Файл: Электрооборудование и автоматизация сельскохозяйственных агрегатов и установок учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 448
Скачиваний: 13
Полагая, что потери энергии в обмотке якоря составляют примерно половину всех потерь при номинальном режиме
находят сопротивление обмотки якоря
о _0,51УН(1 т)н) |
(15-18) |
|
Пример. По номинальным данным двигателя построить две меха нические характеристики — естественную и реостатную с сопротивле нием реостата 1,8 Ом. Данные двигателя: Р = 17 кВт, і/а — 220 В, / н — 91 А, п — 1150 об/мин, т] = 0,85.
Сопротивление обмотки якоря:
|
0,5f/„.(l-Ti) 0,5-220(1-0,85) |
_ ол? Qm |
||
|
IН |
®1 |
|
|
Коэффициент э. д. с. |
|
|
|
|
, |
Е» |
Ѵа— іъЯя |
220 - 91-0,18 |
|
|
е ~ п а ~ |
па |
1150 |
’ |
Скорость идеального холостого хода
UH 220 . . . .
= ^ = 0Л77 = 1240 ° б/МИН-
Номинальный электромагнитный момент двигателя:
Д4= йФ/н = с /н = 9>55се/ н = 9,55 • 0,177 • 91 = 154 Н • м.
Координаты точек естественной механической характеристики:
1) М = 0, по = І240 об/мин; 2) = 154 Н • м, «u=1150 об/мин.
Скорость вращения при введенном сопротивлении реостата:
T |
c É f « » — ‘2 « - |
9°а(0ІІ778у • І м = 22° |
|
Координаты |
точек реостатной |
характеристики: 1) М = 0, п0 = |
|
= 1240 об/мин; 2) М — 154 Н-м, |
= 280 об/мин. |
||
Характеристики построены на рис. |
89. |
15.3.МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ
ВОЗБУЖДЕНИЕМ В ТОРМОЗНЫХ РЕЖИМАХ
Тормозной режим работы двигателя в электроприводе применяется наравне с двигательным. Использование электродвигателя в качестве электрического тормоза широко применяется на практике для сокра щения времени остановки и реверса, уменьшения скорости вращения, предотвращения чрезмерного увеличения скорости движения и в ряде других случаев.
Работа электродвигателя в качестве электрического тормоза осно вана на принципе обратимости электрических машин, то есть электро-
1 8 6
двигатель при определенных условиях переходит в генераторный ре жим. Практически для торможения применяются три режима: 1) гене раторный (рекуперативный) с отдачей энергии в сеть; 2) электродина мический; 3) противовключение.
При построении механических характеристик со = tp (М) или п = f {Щ в системе прямоугольных координат важное значение имеет определение знаков момента и скорости вращения двигателя в двига-
Рис. 90. Схемы включения и механические характеристики двигателя с параллельным возбуждением в двигательном и тор мозных режимах.
тельном и тормозных режимах. Для этого двигательный режим прини мают условно за основной, считая скорость вращения и момент двига теля в этом режиме положительными. В связи с этим характеристики п = f (М ) двигательного режима располагаются в первом квадранте (рис. 90). Расположение механических характеристик в тормозных режимах зависит от знаков момента и скорости вращения.
Рассмотрим эти режимы и соответствующие им участки механиче ских характеристик двигателя с параллельным возбуждением.
Противовключение. Состояние электропривода определяется сов
местным |
действием момента двигателя Мя и статического |
момента |
нагрузки |
М с. Например, установившаяся скорость вращения |
|
при подъеме груза лебедкой соответствует работе двигателя |
на есте |
187
ственной характеристике (рис. 90, точка А), когда MR = М с. Если в цепь якоря двигателя ввести добавочное сопротивление, то скорость вращения снизится вследствие перехода на реостатную характеристику (точка В, соответствующая скорости п2 и MR — М с). Дальнейшее по степенное увеличение добавочного сопротивления в цепи якоря двига теля (например, до величины, отвечающей участку' п0 С характери стики) приведет вначале к прекращению подъема груза, а затем к из менению направления вращения, то есть груз будет опускаться (точка С). Такой режим называют п р о т и в о в к л ю ч е н и е м .
В режиме противовключения момент MR имеет положительный знак. Знак скорости вращения изменился и стал отрицательным. Сле довательно, механические характеристики режима противовключения располагаются в четвертом квадранте, а сам режим является генера торным. Это вытекает из принятого условия определения знаков мо мента и скорости вращения.
Действительно, механическая мощность, пропорциональная произ ведению п и М, в двигательном режиме имеет положительный знак и направлена от двигателя к рабочей машине. В режиме противовключе ния вследствие отрицательного знака п и положительного знака М их произведение будет отрицательным, следовательно, механическая мощность передается в обратном направлении — от рабочей машины к двигателю (генераторный режим). На рис. 90 знаки п и М в двига тельном и тормозных режимах показаны в кружках, стрелками.
Механическая характеристика двигателя в режиме противовключе ния имеет такое же аналитическое выражение (15-17), как и в двига тельном режиме. Поэтому участки характеристики, соответствующие режиму противовключения, являются естественным продолжением характеристик двигательного режима из первого в четвертый квад рант.
Из рассмотренного примера перехода двигателя в режим проти вовключения видно, что э. д. с. двигателя, зависящая от скорости вращения, одновременно с последней при переходе через нулевое зна чение изменяет знак и действует согласно с напряжением сети:
U = (— E) + I„R, откуда /Я= ^ Ь ? . |
(15-19) |
Для ограничения тока в цепь якоря двигателя включают значи тельное по величине сопротивление, обычно равное двукратному пу сковому. Особенность режима противовключения состоит в том, что к двигателю подводится механическая мощность со стороны вала и
электрическая мощность из сети, и вся она расходуется на нагревание цепи якоря:
P u + P , = E I + U I = I H R я+Ядоб). |
(15-20) |
Режим противовключения может быть получен |
и п у т е м п е р е |
к л ю ч е н и я о б м о т о к на о б р а т н о е |
н а п р а в л е |
н и е в р а щ е н и я , в то время, как якорь продолжает вращаться в прежнем направлении за счет запаса кинетической энергии (напри
188
мер, при остановке машины с реактивным статическим моментом — вентилятора).
В соответствии с принятым условием учета знаков п и М по двига тельному режиму, при переключении двигателя на обратное вращение следует изменить положительные направления координатных осей, то есть двигательный режим теперь окажется в третьем квадранте, а противовключение — во втором. Таким образом, если двигатель работал в двигательном режиме в точке Л, то в момент переключения, когда скорость еще не успела измениться, он окажется на новой харак теристике, во втором квадранте в точке D. Торможение будет проис ходить вниз по характеристике DE (—п0), и если двигатель не отклю чить при скорости п = 0, он будет работать на этой характеристике в точке Е, вращая машину (вентилятор) в обратном направлении со
скоростью —«4-
Электродинамический режим торможения. Электродинамическое торможение получают путем отключения якоря двигателя от сети и включения его на отдельное внешнее сопротивление (рис. 90, вто рой квадрант). Очевидно, что этот режим мало отличается от работы генератора постоянного тока с независимым возбуждением. Работа на
естественной характеристике |
(прямая |
N0) соответствует режиму ко |
||
роткого замыкания, |
из-за больших |
токов торможение в этом слу |
||
чае возможно только при малых скоростях. |
|
|||
В режиме электродинамического торможения якорь отключен от |
||||
сети, следовательно: |
и —0; |
U |
= 0. |
|
со0= — |
|
|||
Уравнение механической характеристики имеет вид: |
|
|||
|
RM |
п ~ |
Е я ~h А до б д А |
(15-21) |
а> = -----или |
9,55cjj |
|||
|
|
|
|
Как видно из уравнения (15-21), механические характеристики электродинамического торможения проходят через начало коорди нат, а это значит, что с уменьшением скорости тормозной момент дви гателя уменьшается.
Наклон характеристик определяется так же, как и в двигательном режиме, величиной сопротивления в цепи якоря. Электродинамическое торможение экономичнее противовключения, так как энергия, потребляемая двигателем из сети, расходуется только на возбуж дение.
Величина тока якоря, а следовательно, и тормозного момента за висит от скорости вращения и сопротивления цепи якоря:
Генераторный режим с отдачей энергии в сеть. Такой режим воз можен только в случае, когда направление действия статического мо мента совпадает с моментом двигателя. Под действием двух момен тов — момента двигателя и момента рабочей машины — скорость вра
189
щения привода и э. д. с. двигателя начнут возрастать, в результате будет уменьшаться ток и момент двигателя:
U— E _ U —c(o
R.R ’
Дальнейшее увеличение скорости вначале приводит к режиму иде ального холостого хода, когда U — Е, I — 0и п — п0, а затем, когда э. д. с. двигателя станет больше приложенного напряжения, двигатель перейдет в генераторный режим, то есть начнет отдавать энергию
в сеть.
Механические характеристики в этом режиме являются естествен ным продолжением характеристик двигательного режима (например, участок An0F) и располагаются во втором квадранте. Направление скорости вращения не изменилось, и она осталась по-прежнему поло жительной, а момент имеет отрицательный знак. В уравнении механи ческой характеристики генераторного режима с отдачей энергии в сеть изменится знак момента, следовательно, оно будет иметь вид:
R |
п — щ -j— |
R |
М. |
(15-23) |
ш = соо4--^М или |
— |
Практически генераторный режим торможения применяют только при больших скоростях в приводах с потенциальными статическими моментами, например при опускании груза с большой скоростью.
15.4. РАСЧЕТ ПУСКОВЫХ СОПРОТИВЛЕНИЙ ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ
Пуск двигателя постоянного тока производят в основном двумя способами: с помощью пускового реостата и плавным повышением под водимого напряжения. Первый, более простой, получил распростра нение в приводах с питанием от сети с постоянным напряжением. Вто рой способ применяют в электроприводах, питаемых от специальных преобразователей с регулируемым напряжением (например, система генератор — двигатель).
Непосредственное включение неподвижного двигателя постоянного тока на полное напряжение сети недопустимо из-за. малого сопротив ления обмотки якоря. Ток прямого включения превышает номиналь ный ток двигателя в 10—20раз, что при неправильном действии защит ной аппаратуры приводит к порче двигателя. Кроме того, толчок тока вызовет соответствующий момент на валу двигателя, от которого может пострадать механическая часть привода.
Для ограничения тока при пуске в цепь якоря двигателя включают добавочные сопротивления, количество и величину которых определяют расчетом.
Графический способ расчета величин пусковых сопротивлений. Разгон двигателя при пуске производится последовательным выклю чением одной за другой секций пускового реостата до полного их выведения. Это заставляет двигатель работать в процессе пуска на
190