Файл: Эпельман Т.Е. Судовые теплоэнергетические установки и их оборудование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Массовые показатели. Абсолютные массовые показатели установки

Gy

— сухая

масса установки, т. е. масса всех

ее элементов

 

без рабочих веществ и без запасов

расходуемых

материа­

 

лов (топливо, масло, вода и пр.);

 

 

 

Gy

масса

установки, приготовленной

к действию,

равная

 

сухой

массе установки и рабочих веществ,

находящихся

 

в ее элементах (теплообменных аппаратах, трубопроводах,

 

зарубашечных

пространствах

дизелей и

т. д.),

но без

 

массы

запасов

расходуемых

материалов;

 

 

Gy — полная масса установки, равная массе установки, при­ готовленной к действию, и запасов расходуемых материа­

 

лов,

обеспечивающих

заданную

дальность

плавания

 

при

заданной скорости

хода;

 

 

 

Gp . м =

G"y— G y масса

запасов

расходуемых

материалов.

Относительные

массовые

показатели:

 

 

 

 

 

 

g y = — — относительная

масса

установки, при­

 

 

 

GP. м

готовленной к

действию;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8р. м

относительная

масса

запасов расхо­

 

 

 

 

дуемых

материалов;

 

 

gy =

~ — gy - f gp. м полная относительная масса

установки.

Показатель

gy

характеризует

долю водоизмещения,

отводимую

на энергетическую установку со всеми запасами расходуемых мате­ риалов.

Кроме относительных масс, исчисляемых по отношению к водо­ измещению, установка характеризуется еще удельными массами, исчисляемыми по отношению к суммарной мощности главных дви­ гателей:

-G

уу -jj- — удельная масса установки, приготовленной к дей­ ствию;

Gp.M

 

 

YD. М — ~Тг— ~~ удельная масса запасов

расходуемых

материалов;

здесь т — продолжительность автономного

действия

установки.

 

 

Между относительными и удельными

массами и относительной

мощностью установки могут быть установлены следующие взаимо­ связи:

' _ °'У _ ° у а « _ ' •

аналогично

Gp. м

Gp. мае

 

§ р . м=

£)

дге

= Vp. ма ет >

а следовательно, .

 

 

 

 

ffy

=

a e ( Y y +

Yp.i«T )-

366


Из последнего выражения следует, что относительная масса установки в значительно большей степени зависит от относительной мощности (скорости хода), чем от удельной массы установки, и что допустимое значение g"Y для конкретного судна ограничивает про­ должительность автономного (без пополнения запасЬв) плавания.

При современной тенденции к значительному увеличению водо­ измещения танкеров и относительно малому увеличению их скорости полная относительная масса энергетической установки уменьшается, из-за уменьшения ае, даже при использовании тяжелых двигателей. Так, например, для танкера водоизмещением 300 000 т, с мощностью главных двигателей 36 000 кВт, удельной массой установки 75 кг/кВт, удельной массой расходуемых материалов 0,27 кг/(кВт/ч) и запасом расходуемых материалов на 1000 ч полная относительная масса установки составит g"y 0,051. Уменьшение удельной массы энер­ гетической установки вдвое (например, при использовании легких двигателей) уменьшит полную относительную массу установки только до 0,0425.

Габаритные показатели. О габаритах энергетической установки можно судить только по габаритам занимаемых ею помещений. Поэтому абсолютными габаритными показателями могут служить суммарная длина L , объем V и площадь пола F помещений, занима­ емых энергетической установкой.

Относительными габаритными показателями установки могут служить:

— относительная длина помещений СЭУ

представляющая отношение длины помещений к длине между пер­ пендикулярами;

— насыщенность площади пола

представляющая собой мощность, приходящуюся на единицу пло­ щади пола помещений;

— насыщенность объема, занятого установкой,

определяющая мощность, приходящуюся на единицу объема.

Численные значения L , kF и kv изменяются в широких пределах, в зависимости от расположения помещений на судне и типа энерге­ тической установки.

Для ПТУ транспортных судов по статистическим данным kF = = 18-4-33 кВт/м2 , kv = 1,6-4-3,3 кВт/м3 ; для дизельных установок kF = 14-4-30 кВт/м2 , kv = 1,3-4-2,2 кВт/м3 .

Надежность установки. Надежностью установки называется спо­ собность ее работать безотказно в течение предусмотренного срока

367

\


службы на всех эксплуатационных режимах, сохраняя свои эксплуа­ тационные показатели в оговоренных пределах. Надежность уста­

новки зависит от надежности ее элементов и систем,

рациональности

размещения оборудования в

помещениях

СЭУ, качества контроль­

но-измерительных

приборов,

аппаратуры,

средств

регулирования

и автоматики и от

квалификации обслуживающего

персонала.

Таким образом, большинство факторов, определяющих надеж­ ность установки, может быть рассмотрено еще в стадии проектиро­ вания, что позволяет'прогнозировать поведение установки в эксплуа­ тации.

Обилие факторов, влияющих на надежность установки, делает это свойство установки вероятностным, подчиняющимся законам теории вероятности. В настоящее время еще не существует установив­

шейся методики количественной оценки надежности СЭУ в

целом.

Поэтому о надежности установки часто судят по надежности

ее важ­

нейших элементов, в частности, по надежности главных

двигателей.

К числу наиболее часто используемых показателей

надежности

относятся: вероятность отказа, вероятность безотказной

работы,

частота отказов, среднее-время безотказной работы и др.

 

Вероятность отказа некоторого элемента установки —

характерис­

тика, указывающая на вероятность того, что в заданном интервале времени произойдет определенное число отказов данного элемента.

Определяется вероятность отказа по

выражению

 

 

 

 

х/Дх

 

 

 

где N0—число

исправных

элементов

в

начале работы;

 

nt — число элементов, вышедших из строя в интервале времени

Ат;

 

 

 

 

 

 

Ат — продолжительность

принятого

в испытаниях

интервала

времени;

 

 

 

 

 

т — п е р и о д

времени, для

которого

определяется вероятность

отказа.

 

 

 

 

 

Вероятность

безотказной

работы

данного элемента

в течение

времени т может быть найдена через вероятность отказа по формуле

P(t) = 1 — F ( T ) .

Вероятность отказа и вероятность безотказной работы являются монотонными функциями времени т, причем F (т) с ростом т увели­ чивается, а Р (т) — уменьшается. При т—>оо:

F ( T ) = 1 ; | Р(т) = 0. J

Частота отказов определяется как отношение числа отказавших элементов в единицу времени к первоначальному числу работающих •элементов (вышедшие из строя элементы при этом не заменяются). Частота отказов является характеристикой надежности элемента

368


в данный момент

времени

и по ходу

испытании

вычисляется по

формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

/

\

 

я (т)

 

 

 

 

(т)

nrrV-.

 

 

где п (т) — число

элементов,

 

отказавших в интервале

времени

 

Дт

,

Ат

 

 

 

от T - у ДО T +

 

-j-

 

 

 

 

Дт — принятый

 

интервал

времени.

 

 

Среднее время

безотказной

работы представляет

собой

математи­

ческое ожидание времени работы элемента до отказа и определяется

по

выражению

 

 

 

 

 

 

 

N

 

 

 

 

 

ср

i=l

 

 

 

 

N

 

 

 

Здесь тг- — время исправной работы

одного (г-го) элемента;

в

работе

 

N — число элементов данного

типа, находившихся

 

и имевших отказы.

 

 

 

 

 

Приведенные показатели надежности элементов СЭУ могут быть

найдены на основании статистических данных об отказах,

получае­

мых

в процессе эксплуатации

энергетических

установок,

а

также

в период рязличного вида испытаний установок

в целом и отдельных

их

элементов.

 

 

 

 

 

Надежность работы энергетической установки во многом обуслов­

ливается целесообразностью принятых схем систем и их комплекта­

цией оборудованием. Одним из способов повышения

надежности

СЭУ является резервирование элементов ее систем.

 

 

Резервирование в первую очередь

применяют

для

механизмов

и устройств, находящихся постоянно

в действии;

их

отказ влечет

за собой остановку главных двигателей или нарушение условий жизнедеятельности судна. Элементы установок, работающие перио­ дически, не резервируются, если имеются реальные возможности устранить отказ за время бездействия; иногда применяется резерви­ рование нескольких элементов одним. Как правило, не резервиру­ ются и элементы, независимо от периодичности их работы, отказ которых только в некоторой степени может изменить показатели установки, но не препятствует дальнейшей ее эксплуатации (например, системы утилизации тепла).

Агрегатирование оборудования повышает надежность систем СЭУ, так как обеспечивает более высокое качество монтажа и ремонта.

Долговечность. Долговечностью называется свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния* (до изъятия из эксплуатации) с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонтов. Количественными показателями долго­ вечности являются сроки службы.

Сроки службы элементов установки различны и зависят от их

назначения,

технического состояния, продолжительности работы

на различных

эксплуатационных режимах и других факторов.

24 Т. Е. Эпельмзн

369


Наибольшим сроком службы обладают главные двигатели уста­ новки. Применительно к главным двигателям обычно устанавливают такие градации сроков службы: до первого ремонта (первой перебор­ ки), межремонтные и до капитального ремонта.

Современные судовые дизели в зависимости от типа и конструкции могут работать до первой переборки от 2000 до 10 ООО ч.

Межремонтные сроки устанавливают таким образом, чтобы им были кратны сроки замены или ремонта важнейших деталей двигателей.

Срок службы главных дизелей до капитального ремонта (мото­ ресурс), связанного с полной их переборкой, в том числе с подъемом коленчатого вала, обычно достаточно большой: 40-60 тыс. ч для среднеоборотных дизелей и 80—100 тыс. ч — для малооборотных дизелей.

ПТУ обладают большой долговечностью. Моторесурс ПТУ транс­ портных судов составляет порядка 100 тыс. ч. Общий срок службы ПТУ практически равен сроку службы судна. За это время установка требует одного-двух капитальных ремонтов.

Моторесурс ГТУ в значительной степени зависит от типа установки и температуры газов за камерой сгорания и находится в широких пределах: от нескольких тысяч часов до 80 тыс. ч (ГТУ-20).

Длительная эксплуатация судовых двигателей на сниженных нагрузках повышает их срок службы.

Маневренность. Показатели, характеризующие маневренность СЭУ, определяются пусковыми и реверсивными качествами главных двигателей, их способностью быстро изменять режим работы, устой­ чиво и длительно работать при малых частотах вращения, при пере­ грузке и на заднем ходу; количеством и шириной запретных зон установки в интервале рабочих частот вращения; способностью двигателей судовой электростанции быстро восстанавливать частоту

вращения при внезапных сбросах или набросах

нагрузки.

 

 

Сопоставляя

маневренные свойства ПТУ и ДУ,

следует отме­

тить, что если в ПТУ скорость изменения

режимов

лимитируется

только динамическими

свойствами двигателей, то в ДУ, кроме того,

необходимо

считаться

с возможностью тепловой

перегрузки

при

быстром

увеличении мощности двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

Большая

инерция

вращающихся масс

в турбинных

установках

удлиняет

переходные

процессы, и в то же время

способствует

ста­

бильной

работе

установки при волнении

моря.

 

 

 

 

 

Д У уступают

ПТУ и в способности работать

при малых часто­

тах

вращения. Дизели

не допускают также

длительной

перегрузки

по

крутящему

моменту.

 

 

 

 

 

 

 

Наличие запретных зон в интервале рабочих частот вращения,

свойственное

ДУ, не представляя больших

неудобств для отдель­

ного судна, может оказаться серьезной помехой в случае необходи­ мости движения судов в караване.

Современные дизель-генераторы комплектуют дизелями с газо­ турбинным наддувом. Это способствует уменьшению массы и габари­ тов дизелей, улучшает их экономические показатели. В то же время

370