Файл: Контрольная работа по учебной дисциплине " Антимонопольное регулирование" Вариант 7 Исполнитель студентка заочного факультета.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский государственный экономический университет
Кафедра политической экономии
Контрольная работа
по учебной дисциплине
" Антимонопольное регулирование"
Вариант 7
Исполнитель: студентка
заочного факультета
группы
Екатеринбург
2021
Содержание
1. Теоретический вопрос.
2. Аналитическое задание.
Список используемой литературы.
Информационные ресурсы.
1. Теоретический вопрос.
Действия органов власти, ограничивающие конкуренцию. Ограничивающие конкуренцию акты и действия органов государственной и муниципальной власти. Ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия с участием органов государственной и муниципальной власти. Государственные и муниципальные преференции: порядок предоставления и правовые последствия нарушения установленного порядка предоставления преференций.
Несмотря на то что государство, устанавливая посредством антимонопольного законодательства правила добросовестного поведения на товарных рынках, защищает конкуренцию, определенной угрозой для нее является деятельность государственных и муниципальных органов, которые могут существенно влиять на конкурентную среду.
По данным ФАС России, количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления зачастую превышает количество нарушении правил конкуренции, совершаемых хозяйствующими субъектами.
Поэтому в предмет правового регулирования в сфере зашиты конкуренции входят отношения по предупреждению и пресечению недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Банком России.
Антимонопольные требования распространяются на органы власти различных уровней.
На федеральном уровне антимонопольные требования распространяются на федеральные органы исполнительной власти, перечень которых определен Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636. Кроме того, антимонопольные требования распространяются на государственные внебюджетные фонды, к которым относятся Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ и Фонд социального страхования РФ.
Особое место среди органов федерального уровня занимает Банк России. С одной стороны, он должен обеспечивать развитие конкуренции на финансовых рынках и не допускать случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции на них. С другой стороны, при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства финансовыми организациями, поднадзорными Банку России, в состав комиссии антимонопольного органа по рассмотрению таких дел включаются представители Банка России, которые составляют половину членов комиссии.
На уровне субъектов РФ антимонопольные требования распространяются на законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, включая высших должностных лиц субъектов РФ.
На муниципальном уровне антимонопольные требования распространяются на исполнительно-распорядительные органы, включая глав местного самоуправления и представительные органы местного самоуправления.
Следует отметить, что антимонопольные запреты, предусмотренные Федеральным законом «О защите конкуренции», распространяются также на организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг. По смыслу Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» ими являются подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам государственной власти и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Исключения составляют акты и действия органов власти, которые они обязаны принимать и осуществлять в силу прямого предписания федерального закона.
При этом, исходя из судебной практики, достаточным основанием для вывода о нарушении ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» является создание условий или возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Например, в случаях, когда требуется проведение конкурса, предусматривающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем. Поэтому заключение договора без торгов, когда их проведение является обязательным условием заключения такого договора, является нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
Особенности применения антимонопольных запретов к действиям органов власти разъяснены в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства». Высший Арбитражный Суд отмечает, что при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов органов власти, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Данный Закон выделяет 10 форм антиконкурентных актов и действий (бездействия) органов власти. При этом перечень этих форм является открытым, поскольку нарушением могут быть признаны акты и действия, прямо не поименованные в ч. 1 ст. 15 этого Закона, если они приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Приведем пример.
Антимонопольным органом было установлено, что нормативным актом органа исполнительной власти субъекта РФ было предусмотрено, что при заключении договоров аренды нежилых помещений на арендаторов возлагается обязанность производить за счет собственных средств ежегодную оценку объекта аренды, страховать арендованное имущество у конкретных страховщиков.
Вместе с тем, исходя из положений ст. 8 и 10 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», вопросы, связанные с оценкой сдаваемых в аренду объектов федерального имущества и определения рыночной стоимости годовой арендной платы, решаются непосредственно арендодателем, который заключает соответствующий договор с профессиональным оценщиком без участия арендатора.
В процессе судебного разбирательства Высший Арбитражный Суд РФ отметил, что возложение на арендодателя обязанности по оплате оценки федерального имущества и ограничение перечня организаций, в которых можно страховать сдаваемое в аренду имущество, противоречит законодательству РФ.
Следовательно, вывод антимонопольного органа о несоблюдении органом власти антимонопольного законодательства в этой части является обоснованным.
2. Аналитическое задание.
В разрезе рынков банковских услуг субъектов Российской Федерации с 2011 года по 2019 год: - количество региональных рынков кредитования физических лиц с высоким уровнем концентрации увеличилось с 30 до 79 рынков, а количество умеренно концентрированных рынков, в свою очередь, сократилось с 49 до 6, при этом с 2016 года рынки с низким уровнем концентрации отсутствуют, тогда как в начале исследуемого периода их было 4; по сравнению с 2018 годом в 2019 году количественные показатели не изменились; - количество региональных рынков кредитования юридических лиц с высоким уровнем концентрации увеличилось с 42 до 48 рынков, а количество умеренно концентрированных рынков, в свою очередь, сократилось с 40 до 37, при этом с 2017 года рынки с низким уровнем концентрации отсутствуют, тогда как в течение периода 2011-2016 гг. наблюдалось до 3 таких рынков; в сравнении с 2018 годом в 2019 году наблюдается незначительная положительная динамика: 214 количество рынков с высоким уровнем концентрации сократилось с 51 до 48, а количество умеренно концентрированных рынков увеличилось с 34 до 37; - количество региональных рынков привлечения денежных средств физических лиц с высоким уровнем концентрации увеличилось с 79 до 82 рынков, а количество умеренно концентрированных рынков, в свою очередь, сократилось с 4 до 3, при этом рынки с низким уровнем концентрации отсутствовали в течение всего рассматриваемого периода.
Граждане-потребители банковских услуг, осуществляющие переводы в разные регионы Российской Федерации, больше не будут уплачивать повышенное комиссионное вознаграждение за осуществление межрегиональных внутрибанковских переводов по сравнению с внутрирегиональными переводами. При этом, согласно публично-доступной информации отдельными банками уже принято решение о выравнивании ценовых условий межрегиональных и внутрирегиональных переводов путем отмены комиссий по обеим категориям. Наиболее важный результат проделанной ФАС России работы – защита интересов граждан от межрегиональной дискриминации путем запрета установления различных размеров комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитной организацией при осуществлении операций по переводу денежных средств между банковскими счетами физических лиц в этой кредитной организации, обусловленных открытием указанных банковских счетов в разных обособленных подразделениях (внутренних структурных подразделениях) кредитной организации.
Информационные ресурсы:
-
Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. Режим доступа: http://www.pravo.gov66.ru/ -
Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы РФ https://fas.gov.ru/
Список используемой литературы
-
Беляева О.А.. Торги: основы теории и проблемы практики [Электронный ресурс]:Монография. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2015. - 250 с. -
Пузыревский С.А., Гаврилов Д. А. Конкурентное право [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "Юридическое издательство Норма", 2019. - 416 с. Пузыревский С.А., Гаврилов Д. А. Конкурентное право [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "Юридическое издательство Норма", 2019. - 416 с. -
Мамедова Н.А., Байкова А.Н. Общественный контроль в сфере государственных закупок: теоретические и практические основы[Электронный ресурс]:. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2016. - 312 с.
Нормативные правовые акты:
-
Приказ ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».