ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
При ограниченном числе типов рабочих лопаток последних сту пеней для каждого турбинного завода измерениями полей скоро стей пара за последней ступенью на натурных машинах при раз-
Рис. V.8. Результаты газодинамических измерений за последней ступенью турбины К-50-90-2 при различных нагрузках турбины (обработка опытов В. М. Боровкова)
личных режимах нагрузки можно установить область неблаго приятных частичных режимов разгрузки и по возможности не эксплуатировать на них турбину.
34. ЧАСТИЧНОЕ ИСПАРЕНИЕ ВЛАГИ В ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ
Существует большое количество различных патентных пред ложений по уменьшению влажности в последних ступенях за счет испарения влаги различными способами. Предлагается ис парение обогревом внутренней полости пустотелых лопаток про пуском через лопатки горячего пара1.
Имеется предложение по комбинированному — сепарационноиспарительному уменьшению количества влаги2, в котором часть влаги отводится в щели на пустотелой части носика направляющих лопаток, а оставшуюся влагу, текущую по выпуклой и вогнутой поверхностям остальной части лопатки, предполагается испарить за счет пропуска пара или горячей воды через пустотелую камеру
втеле лопатки.
1Фр. пат., кл. FOld, № 1340752; англ. пат. кл. FIT, № 995643; фр. пат. кл. FOld, № 1175169.
2 Авт. свид. СССР, кл. FOld, 14с, 12/02, № 273214, 1969 г.
150
Однако испарительные методы не были тщательно испытаны в лабораторных и эксплуатационных условиях. Визуальные наблюдения за поведением мелких капель на поверхности лопатки более нагретой, чем капля, проведенные на пародинамическом стенде [24], показывают, что нагретая поверхность лопатки для капель становится как бы несмачиваемой. Капли, приобретшие шаровую форму, скатываются под действием потока быстрее, чем-при течении по смачиваемой поверхности, например на одном из режимов работы решетки профилей на слегка перегретом паре подаваемые через капилляр отдельные капли двигались по вогну той поверхности лопатки со скоростью 25—40 м/с при скорости пара в ядре потока около 400 м/с. Пленки конденсата по поверх ности лопатки в том же районе лопатки при ее работе на влаж ном паре двигались со скоростью 0,5—0,7 м/с.
По-видимому, эффект подогрева профильных поверхностей лопатки направляющего аппарата следует рассматривать не как испарительный, а как превращающий подогретую поверхность в слабо или совсем несмачиваемую. Следовательно, нагревом до стигается не полное испарение (частичное испарение будет иметь место), а превращение поверхности лопатки в несмачиваемую и больший разгон капельной и пленочной влаги за счет этого эффекта.
Разновидностью испарительно-разгонного метода увеличения скорости капель является дробление, разгон и испарение влаги, стекающей с профильных поверхностей направляющей лопатки, вдуванием в кромочный след более нагретого, иногда перегретого пара.
Схемы устройства щелей и некоторые результаты исследо ваний показаны на рис. V.9. Выдув греющего пара может быть осуществлен с вогнутой, выпуклой стороны и в выходной кромке профиля.
Исследования в ЛПИ на воздухе аэродинамических потерь
лопаток со щелями |
показали, |
что при дозвуковом режиме |
работы решетки (М = |
0,6; Re = |
7,5 -105) и расходе выдуваемого |
воздуха Q от 0 до 3 —3,5% от расхода через решетку потери сни жаются с увеличением расхода выдуваемого воздуха для варианта д. Для выдува воздуха через щель в выходной кромке (вариант а) потери сначала снижаются, затем возрастают.
Исследование сверхзвуковой направляющей решетки с выдувом воздуха через щель в выходной кромке показало, что к. п. д. ступени с увеличением расхода продуваемого воздуха (рис. V.9, е) через щель увеличивается. В то же время экспериментальная проверка на турбине мощностью 60 МВт станции «Плимут» [65] способа снижения эрозии выдувом пара более высокого давления через щели в задних кромках сопловых лопаток показала, что этот способ менее эффективен, чем отсос пара и влаги через те же щели, и, по мнению исследователей [77 ], экономически не вы годен.
151
В качестве примера некоторых патентных предложений по выдуву пара через щели в выходных кромках лопаток НА можно указать патенты США1.
Близки к выдуву пара через щели в задней кромке лопаток НА предложения по отсосу влаги с поверхностей направляющих лопаток, испарение ее внутри полой лопатки и выдуву через щели
Рис. V.9. Испарительно-разгонное снижение влажности вдувом пара в щели выходных кромок лопаток НА (а— д). Изменение профильных потерь от коли
чества вдуваемого |
воздуха |
для элементов: а — 1 ; д — 2 , |
3, 4; |
1 —3 ■— опыты |
|
И. И. Кириллова, |
А. И. Носовицкого и др.; |
4 — опыты |
В. Д . Венедиктова |
||
(М = 0 ,7 2 ); е — увеличение |
к. п. д. ступени |
со сверхзвуковой |
направляющей |
||
решеткой; 2 — уступ на вогнутой стороне (в); |
3 — подрезка стенки на вогнутой |
||||
|
|
стороне (д) |
|
|
|
в районе выходной кромки2. За выходной кромкой применен спе циальный профильный насадок. Указанные предложения сложны по конструктивному устройству и в изготовлении, поэтому ну ждаются в тщательной экспериментальной проверке их эффек тивности.
Подогрев и испарение влаги может производиться на торцо вых поверхностях проточной части. Имеются предложения по уста новке над периферийными концами рабочих лопаток специального пустотелого греющего элемента из материала с большой тепло проводностью. Обогрев производится паром, пропускаемым через
1 Пат. США, кл. 253—76, № 3306575, 1967 г. и № 3306576, 1967 г.
2 Авт. свид. СССР, кл. FOld, 14с, 11/05, № 194106, 1966 г. и № 261396,
1968 г.
152
внутреннюю полость. Предлагается также электроподогрев. Однако конструкция с электроподогревом требует применения мощных греющих элементов, создание, размещение и эксплуата ция которых представляет существенные трудности [47].
Б. Пассивные способы
35. ПРИМЕНЕНИЕ ЭРОЗИОННОСТОЙКИХ МАТЕРИАЛОВ
Наиболее подверженные капельной эрозии рабочие лопатки влажнопаровых ступеней изготовляются из сталей довольно уз кого наименования. Для рабочих лопаток последних ступеней мощных паровых турбин отечественные заводы применяют нержа веющие стали 1X13, 2X13, 15Х12ВМФ (ЭИ802), 15Х11МФ или их упрочненные варианты.
Эрозионная стойкость применяемых марок сталей хорошо известна в процессе длительной эксплуатации рабочих лопаток. Известна также необходимость защиты всех лопаточных сталей от эрозии. Поэтому в настоящее время продолжаются поиски новых сплавов для ВП ступеней, более эрозионностойких в эксплуа тации.
Известно применение титанового сплава, содержащего 4% - алюминия, для лопаток последней ступени. На одной из электро станций длительное время проходили испытания в процессе эксплуатации два пакета лопаток длиной 665 мм из титанового сплава.
Установленные в 1959 г. лопатки к моменту обследования в 1971 г., проработав в турбине более 73 000 ч, ниже стеллитовой защиты имели меньший эрозионный износ, чем лопатки из стали 2X13. Однако стальные лопатки до установки новых титановых уже были в эксплуатации, поэтому сравнение не является чистым. Стеллитовые пластинки и входная кромка периферийного сечения на стальных и титановых лопатках изношены одинаково (рис. V. 10). Кроме турбины 50 МВт, опытные титановые лопатки были уста новлены на турбинах 200 и 300 МВт [35, 36]. За состоянием ло паток велось наблюдение при очередных ревизиях. Лопатки по казали вполне удовлетворительную эксплуатационную надеж ность. Однако промышленный эксперимент на мощных турбинах показал, что титановый сплав с 4% алюминия из-за недоста точно высокой прочности не может быть использован для рабочих лопаток последних ступеней более высокой мощности без противоэрозионной защиты входных кромок периферийной части. Сравни тельные лабораторные исследования усталостной прочности ти тановых сплавов ВТЗ-1, ВТ-5 и стали 2X13 показали, что уста лостная прочность титановых сплавов ниже, чем у стали 2X13. Припаиваемые к входным кромкам стеллитовые пластинки резко снижают усталостную прочность титановых лопаток. В настоящее время продолжаются поиски более прочного титанового сплава.
153
деталей проточной части, работающей в области влажного пара, может значительно снизить эрозионный износ деталей, подвер женных воздействию гидро-, пароабразивного потока.
Рассмотрим некоторые конструктивные мероприятия по умень шению эрозионного износа рабочих лопаток. Большое значение для эрозии периферийного конца рабочей лопатки последней ступени имеет форма меридионального обвода диафрагмы. Стремление повысить экономичность последних ступеней путем организации рационального с аэродинамической точки зрения меридионального обвода в периферийной части каналов диафрагмы привело к выполнению наклонного под большим углом, высту пающего в поток массивного литого козырька (см. рис. 1.2, 1.14). Как показало обследование ряда турбин, от указанного козырька отражается влага, сброшенная с рабочей лопатки впередистоящей ступени. Отраженная влага вызывает эрозию рабо чих лопаток ступени. Поэтому следует отказаться от литого ко зырька, выступающего в поток, заменив его легким коротким козырьком, с влагоулавливающим буртиком. С противоэрозионной точки зрения форма меридионального обвода должна быть
ближе к прямолинейной. Как |
показала |
эксплуатация турбин |
с профильным меридиональным |
обводом |
последних ступеней, |
например турбин К-300-240-1 ХТГЗ с литыми чугунными диафраг мами старого образца, эрозия периферийного конца рабочей лопатки пятой ступени ЧНД была гораздо выше, чем в турбинах со сварной диафрагмой новой модификации, имеющей прямоли нейный — конический обвод. Правда, эрозия последней пятой ступени в турбине К-300-240 ХТГЗ была уменьшена за счет двух мероприятий — выполнения конического прямолинейного об вода проточной части диафрагмы и выполнения внутриканальной сепарации. В турбинах для АЭС ХТГЗ осевое расстояние между предпоследней ступенью и входными кромками лопаток последней ступени выполнено большим. Отсутствует выступаю щий козырек влагоулавливающего выступа (см. рис. V.1, «). С противоэрозионной точки зрения такая конструкция меридиональ ного обвода является предпочтительной.
Впоследних ступенях турбин ЛМЗ на базе рабочей лопатки длиной 665 мм в турбинах типа К-50-90-1 (2) и К -100-90-2 был при менен прямолинейный конический обвод. В турбинах типа К-50-90-3 (4). Т-50-90, К-Ю0-90-5 (6) обвод диафрагмы был изме нен на коническо-цилиндрический. Как следствие этой модерни зации стала наблюдаться повышенная эрозия периферийных кон цов лопаток турбин К-50-90-3 (4) и К-100-90-5 (6).
Вместах горизонтальных разъемов корпусов, обойм, диафрагм создается возможность щелевого течения пара в местах неплот ностей. При расширении пара в щели, как и в сопле, происходит вымывание металла. Наблюдается щелевой износ. Шелевой поток пара появляется не только в местах горизонтальных разъемов, но и в кольцевых пазах соединения деталей обтекателя перед
155