ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
Для расчета траекторий движения капель в проточной части турбины в зависимости от рассматриваемой задачи удобно поль зоваться уравнением движения (ШЛО), представленным в цилин дрических, естественных или декартовых координатах.
В цилиндрических координатах с радиальной сг, тангенци альной с'и и осевой c'z составляющими скоростей капли уравнение движения имеет вид [20 ]
(III.11)
|
dc_ |
-> |
|
= |
kfix [ с с [ | c c \z , |
где k x = 0,375рр |
\ |
|
В естественной системе координат с тангенциальной c's и нор мальной с'п составляющей скорости капли к траектории движе ния s (т), в которой ускорение капли можно разложить на три компонента
где |
s, п, |
b — единичные тангенциальный, нормальный и бинор |
||
мальный |
орты; R — радиус кривизны |
траектории капли. |
|
|
|
Уравнение движения в проекциях на тенгенциальную и нор |
|||
мальную |
ось имеет вид: |
|
|
|
|
|
|
(III.12) |
|
где |
k 2 = |
18,85р,£г. |
|
|
|
В проекциях на оси и, г, г прямоугольной системы координат |
|||
уравнение движения крупной капли |
(4 < Re < 103) при |
при |
||
нятии для коэффициента сопротивления капли выражения |
Сх = |
|||
— |
12,5Re-0'5 имеет вид |
|
|
(III.13)
-> dc
где k3 |
1 |
0,5 |
0,5 E—1,5 |
= 3,33p- W |
£7 |
75
Интегрирование и ручной счет по (III. 13) весьма трудоемки. Однако при применении ЭЦВМ можно, переходя к конечным разностям составляющих скоростей, пути и времени по осям, значительно ускорить решение уравнений (III.13). При переходе к конечным разностям используются соотношения:
ds |
As = |
с Ат; |
Asu = |
сцАт; Asz = сгДт; |
1>от„ = |
[(с « - |
c'uf + |
(сг - |
с[)2 ,+ (сг - с'г)2\0'5. ( I I I . 14) |
Тогда для любой оси из осей координат, например оси и, прира щение скорости капли равно Ас'и (III. 18, III. 19), где с'и скорость капли в начале участка. Задавшись малым участком As, опреде
ляем Аси. Затем находим cUs = cUl + Аси и время прохождения каплей участка Asu, равное Ат = Asu {cUl +0,5с„)-1 . По из вестному Ат для следующей оси определяем приращение скоро сти капли по уравнению (III. 13), записанному в конечных раз ностях. Таким образом, рассчитав поле скоростей пара одним из известных методов, можно определить траектории и скорости для
всего спектра |
капель. |
|
|
||
Уравнение движения для крупных капель (Re > 103) при |
|||||
коэффициенте сопротивления |
сх >=&0,48 |
имеет вид |
|||
dc' |
0,18рр |
*|с |
с') ЕГ1 = |
Л4 | С— С'| (с — с'). (III.15) |
|
dx |
|||||
|
|
|
|
Для очень мелких и мелких капель, движущихся с малыми относительными скоростями, при которых Re капли меньше еди ницы, коэффициент сопротивления Сх определяется по формуле Стокса Сх = 24 Re-1. При свободномолекулярном и переходном течении вводят [70 ] поправку на число Кнудсена Сх = 24 Re-1 (1 + + 2,53 Кп)-1. Тогда уравнение (ШЛО) для мелких и очень мел ких капель будет иметь вид
dc' |
4,5 (1 -f- 2,53Кп)-1 рр |
-1 с* |
)lT 2 = h ( с - с ), (III.16) |
dT |
\с |
||
где |
k5 = 4,5 (1 + 2,53 Kn) |
!рР |
2- |
|
В литературе приводятся обобщенные приближенные формулы |
для определения коэффициента сопротивления капли во всем
диапазоне чисел Re от |
> 1 |
до |
103, например |
формулы |
|
Л. П. Клячко, Дж. Серафини, |
И. П. Мазина и др. |
вида |
Сх = |
||
= 24 Re-1 (1 + aRe0-667), |
где |
а = |
0,157 — 0,170, |
или |
Сх = |
= 0,4 + 40 Re"1.
Расчет |
скорости движения капли с учетом обобщенных |
|
приближенных |
формул сопротивления капли был выполнен |
|
в работах |
[50, |
51 ]. |
В патрубках и проточной части влажнопаровой турбины пред ставляет интерес движение капель в поле вихрей, срывающихся
76
с различных препятствий — ребер, стяжек, выходных кромок и т. д. После скоростей плоского вихря определяется выражениями
р = Tyr~2; q = Тхг~\ |
(III. 17) |
||
где Г — циркуляция |
вихря, Г = |
2nwr;' г = (х2 + |
г/2)0,5. |
Начальная циркуляция вихрей, сходящих с выходной кромки |
|||
лопатки может быть |
определена |
по формуле Гн = w2l2n = |
= ®A/2Sh. Начальный радиус ядра вихря в момент отрыва от выход ной кромки лопатки равен г0 = 0,283 (Д8)0’5, где п— число срыва вихрей; А и б — соответственно толщина кромки и погранич ного слоя на профиле в районе кромки; Sh = nAlw.
Как показали расчеты, даже сравнительно крупные капли (~10 мкм) в поле вихря значительно изменяют свою траекторию. Поэтому желателен учет вихревого потока на движение капель за скрепляющими проволоками, кромками лопаток и другими элементами проточной части.
19. ДВИЖЕНИЕ ВЛАГИ НА ВХОДЕ В КАНАЛЫ НАПРАВЛЯЮЩЕГО АППАРАТА
После укрупнения в потоке очень мелких и мелких капель, движение которых характеризуется свободномолекулярным и переходным течением, т. е. довольно большими числами Кп, часть капель оседаег на поверхности рабочих лопаток. За счет воздействия инерционных сил распределение влаги по высоте ступени имеет характерную Г-образную форму (см. рис. 1.12) с повышенной концентрацией у периферийного сечения рабочей лопатки. Увеличение концентрации влаги к периферии ступени, по измерениям С. М. Базарова, на экспериментальной турбине ХТГЗ сопровождалось увеличением модального и максимального размера капель к периферийному концу рабочих лопаток с по вторением Г-образной формы кривой изменения радиусов капель. Например, для одного из режимов с модельной проточной частью турбины Т-100-90 ХТГЗ модальный радиус капель был измерен
по |
высоте |
за ступенью 7, 8, 15 мкм в сечениях соответственно |
7 = |
0,49; |
0,93; 1,02. |
|
Под действием аэродинамических сил потока в зазоре между |
впередистоящим рабочим колесом и следующей диафрагмой сбро шенная с рабочих лопаток капельно-пленочная влага, имеющая начальные скорости и направления движения, обусловленные местом схода с выходных кромок рабочих лопаток, движется по определенным траекториям. Расчет траекторий движения влаги можно произвести с помощью уравнений (III.11) или (III.13). Для экспериментальной турбины с масштабным выполнением потока проточной части ЦНД с помощью уравнений (III.13) автором совместно с А. Л. Шубенко были вычислены траектории движения капель в межступенном зазоре (рис. II 1.4). Для сравнения траектории в натурной (сплошная линия) и модельной
77
Рис. III.4. Расчет траек торий движения капель влаги (а—г) в осевом за зоре между предпоследней и последней ступенью ЧНД турбины К-300-240-1
ЛМ3:
---------------натура,
— ------— модель.
Для а—г:
1—5 мкм; 2 — 10 мкм; 3 — 20 мкм; 4 — 40 мкм.
Движение крупнодисперс ной влаги (д) на входе в сопловой канал и в соп ловом канале модельной последней ступени (сече ние А —А , см. рис. 1.9):
/ — |
40 |
мкм; 2 — 20 мкм; |
3 — |
10 |
мкм; 4— 5 мкм; 5— |
3 мкм; |
6—2 мкм; 7—1 мкм; |
|
|
|
8 — 0,5 мкм |
&в=65°/
V3°2Zl |
01 ^-- Uf / |
/ |
62,8 |
S, |
(пунктирная |
линия) ступенях нанесены в |
разных масштабах |
|
на одном рисунке. Как и следовало ожидать, |
траектория |
капель |
|
в модельной |
турбине в плоскости г, г поднимается более |
круто, |
а в плоскости и, z более сильно разворачивается по потоку [5].
Вмодельной турбине был принят масштаб 1 : 3 к натуре. Расчеты показывают, что в сходственные точки модели и на
туры на обводе проточной части на входе в ступень приходят разные по размеру капли, которые различным образом будут взаимодействовать с поверхностью обвода и с покрывающей его пленкой жидкости. Поэтому при изучении движения влаги в мо дельной и натурной проточной части следует учитывать это обсто ятельство во время переноса на натуру опытных данных, связан ных с траекториями движения влаги (расчет сепарации, расчет ступени на эрозию и т. д.).
Траектории движения капельной влаги в межступенном зазоре сильно зависят от угла схода капель с рабочих лопаток преды дущего колеса 0 и относительной скорости капель. Эти параметры зависят от режима работы ступени и могут меняться в широком диапазоне. Для трех сечений периферийного конца лопаток мо дельной предпоследней ступени ЧНД были рассчитаны траекто рии движения капель радиусом от 5 до 50 мкм. Капли радиусом более 40—50 мкм, сошедшие с периферийного конца лопатки почти все ударяются о внутреннюю поверхность периферийного обвода входной части обода диафрагмы и частично отражаются в поток пара, входящий в направляющий аппарат последней ступени. Воздействие влаги в виде эрозии периферийного обвода диафрагмы последней ступени ЧНД турбины К-100-90-5 ЛМЗ было показано на рис. 1.6. Во время обследования одной из тур бин типа К-50-90-2 ЛМЗ в местах чугунного обвода входной части между точками f u g (см. рис. 1.3, а) была отмечена сильная кра терная эрозия обода, образовавшаяся при ударах сброшенной с предыдущей лопатки капельной влаги. Заметные следы воздей ствия от сброшенной влаги прослеживались в глубь периферий ного обвода сопловых лопаток до точки h (см. рис. 1.3, а) на глу бину по оси до 155 мм. При обследовании турбин типа К-50 ЛМЗ следы движения влаги, отраженной от внутреннего обвода вход
ной части |
последней диафрагмы, прослеживались на выпуклой |
и вогнутой |
поверхностях сопловых лопаток почти без подъема |
в меридиональной плоскости. |
|
Наряду |
с потоками капельной влаги, выходящими из кольце |
вого радиального зазора между рабочими лопатками и корпусом, отраженный поток влаги вызывает эрозию входных кромок лопа ток (см. рис. 1.14, в). Причем следы эрозионного воздействия по тока капель прослеживаются в нескольких ступенях по проточ ной части, особенно в тихоходных турбинах, где дробление влаги на рабочих лопатках менее интенсивное.
Большое значение для образования в турбинной ступени эрозионноопасных потоков влаги имеет осаждение капель на
79