Файл: Курсовая работа на тему Развитие взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации при обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.docx
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На сегодняшний день, после внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, после утверждения новой «Стратегии национальной безопасности» и других правовых норм, можно говорить о том, что политико-правовая основа государства по изменению отношений со средствами массовой информации, продолжает свою трансформацию.
Использование правовых механизмов, которые были важны для общества и государства, изменения мировых порядков и трендов на усиление роли общественности, выражаемое через СМИ, непосредственно влияют на внутриполитическую жизнь любого государства. Но, правильно реализуемый политический курс позволяет своевременно подкреплять политические решения по оптимизации и реструктуризации правовыми нормами.
Глава II.
Регулятивные функции государства в сфере взаимодействия со средствами массовой информации в интересах национальной безопасности России
2.1 Способы и методы влияния государства на состояние медиасферы для достижения целей национальной и общественной безопасности
Принятая в России в 2000 г. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации впервые сформулировала понятие «информационная безопасность», определила ее составляющие, виды угроз и мероприятия по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности, как составляющей национальной безопасности Российской Федерации.
В целом она определила направленность государственной политики в информационной среде, представила взгляды, задачи и общее понимание государством как управляющей системой степень важности работы в этом направлении развития цифровизации.
Такие же регулятивные функции государство выполнило и в сети Интернет. С 1 августа 2014 года в России была введена обязательная регистрация блогеров, имеющих более 3-х тысяч подписчиков в сутки. Эти блогеры были приравнены в плане ответственности к СМИ. Летом 2015 года Роскомнадзор сообщил, что за первый год действия закона им были зарегистрированы 640 «блогеров-трехтысячников». Часть заявок на регистрацию была отклонена за наличие ненормативной лексики, неполной или недостоверной информации.
Исследуя тему цифровизациии и ее влияния на отношения между государством и средствами массовой информации, необходимо дать определение самому этому понятию.
Под цифровизацией в узком смысле понимается преобразование информации в цифровую форму, которое в большинстве случаев ведет к снижению издержек, появлению новых возможностей и т. д.16
Под цифровизацией в широком смысле понимается современный общемировой тренд развития экономики и общества, который основан на преобразовании информации в цифровую форму и приводит к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни.
Прошло более двадцати лет с момента принятия Доктрины. Государство фактически занималось подготовкой к началу перехода в цифровую форму управления страной, изменялся огромный пласт правовой основы существования государства, и целевой направленностью этих действий было обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России.
При этом, в самой программе «Цифровая экономика Российской Федерации» выделяются в числе возможных угроз цифровизации для России следующие проблемы:
обеспечение прав человека в цифровом мире;
сохранность цифровых данных пользователя;
обеспечение доверия граждан к цифровой среде;
угроза личности, бизнесу и государству;
наращивание возможностей внешнего информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру;
рост масштабов компьютерной преступности, в том числе международной;
отставание от ведущих иностранных государств в развитии конкурентоспособных информационных технологий, зависимости социально-экономического развития от экспортной политики иностранных государств;
недостаточная эффективность научных исследований, связанных с созданием перспективных информационных технологий, низкого уровня внедрения отечественных разработок, недостаточного уровня кадрового обеспечения в области информационной безопасности17.
Органы государственной власти начали активно создавать
и использовать интернет-реурсы для размещения информации о своей деятельности в домене «.РФ», а также для предоставления услуг и обеспечения интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций, осуществления взаимодействия между ветвями власти, общественными организациями и средствами массовой информации.
Фактически, неофициальный «старт» нового этапа, был дан проведением общероссийского голосования 1 июля 2020 года, в связи с принятием поправок в Основной закон Российской Федерации – Конституцию Российской Федерации18 и Указом Президента Российской Федерации № 445 от 3 июля 2020 года «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками» на официальном сайте.
Были внесены очень важные изменения, дополнения и поправки в сфере государственной информационной политики и национальной безопасности:
-
Дополнение статьи 67 частью 2.1.: «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия
(за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются»; -
в ст. 71 пункт «и»: федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация, информационные технологии и связь; космическая деятельность; -
в ст. 71 пункт «м»: оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных; -
дополнение части 1 статьи 72 пунктом «ж.1»: защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях. -
дополнение главы 3 статьей 79.1. Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
Были внесены изменения и в Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021) в статью 32.2. Особенности распространения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»19.
Также, основными направлениями обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации, предусмотренными Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646, являются ликвидация зависимости отечественной промышленности от иностранных информационных технологий, повышение конкурентоспособности российских IT-компаний и развитие отечественной конкурентоспособной электронной базы.
Федеральный проект «Информационная безопасность» национального проекта Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» направлен на обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, достижение состояния защищенности интересов личности, бизнеса и государства от внутренних и внешних информационных угроз, обеспечение реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение достойных качества и уровня жизни граждан, суверенитета и устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в условиях цифровой экономики, что предполагает:
обеспечение единства, устойчивости и безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации на всех уровнях информационного пространства;
обеспечение организационной и правовой защиты личности, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии в условиях цифровой экономики;
создание условий для лидирующих позиций Российской Федерации в области экспорта услуг и технологий информационной безопасности, а также учет национальных интересов в международных документах по вопросам информационной безопасности20.
Условием эффективного функционирования информационного пространства считается наличие стабильной обратной связи в его информационных каналах, которое позволяет учитывать и знать мнение граждан при определении приоритетов духовно-нравственного, экономического, политического развития общества.
Очень важным и сильным правовым шагом стало принятие новой «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400. В ней основным направлением главой государства обозначил, в числе приоритетов, население страны:
- сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан;
- поддержание гражданского мира и согласия в стране, укрепление законности, искоренение коррупции;
- развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия;
- защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.
Все эти приоритеты непосредственно связаны со сферой цифровизации, со сферой национальной безопасности и защиты государственных интересов, со сферой функционирования средств массовой информации.
Так, в разделе «Информационная безопасность» в п.57 пп. 16 зафиксировано «развитие взаимодействия органов публичной власти, институтов гражданского общества и организаций при осуществлении деятельности в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации».21
Таким образом, государство как система управления, определило для себя основной способ взаимодействия в том числе и со средствами массовой информации в виде правовых норм, тем самым максимально защитило себя от попыток оказания давления на незаконность применения ограничительных мер в отношении средств массовой информации со стороны представителей всего мирового сообщества, особенно со стороны США и ЕС, которые особенно заинтересованы в оказании давления на общественное сознание и дискредитацию действующей власти практически любыми способами.
Вся законодательная сторона вопроса развития взаимодействия государства и средств массовой информации, по своей сути, свелась к цифровизации и простому наведению порядка в отношениях.
2.2 Социально – политические изменения, вызвавшие необходимость принятия новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
Наличие свободы во всех ее проявлениях и во всех областях порождает еще один аспект, имеющий как плюсы, так и минусы. В частности, свобода и независимость СМИ имеют обратную сторону. Сегодня большая часть информационных изданий имеет аналог в Сети или является только электронным изданием.