетворять условиям работы. Для этих целей пригод­ но большинство автомашин, предназначенных для работы в тяжелых условиях.

5.Подвижность и скорость движения. Эти факторы не­ посредственно влияют на величину производственных расхо­ дов и являются наиболее важными. Они влияют на продол­ жительность маневрирования, движения, разгрузки и по­ грузки.

6 . Особые показатели. Существует несколько факторов, специфичных для того или иного типа транспортного обору­ дования и в определенной степени влияющих на величину производственных расходов. Например, стоимость авторези­ ны является одной из главных статей расходов и может из­ меняться в зависимости от типа оборудования. Расходы на замену шин для машин, имеющих двойные приводные коле­ са, будут значительно выше, чем у машин с одинарными приводными колесами. Расходы на замену авторезины сос-


тавляют 15—25% общей суммы эксплуатационных расхо­ дов. Все дизельные двигатели машин работают хорошо и предпочтение отдается лишь тому двигателю, который оказывается более легким в эксплуатации и обслужи­ вании.

Как видно из данных таблицы 2, наилучшие техникоэкономические показатели получены при эксплуатации тя­ гача «Катерпиллер» Д-10 с прицепом «Лендис». Этот комп­ лекс имеет одинарные ведущие колеса. Разгрузка прицепа осуществляется с помощью гидроцилиндра. Машина обла­ дает хорошей маневренностью и высокой скоростью движе­ ния. Благодаря большой грузоподъемности и прочности кон­ струкции она успешно применяется на очистных работах. На подготовительных работах этот комплекс оказался непри­ годным. Несмотря на то, что эта машина работала вполне удовлетворительно, от нее решено отказаться вследствие ее относительно низкой производительности по сравнению с размером и стоимостью.

Предпочтение было отдано автосамосвалу «Кехринг», который обладает очень высокой прочностью и удобен в экс­ плуатации. Он может передвигаться в любом направлении с одинаковой скоростью. Скорость движения у него несколько ниже, чем у других машин, но этот недостаток с избытком компенсируется за счет сокращения времени маневрирова­ ния и разгрузки. Самосвал может применяться на подгото­ вительных работах. Вследствие относительно небольшой грузоподъемности этой машины эксплуатационные расходы будут больше, чем у тягача ; однако расходы на ремонт этой машины крайне низкие, потери времени — незначительные, что в конечном счете делает самосвал «Кехринг» более эконо­ мичным в эксплуатации по сравнению с другими маши­ нами.

Буровое оборудование выбиралось из испытавшихся на руднике двух буровых кареток, изготовленных компанией (куда входят рудники). Каретки отличаются между собой некоторыми конструктивными элементами. Одна из кареток смонтирована на ходовой части трактора РД-7, оборудована тремя стрелами длиной по 3 м, которые с помощью гидро­ цилиндров могут перемещаться в вертикальной и горизон­ тальной плоскости. Две стрелы на каждой каретке являются телескопическими и с помощью гидроцилиндра могут вы­ двигаться дополнительно на 3 м. На каждой стреле установ­ лен автоподатчик длиной 4,1 м, оснащенный перфоратором «Лайнер» с диаметром цилиндра 89 мм. Автоподатчик дает возможность бурить шпуры глубиной 3,8 м без смены штанг. Управление стрелами, автоподатчиками и перфораторами