Файл: Фаддеев И.П. Эрозия влажнопаровых турбин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для расчета траекторий движения капель в проточной части турбины в зависимости от рассматриваемой задачи удобно поль­ зоваться уравнением движения (ШЛО), представленным в цилин­ дрических, естественных или декартовых координатах.

В цилиндрических координатах с радиальной сг, тангенци­ альной с'и и осевой c'z составляющими скоростей капли уравнение движения имеет вид [20 ]

(III.11)

 

dc_

->

 

=

kfix [ с с [ | c c \z ,

где k x = 0,375рр

\

 

В естественной системе координат с тангенциальной c's и нор­ мальной с'п составляющей скорости капли к траектории движе­ ния s (т), в которой ускорение капли можно разложить на три компонента

где

s, п,

b — единичные тангенциальный, нормальный и бинор

мальный

орты; R — радиус кривизны

траектории капли.

 

 

Уравнение движения в проекциях на тенгенциальную и нор

мальную

ось имеет вид:

 

 

 

 

 

(III.12)

где

k 2 =

18,85р,£г.

 

 

 

В проекциях на оси и, г, г прямоугольной системы координат

уравнение движения крупной капли

(4 < Re < 103) при

при­

нятии для коэффициента сопротивления капли выражения

Сх =

12,5Re-0'5 имеет вид

 

 

(III.13)

-> dc

где k3

1

0,5

0,5 E—1,5

= 3,33p- W

£7

75


Интегрирование и ручной счет по (III. 13) весьма трудоемки. Однако при применении ЭЦВМ можно, переходя к конечным разностям составляющих скоростей, пути и времени по осям, значительно ускорить решение уравнений (III.13). При переходе к конечным разностям используются соотношения:

ds

As =

с Ат;

Asu =

сцАт; Asz = сгДт;

1>от„ =

[(с « -

c'uf +

(сг -

с[)2 ,+ (сг - с'г)2\0'5. ( I I I . 14)

Тогда для любой оси из осей координат, например оси и, прира­ щение скорости капли равно Ас'и (III. 18, III. 19), где с'и скорость капли в начале участка. Задавшись малым участком As, опреде­

ляем Аси. Затем находим cUs = cUl + Аси и время прохождения каплей участка Asu, равное Ат = Asu {cUl +0,5с„)-1 . По из­ вестному Ат для следующей оси определяем приращение скоро­ сти капли по уравнению (III. 13), записанному в конечных раз­ ностях. Таким образом, рассчитав поле скоростей пара одним из известных методов, можно определить траектории и скорости для

всего спектра

капель.

 

 

Уравнение движения для крупных капель (Re > 103) при

коэффициенте сопротивления

сх >=&0,48

имеет вид

dc'

0,18рр

*|с

с') ЕГ1 =

Л4 | С— С'| (с — с'). (III.15)

dx

 

 

 

 

Для очень мелких и мелких капель, движущихся с малыми относительными скоростями, при которых Re капли меньше еди­ ницы, коэффициент сопротивления Сх определяется по формуле Стокса Сх = 24 Re-1. При свободномолекулярном и переходном течении вводят [70 ] поправку на число Кнудсена Сх = 24 Re-1 (1 + + 2,53 Кп)-1. Тогда уравнение (ШЛО) для мелких и очень мел­ ких капель будет иметь вид

dc'

4,5 (1 -f- 2,53Кп)-1 рр

-1 с*

)lT 2 = h ( с - с ), (III.16)

dT

где

k5 = 4,5 (1 + 2,53 Kn)

!рР

2-

 

В литературе приводятся обобщенные приближенные формулы

для определения коэффициента сопротивления капли во всем

диапазоне чисел Re от

> 1

до

103, например

формулы

Л. П. Клячко, Дж. Серафини,

И. П. Мазина и др.

вида

Сх =

= 24 Re-1 (1 + aRe0-667),

где

а =

0,157 — 0,170,

или

Сх =

= 0,4 + 40 Re"1.

Расчет

скорости движения капли с учетом обобщенных

приближенных

формул сопротивления капли был выполнен

в работах

[50,

51 ].

В патрубках и проточной части влажнопаровой турбины пред­ ставляет интерес движение капель в поле вихрей, срывающихся

76


с различных препятствий — ребер, стяжек, выходных кромок и т. д. После скоростей плоского вихря определяется выражениями

р = Tyr~2; q = Тхг~\

(III. 17)

где Г — циркуляция

вихря, Г =

2nwr;' г = (х2 +

г/2)0,5.

Начальная циркуляция вихрей, сходящих с выходной кромки

лопатки может быть

определена

по формуле Гн = w2l2n =

= ®A/2Sh. Начальный радиус ядра вихря в момент отрыва от выход­ ной кромки лопатки равен г0 = 0,283 (Д8)0’5, где п— число срыва вихрей; А и б — соответственно толщина кромки и погранич­ ного слоя на профиле в районе кромки; Sh = nAlw.

Как показали расчеты, даже сравнительно крупные капли (~10 мкм) в поле вихря значительно изменяют свою траекторию. Поэтому желателен учет вихревого потока на движение капель за скрепляющими проволоками, кромками лопаток и другими элементами проточной части.

19. ДВИЖЕНИЕ ВЛАГИ НА ВХОДЕ В КАНАЛЫ НАПРАВЛЯЮЩЕГО АППАРАТА

После укрупнения в потоке очень мелких и мелких капель, движение которых характеризуется свободномолекулярным и переходным течением, т. е. довольно большими числами Кп, часть капель оседаег на поверхности рабочих лопаток. За счет воздействия инерционных сил распределение влаги по высоте ступени имеет характерную Г-образную форму (см. рис. 1.12) с повышенной концентрацией у периферийного сечения рабочей лопатки. Увеличение концентрации влаги к периферии ступени, по измерениям С. М. Базарова, на экспериментальной турбине ХТГЗ сопровождалось увеличением модального и максимального размера капель к периферийному концу рабочих лопаток с по­ вторением Г-образной формы кривой изменения радиусов капель. Например, для одного из режимов с модельной проточной частью турбины Т-100-90 ХТГЗ модальный радиус капель был измерен

по

высоте

за ступенью 7, 8, 15 мкм в сечениях соответственно

7 =

0,49;

0,93; 1,02.

 

Под действием аэродинамических сил потока в зазоре между

впередистоящим рабочим колесом и следующей диафрагмой сбро­ шенная с рабочих лопаток капельно-пленочная влага, имеющая начальные скорости и направления движения, обусловленные местом схода с выходных кромок рабочих лопаток, движется по определенным траекториям. Расчет траекторий движения влаги можно произвести с помощью уравнений (III.11) или (III.13). Для экспериментальной турбины с масштабным выполнением потока проточной части ЦНД с помощью уравнений (III.13) автором совместно с А. Л. Шубенко были вычислены траектории движения капель в межступенном зазоре (рис. II 1.4). Для сравнения траектории в натурной (сплошная линия) и модельной

77


Рис. III.4. Расчет траек­ торий движения капель влаги г) в осевом за­ зоре между предпоследней и последней ступенью ЧНД турбины К-300-240-1

ЛМ3:

---------------натура,

— ------— модель.

Для аг:

1—5 мкм; 2 — 10 мкм; 3 — 20 мкм; 4 — 40 мкм.

Движение крупнодисперс­ ной влаги (д) на входе в сопловой канал и в соп­ ловом канале модельной последней ступени (сече­ ние А А , см. рис. 1.9):

/ —

40

мкм; 2 — 20 мкм;

3

10

мкм; 4— 5 мкм; 5—

3 мкм;

6—2 мкм; 7—1 мкм;

 

 

8 — 0,5 мкм

&в=65°/

V3°2Zl

01 ^-- Uf /

/

62,8

S,

(пунктирная

линия) ступенях нанесены в

разных масштабах

на одном рисунке. Как и следовало ожидать,

траектория

капель

в модельной

турбине в плоскости г, г поднимается более

круто,

а в плоскости и, z более сильно разворачивается по потоку [5].

Вмодельной турбине был принят масштаб 1 : 3 к натуре. Расчеты показывают, что в сходственные точки модели и на­

туры на обводе проточной части на входе в ступень приходят разные по размеру капли, которые различным образом будут взаимодействовать с поверхностью обвода и с покрывающей его пленкой жидкости. Поэтому при изучении движения влаги в мо­ дельной и натурной проточной части следует учитывать это обсто­ ятельство во время переноса на натуру опытных данных, связан­ ных с траекториями движения влаги (расчет сепарации, расчет ступени на эрозию и т. д.).

Траектории движения капельной влаги в межступенном зазоре сильно зависят от угла схода капель с рабочих лопаток преды­ дущего колеса 0 и относительной скорости капель. Эти параметры зависят от режима работы ступени и могут меняться в широком диапазоне. Для трех сечений периферийного конца лопаток мо­ дельной предпоследней ступени ЧНД были рассчитаны траекто­ рии движения капель радиусом от 5 до 50 мкм. Капли радиусом более 40—50 мкм, сошедшие с периферийного конца лопатки почти все ударяются о внутреннюю поверхность периферийного обвода входной части обода диафрагмы и частично отражаются в поток пара, входящий в направляющий аппарат последней ступени. Воздействие влаги в виде эрозии периферийного обвода диафрагмы последней ступени ЧНД турбины К-100-90-5 ЛМЗ было показано на рис. 1.6. Во время обследования одной из тур­ бин типа К-50-90-2 ЛМЗ в местах чугунного обвода входной части между точками f u g (см. рис. 1.3, а) была отмечена сильная кра­ терная эрозия обода, образовавшаяся при ударах сброшенной с предыдущей лопатки капельной влаги. Заметные следы воздей­ ствия от сброшенной влаги прослеживались в глубь периферий­ ного обвода сопловых лопаток до точки h (см. рис. 1.3, а) на глу­ бину по оси до 155 мм. При обследовании турбин типа К-50 ЛМЗ следы движения влаги, отраженной от внутреннего обвода вход­

ной части

последней диафрагмы, прослеживались на выпуклой

и вогнутой

поверхностях сопловых лопаток почти без подъема

в меридиональной плоскости.

Наряду

с потоками капельной влаги, выходящими из кольце­

вого радиального зазора между рабочими лопатками и корпусом, отраженный поток влаги вызывает эрозию входных кромок лопа­ ток (см. рис. 1.14, в). Причем следы эрозионного воздействия по­ тока капель прослеживаются в нескольких ступенях по проточ­ ной части, особенно в тихоходных турбинах, где дробление влаги на рабочих лопатках менее интенсивное.

Большое значение для образования в турбинной ступени эрозионноопасных потоков влаги имеет осаждение капель на

79