Файл: Электрооборудование и автоматизация сельскохозяйственных агрегатов и установок учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 451
Скачиваний: 13
Применительно к системе двигатель — рабочая машина уравнение моментов (14-2), отнесенное к валу двигателя, т. е. к его угловой ско рости и ускорению, называют у р а в н е н и е м д в и ж е н и я э л е к т р о п р и в о д а
|
Мд м с— J ^ , |
(14-5) |
где |
Мд — момент, развиваемый двигателем; |
сопротивлений |
|
УѴfc — момент статических (полезных и вредных) |
|
|
на валу двигателя; |
|
J |
^ — динамический момент. |
|
|
at |
|
Применяя уравнение (14-5) для практических расчетов, необходимо учитывать знаки моментов. Обычно знаки моментов определяют по направлению вращения двигателя, принимая одно из его направлений вращения за положительное, а обратное — за отрицательное. Момент, развиваемый двигателем, считают положительным, если его действие совпадает с положительным направлением вращения, и наоборот.
В соответствии с вышесказанным статический момент также может иметь положительный или отрицательный знак. Например, момент, создаваемый грузом на барабане подъемного механизма, сохраняет свой знак независимо от направления вращения двигателя: при подъе ме груза препятствует движению, при спуске — способствует. Стати ческий же момент, создаваемый силами трения, меняет свой знак при изменении направления вращения двигателя: препятствует движению и при подъеме, и при спуске груза.
Знак динамического момента ойределяется алгебраической раз ностью моментов Мд и Мс, которые могут иметь одинаковые и противо положные знаки. В связи с этим уравнение движения электропривода в общем виде записывается
(14-6)
В практических расчетах вместо момента инерции часто применяют маховой момент GD2, который получается в результате замены в вы ражении (14-41 массы тела через вес и ускорение силы тяжести, а ра диуса инерции — через диаметр инерции
G
J = т іі2= — g
В справочной литературе значения маховых моментов роторов и якорей электрических машин даны обычно в кгс/м2, а скорость враще ния (п) на щитках электродвигателей указана в об/мин. Для удобства в практических расчетах уравнение движения электропривода запи сывают, используя указанные величины
dcö GD2 2jt dn GD'1 dn
дC dt = 1 7 ' 6 0 ' Tt = 375 ’ "dt •
Для перехода к едийицам СИ пользуются соотношением
GD* = 4J.
176
14.3. ПРИВЕДЕНИЕ СТАТИЧЕСКИХ МОМЕНТОВ СОПРОТИВЛЕНИЯ И УСИЛИЙ
Уравнение движения (14-6) в том случае, когда двигатель приводит в движение систему рабочих органов, имеющих самые различные скорости, требует приведения статических моментов сопротивления или усилий к какому-нибудь одному валу. Чаще всего действительные моменты рабочих органов пересчитываются и приводятся к валу дви гателя. Основой для такого пересчета служит закон сохранения энергии.
Рассмотрим приведение статических моментов электропривода лебедки (рис. 86), имеющего одноступенчатую зубчатую передачу.
При установившемся режиме работы привода, когда скорость вращения не из меняется (Мдин = 0) и момент, развивае мый двигателем, уравновешивается стати ческим моментом на его валу:
Мд-М с = 0, МД= МС.
При отсутствии потерь в передаче и установившемся режиме мощность на валу двигателя равна мощности на валу рабо чего механизма
Рд = Р м, или Мс(од=Л 1мсом,
Рис. 86. Кинематическая схе ма привода подъемной ле-
где (Од и (ом— угловые скорости соответственно двигателя |
и |
меха |
||
низма; |
|
|
к |
валу |
М с — статический момент механизма, приведенный |
||||
двигателя; |
|
|
|
|
М ы— статический момент механизма на его валу. |
|
|
||
Следовательно, приведенный статический момент равен |
|
|
||
Мс = М „ -^ -= Л 1 м 4 -, |
|
|
(14-8) |
|
Шд |
I |
|
|
|
где / = — — передаточное число от двигателя |
к механизму. |
|
|
|
•Ом |
|
|
|
|
Если между двигателем и рабочей машиной имеется несколько |
||||
передач с передаточными числами ilt і2............. |
іп, то с учетом потерь |
|||
в передачах найдем |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
мс=м, (6(2. •••, |
Іп)П а’ |
|
|
(14-9) |
где т)п — к. п. д. всей передачи.
В случае приведения к валу двигателя статического момента, когда рабочий орган имеет поступательное движение под действием силы
177
FM, исходим также из равенства мощностей обоих видов движения
М сСОд —
где ѵи — скорость поступательного движения рабочего органа, м/с. Учитывая потери в передаче,
м І А ' |
(14-Ю) |
“ дЛп |
|
Аналогично определяется приведенное статическое усилие |
|
F, = F„ |
(14-11) |
14.4. ПРИВЕДЕНИЕ МОМЕНТОВ ИНЕРЦИИ |
|
||||
Уравнение движения |
электропривода |
(14-5) обычно |
относится |
||
к простейшей системе, состоящей из одного элемента, вращающегося |
|||||
|
|
со скоростью вала двигателя, к ко |
|||
|
|
торому приведены статические мо |
|||
|
|
менты реальной системы. Следова |
|||
|
|
тельно, в правую часть уравнения |
|||
|
|
входит приведенный к оси враще- • |
|||
|
|
ния вала двигателя момент инер |
|||
|
|
ции системы. Для сохранения дина |
|||
|
|
мических свойств рассматриваемой |
|||
|
|
системы приведение моментов инер |
|||
|
|
ции производят с таким |
расчетом, |
||
|
|
чтобы запас |
кинетической энергии |
||
Рис. 87. Кинематическая схема элек |
приведенной |
простейшей |
системы |
||
был равен таковому реальной си |
|||||
тропривода с редуктором и поступа |
стемы. |
|
|
|
|
тельным движением рабочего |
органа |
кинетической |
энергии |
||
машины. |
|
Запас |
|||
|
|
всех вращающихся и совершающих |
поступательное движение элементов системы, изображенной на рис. 87, равен
|
і)“ |
I |
т.ѵ; |
|
|
і |
1 I |
|
|
^ = |
Д -ту 4 ~ -71 4-Д 2 |
' |
2 ’ |
(14-12) |
где J д, Jx, J2, (Од, coj, |
(o2— соответственно |
моменты |
инерции и |
|
|
угловые скорости двигателя и передач |
|||
|
или частей рабочей машины на своих |
|||
|
осях; |
|
|
|
т, |
V — соответственно масса и скорость посту |
пательно движущегося органа машины. Для приведения рассматриваемой системы к простейшей следует заменить все движущиеся массы одной фиктивной массой, которая, вращаясь со скоростью вала двигателя относительно его оси, имеет приведенный момент инерции. При этом запас кинетической энергии
1 7 8
этой фиктивной массы равен запасу кинетической энергии приводимой системы, следовательно
’ пр |
' д |
|
'і |
ш.> |
тѵ\ |
|
|
r + J2,;i- + |
(14-13) ■ |
||||
|
|
I |
+ J* 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Разделим выражение (14-13) на |
и, заменив отношения — и — |
|||||
|
|
|
2 |
|
Шд |
£0д |
передаточными числами между осью двигателя и осями отдельных вращающихся органов, получим в общем виде
пр '-Jn+ Jl~iT + J*~if+ ••• + mi(c Од) + ••• + m' |
(14-14) |
Для определения |
приведенного махового |
момента |
выражение |
(14-14) следует умножить на 4 g, тогда |
|
|
|
GD3nv- G D l + G D l ± + |
G D l ± + ... + 4 g [m 1g 1J + |
... + m j Vn |
. (14-15) |
Из выражений (14-9) и (14-14) видно, что приведенный момент инер ции и статический момент зависят от передаточного числа между осью двигателя и осью машины, причем в большей степени — момент инер ции. В приближенных практических расчетах считают,, что основная масса вращающихся частей электропривода связана непосредственно с валом двигателя, поэтому можно принять
•Др = (М -ь 1.3) / д. |
(14-16) |
Моменты инерции определяют опытным путем.
При отсутствии каталожных данных момент инерции (или маховой момент) приближенно определяют по геометрическим размерам ротора
/ = 1570 0*/, |
(14-17) |
где D, I — соответственно диаметр и длина ротора, м.
Контрольные вопросы
1.Соотношение каких величин выражает уравнение движения электропривода?
2.Что такое динамический момент электропривода?
3.Как определяют знаки моментов, входящих в уравнение движения электро привода?
4.Что такое момент инерции и радиус инерции вращающегося тела?
5.Для чего производят приведение статических моментов и моментов инерции движущихся масс электропривода к валу двигателя?
15.МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ
15.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ И РАБОЧИХ МАШИН
Выбор электропривода определяется требованиями рабочей ма шины. Электропривод должен обеспечить выполнение рабочей маши ной заданной технологии при всех возможных режимах: пуска, приема и сброса нагрузки, торможения, изменения скорости, постоянной на
179