Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 270
Скачиваний: 5
Все показанные на зтом рисунке каретки как для однополозных
(ГЫ, ДЖ-5 и 10РР), так и для двухполозных (П-3) токоприемни ков снабжены вертикальными пружинами, работающими на сжатие.
Каретки с пружинами, работающими на растяжение или на кручение, применяются значительно реже.
Для токосъема на полозах токоприемников в СССР применя ют в основном медные пластины и угольные вставки. Медные пластины обеспечивают небольшое переходное электрическое со противление в месте контакта, но вызывают значительный износ контактных проводов (см. § 70). Угольные вставки вызывают мень ший изн*ос, но создают большое переходное сопротивление, что при значительных токах повышает .опасность пережога контактного провода, особенно в случае съема тока неподвижным токопри емником.
Поэтому угольные вставки в первую очередь применяют там, где меньше токовые нагрузки, т. е. на линиях переменного тока и для электропоездов.
Угольные вставки изготовляют из коксовых (угольных) или графитовых порошков, связанных смолой. Иногда к этим порош кам добавляют сажу, что увеличивает твердость вставок. Подогре тую массу выпрессовывают через профильный мундштук и под вергают длительному обжигу при температуре 1100—1350°С, в ре зультате чего получают достаточные прочность и электропровод ность вставок. Частично или полностью заменяя кокс графитом,
Рис. 8. Каретки токоприемников:
а - типа П-1; 6 - ДЖ -5; в — П-3; г — 1ÜPP
12
Рис. 9. Полоз токоприемника с уголь ными вставками
можно добиться увеличения электропроводности, но при этом не сколько снизятся прочность. В настоящее время в СССР применя е т угольные вставки типа А по ГОСТ 5. 1045—71 и типа Б по ГОСТ 14692—69. Последние выполнены на графитовой основе и
используются для съема больших токов (см. § 70). |
|
|
|
|||
Угольные вставки 2 (рис. 9) |
обычно укрепляют с помощью ко |
|||||
рытец 3 на специальном полозе |
1 в два-три |
ряда. |
Каждый |
на |
||
ружный ряд состоит из четырех вставок |
(длина |
его 960 мм), а |
||||
внутренний — из трех вставок (длина 720 |
мм). Наружные |
ряды |
||||
вставок стыкуются со стальными пластинами |
4, а по |
склонам |
||||
полоза имеются дюралюминиевые пластины 5. Все эти |
пластины |
|||||
служат для обеспечения токосъема в относительно |
редких случа |
ях значительного смещения контактного провода от оси токопри емника.
В настоящее время разрабатывается новый унифицированный полоз для крепления угольных вставок.
Хорошие результаты показали испытания металлокерамиче ских пластин, имеющих многие преимущества угольных, но до пускающих гораздо большие токовые нагрузки. Основой для таких пластин служит металлический (медный или железный) порошок. В состав их также входят порошковый графит и порошки других металлов (свинца, олова, никеля). Все составные части смешива ют в специальном смесителе, после чего прессуют при нормаль ной температуре. Затем заготовки нагревают в обжиговой печи и спекают. После достижения необходимой твердости им придают заданную форму и пропитывают маслом. В СССР разработаны и выпускаются опытно-промышленными партиями металлокерамиче ские пластины типа Р-7 на железной основе и опытные пластины на медной основе.
13
Нажатие токоприемника Р в общем случае |
складывается из |
четырех составляющих: |
|
Р = Р \dz Рч. di Рз + Р і і |
(1) |
где Р1 — сила воздействия подъемных пружин;
Р2— сила сопротивления трения в шарнирах;
Р3— инерционная сила;
Рі — аэродинамическая сила.
Знак «плюс» в выражении |
(1) |
принят для |
сил, |
направленных |
вверх, а знак «минус»-— для |
сил, |
направленных вниз. |
||
Сила воздействия подъемных |
пружин Р і |
всегда |
направлена |
вверх. Сила сопротивления трения в шарнирах Р2 при опускании токоприемника направлена вверх и увеличивает общее нажатие, а при подъеме токоприемника направлена вниз и снижает резуль тирующее нажатие. Величина силы Р2 зависит от числа шарниров и их состояния: чем больше шарниров и чем хуже они содержат ся, тем больше трение и его влияние на общее нажатие.
Величина силы Р3 зависит от массы и ускорения движущихся вверх и вниз частей токоприемника, которые оказывают неодина ковое воздействие на контактную подвеску: чем ближе к точке контакта расположена масса, тем больше ее влияние. Наибольшее значение для инерционной силы имеет масса полозов токоприем ника, находящихся в непосредственной близости от подвески. Инерционная сила в местах, где траектория токоприемника (см. § 4) образует выпуклость вниз, имеет отрицательный знак, а в ме стах, где траектория имеет выпуклость вверх, — положительный.
Величина аэродинамической силы Р 4 зависит от скорости дви жения поезда,- скорости и направления ветра, конструкции токо приемника, формы крыши и лобовой части локомотива. Особен но большие аэродинамические силы испытывает передний по хо ду поезда токоприемник.
Первые два слагаемых в выражении (1) определяют так называ емое статическое нажатие токоприемника, которое получается при его медленном движении вверх и вниз с равномерной скоростью. Нажатие, возникающее при движении токоприемника вверх, назы вают активным, а при движении вниз — пассивным. Величины этих нажатий зависят от высоты, на которую поднят токоприем ник. Разность между активным и пассивным статическими на жатиями в пределах рабочей высоты токоприехмника (у отечествен ных конструкций 400—1900 мм от опущенного положения) харак теризует его качество: чем меньше эта разность, тем лучше он ра ботает.
Статические характеристики токоприемника, т. е. зависимости активного и пассивного нажатий от высоты, снимают, медленно перемещая токоприемник вверх и вниз и измеряя нажатие во время движения закрепленным на полозах динамометром.
Статическое нажатие токоприемника П-3 в пределах нормаль ной рабочей высоты должно быть не менее 8 кгс при подъеме и не более 12 кгс при опускании. Разность между нажатиями при подъ-
14
еме и опускании в каждом отдельном положении токоприемника не должна превышать 3 кгс. Статическое нажатие токоприемни ков П-1 в пределах нормальной рабочей высоты должно быть не
меньше 7—9 |
кгс при подъеме и не больше 9—11 кгс при опуска |
нии (первые |
цифры относятся к летнему режиму работы, а вто |
рые— к зимнему). Разность между нажатиями при подъеме и опу скании в каждом отдельном положении токоприемника также не должна превышать 3 кгс.
Каждый тип токоприемника можно характеризовать еще так называемой удерживающей силой, которая требуется для подъема отключенного токоприемника. В тех случаях, когда аэродинами ческие силы, возникающие при движении поезда и воздействии ветра, могут быть больше удерживающей, вследствие чего воз можно самопроизвольное поднятие опущенного токоприемника, его необходимо закреплять в нерабочем состоянии специальным запо ром.
Для обеспечения бесперебойного токосъема необходимо, что бы конструкция токоприемника отвечала следующим основным требованиям:
нажатие подъемных пружин должно быть достаточно для обес печения безыскрового токосъема (т. е. таково, что токоприемник
не отрывается от контактного провода); . |
(при этом разность меж |
|
силы трения в шарнирах минимальны |
||
ду активным и пассивным |
нажатиями будет наимень |
|
шей) ; |
|
|
масса движущихся вверх и вниз частей токоприемника должна |
||
быть возможно меньшей (что |
снижает |
величины инерционных |
сил); |
|
|
колебания токоприемника должны иметь незначительный раз мах и быстро затухать;
детали токоприемника должны иметь обтекаемую форму (что. уменьшает аэродинамические силы до целесообразного уровня).
Большое значение для снижения аэродинамических воздейст вий имеет также придание обтекаемой формы лобовой части локо мотива и его крыше и использование во время движения второго по ходу поезда токоприемника.
Все вновь изготовляемые в СССР токоприемники должны удовлетворять требованиям ГОСТ 12058—66. Этот ГОСТ распро страняется на токоприемники, предназначенные для электропод вижного состава магистральных железных дорог постоянного и
переменного тока при скоростях движения до |
180 км/ч. Предусмот |
|
рено изготовление токоприемников двух серий: |
на грузовых |
|
тяжелой серии Т, предназначенных для |
работы |
|
и пассажирских электровозах постоянного |
токаре |
номинальным |
длительно допускаемым током 2100 А при движении и максималь ным значением его 270 А в случае стоянки зимой при температуре
—10°С и 160А — летом при +40°С;
легкой серии Л, предназначенных для работы на грузовых и пассажирских электровозах переменного тока, электропоездах
15
постоянного и переменного тока с номинальным значением дли тельно допускаемого тока 500А при движении и максимальным значением его 50А при стоянке зимой и летом.
Условное обозначение токоприемника должно содержать: бук ву Т (начальная буква слова «токоприемник»); обозначение серии (Т или Л — тяжелая или легкая); утвержденный номер модели; обозначение материала токосъемных пластин (букву М для метал лических или металлокерамических пластин и букву У для уголь ных вставок); номер ГОСТа. Например, ТТ-2М 12058—66 — токо приемник тяжелой серии, 2-я модель, с медными пластинами.
ГОСТом |
установлены |
следующие статические |
нажатия |
токо |
приемников |
в диапазоне |
рабочей высоты: активные — не |
менее |
|
10 кгс для серии Т и не менее 6 кгс для серии |
Л, пассивные — |
|||
не более 13 кгс для серии Т и не более 9 кгс для |
серии Л. |
|
С 1 января 1975 г. намечено введение ГОСТ 12058—72, разра ботанного взамен указанного выше. В новом ГОСТе уменьшена максимальная скорость движения для применения токоприемников Л и Т (до 160 км/ч), увеличены некоторые токовые нагрузки, изменены условные обозначения (упразднена первая буква Т, для металлокерамических пластин введены обозначения Мкж при же лезной основе и Мкм при медной основе) и др.
Для снижения и быстрейшего затухания колебаний токопри емников при высоких скоростях движения желательно оборудо вать их специальными устройствами (демпферами), установ ленными между подвижной рамой токоприемника и крышей локо мотива.
Для высокоскоростного электроподвижного состава, в частности для электропоездов ЭР-200, которые будут работать на линии Москва—Ленинград со скоростями до 200 км/ч включительно, разработано несколько типов специальных токоприемников. Наи более перспективными из них представляются токоприемники, соз данные в ЦНИИ МПС, условного типа ТС (токоприемник скорост ной). Конструктивно они выполнены двухъярусными. Собственно токоприемник располагается не на крыше моторного вагона, а на специальной подвижной раме, которая может складываться и вы прямляться. При нормальных условиях высотного положения кон тактного провода нижняя рама не работает, т. е. находится в од ном и том же положении. Если высота контактного провода суще ственно уменьшается (в основном при проходе искусственных соо ружений), то нижняя рама автоматически складывается, а при восстановлении нормальных условий занимает исходное положе ние.
В этом случае оказалось возможным выполнить собственно токоприемник значительно меньших размеров, чем обычно, и снизить его массу, чуо является одним из основных условий обес печения хорошего качества токосъема при высоких скоростях дви жения.
Максимальное пассивное нажатие описываемых токоприем ников принято равным 10 кгс, а минимальное активное — 8 кгс.
16
Глава II
КОНТАКТНЫЕ ПОДВЕСКИ
§ 4. Основные требования, предъявляемые к контактным подвескам
для обеспечения бесперебойного токосъема
Процесс токосъема можно считать бесперебойным только в том случае, если контакт между токоприемником и контактным прово дом не прерывается, так как при отрыве токоприемника от кон тактного провода между ними возникает искрение и даже элек трическая дуга, а повторное соприкосновение с проводом сопро вождается ударом, который снова вызывает отрыв токоприемни ка. Электрическая дуга приводит к тяжелым последствиям: из-за высокой температуры контактные пластины токоприемника и про вод оплавляются, поверхность их становится неровной, что сильно затрудняет дальнейший контакт. Кроме того, контактные провода,
выполняемые обычно из твердотянутой меди, при |
нагреве |
теря |
|
ют свою механическую прочность. |
Удары токоприемника |
о кон |
|
тактный провод также повреждают |
их контактные |
поверхности. |
Все это приводит к повышенному износу контактных пластин и проводов, а иногда и к обрыву последних.
Поскольку обеспечение контакта, который не прерывался бы ни на одно мгновение, часто ведет к большим затратам на созда ние соответствующих конструкций контактных подвесок и токопри емников, в ряде стран допускают очень кратковременные отрывы, не приводящие к каким-либо нарушениям режима ведения поезда.
Оценить качество токосъема можно по двум |
взаимосвязанным |
показателям — изменениям контактного нажатия |
в пролете и ха |
рактеру траектории токоприемника в пролете |
(под траекторией |
токоприемника понимают путь точки контакта его полоза с кон |
тактным проводом в вертикальной плоскости).
Желательно, чтобы величина контактного нажатия изменялась как можно меньше и во всяком случае не выходила за пределы, допускаемые нормами. Нижний предел устанавливают таким, чтобы при неблагоприятных условиях токоприемник не отрывался от контактного провода. Верхний предел необходимо соблюдать для того, чтобы токоприемник не вызывал слишком больших отжатий контактного провода, так как при этом возможно задевание токоприемника за детали контактной подвески и разрушение как этих деталей, так и самого токоприемника. Допускаемые величи ны контактных нажатий в настоящее время не нормированы. Счи тают приемлемыми изменения нажатий токоприемников на лини ях переменного тока в пределах 4—15 кгс (при угольных вставках
до 20 кгс), а на линиях постоянного тока от 6 до 30 кгс. _ |
5 |
Для обеспечения минимальных измене_|ш|[..к£Шл^ктного1Гажатй |
|
токоприемника его траектория должна соответствовать этйму |
ус |