Файл: Эпельман Т.Е. Судовые теплоэнергетические установки и их оборудование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Энергетическая установка ГТУ-20 (Ne = 9550 кВт) состоит из двух одинаковых ГТУ-10, выполненных по сложной тепловой схеме (с регенерацией и промежуточным охлаждением воздуха) и работаю­ щих на один общий редуктор. Каждая из первичных ГТУ включает два турбокомпрессорных агрегата (ТКВД и ТКНД), воздухоохла­ дитель, регенератор, камеру сгорания, воздухопроводы и газоходы, системы, обслуживающие установку. На гребной винт передается избыточная мощность турбин ТКНД .

Реверс судна осуществляется с помощью ВРШ. Для пуска тур­ бин используется электродвигатель пер£менного тока, подключаемый через гидромуфту.

Установка снабжена комбинированным утилизационным паро­

генератором производительностью около 5000 кг/ч

насыщенного

пара при давлении 0,5 МН/м2 . Для снабжения паром

общесудовых

потребителей на стоянке имеется еще один небольшой вспомогатель­ ный парогенератор.

Для выработки электроэнергии служат два дизель-генератора

мощностью 270 кВт каждый и один турбогенератор

мощностью

400 кВт. Турбогенератор обеспечивает

электроэнергией

судно на хо­

довых режимах, получая пар от

утилизационного

парогене­

ратора.

 

 

Установка оборудована пневмозлектрической системой дистан­ ционного управления, что позволяет управлять ею из ЦПУ и из ходовой рубки. ЦПУ размещен на платформе машинного отделения у носовой переборки. В ЦПУ вынесены пульт управления ГТУ и ВРШ, главный распределительный щит и щиты аварийно-предупре­ дительной сигнализации.

Расположение оборудования ДУ. Варианты расположения обо­ рудования в машинных отделениях отдельных судов с ДУ весьма разнообразны и характеризуются в первую очередь комплектацией

итипом применяемого оборудования.

Внастоящее время в Д У как и в СЭУ других типов все шире распространяется агрегатирование оборудования.

Агрегатированное оборудование более удобно в обслуживании, а сокращение объема монтажных работ снижает стоимость постройки судна. Кроме этого, открываются возможности широкого примене­ ния агрегатного ремонта оборудования.

На рис. 235 приведено общее расположение установки с агрегатированным оборудованием на танкере «Великий Октябрь» дедвейтом 16 000 т.

Главным двигателем в установке служит малооборотный дизель Брянского завода марки 6ДКРН 74/160-2 номинальной мощностью 7700 кВт при 115 об/мин. Передача на гребной винт жесткая прямая.

В установке применена утилизация тепла отработавших газов главного двигателя. Пар, получаемый в утилизационном паро­ генераторе, используется в турбогенераторе, обеспечивающем элек­ троэнергией на ходовых режимах все потребители. Два дизельгенератора используют в основном на стоянках судна.

359



Управление главным Двигателем осуществляется из рулевой рубки посредством системы ДАУ. Местное ручное управление главным двигателем сохранено как резервное средство.

Из всего оборудования, установленного в машинном отделении, значительная часть объединена в агрегаты, выполняющие определен­ ные функции по обслуживанию энергетической установки или общесудовых систем. Так, для обслуживания главного двигателя предназначены:

агрегат системы смазки главного двигателя (маслоохладитель, масляный электронасос, фильтры, терморегулятор, приборы конт­ роля, аппаратура управления);

агрегат охлаждения главного двигателя (водоохладитель, насосы пресной и забортной воды, приборы контроля и аппаратура управления), и др. (см. рис. 235).

При непосредственном соединении главного двигателя с валопроводом, как, например, в рассмотренном случае, двигатель рас­ полагают возможно ближе к кормовой переборке машинного отделе­ ния. Однако при этом необходимо оставить достаточно места для размещения главного упорного подшипника и для замены набивки переборочного сальника.

В дизель-редукторной установке главный упорный подшипник обычно вмонтирован в корпус передачи. Поэтому положение дизельредукторного агрегата определяется необходимым для перебивки сальника расстоянием от кормовой переборки или минимально необходимыми проходами между агрегатом и бортами (при кормовом расположении).

Вблизи дизелей предусматривают площадки для укладки деталей,

снимаемых при

ремонте или чистке (крышки цилиндров,

 

поршни

с шатунами или штоками, детали наддувочных агрегатов

и пр.).

При электропередаче положение главных двигателей не

связано

с положением линии вала. Если главные дизель-генераторы

располо­

жены в средней

части судна, то гребной электродвигатель

целесооб­

разно вынести в отдельное помещение кормового отсека. При

распо­

ложении главных дизель-генераторов и гребного электродвигателя в одном помещении, если позволяют масса, габариты и динамические свойства, главные дизель-генераторы устанавливают на платформах

над гребным

электродвигателем.

 

 

 

Рис. 233. Расположение

оборудования

ПТУ на танкере.

 

 

а — продольный

разрез; б — план

трюма.

/ — запасная

масляная цистерна;

2 — дутьевые вентиляторы

парогенератора; 3 — главный

парогенератор;

4

— испаритель

грязных конденсатов;

5 — главный распределительный

щит; 6 — пульт управления энергетической установкой; 7 — дизель-генератор; 8 — запасная

топливная

цистерна; 9 — подогреватели

питательной

воды /

и

2-ой ступеней;

10

— ва­

куумный

насос главного

конденсатора;

/ /

— маслоохладители

дизель-генератора;

12 и

13 — подогреватели питательной воды

4

и 5-ой ступеней; 14 — главный

упорный

подшип­

ник; 15 — вспомогательная турбина турбогенератора;

16 — генератор; 17

— соединительная

муфта; 18 — главная зубчатая передача;

19 — ТНД;

20 — маслоохладитель

ГТЗА;

21 —

главный конденсатор; 22

— главный циркуляционный насос; 23

— приемный патрубок само­

проточной

циркуляции

конденсатора;

24 — главный

конденсатный

насос;

25

— грузовые

насосы;

26

— охладитель

конденсата

испарителя

грязных конденсатов;

27

— питательные

насосы испарителя грязных

конденсатов;

28

— отливной патрубок

главного

конденсатора;

29 — ТНД;

30 — главный

питательный

насос;

31 — вспомогательная

турбина

(главного

 

 

питательного насоса);

32

— масляные

насосы.

 

 

 

 

 

269

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

361

360


со

ю

Верхний мостик

Нижний мостик

Шлюпочная палуба ~5

Палуба средней рубки

Верхняя палуба

Нижняя палуба

Платформа

Рис. 234. Расположение оборудования ГТУ на сухогрузном судне «Парижская Ком­ муна».

а — продольный разрез (вид на правый борт); б — план трюма.

1 — питательный насос парогенератора* 2 — подогреватель топлива; 3 — преобразователи для зарядки аккумуляторов; 4 — ГТУ — 20; 5 — ути­ лизационный парогенератор; 6 — сепаратор трюм­

ных вод;

7 — насос

сепаратора

трюмных вод;

8 — пожарные

электронасосы;

 

9 — масляные

фильтры

магнитные;

10

— главные

масляные

электронасосы; / /

ручной

масляный

насос;1

12 — сепараторы

масла;

13

— аварийный мас­

ляный

электронасос;

14

— масляный

фильтр

сетчатый;

15 — маслоохладитель;

16 — маслопе-

рекачивающий

 

электронасос;

 

17

— водяные

электронасосы

охлаждения

 

маслоохладителя;

18 — ручной

насос перекачки

дизельного топ­

лива;

19

— электронасос

перекачки

дизельного

топлива;

20 — сепаратор

дизельного

топлива;

21 — баллоны сжатого воздуха;

22 — циркуляционный электро­ насос конденсатора турбогене­ ратора; 23 — электрокомпрес­ сор пускового воздуха; 24 — конденсатный насос турбоге­ нератора; 25 — дизель-генера­ торы; 26 — водяной электрона­ сос охлаждения корпусов ТВД; 27 — охладитель воды, охлаж­ дающей корпуса ТВД; 28 — электронасос забортной воды воздухоохладителя ГТУ; 29 — топливные подкачивающие эле­ ктронасосы; 30 — охладитель конденсата; 31 — топливные электронасосы вспомогательно­ го парогенератора; 32 — подо­ греватель парогенераторного топлива; 33 — вспомогательный парогенератор; 34 — топливный сепаратор; 35 — подогреватель топлива перед сепаратором; 36 — осушительно-балластные

насосы.

со

35 34

33 32 3/

со

 

 


Нижний носыи*

ШМШШ ntuyla

ЛалуНо ютоШ надстройки

Палуда юта.

Верхняя

г>вду1а Верхняя платформа

Рис. 235. Расположение оборудования Д У на танкере «Великий Октябрь».

а — продольный разрез

машинного отделения; б—план

трюма.

/ _ компрессорно-конденсаторный

агрегат системы

кондиционирования

воздуха; 2 — сепа­

ратор пара; 3 — вспомогательный

парогенератор;

4 — подогреватель

питательной воды

вспомогательного парогенератора; 5 — вспомогательный

конденсатор;

6 — утилизационный

парогенератор; 7 и 8 — электровентиляторы; 9 — грузоподъемный

кран; / /

— трубопровод

грузовых насосов; 12 — насос охлаждения компрессоров провизионных камер; 13

и 22 —

пожарные

электронасосы;

14

— агрегат системы

смазки

распределительного

вала

главного

двигателя; 15

— агрегат масляной системы охлаждения и смазки главного двигателя; 16 —

шумозащитная

выгородка;

17

— агрегат системы водяного охлаждения

главного двигателя;

18 — конденсатный насос

турбогенератора; /9 — конденсатный насос

конденсатора турбо-

приводов;

20 — водоопреснительная

установка;

21 — охлаждающий

насос

конденсатора

грузовых

насосов; 23 — компрессоры

пускового

воздуха; 24 — цистерна

компрессорного

масла; 25 перекачивающий

насос

парогенераторного

топлива;

26

— дизель-генератор;

Одним из источников значительной шумности в машинном от­ делении являются быстроходные двигатели дизель-генераторов. Поэтому часто судовую электростанцию располагают в звукоизо­ лированной выгородке.

Рациональное расположение оборудования в машинном отделении способствует улучшению условий работы обслуживающего персонала, а это в свою очередь сказывается на техническом состоянии и тех­ нико-экономических показателях энергетической установки.

Глава XVIII

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЭУ

 

 

§

77

 

 

 

 

 

 

 

 

Технические показатели

 

 

 

 

 

К техническим показателям судовых энергети­

ческих

установок

относятся

мощностные, массовые

и габаритные,

а также показатели

надежности,

долговечности,

маневренности,

акустические и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

Мощностные

показатели.

Абсолютными мощностными

показа­

телями

являются:

 

 

 

 

 

 

 

 

Ni — внутренняя

(индикаторная)

мощность главных

двигателей;

Ne

эффективная мощность

главных двигателей;

 

 

Np — мощность,

подведенная

к

движителям.

 

 

 

Относительным мощностным показателем является относитель­

ная мощность установки, т. е. отношение эффективной

мощности

главных двигателей к водоизмещению судна

 

 

 

Этот

показатель изменяется в

зависимости от скорости,

назна­

чения судна и существенно влияет на долю водоизмещения,

приходя­

щуюся на энергетическую

установку.

 

 

 

Для транспортных судов ае =

0,20-ь 0,75, для

пассажирских

судов на подводных крыльях ае =

30-=-40, для торпедных

катеров

ае

60-4-75 кВт/т. Так, для паротурбинных танкеров

типа

«София»

ае

= 0,22, для дизельных

танкеров

типа «Лисичанск» ае

== 0,29,

для сухогрузных судов в зависимости от мощности главных двига­

телей ае

=

0,3 («Полтава») или ае 0,45 кВт/т («Феодосия»). На

однотипных английских сухогрузах

«Австралиа — Стар» и «Бенледи»

с более

мощной установкой, а следовательно, с большей скоростью

хода ае

=

0,69—0,71

кВт/т.

 

 

27 агрегат

сепарации моторного топлива; 28

— агрегат сепарации дизельного

топлива

и масла; 29 — баллон пускового воздуха дизель-генераторов; 30 — подкачивающий

компрес­

сор пускового воздуха; 31

— циркуляционные

масляные цистерны дизель-генераторов;

32 главный двигатель; 33

— агрегат забортной

воды; 34 и 35 — балластно-осушительные

насосы; 36 — охлаждающий насос-системы кондиционирования воздуха.

 

364

365