Файл: Сценарий литературномузыкальной композиции (по мотивам повести Б. Васильева А зори здесь тихие) Ведущий 1 (алина славгородская).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С буквой "Т" - отличьем старшины.
Я была по-фронтовому резкой,
Как солдат, шагала напролом,
Там, где надо б тоненькой стамеской,
Действовала грубым топором.
Мною дров наломано немало,
Но одной вины не признаю:
Никогда друзей не предавала -
Научилась верности в бою.
Музыка 13. «Последний бой» - 3 (-)
Женя (Сергей София)
Вся молодость моя прошла на фронте,
Мне в сорок первом было двадцать два...
Вы нравственностью душу мне не троньте!
День каждый, как последний был тогда!
Я помню всё о тех, сороковых.
И безотцовское послевоенье.
И потому прошу вас, молодых, -
Не забывайте наше поколенье...
Музыка 14. "Не женщины придумали войну» (+)
Лиза (Чуданова Дана)
Нет, это не заслуга, а удача –
Быть девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне…
С восторгом нас, девчонок не встречали,
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии – потом…
Женя (Сергей София)
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.
Музыка 15. "Не женщины придумали войну» (-))
Васков (Кузовлев Никита)
(встает перед девушками, как бы прикрывает их руками)
Пятеро их было, всего пятеро девчат, и не прошли фашисты.
(бросает на землю пилотку, уходит за кулисы.)
Музыка «Ровесницы наши»
На сцену выходят девушки из нашего времени. (Золотайко Ксения, Алина Неживая, Борисова Алина, Альменова Дарина, Аристанова Анель, Дель Ксения, Чернецкая Юлия, Александрова Виктория)
Во время песни девушки в форме уходят на задний план сцены.
Музыка 18. «Щербатый месяц» (-)
Девушки-солдаты стоящие на заднем плане, спиной к залу, подходят к современницам.
Женя (Сергей София)
Запоминайте нас, пока мы есть!
Ведь мы еще на многое сгодимся.
Никто не знает, сколько мы продлимся,
А вот сейчас мы с вами рядом, здесь.
1 девушка-современница (Александрова Виктория)
Погибшие живут среди живых,
Ушедшие ушли, чтобы вернуться,
Во всех сердцах, во всех домах людских
Неслышные шаги их раздаются.
2 девушка-современница (Борисова Алина)
Забыть их – значит их предать!
Стать равнодушным хуже, чем убийцей.
И не чугун, не бронза, не гранит,
Которые не раз бывали лживы,
А память поколений их хранит,
Вот почему посмертно они живы!
Музыка 19. «Щербатый месяц» (+)
Девушки уходят со сцены.
Заключение.
Ведущий 1 (Алина Славгородская) Война - это великий урок для всех людей. И произведения современных писателей позволяют нам, людям, родившимся в мирное время, понять, насколько тяжелы испытания войны, сколько горя несет она людям, насколько ужасна смерть на войне.
Да, сделали все, что могли мы,
Кто мог, сколько мог и как мог.
И были мы солнцем палимы,
И шли мы по сотням дорог.
Да, каждый четвертый убит
И лично Отечеству нужен,
И лично не будет забыт.
Б. Слуцкий
Ведущий 2 (Кумров Андрей)
Прошло уже почти 77 лет со времени окончания Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к тем героическим и трагическим дням.
Отмечая годовщину Великой Победы, наша страна чествует своих ветеранов, которых, к сожалению, с каждым годом остается все меньше и меньше. Величественны и скромны памятники им по всей нашей необъятной земле.
Ведущий 1 (Алина Славгородская)
У каждого из героев своя судьба, свой характер, различны и формы проявления подвига, но их объединяет нравственное величие человека, защищавшего свою Родину. Безгранично любя жизнь, эти обыкновенные люди ежедневно рисковали ею, самоотверженно совершали подвиг, шли на смерть, чтобы только приблизить победу.
Образы фронтовиков, встающие со страниц книг о Великой Отечественной войне, напоминают нам о том, каким должен быть человек, напоминают о его ценности, достоинстве, о тех нравственных принципах, которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.
Ведущий 2 (Кумров Андрей)
Мы живем в мирное время, но и сейчас на планете Земля раздаются то там, то тут взрывы. Именно сейчас необходимо заново осмыслить величие подвига тех, кто выстоял войну. Это не только солдаты на фронте, это
и мальчишки, которые стояли у станков, и деревенские женщины, которые кормили армию и страну, и люди, подвиг которых мог заключаться в том, чтобы просто оставаться людьми в нечеловеческих условиях оккупации, блокады.
Ведущий 1 (Алина Славгородская)
Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда. Пока жива память, живы герои Великой Отечественной войны.
(Тишина. Пенье птиц. Мирное время.
Звучит стихотворение «Реквием» Р.Рождественского)
Помните!
Через века,
через года –
помните!
О тех,
Кто уже не придет
никогда, –
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны,
памяти
павших
будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой
секундой,
каждым
дыханьем
Люди!
покуда сердца
стучатся, –
помните!
Какою ценой
Завоевано счастье, –
Пожалуйста,
помните!
Песню свою
отправляя в полет–
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет, –
помните!
Детям своим
расскажите о них
чтобы запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
Бессмертной Земли
Помните!
К мерцающим звездам
ведя корабли –
о погибших
помните!
Встречайте трепетную весну,
люди Земли!
Убейте
войну!
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех,
кто уже не придет
Никогда, –
Заклинаю –
Помните!
дополнительный материал
Вопрос для обсуждения: Какою ценой завоевана победа? Примерные ответы учащихся.
1.Повесть «А зори здесь тихие...» поражает изображением того, как юная девичья чистота сталкивается с бесчеловечными и жестокими силами фашизма. Писатель сумел убедительно показать, какими были люди, отдавшие жизнь за победу, как проявился
их героизм, причем именно в рядовой, казалось бы, не решающей исход войны ситуации.
Героями повести становятся пять девушек и их командир старшина Васков, которые вызываются задержать немецких диверсантов. Ситуация оказывается гораздо серьезнее, чем казалось: отряд немцев состоит не из двух, а шестнадцати врагов, которых увидела одна из девушек. Да, враг задержан, но какой ценой? Ни одна из девушек не остается в живых. Эта маленькая победа далась ценой пяти юных жизней.
Автор с горечью показывает, как суровая действительность войны вступает в непримиримое противоречие со всем прекрасным, что есть в этих милых девушках. И, вероятно, именно этот удачно найденный контраст стал причиной того, что повесть «А зори здесь тихие...» не могут читать без слез миллионы благодарных потомков. Повесть становится гимном женственности и обаяния молодых героинь.
2. Война... Что может быть ужаснее и нелепее? Я уверен – это самое страшное, самое жестокое, что только может быть на свете. Война несет смерть, потери, разрушения, калечит судьбы молодых
людей, разбивает мечты и надежды. Юность и смерть, мечта и беда на войне всегда вместе.
Об этом говорится и в произведении Б. Васильева «А зори здесь тихие...». Автор показывает крушение надежд юных девушек, бесконечное самопожертвование зенитчиц.
Все девушки разные, но есть у них то, что их объединяет, - молодость, любовь к Родине и жестокая война.
Почему именно они, такие молоденькие, почти девочки, красивые, мечтающие и беззащитные, оказались на фронте? У каждой из них свои счеты с войной, им всем есть что защищать.
И им пришлось убивать...
3. Когда Рита Осянина в первый раз убила немца, все девочки «кричали от восторга, целовали ее, а она улыбалась наклеенной улыбкой». Ей было не до веселья, ей было очень плохо. Рита не
могла радоваться вместе со всеми, ей пришлось перешагнуть через что-то человеческое в себе, чтобы «плавно нажать гашетку». После этого «всю ночь ее трясло».
А Женька Комелькова... Она, спасая жизнь Васкову, прикладом винтовки ударила по голове немца и убила. Убила! Потом ей было очень плохо.
4. Убийство всегда ломает человека, а ведь в повести убивать приходилось совсем юным девушкам. Чтобы убить хладнокровно, надо «привыкнуть, душой зачерстветь». А могло ли это произойти
с ними, совсем молоденькими, которые сталкивались на войне со смертью, с убийством, пусть даже это было необходимо для защиты Родины? Думаю, нет.
Жизнь этих девочек, не успев начаться, так трагически оборвалась. Смерть и юность совпали.
Как же погибли девушки? Они погибли как герои. Каждая пыталась сделать все, что могла, пыталась бороться до конца
5. На первый взгляд смерть Гали Четвертак, которая, не выдержав нервного перенапряжения, сама бросилась под огонь немецких автоматов, или Сони Гурвич, которая побежала за дорогим для
Васкова кисетом, но так и не вернулась, кажется нелепой, ненужной. Но это не так. Неизвестно, как бы повели себя другие девушки или даже юноши с более крепкими нервами, оказавшись в таких
экстремальных условиях.
Лиза Бричкина побежала, чтобы привести помощь, но так и не смогла этого сделать: она утонула в болоте. Ее надежды на завтрашний день не осуществились.
Риту Осянину смертельно ранило осколком гранаты, и она, не желая быть обузой для остальных, застрелилась. Но до этого она держала свой фронт, свою Россию!
Ни у кого не вызывает сомнения, что Женька Комелькова повела себя героически, не раз спасая свой небольшой отряд. Она отвлекала фашистов в момент опасности, а позже отстреливалась до последнего, пока были патроны. «И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет».
6. Как совпало - война, беда, мечта, юность, смерть?!
Кто дал право их убивать?
Кто дал право вершить судьбы людей? Кто дал право судить, жить или умереть целой нации или отдельному человеку?
Каждый человек неповторим, и нет права убивать эту неповторимость ни у кого на свете.
Да, не было на войне больших потерь и малых. Любая потеря дочери или сына для Родины-матери - незаживающая рана, трагедия навечно.
А почести мы не просили, Не ждали наград за дела. Нам общая слава России Солдатской наградой была.
Г. Поженян
Б. Васильев писал о войне и о людях не понаслышке. Он принадлежал к поколению тех молодых людей, которые попали на фронт, едва окончив школу. А потому героями многих его произведений стали юные девушки и парни, которые только вчера строили планы на долгую, счастливую жизнь, а вместо радости шагнули навстречу опасности и смерти.