Файл: Курсовая работа на тему Развитие взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации при обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.docx
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На протяжении всего исторического развития России процесс выстраивания отношений между государственными органами управления, властью постоянно находился в процессе изменения. Власть распространяла своё непосредственное воздействие на наиболее влиятельные СМИ, используя для этого самые разные методы, используя в качестве способа выражения государственных интересов. В период существования Союза Советских Социалистических Республик, например, такое влияние оказывалось через цензурирование материалов, партийность содержательной части материалов и демонстрацию характера выстроенной четко вертикально системы власти.
Вполне естественно, что резкие политические изменения в России в конце 80-х годов оказали влияние и на характер взаимоотношений между властью государства и средствами массовой информации. Произошла фактически замена государственной доминанты финансово – экономическими структурами, которые в своем большинстве имели прямое отношение либо к финансовым магнатам, использовавших их в своей борьбе за власть, либо аффилированными иностранными разведками структурами.
Лишь постепенно, используя новую правовую базу, средства массовой информации начали переходить из рук частных структур (зачастую связанных с криминалитетом, либо финансируемые иностранными разведками) под руководства медиа-холдингов с государственным участием. Начался новый курс построения и реструктуризации отношений государства со средствами массовой информации именно в интересах национальной безопасности и национальных интересов. В сентябре 2000 года Президентом Российской Федерации была утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации5.
Одновременно со сложившейся непростой ситуацией внутри нашего государства, необходимо учитывать и, не стоящие на месте в своем развитии другие страны, которые предпринимали огромные усилия в информационном противостоянии.
Так, в 1996 году в отчете американской военной корпорации «Рэнд», именуемом «Стратегия информационного противоборства. Новое лицо войны»6, вводилось понятие стратегической информационной войны, которое пояснялось как «использование киберпространства для того, чтобы оказывать влияние на стратегические военные операции и наносить урон национальной информационной инфраструктуре» противника.
В 1998 году данные американские проекты были сведены в «Объединенную доктрину информационных операций»7, в которой отражены элементы наступательных и оборонительных информационных компаний, позволяющих
воздействовать на все киберпространство планеты, с целью нанесения серьезного урона «для систем государственного и военного управления, экономической и финансовой системы страны-мишени».
Для реализации данной Доктрины, 30 апреля 1999 года в ЦРУ создано подразделение «Международного общественного информирования», официальной задачей которого является оказание влияния «на иностранных зрителей», с целью получения поддержки в вопросах американской внешней политики и противодействия пропаганде, исходящей от противников США.
В сегодняшних условиях высокой цифровизации общества, демократизации многих общественных процессов, формально цензура отсутствует8, однако, необходимость сохранения контроля процессов в области массовых средств информации не только сохранилась, но и приобрела одну из важнейших целей и составляющих государственной политики практически любого государства.
Складывающаяся международная и внутриполитическая ситуация такова, что «государство постоянно вынуждено находиться в процессе изменения политико-правовых отношений со средствами массовой информации»9.
Такими примерами могут быть: зарождение пресс-служб в каждом органе государственной власти, министерстве, проведение пресс-форумов с участием министров и Президента Российской Федерации, и отдельно пресс-конференция самого В.Путина, которая каждый раз становится главной темой мировых новостных лент всех информагентств и электронных СМИ.
Эти «площадки взаимодействия» с представителями средств массовой информации и коммуникации со всего Мира определенно стали самыми яркими и показательными в новом периоде цифровизации и изменений в отношениях с органами государственной власти, и особенно сейчас – в условиях пандемии, когда подобные мероприятия могут проводится дистанционно.
«Ежегодная пресс-конференция В.Путина, как обычно, охватила широкий спектр тем: от цен на авиабилеты с Дальнего Востока страны до Москвы до вывоза мусора, здравоохранения и изменения климата. Президент сказал, что приветствует все вопросы, в том числе критические. «Я всегда приветствую критику. Она всегда позволяет не терять голову и дает пищу для размышлений. Это заставляет нас дважды подумать о поднятых вопросах»10.
Этот яркий пример непосредственного общения Главы государства на различные темы отличный пример корректности и правильности выбранного пути ведения открытой формы взаимодействия в рамках правового поля получили положительные оценки во всем Мире. Средства массовой информации, в идеале стремящиеся к объективности распространяемых ими фактов, все чаще стали выступают в роли регулятора, а подчас и «контролера» за происходящими политическими событиями.
Современный политический процесс включает в себя новые тенденции, характерные для цифрового общества. В этих условиях средства массовой информации в качестве «четвёртой власти» вступают во взаимодействие с государственной властью. На данном этапе развития нашего государства, инфраструктурой информационного общества является новая «интеллектуальная», а не «механическая» техника. Социальная организация и информационные технологии образуют уже некий «симбиоз» функционала управления и отношений.
Теперь социальные процессы становятся вполне прогнозируемыми и программируемыми процессами11. «Социальное прогнозирование и его методы, реализуемые в СМИ, являются важнейшими аспектами познания социально-экономической, политической, духовной действительности и эффективного управления»12
1.2 Перспективы взаимодействия государственных органов управления и СМИ на новом этапе цифрового технологического развития
Полномасштабная реструктуризация всего государственного строя и государственной политики России неразрывно связаны с мировыми тенденциями развития передовых стран, например, таких как Китай, США или страны Евросоюза.
Не случайно на первом месте упоминается именно Китай. Россия, как государство, и российское руководство страны, отчетливо понимая темпы развития Китая, и деградационную сущность псевдо-капиталистической государственной системы США, прикладывают максимальные усилия для скорейшей компенсации потерянного времени развития нашей страны в период после распада СССР, чтобы трансформировать наше государство и подготовить его уровень развития для удержания на международной военно-политической арене.
Угрозы национальным интересам будут в разы сильнее и опаснее, если этот момент «заступоривания» в развитии США будет упущен. По некоторым аналитическим прогнозам, Китай громко «заявит» или «бросит вызов» мировым политическим игрокам уже в 2023 году.
Цифровизация, являясь инструментом управления и контроля - неотъемлемый процесс сегодняшнего миропорядка. А средства массовой информации нашей страны выступают в качестве инструмента, которым пользуются также и представители заинтересованных зарубежных спецслужб, политически ангажированные субъекты.
Их целью является нанесение любого значимого урона нашему обществу, нашей государственной системе в целом. Можно отметить своевременную трансформацию отношений государства и средств массовой информации, и ускорение процесса цифровизации, проводимые руководством страны.
Так, был разработан и в 2020 году утвержден Президентом Российской Федерации очень значимый для страны стратегический документ: «Стратегия о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденная Указом № 474 Президента Российской Федерации 21 июля 2020 года.
Также, для достижения показателей Указа, в январе 2021 года был утвержден «Проект Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года»13. «Во исполнение поручения Президента Российской Федерации, субъекты Российской Федерации разработали и утвердили региональные стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления»14.
В марте 2021 года выходит Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 № 504-19 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Информационное общество», в котором официально утверждены следующие задачи программы до 2024 года, с объемом финансирования более 10 млрд. руб.:
-
расширение участия Российской Федерации в международном информационном пространстве; -
обеспечение доступности для населения Российской Федерации актуальной и достоверной информации о событиях в стране и мире; -
увеличение в национальном информационном пространстве доли информации, ориентированной на здоровый образ жизни, социально ответственное поведение, заинтересованность в образовании и профессиональном росте, традиционные культурные, нравственные и семейные ценности, отвечающие приоритетам развития социальной политики государства; -
развитие социально значимых проектов в медиасреде; -
перевод фондовых материалов в цифровой формат; -
создание и обеспечение сохранности созданных информационных фондов и фондовых материалов.
Оценивая предпринимаемые шаги по трансформации государственной системы и отношений государства со средствами массовой информации, можно сделать вывод о том, что руководство страны получило «обратную связь» от общества, и начало действовать в направлении реструктуризации всей системы.
Актуальность и значимость современных электронных СМИ также подтолкнули руководство к тому, что аппарат государственного управления должен быть современным и активным в отношении общества и в отношениях со СМИ. Смена поколений социально – активного населения также оказала свое влияние. Большинство людей получает информацию не из печатных СМИ или телепередач, а из своего мобильного телефона.
Соответственно и государство, испытывающее международное политическое давление и влияние на общественность с помощью ставших более доступными за счет цифровизации средств массовой информации, также понимает необходимость защиты национальных интересов и начинает предпринимать шаги по трансформации отношений со средствами массовой информации.
В соответствии с программой цифровизации в нашей стране появились новые программы в области медиа ресурсной сферы:
-
Безопасный интернет; -
Оцифровка архивов; -
Телевидение нового поколения; -
Повышение уровня потребления легального контента в сети Интернет; -
Премии Правительства Российской Федерации в области СМИ; -
Цифровая грамотность;
-
Обеспечение информационно-разъяснительных мероприятий по пресечению коррупционной деятельности; -
Новые стандарты в образовании; -
Ограничение доступа к копиям заблокированных сайтов; -
Меры по борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19; -
Господдержка электронных и печатных СМИ и книжных издательств.
Все эти программы предназначены и направлены на скорейшую трансформацию самой формы сотрудничества и взаимодействия государства и средств массовой информации в том числе. Государство через правоохранительные структуры получило дополнительные регулятивные функции и возможности по отслеживанию контента, размещаемого на онлайн сервисах, в социальных сетях и телеграмм каналах.
Также, Верховный суд России обязал нижестоящий инстанции принимать иски к иностранным соцсетям от жителей нашей страны. То есть государство демонстрирует и возможности по защите прав своих граждан перед иностранными СМИ и социальными сетями15.
А появление большого количества программ именно господдержки СМИ в издании социально значимой литературы и материалов еще раз подчеркнуло степень заинтересованности государственной системы в усилении взаимовыгодного сосуществования со средствами массовой информации.
Приоритетные направления деятельности (отражают отношение государства к самим средствам массовой информации, направление их дальнейшего развития и взаимодействия с ними) включают:
-
обеспечение равных условий доступа к информации для всего населения Российской Федерации; -
повышение социальной и образовательной составляющей отечественных СМИ; -
защиту населения от противоправных действий в интернете; -
создание условий для развития легальных сервисов в интернете и борьба с пиратством; -
повышение конкурентоспособности российских СМИ.