Файл: Познавательная деятельность на разных этапах онтогенеза определяется степенью зрелости и характером взаимодействия обеспечивающих ее структур мозга. Имеющиеся онтогенетические данные Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, 1999.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раскрашивание рисунков предполагает разные виды штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, отработке координации движений. При работе со штрихом развивается внутренняя и внешняя речь ребёнка, его логическое мышление, активизируются творческие способности, что имеет большое значение для детей-логопатов.

В старшем дошкольном возрасте вводится работа в тетрадях в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков, т.к. рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве. В процессе работы в тетради у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Использование Вальфдорских форм. Для работы на уровне произношения изолированного звука, звукосочетания можно использовать прием рисования Вальфдорских форм. Рисовать можно ручкой, фломастером, мелом на дощечке, асфальте. При этом выполняются несколько целей: подготовка руки к письму, развитие речи, так как речевое развитие происходит под влиянием развития пальчиков.

Выводы по второй главе
Исходя из полученных результатов, можно предположить, что дети с ОНР в большинстве случаев выпускаются из детских садов с низким уровнем развития зрительного и особенно буквенного гнозиса. Только отдельные дети готовы к овладению письмом. Очевидно, что этот вид работы с детьми нуждается в совершенствовании и индивидуализации.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети с ОНР приходят в школу с низким уровнем развития сукцессивного гнозиса, что делает вероятными трудности в процессе дальнейшего овладения письмом.

Таким образом, проведенное исследование показало, что способности к переработке оптической информации у детей с речевой патологией снижены в сравнении с детьми контрольной группы; кроме того, оно позволило выявить конкретные трудности, которые испытывают дети с ОНР в ходе овладения программным материалом, направленным на формирование гностических процессов.

Обследование сформированности зрительно-моторных навыков выявило низкий уровень в экспериментальной группе, что в дальнейшем не позволит дошкольникам с общим недоразвитием речи успешно усвоить письменную речь.


Таким образом, эксперимент эмпирически и статистически подтвердил гипотезу о том, что у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие и зрительно-моторные навыки.

Кроме того статистический анализ показал, что существуют тесные корреляционные связи между уровнем сформированности зрительно-моторных навыков и зрительного гнозиса.

Полученные экспериментальные данные показывают необходимость совершенствования логопедической работы по формированию зрительного гнозиса, зрительно-моторных навыков.


Заключение



На отставание в развитии зрительного восприятия и зрительных предметных образов у детей с различными формами дизартрии, с задержками речевого развития при отсутствии первичных интеллектуальных нарушений указывают многие исследователи. Ученые указывают на то, что нарушения зрительной сферы у детей с выраженной речевой патологией проявляются в основном в бедности и недифференцированное зрительных образов, инертности и непрочности зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета.

Подобные нарушения зрительного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи приводят к оптической дисграфии в школе. Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками; в различные моменты буквы воспринимаются по-разному; вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. В тяжелых случаях оптической дисграфии написание слов невозможно, ребенок пишет только отдельные буквы. В ряде случаев, особенно у левшей, имеет место зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево.

Коррекционное логопедическое воздействие должно быть направлено не только на устранение недостатков формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР, которые обеспечивают усвоение правил правописания, но и на развитие зрительного восприятия и формирование зрительно-моторных навыков, так как двигательные функции обеспечивают организацию различных видов восприятия, которое, в свою очередь, является регулятором разнообразных практических действий.

В настоящей работе:

рассмотрено зрительное восприятие в норме и у дошкольников с общим недоразвитием речи;

проведен констатирующий эксперимент и проанализированы его результаты;

разработаны методические рекомендации по формированию зрительного восприятия и зрительно-моторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что задачи исследования выполнены, цель достигнута, а гипотеза исследования о том, что у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие и зрительно-моторные навыки, и существуют тесные корреляционные связи между уровнем сформированности зрительно-моторных навыков и зрительного гнозиса, полностью подтверждена в экспериментальной части исследования.

Список литературы





  1. Адам Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога: Пер. с англ. / Перевод Алексеенко Н.Ю.; Под ред. и с предисл. Е.Н. Соколова. - М.: Мир, 1983. - 152 с.

  2. Ананьев Б.Г. Восстановление функций при аграфии и алексии травматического происхождения // Ученые записки МГУ: В 3-х т. Т. 2. - М., 1947. - С. 232-254.

  3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., 2005. - 345 с.

  4. Аппаратурная диагностика отклонений в психическом развитии школьника по показателям глазодвигательной активности. // Сборник "Актуальные проблемы в деятельности учреждений для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи". Тезисы докладов 3-й городской конференции ПМС центров. - М., 2001. - С. 5-6.

  5. Безруких М.М. Критерии оценки состояния организма школьников в процессе письма: Авто-реф. канд. дис. - М., 1974. - 33 с.

  6. Бережная Е.К. О роли зрительной связи в точностных движениях // Управление движениями. - Л., 1970. - 67 с.

  7. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М., 1947. - 482 с.

  8. Буякас Т.М., Гиппенрейтер Ю.Б. О некоторых особенностях глазного слежения за самоуправляемой целью // Исследование зрительной деятельности человека. - М., 1973. - 255 с.

  9. Васютина А.И. К вопросу о роли зрительно рецепции в пространственном анализе двигательных актов у детей // Труды третьей науч. конференции по возрастной морфол., физиол. и биохимии. - М., 1959. - С.121-132.

  10. Ведяев Ф.П., Завацкий В.И., Ровный А.С. Разностная чувствительность кинестетической и зрительной сенсорных систем при сложной двигательной деятельности человека // Журн. высшей нервной деятельности. - 1975. - Т.25. Вып.1. - С.4-12.

  11. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1996. - С.231-291.

  12. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. - М., 1930. Т 1-2. - 302 с.

  13. Детская психодиагностика. - М., 2001. - 48 с.

  14. Дошкольное образования. Психолого-педагогическая практика. Уч. - метод. пособие. - М., 2004 - 77 с.

  15. Журба Л.Т., Мастюкова, Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М., Медицина, 1981. - 272 с.

  16. Завялов А.В., Комиссаров В.И. Корреляция между чувствительностью кинестетического и зрительного анализаторов человека // Журн. высшей нервной деятельности. - 1968. - Т.18. Вып.1. - С.22-29.

  17. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.

  18. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. - М.: "БУК-МАСТЕР", 1993. - 191 с.

  19. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей. - Л.: 1990. - 238 с.

  20. Левина Р., Никашина Н.А. Характеристика ОНР у детей // Основы теории и практики логопедии / Под ред.Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1968. - 265 с.

  21. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2006. - 88 с.

  22. Морфофункциональное созревание основных физиологических системорганизма детей дошкольного возраста / Под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. - М.: Педагогика, 1983. - 188 с.

  23. Обухова Н.З., Роман Р.А. О роли зрения и мышечно-суставного чувства в воспроизведении пассивных движений (сгибание руки в локтевом суставе) // Журн. высшей нервной деятельности. - 1964. - Т.14. Вып.6. - С.30-38.

  24. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд.2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.

  25. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. - Самара, 2004. - 672 с.

  26. Солнечные ступеньки. Знакомство с клеточками. Задания на развитие зрительного восприятия, мелкую моторику. Для детей 3-4 лет. - Киров, 2008. - 32 с.

  27. Усанова О.Н., Фигередо З.З. Особенности зрительного восприятия детей 6-летнего возраста с речевой патологией // Проблемы патологии речи: Тезисы всесоюзного симпозиума. - М., 1989. - С.18-30.

  28. Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития // Дефектология. - 1993. - № 5. - С.3-10.

  29. Чиркина Г.В., Русецкая М.Н. Визуальный тренажер. - М.: АРКТИ, 2006. - 23 с.

  30. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 240 с.