Файл: Познавательная деятельность на разных этапах онтогенеза определяется степенью зрелости и характером взаимодействия обеспечивающих ее структур мозга. Имеющиеся онтогенетические данные Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, 1999.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по первой главе



Восприятие - ощущения, обобщенные с понятиями, простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа. Нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе процесса зрительного восприятия, реализуются при участии межнейронных связей различных уровней зрительного анализатора.

Патология восприятия условно подразделяется на иллюзии, галлюцинации, психосенсорные расстройства и агнозии.

Анализ литературы показывает, что у дошкольников с речевой патологией такая психическая функция, как зрительное восприятие, отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета.

Глава 2. Опытно эксперементальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи




2.1 Методики и организация исследования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи



Целью экспериментального исследования являлось изучение особенностей формирования и нарушения различных видов зрительного гнозиса у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно речевому развитию детей N 85 "Золотой ключик".

Объектом исследования являлись дошкольники в возрасте 6 лет. Выбор возрастного контингента определялся тем, что уровень развития в шестилетнем возрасте, непосредственно перед поступлением в школу, является одним из индикаторов определения последующей успеваемости.

Было обследовано 10 детей из логопедических групп для детей с нарушениями речи (экспериментальная группа). Была выбрана однородная группа детей - все дети с ОНР - III уровня речевого развития. Результаты выполнения ими специально подобранных заданий сопоставлялись с результатами работ 10 дошкольников с нормальным речевым развитием из старших групп детских садов (контрольная группа).

Все задания были представлены в игровой форме, соответственно возрасту испытуемых.


В ходе исследования использовался нейропсихологический метод, адаптированный применительно к детскому возрасту, который имеет существенное диагностическое и прогностическое значение, так как обеспечивает не только количественный, но и качественный анализ нарушений высших психических функций.
Методика обследования включала в себя 5 серий заданий:

I серия была направлена на исследование предметного гнозиса. Она включала в себя 8 заданий, в которых испытуемым предъявлялись разные объекты и предметные картинки в условиях постепенного изменения количества информативных признаков (реальные, контурные, пунктирные рисунки, с зашумленным фоном, наложенные друг на друга рисунки, вписанные друг в друга геометрические фигуры, пунктирные изображения предметов с недостающими деталями).

II серия была использована для исследования буквенного гнозиса. Она представляла собой набор из 10 заданий, предъявляемых в порядке постепенного усложнения (называние букв печатного шрифта, данных в беспорядке; нахождение буквы, предъявленной зрительно, среди ряда других букв; показ буквы по заданному звуку; узнавание букв в условиях зашумления; изображенных пунктирно; в неправильном положении; наложенных друг на друга; правильно и зеркально написанных; называние и сравнение букв, сходных графически; нахождение среди сходных по начертанию букв нужной).

III серия была направлена на исследование симультанного гнозиса. Она состояла из заданий, направленных на выяснение способности к пониманию смысла сюжетной картинки (изображение нелепых ситуаций; составление сюжетной картинки из двух, четырех частей).

Для исследования сукцессивного гнозиса ребенку предлагалось разложить серию из трех сюжетных картинок по порядку и составить по ним рассказ (IV серия).

Целью V серии являлось исследование оптико-пространственного гнозиса. Она включала в себя набор из 11 заданий, в ходе выполнения которых исследовались следующие способности детей:


умение ориентироваться в собственном теле (нахождение и показ правых и левых частей собственного тела; то же на изображении человека; речевая проба Хэда);

умение ориентироваться в окружающем пространстве (определение различных направлений относительно собственного тела; относительно человека, стоящего лицом к испытуемому; выполнение поворотов в указанном направлении; определение своего положения среди предметов);

умение ориентироваться на плоскости (на листе бумаги; определение пространственных взаимоотношений объектов).

Также в эксперименте диагностировался уровень сформированности зрительно-моторного навыка - методика «Обведи точки». Детям предлагалось по точкам нарисовать различные предметы и фигуры (приложение 1).

Баллы начислялись за: доведение линии без отрыва от бумаги - 3 балла; умение не выходить за пределы точек - 3 балла; полное соединение линией с точками 3 балла.

Максимальное количество баллов - 9.8-9 баллов - высокий уровень; 6-7 балла - средний уровень; 3-5 - ниже среднего; 0-2 балла - низкий уровень.


2.2 Анализ результатов исследования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи



Результаты I серии проведенного эксперимента не выявили гностических расстройств. Простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличалось у детей с нормальным речевым развитием и с ОНР. Однако у последних наблюдались более значительные затруднения при усложнении заданий. Лишь 25% детей с речевой патологией полностью справились со всеми тестами I серии, 25% неверно выполняли одно задание (у одних сложность вызвало узнавание предметов в условиях наложения, у других - узнавание вписанных друг в друга геометрических фигур).18,7% детей не справились с обоими названными заданиями.31,3% детей с ОНР неверно выполнили 3 задания (два, названных выше, и, кроме того, узнавание предметов в условиях зашумления фона изображения). Помимо этого, выявлено увеличение числа ошибок при уменьшении количества информативных признаков предметов, что подтверждает результаты, полученные О.Н. Усановой, З.З. Фигередо при обследовании детей со стертыми алалическими и дизартрическими нарушениями речи.

Результаты обследования детей контрольной группы оказались значительно лучше: 68,8% из них верно выполнили всю серию на узнавание предметов. Имеющиеся случаи неверного выполнения заданий носили характер единичных ошибок, которые заключались в следующем: 18,8% детей не справились с одним заданием (узнавание предметов, изображенных пунктирно); 12,5% допустили ошибки в 2 заданиях серии (узнавание предметов в условиях наложения; узнавание вписанных друг в друга геометрических фигур). В контрольной группе не было ни одного ребенка, который бы ошибочно выполнил 3 задания серии.


Рис. 3. Результаты 1 серии в экспериментальной группе

1 - высокий уровень; 2 - средний; 3 - ниже среднего; 4 - низкий уровень


Рис. 4. Результаты 1 серии в контрольной группе

1 - высокий уровень; 2 - средний; 3 - ниже среднего; 4 - низкий уровень



Рис. 5. Сравнение результатов 1 серии в экспериментальной и контрольной группах


1 ряд ЭГ; 2 ряд - КГ

1 - высокий уровень; 2 - средний; 3 - ниже среднего; 4 - низкий уровень
Анализ результатов исследования буквенного гнозиса (II серия заданий) выявил более глубокие различия между показателями экспериментальной и контрольной групп. Среди дошкольников с нормальным речевым развитием 43,7% правильно выполнили всю серию заданий; 43,7% допустили ошибки при выполнении лишь одного задания (дифференциация правильно и зеркально написанных букв; одна девочка сделала ошибку при узнавании букв, наложенных друг на друга); 12,6% не справились с 2 заданиями.

В отличие от детей контрольной группы ни один ребенок с ОНР не смог правильно выполнить всю предложенную серию; 12,5% допускали ошибки в одном задании (дифференциация правильно и зеркально написанных букв); 43,8% неверно выполняли 2 задания серии (названное выше и узнавание букв, наложенных друг на друга); 12,5% не справлялись с 3 заданиями (задания, названные выше, и, кроме того, дети не могли правильно назвать все буквы печатного шрифта). Остальные (31,2%) неверно выполняли 4 и более заданий серии.


Рис. 6. Результаты 2 серии в экспериментальной группе

1 - высокий уровень; 2 - средний; 3 - ниже среднего; 4 - низкий уровень; 5 - очень низкий уровень


Рис. 7. Результаты 2 серии в контрольной группе

1 - высокий уровень; 2 - средний; 3 - ниже среднего; 4 - низкий уровень; 5 - очень низкий уровень



Рис. 8. Сравнение результатов 2 серии в экспериментальной и контрольной группах

1 ряд ЭГ; 2 ряд - КГ

1 - высокий уровень; 2 - средний; 3 - ниже среднего; 4 - низкий уровень; 5 - очень низкий уровень
Исходя из полученных результатов, можно предположить, что лети с ОНР в большинстве случаев выпускаются из детских садов с низким уровнем развития буквенного гнозиса. Только отдельные дети готовы к овладению письмом. Очевидно, что этот вид работы с детьми нуждается в совершенствовании и индивидуализации.

Задание III серии заключалось в том, что испытуемые должны были рассмотреть сюжетную картинку "Нелепицы" и перечислить несоответствия основному сюжету. Выполнение этого задания оказалось для детей обеих групп легче, чем предыдущего. У всех испытуемых отмечалась адекватная эмоциональная реакция при рассмотрении картинки. Все дети контрольной группы правильно выполнили задание, выделив все нелепые ситуации.