Файл: Правила работы в ходе подготовки курсовой работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


9. Обязательной составной частью работы психолога-консультанта являетсяпостоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знанийи умений.

10. В случае вынужденного применения психологических методик ирекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностьюотвечающих научным требованиям, психолог-консультант должен об этомпредупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.

11. Психолог-консультант не имеет права разглашать или передавать третьимлицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования.

12. Психолог-консультант обязан препятствовать использованию методовпсихологического консультирования и психологического воздействия на людейнекомпетентными лицами, профессионально не подготовленными людьми, а такжепредупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов».13. Психолог-консультант не имеет права передавать некомпетентным лицамметоды психологической работы с клиентами.

14. Психологу-консультанту следует соблюдать осторожность, чтобы невызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать емуобещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.

15. Психолог-консультант несет личную ответственность за хранение в тайнеинформации, касающейся клиентов.

Соблюдение всех этих правил или этических норм является обязательным впрактической работе психолога-консультанта.

Есть, кроме того, ряд существенных отличий хорошего, профессиональноподготовленного психолога-консультанта от плохого, профессионально невполне подготовленного. Эти отличия касаются того, как психолог-консультантведет себя по отношению к клиенту в разных ситуациях психологическогоконсультирования, как он выходит из затруднительных случаев, которыенередко возникают в процессе проведения психологического консультирования.Представленная ниже таблица 1 включает в себя перечисление в сравнениидесяти особенностей поведения хорошего и плохого психолога-консультанта.Таблица 1

Сравнительные особенности поведения во время консультации хорошего иплохого психолога-консультанта

№ п/п

Сравниваемые особенности поведения

Хороший психолог-консультант

Плохой психолог-консультант

1

Постановка целей консультирования

Пытается помочь клиенту в достижении им самим определенных целей

Пытается навязать клиенту свои собственные цели, игнорируя желание клиента


Стратегия консультирования, проявляемая в

Рекомендациях, предлагаемых клиенту

Предлагает клиенту разные способы поведения и,

Если это необходимо,

Называет клиенту конкретные действия, которые следует совершить

Предлагает клиенту только разные способы поведения, фактически отказываясь давать ему конкретные советы и рекомендации, даже если клиент

Об этом просит

Восприятие

Происходящего во время консультации

Понимает и способен принять и признать как правильную любую точку зрения на проблему, практически действовать в соответствии с ней

Ограничен в своем мышлении лишь одной единственной точкой зрения, не способен понять и

Признать точки зрения других

Теоретическая психологическая ориентация при толковании исповеди

клиентПонимает, принимает и практически работает внутри разных теорий.

Хорошо видит и высоко оценивает потенциальную полезность многих

Альтернативных психотерапевтических подходов

Может практически работать только внутри одной-единственной теории или одного психотерапевтического подхода.

Другие теории и подходы воспринимает как не верные

Продолжение табл. 1№ п/п

Сравниваемые особенности поведения

Хороший психолог-консультант

Плохой психолог-консультант

5

Осознание собственных возможностей и

Ограничений

Осознает собственную

Ограниченность. Согласен работать под контролем более опытного психолога-консультанта. Делится своим опытом с другими психологами-

Консультантами и готов воспользоваться их опытом работДействует без осознания

Ограниченности собственных возможностей.

Отказывается работать

Под контролем других

Психологов-консультантов. Не любит делиться

Секретами и профессиональным опытом с другими психологами-консультантами, не использует в своей работе их опыт

6

Осознание психологического влияния, оказываемого на клиента, и обратного влияния клиента на психолога-консультанта

Осознает, как его собственные действия влияют на клиента и как поведение клиента в свою очередь влияет на него

Не осознает своего влияния на клиента и обратного воздействия клиента на него самого

7

Ориентация на личность клиента и на его проблему во время проведения исповеди

Следует за чувствами и мыслями клиента, не задает ему лишних вопросов во время исповеди

Уделяет большое внимание вопросам, не имеющим прямого отношения к делу клиента. В свою очередь может игнорировать вопросы, волнующие самого клиента


Окончание табл. 1№ п/п

Сравниваемые особенности поведения

Хороший психолог-консультант

Плохой психолог-консультант

8

Ответные реакции на действия клиента и на ситуацию консультирования

В состоянии достаточно гибко реагировать на широкий спектр ситуаций и проблем, возникающих в процессе проведения консультирования

Есть ситуации, для которых психолог-консультант не может подобрать адекватную реакцию или же отвечает на них одной и той же однотипной, однообразной, негибкой реакцией

9

Уважение человеческого достоинства клиента

Честно и с должным уважением относится к клиенту

Не уважает клиента, может разговаривать с ним в оскорбительном тоне

10

Конфиденциальность консультирования

Сохраняет в тайне все, что касается клиента, его проблемы и личной жизни, и обязательно просит у клиента разрешения, если возникает необходимость сообщить о нем кому-либо какие-нибудь сведения

Без разрешения клиента обсуждает его проблему и то, что касается лично его, с посторонними людьми

В дополнение к сказанному остановимся на качествах, которыми психолог-консультант должен обладать и которые он должен проявлять в общении склиентами.

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностьюпонимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мирдругого человека – клиента, понимать его, видеть происходящее с егособственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимуюи правильную его точку зрения.

2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир,психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах,вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытымдля себя.3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствияему, а также жестов, мимики, пантомимики.

4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение кклиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем.

5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его сторонытех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается,даже если это поведение самому консультанту не нравится.

6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.


7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельносправиться со своей проблемой.

8. Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента отсвоих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло1.

1Мей Р. Искусство психологического консультирования. – С. 98.

9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой иклиентом.

10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя.

Эмпатия – это основное межличностное качество, которым должен обладатьпсихолог-консультант. Главным в этом качестве является готовность, желаниеи способность человека психологически чувствовать и понимать другого,смотреть на мир его глазами, на время, забывая о своем восприятии мира, освоей собственной точке зрения. Это качество психолог-консультант проявляетна всем протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, оказываетсяспособным лучше и глубже понимать клиента, эффективнее ему помогать.

Открытость как свойство личности имеет несколько различных проявлений. Во-первых, это готовность психолога-консультанта быть открытым как личностьдля клиента (правда, не настолько, чтобы роли консультанта и клиентапоменялись между собой и клиент, узнав о проблемах консультанта, сталсопереживать и сочувствовать ему самому). Подмена ролей обычно происходиттогда, когда психолог-консультант начинает рассказывать клиенту о своихпроблемах, вызывая у последнего желание помочь консультанту.

Мера открытости должна определяться ощущениями клиента: если он считаетпсихолога-консультанта открытым человеком и не испытывает боязни открытьсяперед ним – значит, в плане открытости консультанта клиенту все в порядке.Во-вторых, открытость – это стремление психолога-консультанта в личномобщении с клиентом оставаться самим собой, естественно проявляя не толькосвои достоинства, но, возможно, и недостатки. Будучи вполне открытымчеловеком, психолог-консультант демонстрирует клиенту свои недостатки недля того, чтобы эпатировать или шокировать его, не затем, чтобы вызватьсочувствие с его стороны, а для того, чтобы показать, что сам консультант –это обычный живой человек, который, как и все люди, имеет недостатки и нестарается в процессе консультирования играть не свойственную ему в жизнироль.

В-третьих, открытость проявляется в том, что консультант показывает клиентуготовность обсуждать с ним любые вопросы. Эмпатия сопутствует открытости,одно без другого существовать практически не может.


Под выражением личной заботы психолога-консультанта о клиенте понимаетсятакое внешнее поведение психолога-консультанта, которое выражается вдействиях и словах, демонстрирующих искреннюю заинтересованность, заботуконсультанта о клиенте. Такая забота, однако, также не должна бытьчрезмерной. Психологу-консультанту в общении с клиентом не рекомендуетсябыть слишком эмоциональным человеком, чтобы не оказывать возбуждающеговлияния на психологическое состояние клиента.Доброжелательность – это также важное психологическое качествоконсультанта. Хотя данное качество коррелирует практически со всемиперечисленными выше качествами личности, однако, оно имеет и своисобственные индивидуальные проявления. К ним, в частности, относится умениепсихолога-консультанта в любых ситуациях, что бы ни случилось и как бы нивел себя сам клиент, сохранять ровный и, безусловно, доброжелательный стильобщения с ним.

Особое место в практике психологического консультирования занимает такназываемоебезоценочное отношение психолога- консультанта к клиенту.Поясним, что под этим имеется в виду. Прежде всего – это стремлениепсихолога-консультанта в общении с клиентом избегать прямого оценивания егодействий и личности. Что бы клиент ни говорил о себе, какие бы внутренниечувства ни испытывал по отношению к нему психолог-консультант, одобряя илине одобряя про себя его поступки, консультанту следует воздерживаться отоценок поступков клиента. Главная его задача состоит в максимально глубокомпонимании клиента, его проблемы и в том, чтобы помочь эту проблему решить.Отказ от нравоучений и навязывания клиенту своего мнения со стороныконсультанта в основном относится к моменту исповеди клиента, оцениванияего проблемы и выработки рекомендаций по поводу того, как данную проблемурешить. Консультирование – это процесс, в котором обе стороны – психолог-консультант и клиент – как личности равны. Данное равенство являетсяфактическим и распространяется на все без исключения этапыконсультирования. Если психолог-консультант прав, а клиент ошибается, токонсультанту следует продолжить его убеждать и прекратить это делать лишьтогда, когда клиент начнет оказывать явное, труднопреодолимое сопротивлениеусилиям психолога. Далее консультанту следует предоставить клиентувозможность поступить так, как он сам считает нужным.