Файл: Электрооборудование и автоматизация сельскохозяйственных агрегатов и установок учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 449
Скачиваний: 13
грузки. Характер протекания этих режимов в первую очередь опре деляется механическими свойствами двигателя и рабочей машины. Одним из основных критериев оценки механических свойств как двига теля, так и рабочей машины служат их механические характеристики.
Механические характеристики электродвигателей. Механической характеристикой электродвигателя называется зависимость скорости вращения вала от развиваемого двигателем момента
|
(о= ф(/Ид) или |
п=/(М д), |
(15-1) |
|
где со — угловая скорость вращения вала, рад/с; |
|
|||
п — скорость вращения вала, |
об/мин. |
|
||
Механическая |
характеристика |
двигателя называется е с т е с т |
||
в е н н о й , если |
зависимость п = |
/ |
(М ) получена при |
номинальных |
Рис. 88. Различные виды механических характеристик:
а — электродвигателей; б — производственных машин.
параметрах питающей сети, нормальной схеме включения и без до бавочных сопротивлений в цепи двигателя. При наличии добавочных сопротивлений или питании двигателя от сети с напряжением или ча стотой, отличными от номинальных, механические характеристики двигателя будут называться и с к у с с т в е н н ы м и . Очевидно, что искусственных характеристик двигатель имеет бесчисленное множе ство, а естественную — только одну.
Большинство электродвигателей под нагрузкой при увеличении момента снижает скорость вращения. Характеристику в этом случае называют п а д а ю щ е й .
Степень изменения скорости двигателя при изменении момента оце
нивают так называемой |
ж е с т к о с т ь ю |
м е х а н и ч е с к о й |
|
х а р а к т е р и с т и к и , |
которую определяют отношением |
||
|
AM |
AM |
(15-2) |
|
« = |
или а = — . |
Величины изменения момента и падения скорости при определении жесткости берут обычно в относительных единицах. Это дает возмож ность сравнивать характеристики двигателей различного вида.
1 8 0
В зависимости от степени жесткости все механические характери стики двигателей подразделяют на следующие группы.
1. Абсолютно жесткие характеристики с величиной жесткости а = оо. Такие механические характеристики (кривая 1, рис. 88, а) со строго постоянной скоростью вращения имеют синхронные дви гатели.
2.Жесткие характеристики со сравнительно небольшим падением скорости при увеличении момента и а = 40—10. К этой группе отно сятся естественные характеристики двигателей постоянного тока с не зависимым возбуждением (кривая 2) и характеристики асинхронных двигателей в пределах линейного участка (кривая 3).
3.Мягкие механические характеристики с большим относительным падением скорости при увеличении момента и с жесткостью до а = 10. Такие характеристики имеют двигатели постоянного тока с последо вательным возбуждением (кривая 4), двигатели с независимым воз буждением с большим сопротивлением в цепи якоря и асинхронные двигатели с добавочными сопротивлениями в цепи ротора.
При работе электропривода для преодоления сопротивления ра бочей машины двигатель должен развивать определенный момент. Поэтому при выборе двигателя необходимо выявить прежде всего соот ветствие характеристик двигателя и рабочей машины.
Механические характеристики рабочих машин. Механической харак
теристикой рабочей машины называют зависимость момента статиче ских сопротивлений машины от скорости вращения приводного вала. Эту зависимость для удобства совместного построения выражают обычно так же, как и характеристику двигателя, в виде
со = ф(Мс) или п ~ І ‘(Мс).
Момент статических сопротивлений Мс, или сокращенно статиче ский момент, представляет собой момент сопротивления, создаваемый машиной на приводном валу в статическом (установившемся) режиме, когда скорость не изменяется.
Механическую характеристику машины можно получить опытным путем или расчетом, если известно распределение статических усилий или моментов по элементам кинематической схемы. Статические мо менты машин могут зависеть не только от скорости, но и от других величин, поэтому при практических расчетах электроприводов необ ходимо рассматривать каждый случай в отдельности.
Статические моменты различных рабочих машин по характеру зависимости их от скорости (механические характеристики) подраз деляют на группы; наиболее часто встречающиеся на практике из них следующие.
1.Статический момент мало зависит или практически не зависит от скорости (кривая /, рис. 88, б). Такие характеристики имеют подъем ные механизмы, краны, лебедки, тельферы, а также ленточные тран спортеры при постоянной нагрузке.
2.Статический момент машины возрастает пропорционально квад рату скорости (кривая 2). Эту характеристику, типичную для осевых
181
вентиляторов, называют в е н т и л я т о р н о й и аналитически пред ставляют в виде формулы:
Mc = M0 + kn2, |
(15-3) |
где М0— начальный статический момент, обусловленный чаще всего силами трения, которые обычно не зависят от скорости;
k — опытный коэффициент.
Кроме вентиляторов, вентиляторными характеристиками обладают центробежные и вихревые насосы, сепараторы, центрифуги, гребные винты, турбокомпрессоры и барабаны молотилок на холостом ходу.
3. Статический момент уменьшается при увеличении скорости (кривая 3). К этой группе относятся характеристики некоторых транс портерных механизмов, зерновых норий, колосовых элеваторов и не
которых металлорежущих |
станков. |
4. Статический момент |
изменяется от скорости неоднозначно, |
срезким переходом, обусловленным особенностью технологического процесса. Характеристики этой группы имеют машины, работающие
счастыми большими перегрузками, которые иногда приводят к полной остановке. Например, механизм черпания одноковшового экскаватора, скребковый транспортер, работающий под завалом транспортируемой массы, дробилки и другие машины.
Кроме перечисленных, на практике встречаются и другие виды механических характеристик машин, например поршневых насосов
икомпрессоров, статические моменты которых зависят от пути.
15.2.МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ
ВДВИГАТЕЛЬНОМ РЕЖИМЕ
При работе двигателя постоянного тока независимо от способа его возбуждения в установившемся режиме приложенное напряжение U уравновешивается э. д. с. двигателя Е и падением напряжения в цепи якоря
|
*/=£ + /,/?, |
(15-4) |
|
где |
/ я — ток якоря, А; |
|
|
|
R — сопротивление цепи |
якоря, состоящее из сопротивления |
|
|
обмотки якоря R„ и внешнего сопротивления І?доб, |
Ом. |
|
|
Э. д. с. двигателя пропорциональна магнитному потоку и скорости |
||
вращения якоря |
|
|
|
|
Е = Ш |
ф(й’ или |
15-5) |
где |
р — число пар полюсов двигателя; |
|
|
|
N — число активных проводников обмотки якоря; |
|
|
|
а ~ число параллельных ветвей обмоток якоря; |
|
|
|
Ф — магнитный поток одной пары полюсов, Вб; |
|
|
|
со — угловая скорость вращения якоря, рад/с. |
|
182
Как видно из формулы (15-5), угловая скорость вращения якоря пропорциональна э. д. с. Е и обратно пропорциональна величине маг нитного потока
0) ЩЕ |
(15-6) |
Подставляя в это уравнение значение Е, выраженное через прило женное к якорю напряжение, и падение напряжения в цепи якоря из формулы (15-4), получим уравнение скоростной характеристики
ш = U -U R _ |
и _ |
R_ |
я |
(15-7) |
ИФ |
№ |
кФ |
|
Развиваемый двигателем электромагнитный момент пропорциона лен магнитному потоку и току якоря
(15-8)
откуда
м |
(15-9) |
|
кФ |
||
|
Подставляя значение тока (15-9) в уравнение скоростной характе
ристики (15-7), |
получим аналитическое выражение м е х а н и ч е с к о й |
||
х а р а к т е р и с т и к и д в и г а т е л я |
п о с т о я н н о г о |
т о к а при |
|
любом способе |
возбуждения |
|
|
|
U |
R |
(15-10) |
|
Ш = 77ІГ — М |
- г . , ; - |
|
|
/гФ |
k-Ф2 |
|
Двигатель с параллельным возбуждением имеет независимую (шунтовую) обмотку возбуждения, которую подключают обычно к той же сети, что и якорь. Полагая напряжение сети постоянным и равным номинальному и пренебрегая реакцией якоря, можно считать магнит ный поток постоянным Ф = const, тогда кФ — const. Обозначив £Ф = с, напишем уравнение (15-10) в следующем виде:
( 1 5 ' П )
В правой части уравнения (15-11) первый член является величиной постоянной и представляет собой скорость вращения идеального холостого хода (Л4 =0 и 1 = 0):
щ = |
(15-12) |
Заменив |
в уравнении (15-11) |
сопротивление цепи якоря |
состав |
||
ляющими, |
получим в ы р а ж е н и е |
м е х а н и ч е с к о й |
х а |
||
р а к т е р и с т и к и д в и г а т е л я |
с |
п а р а л л е л ь н ы м |
|||
в о з б у ж д е н и е м |
|
|
|
|
|
|
а> = са0- |
^ я~^а/?добЛІ. |
|
(15-13) |
183
В практических расчетах и при построении механических харак теристик скорость вращения выражают обычно в об/мин, в этом случае уравнение (15-13) будет иметь вид
п==п0- ^ ± | 5 о б м , |
(15-14) |
где п0= — — скорость идеального холостого хода, об/мин;
се
ce = keФ = -^ -Ф — коэффициент э. д. с., с — 9,55се;
М — момент, Н -м.
Выражения механической характеристики справедливы для элект ромагнитного момента. Момент на валу двигателя будет всегда немного
П, об/мин
Рис. 89. Естественная и реостатная механические ха рактеристики двигателя с параллельным возбуждением.
меньше электромагнитного в двигательном режиме и больше в генера торном режиме ввиду наличия потерь трения в подшипниках, вентиля ционных и потерь в стали. Практически этими потерями или пренебре гают из-за незначительной их величины, или учитывают как дополни тельный статический момент нагрузки.
Выражение механической характеристики двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением в координатах ш и М или п и М (рис. 89), как видно из уравнений (15-13) и (15-14), представляет собой прямую линию, которая пересекает ось скорости вращения в точке
идеального холостого хода. |
к о с и |
м о м е н т а |
||
Н а к л о н |
х а р а к т е р и с т и к и |
|||
М определяется сопротивлением в цепи якоря и величиной |
магнитного |
|||
потока двигателя. При постоянном магнитном потоке наименьший |
на |
|||
клон характеристики будет при наименьшем сопротивлении |
/?я, |
184
т. е. когда внешнее сопротивление полностью выведено |
# доб = 0. |
|
Эту характеристику называют |
е с т е с т в е н н о й . Все |
остальные |
и с к у с с т в е н н ы е ( р е о с |
т а т н ы е ) характеристики |
при раз |
личных добавочных сопротивлениях будут более мягкими. Чем больше сопротивление реостата, тем больше наклон характеристики и тем меньше ее жесткость.
Из выражения (15-14) видно, что скорость идеального холостого хода не зависит от сопротивления цепи якоря, следовательно, все характеристики пересекаются в одной точке с координатами п = п0
и М • 0.
Для построения любой механической характеристики двигателя с параллельным возбуждением достаточно определить координаты двух ее точек. В качестве одной из них удобно использовать точку идеального холостого хода, а другую точку скорости берут обычно при номинальном моменте. Естественную характеристику двигателя с па раллельным возбуждением строят по этим двум точкам, используя номинальные (паспортные) данные и сопротивление обмотки якоря при рабочей температуре (75 °С).
Значение скорости идеального холостого хода по этим данным
можно найти, определив |
вначале величину с = ME |
|||
Ew= Ua— I4R%= кФыа= сшн, |
|
|||
откуда |
|
|
|
|
С = Е_ _ U H — I HR a |
(15-15) |
|||
|
0)н |
©ц |
||
|
|
|||
Подставляя найденное |
значение с |
в формулу (15-12), находим: |
||
0>о = и„ |
|
или |
п0= я„ |
Uя |
U H- I HR 3 |
|
Ua |
InR$ |
Второй точкой для построения естественной характеристики служит точка, соответствующая номинальной скорости вращения и номиналь ному моменту Мн — М>/н,
Мн = -^-н = |
9,55-Р" . |
(15-16) |
<он |
пн |
|
Вторую точку для построения искусственной характеристики находят, определив скорость при номинальном моменте, соответствую щую введенному добавочному сопротивлению в цепь якоря двигателя
ö>i = cü0 |
или „1 = Ио- ^ ± ф о б М- |
(15-17) |
Данные о величине сопротивления обмоток двигателя не всегда можно найти в каталогах. Приближенно его определяют по номиналь ным данным. Для этого вначале находят мощность потерь двигателя как разность между мощностью Ръ потребляемой двигателем из сети, и номинальной мощностью
Р\ — Рц = 17н/ н (1 г)н),
где т]н — номинальный к. п. д.
185