Файл: Курсовая работа на тему Развитие взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации при обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если в сфере государственных средств массовой информации или негосударственных, но имеющих вес в политических или журналистских кругах, изданий не позволительно выпускать материалы, содержащие непроверенные факты, то многие агрегаторы новостей включены в постоянную конкуренцию за то, чей материал первым будет в эфире.

Это подрывает доверие к СМИ вообще и, в частности, дискредитирует организации, поневоле пользующиеся недостоверной информацией. Ярким и актуальным примером могут служить многочисленные публикации по неэффективности прививок против CОVID-19.

В данном контексте изучения изменений в отношениях между государством и средствами массовой информации, которые вызвали необходимость принятия новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, необходимо для начала обратить внимание на слова Президента России в своем Послании Федеральному Собранию от 21.04.2021 года:

«А ведь чего только стоит признание задержанных участников заговора в том, что готовилась блокада Минска, включая городскую инфраструктуру и средства коммуникации, полное отключение всей энергосистемы столицы Белоруссии! Это значит, между прочим, что, по сути, велась подготовка к массированной кибератаке. А как иначе-то? Это так, знаете, просто одним рубильником не сделаешь».

Видимо, недаром западные коллеги упорно отказываются от многочисленных российских предложений наладить международный диалог в области информационной и кибербезопасности. Мы много раз это предлагали. Все уходят просто даже от обсуждения этого вопроса!» 22.

Исходя из сказанного Президентом России, можно убедиться в актуальности данной проблемы на современном этапе развития информационных технологий, цифровизации и развития в этих условиях отношений между государством и средствами массовой информации.

Стоит также рассмотреть и другие события, происходящие в мире и в нашей стране, которые способствовали ускорению процесса перехода на новый этап развития, цифровизации и изменения отношений со средствами массовой информации в правовом поле, а точнее будет добавить, изменение восприятия интернет ресурсов и социальных сетей, как серьезных игроков на информационном поле сегодняшнего дня.

Например, прошедшие выборы в Государственную Думу Российской Федерации, которые прошли в нашей стране, показали, что «Самым эффективным инструментом на прошедших выборах в Государственную думу стали социальные сети и мессенджеры. Telegram почти догнал федеральное телевидение по уровню влияния на избирательный процесс». «Опрос 60 практикующих политических консультантов показал, что социальные сети продолжают увеличивать свою эффективность в ходе избирательной кампании. В 2016 году эксперты оценивали ее по пятибалльной шкале в 2,7 балла, сейчас - в 4,1 балла»
23.

Эксперты и журналисты выяснили, что чаще всего политтехнологи использовали Instagram, YouTube и Telegram, который почти догнал федеральное телевидение по уровню влияния на выборы, а вот роль деловых СМИ значительно сократилась.

Пресс-секретарь Президента в сентябре 2021 года заявил на площадке форума «Новое знание», что "Мы, конечно, мониторим телеграм-каналы, это стало неотъемлемой частью всего нашего информационного пространства", "Это очень важный сегмент, конечно, мы смотрим"24.

Опыт зарубежных стран показывает, что, как правило, для ускорения процесса реагирования на угрозы в информационной сфере, используются аутсорсинговые центры, работающие на договорных условиях, и имеющие в своем штате достаточное количество IT-специалистов и передовое техническое оснащение.

С моментом опубликования новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации появились и новые приоритеты по защите нашего общества от негативного влияния. Одним из таких приоритетов является и повышение уровня образования.

В недавнем интервью, телеканалу «Россия 24» Ректор Президентской академии РАНХиГС Владимир Мау рассказал об успехах российского образования на мировом рынке.

Также он отметил, что «цифровизация – институт, организация, которая останется и не уйдет…, мы, по поручению Председателя Правительства России, мы будем реализовывать программу образования руководителей сферы цифровой трансформации» для госслужбы. «Мы в своей стратегии до 2030 года заложили создание Центра консалтинга в области цифровой трансформации».25

Это означает, что фактически в России будут создаваться так называемые «Think Tank», т.е. аналитические центры по обработке информации для рекомендаций в принятии правильных государственных и политических решений. Также, Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин провел рабочую встречу с ректором Президентской академии Владимиром Мау. Ректор подробно рассказал об участии Президентской академии в программе «Приоритет-2030», которая стартовала по поручению Президента Российской Федерации.

«Одно из ключевых направлений – цифровая трансформация наших образовательных и управленческих практик, что подразумевает существенные изменения всей управленческой и образовательной модели Академии.



Разворот информационных технологий в направлении интересов каждого конкретного студента и слушателя позволит создать и затем тиражировать качественно новые подходы в образовании»26.

Как и другим выпускникам управленческих и журналистских факультетов, так и выпускникам РАНХиГС предстоит в будущем соперничать и противостоять таким же специалистам, только, например подготовленным «Центром науки и международных отношений Белфера», который является исследовательским и научным центром подготовки в области международной дипломатии и безопасности27.

Конечно, положительную оценку получили изменения «Закона о СМИ» в рамках поправок об «иностранных агентах», что повлияло на содержательную часть контента, распространяемую в нашем сегменте сети Интернет.

С изменением структуры отношений государственного управления, нормативно - правовой базы, наше государство смогло оформить иск, и потребовать от видео-хостинга «Ютюб» удалить порядка 2500 видеороликов, содержащих различный негативно влияющий контент.

Большинство материалов носило исключительно антироссийскую направленность. Формирование антигосударственных настроений, провоцирование зарождение протестных движений в сознании аудитории, стремление подмены исторических фактов – все это непосредственные угрозы национальной безопасности и национальным интересам России.

Формируемые в массмедийной сфере опасности для социально – политических процессов в нашей стране могут пагубно повлиять на население, ухудшить обстановку, и тем самым нанести урон практически всем составляющим государственного строя. Именно для противостояния этим процессам и происходит оптимизация государственного аппарата, государственных органов управления. Чтобы грамотно, а главное – своевременно осуществлять регулятивные функции информационного поля, предупреждая возникновение информационных и вытекающих из нее угроз.

Коммуникационный потенциал государственной власти заключается не только в наличии эффективных информационных каналов, с помощью которых власть может объяснять обществу свои решения, но и в установлении обратной связи с обществом, которая позволяет слышать запросы различных социальных групп, анализировать и корректировать государственную информационную политику.


«Средства массовой информации, не столько информируют население о каких-либо волнующих их событиях или проблемах, сколько активно формируют его мировоззрение, идеологию, правосознание, то есть в наиболее полной мере осуществляют свои агитационно-пропагандистские и организаторские функции»28.

Именно поэтому эти функции необходимо осуществлять государству, так как за сохранение и поддержание национальной безопасности страны оно несет ответственность в лице Президента России, и руководящего аппарата.

Из-за того, что социальные сети используются и могут быть использованы в качестве инструмента распространения негативной информации, материалов и публикаций, возникли угрозы безопасности личности, общества и государства.

Опасность распространения подобного контента через социальные сети обусловлена негативным влиянием, прежде всего, на подрастающее поколение. У государства появилась новая угроза, которой необходимо будет противостоять.

Тем не менее, при всех прилагаемых усилиях, государственный аппарат, зачастую проигрывает своей инертностью, социальным сетям и мессенджерам. Упрощенная иерархия, высокая скорость передачи данных, информации делают вопрос содержательной части контента соцсетей и мессенджеров делом государственной, приоритетной важности.

Особо остро понимание степени важности работы и влияния государства на информационном поле социальных сетей и мессенджеров пришло после возникновения конфликта на Украине, и начале операции в Сирийской Арабской Республике, миротворческой миссии в Нагорном Карабахе.

Постоянно выявлялись вербовщики, которые занимались пополнением рядов террористов, группы, занимавшиеся подготовкой террористический акций, обрабатывалась простая переписка между незаконными формированиями с целью их выявления и обезвреживания.

Функционирование, механизмы, которые использует наше государство, в основной своей массе, подкреплены законодательной базой. Это дает право государству действовать более открыто, и в тоже время более решительно. За прошедшие годы, и как показала практика, избранный путь был абсолютно верным. Западные «партнеры» начали лишаться рычагов давления на Российскую Федерацию. Это позволяет расширять наше поле возможностей на всей политической арене.

Расширение доступа к социальным медиа для все большего количества людей создает потенциальную возможность формирования оппозиционных взглядов и мнений.


Политические блоги, дискуссии и веб-сайты играют, а в дальнейшем будут играть еще более значимую роль в политике, поскольку сетевая коммуникация помогает критически настроенным россиянам найти друг друга. Это может привести к формированию политической позиции, которая в будущем будет стимулировать оппозиционные действия.

То есть критически настроенные граждане получают возможность использовать интернет для координации и участия в протестных действиях. С этой точки зрения интернет-технологии и интернет-коммуникации способны, передавая сообщение от одного аккаунта к другому, от человека к человеку, от группы к группе, сформировать сообщества людей определенных политических взглядов.

В связи с этим необходимо заметить, что интернет-технологии сами по себе нейтральны: их могут эффективно использовать как провластные, так и оппозиционные субъекты политического влияния. Технологии являются только инструментом, который можно применить для достижения тех или иных политических целей.

Владение таким инструментом предполагает не только знание его технических возможностей, но и использование с точки зрения контекста, содержащего реальную оценку и состояние политического самочувствия различных социальных групп общества. Современные политические реалии в России и Мире таковы, что государство будет вынуждено искать новые подходы в отношениях со СМИ, и постоянно их изменять и регулировать.