Файл: Электрооборудование и автоматизация сельскохозяйственных агрегатов и установок учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 289

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

спирали в бусах или плоского нагревателя на миканите, или ТЭНа размещается под дном резервуара и закрывается поддоном.

Электрические утюги. Подразделяются на следующие типы: без терморегулятора, с терморегулятором, с пароувлажнителем.

Нагревательные элементы утюгов бывают съемными и несъемными Съемные элементы выполняются или в виде спиралей в керамических бусах, уложенных в канавки чугунной подошвы утюга, или в виде пластин. Срок службы их не превышает 1000 ч. Несъемные элементы представляют собой ТЭНы, залитые в подошву утюга. Они отлича­

 

ются надежностью

и долговечностью

 

(срок службы до

2000 ч), но сложны

 

в ремонте.

 

 

 

Утюги без терморегуляторов имеют

 

небольшую мощность — 300 -г- 400 Вт.

 

Достоинство их заключается в про­

 

стоте конструкции, недостаток—долго

Рис. 195. Электрическая схема утю­

разогреваются (время

разогрева до

га с терморегулятором и сигнальной

200 °С составляет

15 мин).

лампочкой.

Утюги с терморегуляторами вы­

 

пускаются мощностью

500—750 Вт

и имеют вес 1,5—3 кг. Время разогрева их до 200 °С равно 3—11 мин. Расход электроэнергии на 10—15% меньше, чем у утюгов без термо­ регуляторов. Эти утюги более легки, быстро разогреваются, а их терморегуляторы поддерживают постоянной заданную температуру. Они снабжаются низковольтной сигнальной лампочкой, включаемой параллельно небольшому балластному сопротивлению (рис. 195). Лампочка загорается при включении утюга и гаснет, когда темпера­ тура подошвы достигает заданного значения.

Утюги с увлажнителями имеют мощность 750—1100 Вт, вес— 1,5—2 кг. Время их разогрева в зависимости от мощности в пределах от 1 до 12 мин. Нагревательные элементы выполняются в виде ТЭНов, залитых в подошву. В этих утюгах имеется бачок для воды, который устанавливается внутри или снаружи корпуса. При повороте рычажка парорегулятора (на корпусе утюга) вода из бачка поступает по каналам в подошву, где испаряется, а пар через отверстия в подошве увлаж­

няет ткань. При закрытом рычажке глажение производится без увлаж­ нения.

28.3.ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРИБОРАХ

ИМАШИНАХ БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Кэлектрическим машинам малой мощности, применяемым в быту,

относятся универсальные коллекторные, однофазные асинхронные и синхронные реактивные электродвигатели в диапазоне мощностей от нескольких долей до нескольких сотен ватт при скоростях вращения от 1500 до 40000 об/мин.

Однофазные универсальные коллекторные электродвигатели. Такие электродвигатели могут работать как от сети переменного, так и от

414


сети постоянного тока при одинаковой скорости вращения в режиме номинальной нагрузки. По конструкции и принципу действия они похожи на двигатели постоянного тока последовательного возбуждения. В отличие от двигателей постоянного тока статор универсальных кол­ лекторных двигателей набирается из листовой электротехнической стали для уменьшения потерь на вихревые токи.

П у с к в х о д у н и в е р с а л ь н ы х к о л л е к т о р н ы х д в и г а т е л е й , так же как и двигателей постоянного тока последо­ вательного возбуждения, необходимо производить под нагрузкой. При отсутствии нагрузки на валу или при малых нагрузках (до 20% от номинальной) скорость электродвигателя становится большой и может достигнуть значений, превышающих допустимые по условию механической прочности якоря.

Р е г у л и р о в а н и е

 

с к о р о ­

 

с т и

в р а щ е н и я

универсальных

 

коллекторных

двигателей

при

работе

 

на переменном токе можно производить

 

в широких пределах так же, как и в

 

электродвигателях

постоянного

тока.

 

Одним из экономичных способов являет­

 

ся способ шунтирования обмотки воз­

 

буждения. Изменение направления вра­

 

щения якоря осуществляется

переклю­

 

чением

концов

обмотки

возбуждения Рис. 196.

Электрическая схема

или обмотки якоря.

коллекторные

включения

электродвигателя

Универсальные

элек­

УВ-062.

тродвигатели из-за искрения

на коллек­

 

торе, создающего помехи радио и телеприему, снабжаются устройством для подавления помех. Устройства эти представляют собой блоки из кон­ денсаторов постоянной емкости, подключаемые параллельно щеткам. С этой же целью обмотка возбуждения часто делится на две части и включается с разных сторон якоря. На рис. 196 приведена электри­ ческая схема электродвигателя типа УВ-062 с блоком конденсаторов.

Универсальные коллекторные двигатели выпускаются различных типов, отличающихся по конструктивному исполнению и техническим данным, и применяются для привода пылесосов, полотеров, центри­ фуг, стиральных, швейных и универсальных бытовых машин, насосов,, кофемельниц, электробритв и т. п.

Однофазные асинхронные электродвигатели. Применяются в при­ борах и машинах бытового назначения и выпускаются промышленно­ стью на напряжения 127 и 220 В переменного тока в диапазоне мощ­ ностей от 10 до 600 Вт. По способу пуска они подразделяются на дви­ гатели с пусковой обмоткой повышенного сопротивления, отключаемой после пуска; двигатели с конденсаторным пуском; конденсаторные дви­ гатели и двигатели с пусковыми короткозамкнутыми витками на рас­

щепленных полюсах.

Э л е к т р о д в и г а т е л и с п у с к о в о й о б м о т к о й п о ­ в ы ш е н н о г о с о п р о т и в л е н и я нашли широкое примене-

415


ние для привода стиральных машин и компрессоров домашних холо­

дильников. К ним относятся

электродвигатели типа АОЛБ

ДАО

ДАОГ, ДАОА, АНЛБ,

МСМ, МА, ДХМ. У всех этих электродвига­

 

 

телей

пусковая обмотка

имеет

боль­

 

 

шее активное сопротивление, чем ра­

 

 

бочая, и отключается после

пуска

 

 

при помощи центробежного выключа­

 

 

теля

или пускателя ПНВС-10. Для

 

 

защиты электродвигателей от пере­

 

 

грузок служит тепловое

реле

типа

 

 

РТ-10. Электрические схемы включе­

 

 

ния двигателей показаны на рис. 197.

 

 

Э л е к т р о д в и г а т е л и

с

 

 

к о н д е н с а т о р н ы м п у с к о м

 

 

в приборах и машинах бытового на­

Рис. 197. Электрические

схемы

значения нашли небольшое примене­

включения электродвигателей:

ние. К ним относятся двигатели типа

а — ДХМ и ДАО; б — АОЛБ.

АОЛГ-22-4С, используемые для при­

 

 

вода

насосов, и АОЛГ-22-4СЦ — для

привода стиральных машин «Тула-2» и «Тула-6». Электрическая схема включения (рис. 198,6) содержит пускозащитное реле, которое служит для включения пусковой обмотки с конденсатором при пуске электро­

двигателя и отключения ее после пуска,

а также для защиты электро­

двигателя при перегрузке.

 

Кн

р

Рис. 198. Электрические схемы включения электродвигателей:

а — АВЕ; б — ДОЛГ.

К о н д е н с а т о р н ы е э л е к т р о д в и г а т е л и широко применяются в приборах и машинах бытового назначения. К ним отно­ сятся электродвигатели типа АВЕ, ДЦСМ, КЛ, КДР, АД, ДВА-УЗ. Пусковая обмотка и конденсатор у этих электродвигателей остаются включенными при работе. В схемах некоторых из них последовательно

416


с пусковой обмоткой включается дополнительно к конденсатору актив­ ное сопротивление.

Электродвигатели АВЕ-071-4ем, АВЕ-072-4ем и ДЦСЧ-1 преіэа-

Ьзначены для привода стиральных машин. Электрическая схема вклю­ чения их показана на рис. 198, а.

Электродвигатели КД-50 используются для привода к у х о н н ы х

вентиляторов; КДР — для привода электрополотера; КД-2, КД-3» КД-П и АД-5 — для привода магнитофонов; КД-7М, ДВА-УЗ — для привода звукозаписывающей аппаратуры.

Э л е к т р о д в и г а т е л и с п у с к о в ы м и к о р о т к о ­ з а м к н у т ы м и в и т к а м и на п о л ю с а х находят приме­ нение в приводах, не требующих большого пускового момента. К ним относятся электродвигатели типа СМ-7, .МАИ 4, ДВП-1, ДВН-8 ВО-І

ВО-2, НВ-62, ВН-7, ТВ-1, ВНЦ-1.

Эти электродвигатели по конструкции статора отличаются от всех однофазных асинхронных. Статор у них выполнен с явно выраженными

полюсами, расщепленными на две

 

неравные части. На меньшую часть

 

надет короткозамкнутый виток,

 

а основная

обмотка

охватывает

 

весь патюс. С помощью коротко-

 

замкнутого

витка обеспечивается

 

сдвиг по фазе между магнитными

Рис. 199. Электрическая схема вклю­

потоками, замыкающимися по раз­

чения электродвигателя СМ-7.

личным частям полюса.

Сдвиг по

 

фазе необходим для образования вращающегося магнитного патя. Электродвигатель СМ-7 предназначен для привода стиральной машины «Урал». Электрическая схема его включения показана на рис. 199. Остальные типы двигателей применяются в основном для привода вытяжных и обдувных вентиляторов. Достоинства этих электродвигателей заключаются в простоте конструкции, удобстве

вэксплуатации, надежности работы и сравнительно низкой стоимости.

Кнедостаткам однофазных асинхронных двигателей можно отнести небольшую скорость вращения (максимальная синхронная скорость 3000 об мнн) и необходимость в специальных пусковых устройствах.

Однофазные синхронные реактивные электродвигатели. Такие электродвигатели имеют однофазный статор и ротор с явно выражен­ ными полюсами, но без обмотки возбуждения. Однофазные синхрон­ ные реактивные двигатели возбуждаются не со стороны ротора, как

в обычных синхронных электродвигателях, а со стороны статора за счет реактивной составляющей тока обмотки статора.

Для создания вращающегося магнитного патя в однофазных реактивных двигателях, так же как и в однофазных асинхронных,

впазы статора заложены две обмотки; рабочая и пусковая, сдвинутые

впространстве на угол 90°. Для сдвига токов по фазе на угол, близкий

к90э, последовательно с пусковой обмоткой включают конденсатор.

Такой электродвигатель называют также к о н д е н с а т о р н ы м

р е а к т и в н ы м .

4 1 7


В синхронных реактивных двигателях применяется асинхронный способ пуска. Для этого ротор их снабжается пусковой короткозамкну­ той обмоткой.

К однофазным реактивным синхронным электродвигателям отно­ сятся двигатели СД-54, СД-09Л, ДВС-У1, применяемые в приборах и машинах бытового назначения, в которых требуется постоянная ско­ рость вращения при изменении нагрузки (например, звукозаписываю­ щие аппараты). Электрическая схема их включения аналогична схе­ мам включения асинхронных конденсаторных электродвигателей.

28.4. БЫТОВЫЕ ХОЛОДИЛЬНИКИ, СТИРАЛЬНЫЕ МАШИНЫ,

 

 

ЭЛЕКТРОПЫЛЕСОСЫ И ПОЛОТЕРЫ

 

 

 

 

 

Бытовые

холодильники.

Предназначены

для

кратковременного

хранения скоропортящихся

пищевых продуктов в охлажденном

или

 

 

 

 

замороженном виде. По принципу

 

 

 

 

действия они аналогичны производ­

 

 

 

 

ственным холодильным установкам

 

 

 

 

(раздел 27)

и разделяются

на

ком­

 

 

 

 

прессионные, абсорбционные и по­

 

 

 

 

лупроводниковые. Бытовые холо­

 

 

 

 

дильники выпускаются в виде цель­

 

 

 

 

нометаллического

шкафа,

внутри

 

 

 

 

которого размещается холодильная

 

 

 

 

камера и отделение для холодиль­

 

 

 

 

ного агрегата. Холодильная ка­

 

 

 

 

мера имеет тепловую изоляцию из

 

 

 

 

стеклянной

или

 

шлаковой

ваты

 

 

 

 

или пенопористого материала. Тем­

 

 

 

 

пература в камере изменяется от 8

 

 

 

 

до 2 °С. Для хранения заморожен­

 

 

 

 

ных продуктов

и

приготовления

 

 

 

 

пищевого льда в холодильной ка­

 

 

 

 

мере имеется закрытое морозиль­

 

 

 

 

ное отделение с температурой от

 

 

 

 

—12 до —18 °С.

 

холодильники.

Пары дэреона высокого давления ГПТ Жидкий

Компрессионные

 

 

 

фреон

В них для получения

холода

слу­

Рис. 200. Технологическая схема ком­

жат холодильные агрегаты ком­

прессионного бытового

холодильника:

прессионного типа. В качестве хо­

/ — компрессор; 2 — нагнетательная труб­

лодильного

агента

используется

ка; 3 — конденсатор;

4 — испаритель;

фреон-12. Принципиальная техно­

5 — осушитель;

6 — отсасывающая

труб­

ка;

7 — фильтр.

 

логическая

схема компрессионного

холодильного агрегата бытовых хо­ лодильников приведена на рис. 200. Основным узлом агрегата является компрессор 1 (обычно одноцилиндровый поршневой) с электродвига­ телем, которые заключаются в общий герметизированный кожух и под­ вешиваются на пружинах к раме в нижней части корпуса холодиль-

4 І8