Файл: Электрооборудование и автоматизация сельскохозяйственных агрегатов и установок учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 427

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

напряжение на реле времени РВ, выдержка которого соответствует времени пуска двигателя на «звезде». По истечении этого времени

А В С О

реле РВ снимает напряжение с катушки магнитного пускателя Р2, включает магнитный пускатель РЗ, и обмотки двигателя переключа­ ются на «треугольник». Двигатель готов к приему нагрузки.

19.4.ЭЛЕКТРОПРИВОД МАШИН ДЛЯ ОБРАБОТКИ

ИХРАНЕНИЯ МОЛОКА

Качество молока и молочных продуктов во многом зависит от своевременной обработки или переработки их. Для сохранения мо­ лока в свежем виде перед отправкой его потребителям или на моло­ козавод оно подвергается первичной обработке, в которую входят операции очистки, охлаждения и в случае необходимости — пастери­ зации.

Молокоочистители и сепараторы. Принцип их работы основан на использовании центробежной силы, под действием которой происходит разделение молока на фракции с разной плотностью и отделение механических примесей. Молокоочистители и сепараторы отличаются внутренним устройством барабана.

Электропривод сепараторов имеет ряд специфических особен­ ностей. При работе сепараторов не требуется регулирования ско­ рости. В то же время отклонение рабочей скорости от расчетной приводит к ухудшению процесса разделения. Поэтому для привода сепаратора необходимо применять двигатели с жесткой механи­ ческой характеристикой. Наиболее рациональным является при­ вод сепаратора с асинхронным короткозамкнутым двигателем.

Теоретически механическая характеристика сепаратора описы­ вается уравнением параболы:

Мс=

М0 +

асо2,

(19-12)

щ /.

 

 

 

 

где М с— момент сопротивления

100 а'"'-*--~— .

 

>Мс

при

вращении

бара­

60

 

 

 

 

бана,

Н *м;

 

 

 

 

 

М0— начальный момент тро-

 

 

 

 

 

гания барабана, Н • м;

60

'V

 

 

о — угловая

скорость ба­

 

 

/

 

мд.

рабана, рад/с;

 

 

 

 

 

пропор­

 

 

 

 

 

а — коэффициент

¥ }

/ (

 

 

 

циональности, Н-м-с2.

 

і \

\

 

 

Практическая

механическая

20 -

1

 

 

характеристика имеет отличие от

/

 

 

 

теоретической (рис. 140). Это

 

 

 

 

 

связано с появлением на кривой

(7

 

 

 

 

Мс = f(a>)

резонансных

всплес­

Рис. 140. Механические характеристики

ков момента,

вызванных неточ­

ностью балансировки барабана

сепаратора

и приводного асинхронного

 

 

двигателя:

и наличием люфта в винтовой

/ — теоретическая и 2

практическая ха­

передаче.

Наибольшую

величи­

рактеристики сепаратора;

3

— характеристика

ну имеет

первый

резонансный

 

 

двигателя.

 

 

 

 

 

 

всплеск, появляющийся в начале разгона барабана. При неблагоприятных условиях величина этого

всплеска может быть настолько большой, что не исключена возмож­ ность пересечения механической характеристики сепаратора 2 с меха­ нической характеристикой асинхронного двигателя 3, которая при этих скоростях имеет провал. В этом случае возможна длительная работа сепаратора в районе резонанса, которая может привести к его механическому повреждению. Также недопустима работа сепаратора

врайоне второго или третьего резонанса, так как ухудшается ка­ чество разделения и наблюдается повышенный износ деталей.

Следующая особенность электропривода сепараторов заключается

втом, что рабочие скорости барабана весьма высоки (до 10 000 об/мин) и вследствие наличия повышающего редуктора приведенный к валу двигателя момент инерции барабана имеет значительную величину. Это обусловливает большую продолжительность пуска. Разгон сепа­ раторов производительностью 0,1—0,5 т/ч длится 100—180 с. Асин­ хронный двигатель, длительное время работая на пусковой части механической характеристики 3 (участок Ьс), перегревается и может

293


выйти из строя, поэтому при выборе мощности электродвигателя привода сепараторов основным режимом является пусковой.

Для снижения потерь в электродвигателе при пуске сепаратор соединяется с двигателем через центробежную фрикционную муфту скольжения. При такой конструкции электропривода за счет проскаль­ зывания полумуфт двигатель разгоняется до выхода на рабочую часть механической характеристики (участок ab) почти вхолостую и за короткий промежуток времени.

Помимо снижения потерь в двигателе фрикционная муфта обес­ печивает плавный разгон барабана сепаратора, снижает динамические нагрузки в передачах и исключает возможность длительной работы его в районе первого резонансного всплеска.

Пускать сепаратор необходимо вхолостую. Режим работы электро­ двигателя длительный, с постоянной мощностью на валу. Величина мощности может быть подсчитана по следующей формуле:

Р = с (М0+ асо2) ш,

(19-13)

где с — опытный коэффициент, который учитывает мощность, идущую на сообщение кинетической энергии жидкости, поступающей в барабан (например, для сепаратора «Урал 6» с =1,5, а для сепаратора СПМФ-2000 с = 1,2).

Для сепараторов с производительностью до 3 т/ч при расчетах мощности можно принять М(> = 0,2 Н • м; а — 2 • 10_6 Н • м • с2.

Перспективным направлением в развитии электропривода сепа­ раторов следует считать замену центробежной муфты на электромаг­ нитную порошковую муфту, так как у центробежных муфт фрикцион­ ные колодки нередко «залипают» в начале пуска двигателя, и дальней­ ший разгон происходит как при прямом соединении валов двигателя и сепаратора. Это приводит к выходу двигателя из строя. Электро­ магнитные муфты свободны от такого недостатка и благодаря возмож­ ности регулирования момента позволяют настроить пуск на оптималь­ ный режим.

Одновременно ведутся работы по созданию высокоскоростного электропривода с высокочастотным (200—400 Гц) асинхронным электродвигателем, соединенным непосредственно с валом барабана. При этом снизятся резонансные всплески на механической характе­ ристике сепараторов вследствие отсутствия винтовой пары редуктора.

Пастеризаторы.

Применяются

для

уничтожения находящихся

в молоке бактерий

путем нагрева

молока до температуры 60—90 С

(в зависимости от вида пастеризации).

 

Электропривод в пастеризаторах, ведущих мгновенную пастери­ зацию (пастеризатор ОПД-1М), применяется для вращения вытесни­ тельного барабана, посредством которого создается прогреваемый паром тонкий слой молока (3—4 мм), и осуществляется движение молока в слое.

Потребная мощность на вращение барабана или мешалки скла­ дывается из мощности на преодоление сопротивления вращения бара­ бана или мешалки и на сообщение кинетической энергии выбрасывае­

294


мой из пастеризатора жидкости. Режим работы двигателя пастериза­ тора длительный, с неизменной нагрузкой на валу. Регулирование скорости вращения не требуется, поэтому привод пастеризаторов выполняется асинхронными короткозамкнутыми двигателями. Мощ­ ность электродвигателя пастеризатора ОПД-1М составляет 1,7 кВт.

Холодильные установки. Применяются для охлаждения свежевыдоенного молока, а также в процессе его обработки и переработки и являются неотъемлемой частью производственных линий молочной. ■ Электропривод в холодильной установке используется для привода фреонового компрессора (например, в установке ТОМ-2А).

Потребная мощность поршневого компрессора Р складывается из мощности, затрачиваемой внутри цилиндров на всасывание, сжа­ тие и нагнетание газа (индикаторная мощность Ри) и мощности Рп, затрачиваемой на механические потери:

 

P = P„ + P n = j £ -

(19-14)

 

 

Т)п% ’

х

где L — производительность,

м3;

 

р — давление,

Н/м2;

и компрессора.

 

■»Іп и т]к — к. п. д.

передачи

 

Для привода компрессора используется асинхронный короткозамкнутый двигатель. При выборе мощности двигателя следует учи­ тывать следующее: нагрузочная диаграмма поршневого компрессора носит резко переменный характер, режим работы может быть длитель­ ным и повторно-кратковременным с большим числом включений в час в зависимости от режима работы холодильной установки и выбранной схемы ее управления.

Схема управления электроприводом наиболее распространенной холодильной установки МХУ-8с будет рассмотрена в разделе 27 части III.

19.5.ЭЛЕКТРОПРИВОД ТРАНСПОРТИРУЮЩИХ

ИПОДЪЕМНЫХ МАШИН

Т р а н с п о р т н ы е р а б о т ы в животноводстве составляют примерно 30—40% всего объема затрат труда на фермах. С помощью различных типов транспортеров осуществляется раздача кормов и уборка навоза на фермах, транспортирование кормов из мест склади­ рования в кормоцехи; в поточных линиях транспортерами осуществ­ ляется загрузка и разгрузка машин, выполняющих технологические операции.

Наибольшее распространение в сельском хозяйстве получили ленточные, скребковые, винтовые (шнеки) транспортеры и ковшовые элеваторы. Так как в подавляющем большинстве случаев транспор­ теры не требуют регулирования скорости, то электропривод этих машин выполняется асинхронными короткозамкнутыми двигателями закры­ того исполнения.

Ленточные транспортеры перемещают в горизонтальном и наклон­ ном направлениях сыпучие и легкие штучные грузы.

295


Скребковые транспортеры используются для перемещения корне­ плодов и других насыпных грузов, а также для удаления навоза из коровников.

Винтовые транспортеры (шнеки) перемещают сыпучие и мелкокус­ ковые материалы в горизонтальном, наклонном, а также в вертикаль­ ном направлениях.

Мощность электродвигателя ленточного, скребкового и винтового транспортеров можно определить по формуле:

nQ (h - f - кі)

(19-15)

367 и

где Q — производительность транспортера, т/ч;

п— коэффициент завышения мощности по условиям пуска (для ленточных — 1,4; скребковых — 1,8; винтовых — 1,1);

h — высота подъема материала транспортером, м;

I — горизонтальная проекция пути перемещения материала транс­ портером, м;

к— общий ѵкоэффициент сопротивления перемещению (можно принять для ленточных — 0,15; скребковых — 2,0; винтовых

при транспортировке зерна — 1,85); ц — к. п. д. транспортера (ц «0 ,8 ).

Ковшовые элеваторы (нории) предназначены для подъема сыпучих материалов по вертикали или с небольшим отклонением от нее.

Мощность электродвигателя для привода элеватора подсчитывается по формуле:

 

Qh

(19-16)

 

Р

 

367т)

 

К. п. д. элеваторов

rj принимают от 0,4 до 0,7.

Р е ж и м р а б о т ы

т р а н с п о р т е р о в

может быть различным

(длительным, повторно-кратковременным или кратковременным) в за­ висимости от целевого назначения транспортера в технологическом процессе. Поэтому окончательный выбор мощности электродвигателей следует выполнять по нагрузочным диаграммам, определяя эквива­ лентную мощность, с обязательной последующей проверкой двигателей в повторно-кратковременном и кратковременном режимах по перегру­ зочной способности.

П о д ъ е м н ы е м е х а н и з м ы применяются для выполнения целого ряда погрузочно-разгрузочных и монтажных работ.

В электроприводах подъемных механизмов различают д в а в и д а с т а т и ч е с к и х н а г р у з о к : реактивные — появляющиеся только при движении и всегда направленные против движения, и потен­ циальные — которые могут действовать в любой момент времени и

влюбом направлении (по направлению и против движения). Примером реактивных нагрузок является нагрузка, создаваемая силами трения

вмеханизмах (трение в подшипниках, трение тросов о направляющие ролики и т. д.), примером активных нагрузок может служить нагрузка, зависящая от веса груза.

296


Э л е к т р о п р и в о д п о д ъ е м н ы х м е х а н и з м о в конст­ руктивно выполняется таким образом, чтобы он мог воспринимать потенциальную нагрузку как при включенном, так и при остановленном электродвигателе. Поэтому в подъемных механизмах обязательно наличие тормозного устройства, сблокированного с электродвигателем. Конструктивно тормоза могут выполняться барабанными и дисковыми с приводом от электромагнита. При отключенном электродвигателе

Рис. 141. Кинемати­ ческая схема механиз­ ма подъема электротали (а) и электриче­ ская схема управления

электроталью (б).

под действием пружин тормозные колодки затормаживают вал электро­ двигателя, не давая опускаться грузу. Одновременно с включением электродвигателя подается напряжение на электромагнит тормоза, который преодолевает действие пружин и растормаживает вал электро­ двигателя.

На рис. 141 представлена кинематическая схема механизма подъема электротали (а) и электрическая схема управления электроприводом тали (б). Подъемный барабан 3 приводится во вращение двигателем 4 через редуктор 2. С приводным валом связаны диски электромагнит­ ного тормоза 1.

Катушки электромагнита тормоза ЭТ (рис. 141, б) включаются параллельно электродвигателю. Управление двигателями элекротали осуществляют реверсивными магнитными пускателями (см. раздел 18.5).

297

Движение подъемного устройства вверх ограничивается конечным выключателем В (рис. 141, б). Блокировка контакторов от одновремен­ ного включения осуществляется двухцепными кнопками, установлен­ ными на подвесной кнопочной станции, и размыкающими контактами магнитных пускателей. Для работы двигателя необходимо держать соответствующую кнопку в нажатом состоянии.

Мощность электродвигателя для привода механизма подъема опре­ деляется по формуле:

 

Р =

( 0 + Щ £ -

,

 

 

(19-17)

где

G — вес поднимаемого груза, Н;

 

Н;

 

 

 

 

G0 — вес грузозахватного

устройства,

 

 

 

 

D — диаметр барабана лебедки, м;

 

 

 

 

 

 

со — угловая скорость вращения электродвигателя, рад/с;

 

 

 

і — передаточное, число редуктора;

 

механизма.

 

 

 

т) — коэффициент полезного действия

 

 

 

Мощность, необходимая для горизонтального перемещения под­

нятого груза по кран-балке, находится

по формуле:

 

 

 

р k (G-\-Q) (ці^-рДсй

 

(19-18)

 

 

IT)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Q — вес передвигаемого механизма,

Н;

 

 

 

 

R — радиус шейки оси колеса, м;

 

шейки оси колеса

в

под­

 

р — коэффициент трения

скольжения

 

шипнике;

качения

колеса

по кран-балке,

м;

 

/ — коэффициент трения

 

к — коэффициент, учитывающий трение ребер колесо кран-балку.

 

Остальные обозначения такие же, как и в формуле (19-17).

 

 

Режим работы элетродвигателей подъемных

механизмов

преиму­

щественно повторно-кратковременный. Это необходимо учитывать при выборе типа и мощности элетродвигателя. В подъемных механизмах в основном применяются асинхронные короткозамкнутые двигатели серий АО, АОС и АОП. В подъемных устройствах большой мощности — асинхронные двигатели с фазным ротором серии АК и МТ.

19.6.ЭЛЕКТРОПРИВОД УСТАНОВОК ДЛЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

ИОРОШЕНИЯ

На животноводческих фермах ежедневно расходуется большое количество воды на поение животных, приготовление кормов, мойку доильной аппаратуры, посуды и другие цели. Значительный расход воды требуется для ведения орошаемого земледелия.

Практика показала, что в хозяйствах, где не электромеханизировако водоснабжение, затраты труда на снабжение водрй могут до­ ходить до 30% от общих затрат труда. При этом стоимость одного кубометра воды достигает 2,5—3 руб. Электромеханизация и автомати­ зация водоснабжения снижают стоимость воды до 5—7 коп. за кубо­

298