Файл: Курсовая работа на тему Развитие взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации при обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.docx
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Развитие взаимодействия органов государственной власти
и средств массовой информации при обеспечении
национальной безопасности Российской Федерации»
Москва 2021 г
Содержание
Введение
Глава I. Становление правовых отношений между государством и средствами массовой информации в активный период развития цифровых технологий
-
Социально-политические и организационно-правовые основы изменений взаимодействия государственных органов управления со средствами массовой информации -
Перспективы взаимодействия государственных органов управления и СМИ на новом этапе цифрового технологического развития
Глава II. Регулятивные функции государства в сфере взаимодействия со средствами массовой информации в интересах национальной безопасности России
2.1 Способы и методы влияния государства на состояние медиасферы для достижения целей национальной и общественной безопасности
2.2 Социально – политические изменения, вызвавшие необходимость принятия новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Введение
Масштабные трансформации, происходящие в последние десятилетия во всех сферах общественной жизни: политике, экономике, культуре, коммуникации, связанные с формированием единого информационного пространства, развитием технических средств, обеспечивающих постоянный доступ к информационно-коммуникативным каналам, в значительной мере актуализировали проблему взаимодействия государственной власти и средств массовой информации современной России.
Соответственно, усиливается роль проводимой государственной информационной политики в целом, как социального механизма определения и реализации целей, задач, принципов, приоритетов и условий развития информационной сферы, обеспечивающей эффективное функционирование государства и его устойчивое развитие.
Резкий рост значимости во взаимоотношениях государства СМИ и общества, необходимости в новых принципах взаимодействия между органами власти федерального и регионального уровня и гражданами, их общественными объединениями, предприятиями легли в основу реформирования отношения государственной службы и управления по отношению к СМИ в Российской Федерации.
Актуальность темы
курсового исследования крайне важна и значима, так как только грамотно отрегулированная и выстроенная «обратная связь» с общественностью, средствами массовой информации и контроль органов государственной службы в эпоху цифровизации могут предотвратить агрессивные действия в отношении нашего государства и населения, оказываемые извне через информационное пространство. Данная проблематика обусловлена высоким уровнем политизированности в средствах массовой информации на сегодняшний день и их использованием в качестве инструмента общественно-политического давления на руководство государства и для формирования искаженного мировоззрения у населения относительно действий правительства России.
Необходимо помнить о двусторонних отношениях между государством как системой и средствами массовой информации, которые непосредственно оказывают влияние на национальную безопасность государства. Национальная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны1.
В современном мире, именно средства массовой информации являются средством выражения интересов личности, социальных групп и общества, поэтому правильно отлаженный механизм взаимодействия и связи между государством и обществом крайне важен для обеих сторон. Каждый гражданин, живущий в современном демократическом государстве, имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и во всем мире.
Именно через влияние на политику, СМИ превращаются в уникальный инструмент политических процессов, так как между конечным потребителем информации не существует никаких «прослоек-посредников» в лице политических партий, общественных организаций и даже церкви. Доктор философских наук Науменко Т.В. отмечает: «Воздействуя посредством массовой информации на общественное мнение как состояние массового сознания, массовые коммуникации способствуют тем самым наилучшей реализации целей субъектов социальных интересов. Возможность такой реализации и послужила основанием возникновения термина «четвёртая власть», наделяющего массовые коммуникации некими особыми властными полномочиями»
2.
Президент России В.Путин, выступая на заседании Совета законодателей, вспомнил 90-е годы и предупредил политиков о необходимости избегать популизма «Мы забываем практику прошлых лет и начала 90-х годов. Обещали все, что ни попадя. Все подряд, только бы заручиться поддержкой избирателей. Результат - до сих пор не можем разобраться с некоторыми вопросами», - сказал он3.
Президент специально акцентировал внимание на вопросе своих обещаний политиков посредством средств массовой информации, так как на данном этапе развития нашего государства, значимость СМИ в совместной работе с государством приобрела колоссальное значение, и то доверие, которое с таким трудом удавалось власти завоевывать у граждан за прошедший период, необходимо сохранить и преумножить.
За последние годы сложилось направление изучения социальных сетей, в том числе их места и роли в политических процессах как в России, так и на международной арене4. Понимая важность и актуальность проблематики, Президент России фактически дал старт новому витку развития отношений государства и СМИ, обозначив необходимые ограничения.
Изучение проблемы предполагает обращение к научным достижениям разных дисциплинарных и теоретико-методологических направлений, исследованиям зарубежных и отечественных ученых. Раскрытие проблематики зависит от понимания особенностей системы политической коммуникации в контексте социально-политических процессах, а также исследовании места и роли социальных медиа в контексте развития массовых коммуникаций и формирования нового цифрового информационного пространства, и изучения развития современного информационно - политического пространства России и мира в активный период цифровизации и новых коммуникационных технологий. Эта тема актуальна также потому, что глобальное распространение масс-медиа расширяет возможность политического участия населения во власти и способствует включению России в мировое сообщество новых политических коммуникаций.
Объектом исследования является развитие взаимодействия государственной власти со средствами массовой информации в интересах обеспечения национальной безопасности.
Предметом исследования выступают причины и перспективы изменения отношений между государством и средствами массовой информации на новом этапе развития в условиях цифровизации.
Цель курсовой работы – проанализировать особенности взаимодействия государственной власти со средствами массовой информации и социальными медиа как инструмента государственного управления на новом этапе высокого уровня моровой цифровизации общества.
Основными задачами работы определены:
• исследовать взаимоотношения государственной власти
со средствами массовой информации через призму политического процесса;
• проанализировать отношения с помощью кибернетического метода,
с учетом выявления прямых и обратных связей;
• определить факторы изменения системы отношений, выявление причин складывающихся отношений;
• провести анализ влияния изменений в отношениях между государством и средствами массовой информации на складывающуюся социально – политическую обстановку;
• выявить изменения в отношениях между государством и средствами массовой информации для достижения национальных интересов государства;
• определить состояние развития современных социальных медиа и их взаимоотношения с государственной системой управления в интересах национальной безопасности;
• проанализировать место и роль социальных масс-медиа ресурсов в формировании позитивного имиджа российских государственных органов управления.
Гипотеза исследования: социальные медиа становятся платформой для формирования масштабных политических движений, в том числе возможно оппозиционных. Современные медиа ресурсы, новые сообщества задают направление социально-политической активности. Развитие социальных медиа предоставляет новые возможности для мониторинга и анализа динамики политической жизни государства, и возможности регулирования взаимоотношений между средствами массовой информации и органами государственного управления в интересах национальной безопасности.
Методология и теоретическая основа, использованная в курсовой работе: принципы всесторонности, конкретности исследования, системность, кибернетический способ выявления обратных связей, кейс – анализ, научный анализ, историко-сравнительный и структурно – функциональный подходы.
Использование историко-сравнительного подхода обусловлено необходимостью исследовать объект, развивающийся в условиях данной политической реальности в конкретный период времени.
Системность и кибернетический способ выявления обратных связей позволили выявить связи между элементами политической системы государственного управления, определить роль в удовлетворении соответствующих потребностей системы, а также рассматривать как средство достижения политических целей в защите национальных интересов.
Полученные результаты могут быть использованы при разработке новых подходов построения взаимоотношений государственного аппарата управления и средств массовой информации в интересах национальной безопасности.
Информационная основа исследования и эмпирическая база работы состоит из официальных данных средств массовой информации, официальных документов и законов федеральных законодательных и исполнительных органов власти, результатов социологических исследований в области СМИ. Активно привлекались законы, постановления, касающиеся регулирования взаимоотношений государственной власти и средств массовой информации, что позволило проиллюстрировать и обосновать отдельные аспекты их взаимодействия.
Глава I.
Становление правовых отношений между государством и средствами массовой информации в активный период развития
цифровых технологий
-
Социально-политические и организационно-правовые основы изменений взаимодействия государственных органов управления со средствами массовой информации.
Рассматривая вопрос причин изменений в отношениях государственных органов и средств массовой информации, необходимо уточнить, что на современном этапе политического процесса развития России, средства массовой информации являются «четвертой властью», осуществляя взаимодействие с органами государственной власти. Противоречивость характера отношений отмечается одновременно с высокими темпами демократизации политических процессов и преобразований, усилиями власти нашего государства в стремлении к максимальной открытости для общественности.
Ценность и значимость правильно проводимой государственной информационной политики высоко оценивается руководством страны и в настоящий момент ставится как одно из приоритетных в процессе формирования отношений между властью и средствами массовой информации. Государство стремится играть роль партнера средств массовой информации в информационном поле.