Файл: Правила работы в ходе подготовки курсовой работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса, управления и психологии»

Факультет психологии

Кафедра психологии


ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Курсовая работа

На тему: Личностные особенности психолога консультанта

Красноярск 2021

СОДЕРЖАНИЕ

неверно форматирование! Исправьте


ВВЕДЕНИЕ 2

1.1 Общая характеристика профессиональной деятельности психолога 5

2.2 Личностные особенности психолога-консультанта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Положение

Правила работы в ходе подготовки курсовой работы:

На проверку сдается только форматированный текст!

Теперь работаем только в этом документе! Для того, чтобы все внесенные раннее изменения сохранялись. Не вносите изменения в название файла.
Синим маркером выделяю то, что вообще не соответствует, не подходит. Это нужно удалить и заменить (полностью изменить).

Желтым маркирую то, что неточно сформулировано, в целом текст правильный, но некорректная формулировка, нужно ее переработать в другой стилистике, перефразировать.

Текст красным цветом - пишу комментарии или отмечаю то, что уже изменила сама, чтобы вы обратили внимание на эти исправления (их пока оставляйте).

То, что после замечаний Вы исправили, там где был желтый и синий маркер, заменяйте маркер на зеленый. Для повторной проверки внесенных изменений.
нумерация сверху
ВВЕДЕНИЕ

ссылки по тексту

Введение нужно переработать, уточните об этом на консультации

Психологическое консультирование – это особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней.

Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.


Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причемсделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно дляреализации клиенту.
Изучение аспектов проблемы соответствия личности требованиям профессии прослеживается в трудах Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова, А.Ф. Бондаренко, С.Д. Максименко, Н.В. Чепелева, Б.А. Федоришина и др., направленных на определение тех качеств личности, которые способствуют успешной работе специалиста. Но одновременно не достаточно исследован и определен тот минимально необходимый объем профессионально значимых качеств личности, отсутствие которого приводит к негативным последствиям в профессиональной работе психолога или исключает ее вообще.
Современный научный подход к анализу личности психолога определяет определенный круг профессионально важных качеств специалиста. Значительная часть из них может быть сформирована, развита или усовершенствована в процессе обучения в вузе и дальнейшей профессиональной деятельности с помощью различных психолого-педагогических средств развития и саморазвития. Но наряду с этим существует определенный круг черт и качеств личности, педагогические возможности развития которых ограничены, или наличие которых делает невозможной успешную профессиональную деятельность психолога.
Цель исследования заключается в определении профессионально важных личностных черт психолога.

Задачи:









Объект: личность психолога-консультанта.

Предмет: личностные качества в профессиональной деятельности психолога-консультанта.
Согласно поставленной цели были определены задачи исследования:

Провести анализ проблемы определения профпригодности будущего психолога.

Сформулировать модель личности психолога.

Провести психологический анализ профессионально важных качеств личности психолога.

Изучить умение общаться с клиентом как стержневую черту психолога.

I

1.1 Общая характеристика профессиональной деятельности психолога

разделите текст на абзацы, включите ссылки
Профессиональная пригодность личности рассматривается в научной литературе как совокупность личностных качеств человека, которые влияют на успешность усвоения профессиональных знаний и эффективность выполнения трудовой деятельности. Профессиональную пригодность рассматривали такие ученые как В.А. Бодров, А.Н. Иванова, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков, Б.А. Федоришин, В.В. Рыбалка, Н.В. Самоукина. При этом современный подход к пониманию профессиональной пригодности специалиста заключается в определении профессионально важных качеств личности специалиста,
выявлении реального уровня их выраженности, что является необходимым условием прогнозирования успешности профессиональной деятельности. Отмечается, что одна часть профессионально важных качеств может развиваться и совершенствоваться в процессе профессионального образования и деятельности, а вторая часть, вследствие ограниченности возможностей своего развития, может вызывать низкую эффективность профессиональной успешности, выступать фактором личностной непригодности к овладению данной специальности. Выявление степени пригодности человека к определенному виду деятельности рассматривается как основная задача профессионального отбора (В.А. Бодров, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, Б. Кулагин, Н. Макаренко, Е.А. Милерян, Б.А. Пухов и др.), предусматривающего разработку и обоснование адекватных методов и процедур для получения опережающей информации об успешности будущей профессиональной деятельности. В структуре профотбора исследователями подчеркивается обязательность учета личностного аспекта, сущностью которого является диагностика и прогнозирование степени развития тех качеств личности, отвечающих требованиям конкретных профессий и способствующих их успешному усвоению и эффективной профессиональной деятельности. Необходимость психологического профессионального отбора особенно актуальна для профессий типа "человек-человек", в частности - профессии психолога, несмотря на то, что ее объектом является человеческая личность. Как отмечают исследователи, определение уровня профпригодности будущего психолога целесообразно проводить накануне поступления в вузы. Мы солидарны с мнением ряда специалистов, что на современном этапе становления научной психологии методики профессионального отбора по специальности психолога только создаются, не определен с достаточной полнотой перечень профессионально важных качеств и диапазон их индивидуальных различий, не существует четко определенных показателей и критериев профессиональной пригодности (А.П. Санникова, А.П. Сергеенкова, С.Н. Симоненко, Н. В. Чепелева и др.). Задача определения уровня профессиональной пригодности имеет два пути решения, основанные на основе различных подходов: "по максимуму" и "по минимуму". Для реализации первого подхода необходимо выявление лиц с высоким уровнем развития профессионально важных качеств личности, т.е. отбор по наиболее подходящими качествами, который не учитывает потенциал развития, существующий у лиц с пониженными (но в пределах профессиональных требований) показателями. Второй подход, "по минимуму", состоит в определении признаков профессиональной непригодности и, на этой основе, - в выявлении круга лиц, являющимися прогностически неперспективными в плане профессиональной успешности. Это дает возможность своевременно переориентировать их на другую специальность, что больше соответствует их личным качествам. Такой подход дает возможность более четко обозначить прогностически перспективных абитуриентов и предложить направления развития профессионально значимых качеств для лиц со сниженными показателями профессиональной пригодности к профессии психолога. Считаем, что подход "по минимуму" является не менее эффективным, чем первый подход - "по максимуму", поскольку выявление лиц с очень низкими показателями уровня профессионально важных качеств позволяет достоверно прогнозировать их малоэффективной профессиональную деятельность, связанную с большим количеством профессиональных ошибок (особенно, когда цена ошибки - судьба человека), и пониженную успеваемость во время учебы, а также своевременно рекомендовать им направление саморазвития или переориентации на другие профессии. Проведенная таким образом дифференциация кандидатов на обучение с целью определения минимального количества личностных качеств, отсутствие которых делает человека непригодным для овладения профессией психолога, позволяет повысить после отбора эффективность подготовки специалистов, поскольку дает возможность сосредоточить усилия профессиональной подготовки именно на тех лицах, которые прогностически способны успешно усвоить и квалифицированно применять весь комплекс профессиональных знаний и умений при соблюдении профессиональных требований к личности психолога. Как показало изучение исследуемой проблемы, определению профессионально важных качеств личности психолога и особенностей его профессиональной деятельности, исходя из анализа особенностей профессиональной деятельности, в современной научной литературе уделяется значительное внимание. Анализируя требования профессии к личности специалиста, исследователи высказывают разные точки зрения относительно важности тех или иных индивидуально-психологических особенностей. Исследователи пришли к выводу, что большая часть профессионально важных черт и качеств личности психолога может быть сформирована или усовершенствованная протяжении обучения в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности. Наряду с этим существует определенный круг неблагоприятных для профессиональной деятельности качеств, возможности формирования и развития которых во время обучения ограничены. Наличие этих качеств в дальнейшем определяет низкую эффективность профессиональной деятельности,
чрезмерную перегрузку и перенапряжение личности, большое количество профессиональных ошибок в дальнейшей деятельности в сфере взаимодействия "человек-человек". Вследствие этого наличие таких личностных качеств делает маловероятным или невозможным вообще овладение профессией психолога на профессионально необходимом уровне. Мы разделяем выводы о низком или слишком высоком уровнях выраженности отдельных профессионально важных качеств, возможности формирования и коррекции которых во время учебы в вузе ограничены, выступают неблагоприятным фактором по успеваемости и деятельности психолога и определяют его профессиональную несоответствие2].

1.2 Профессиональные качества психолога

Для реального выполнения профессиональной деятельности каждый человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии, эти качества трактуются как профессионально важные качества. Так, профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств (индивидуально-психологических особенностей) отдельные функции профессионально важных качеств могут выполнять и некоторые внепсихические свойства субъекта – соматические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. К примеру, физическая сила и выносливость – пример ярко выраженных профессионально важных качеств (ПВК) для многих видов деятельности.
Согласно А.В. Карпову, профессионально важные качества делятся на четыре основные группы, образующие в своей совокупности структуру профессиональной пригодности []:

оформите список

·абсолютные ПВКне сокращать – свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;

·относительные ПВК, определяющие возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);

·мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности. Доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);

·анти-ПВК: свойства, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности. Структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже отсутствие. В противоположность качествам первых трех групп они коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно [1, 191-192].


описывайте ПВК психолога. Первоначально в общем, затем выделите ПВК именно для консультанта

2.

2.1 Модель личности психолога-консультанта

Психологом-консультант – это специалист, который на достаточно профессиональном и на высоком уровне занимается психологическим консультированием. Консультантом может стать только тот человек, который имеет общее и специальное высшее психологическое образование и, кроме того, достаточный опыт практической работы в роли психолога-консультанта и подтвержденный соответствующим сертификатом.

2.2 Особенность и характер профессионально важных черт
приведите в прядок текст для проверки

Система общих, профессиональных и морально-этических требований,предъявляемых к психологическому консультированию и к практической работепсихолога-консультанта, лучше всего отражена в существующих кодексахпрофессиональной этики практических психологов. Многие положения этихкодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта.Напомним об этих положениях, включив в их формулировки вместо слова«психолог» словосочетание «психолог-консультант».1. Профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется егоособой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые онпредлагает клиенту.

2. Практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться насоответствующие морально-этические и юридические основы.

3. Деятельность психолога-консультанта направлена на достижениеисключительно гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни былоограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного)развития клиента.

4. Свою работу психолог-консультант строит на основе безусловного уважениядостоинства и неприкосновенности личности клиента. Психолог-консультантуважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщейДекларацией прав человека.

5. В работе с клиентами психолог-консультант руководствуется принципамичестности и открытости (искренности). Вместе с тем он должен бытьосмотрителен в советах и рекомендациях клиенту.

6. Психолог-консультант обязан ставить в известность коллег, членов своихпрофессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, ослучаях негуманного отношения к клиентам.7. Психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам,для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания иумения.

8. В своей работе психолог-консультант должен применять толькоапробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам.