ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
М. Б. Явельским1 было проведено испытание на эрозионной
машине ХТГЗ пластин защиты |
из сплавов Т15К6 (WC — 79%, |
TIG — 15%, Со — 6%) и Т5КЮ |
(WC — 85%; TiC — 5%, С о— |
10%), полученные методом порошковой металлургии. Испытания показали, что относительная эрозионная стойкость пластин Т5КЮ на 60% выше, чем у стеллита. Износ поверхности пластин указанных сплавов происходил без образования развития пило образного рельефа поверхности. Высокая эрозионная стойкость пластин Т15К6 и Т5К40 объясняется высокой твердостью входя щих в состав сплава компонентов и технологическими особенно стями получения сплавов.
Из других материалов в качестве защитных пластин были по пытки применения закаленных напаек из высоколегированной инструментальной стали. Замена стеллита была вызвана поисками материалов с коэффициентом линейного расширения, близким к материалу лопаток. Однако стойкость всех испытанных мате риалов уступает стеллитам, поэтому в настоящее время такие материалы для защиты от эрозии не применяются.
Стеллитовые напайки значительно изменяют аэродинамическую
форму профиля у периферийного конца |
лопатки, работающего |
в относительном движении на скоростях |
пара, близких к звуко |
вым или на сверхзвуковых. Напайки увеличивают нагрузку ло патки от центробежных сил, их припайка резко снижает усталост ную прочность лопаток [35]. Поэтому стремятся применить раз личные покрытия, мало меняющие форму профиля лопатки. Пер вым из отечественных заводов применил на рабочих лопатках ЧНД паровых турбин электроискровое покрытие ХТГЗ [31]. Лопатки последних ступеней турбины К-100, К-160, К-300 были покрыты сплавом Т15К6 на аппарате ИАС-2М, разработанном ЦНИИТмашем.
Толщина покрытия была неравномерной и колебалась на по крываемой поверхности от 0,1 до 1,5 мм. При окружных скоростях до 450 м/с и с хорошо организованным отводом влаги периферий ной сепарацией защита сплавом Т15К6 была достаточно эффек тивной. Однако нанесение сплава на поверхность лопаток вручную приводило к большой неравномерности защиты лопатки. Напри мер, на одной из обследованных лопаток старой модификации на поверхности в 5 мма толщина покрытия менялась от 0,2 до 1,2 мм. При переходе на большие окружные скорости рабочих лопаток влажнопаровых ЧНД стойкость сплава Т15К6 оказалась недоста точной. Поэтому были продолжены поиски других способов защиты входных кромок отэрозии, например закалкой т. в. ч., покрытием другими сплавами и др.
Для противоэрозионной защиты рабочих лопаток применяется покрытие металлизацией. Металлизацией (напылением) был на
зван процесс нанесения |
покрытий в виде мелко раздробленных |
1 М. Б. Я в е л ь с к и й . |
Канд. дисс. ЦКТИ, 1971 г. |
11 И . П . Фаддее |
161 |
капель металла на подготовленную поверхность без оплавления ме талла поверхности. Металл покрытий можно наносить дуговой, газопламенной, высокочастотной и плазменной металлизацией.
При дуговой металлизации материал напыления должен быть в виде проволоки. В связи с тем, что многие эрозионностойкие сплавы в виде проволок получить не удается, этот способ имеет ограниченное применение. Газопламенная и высокочастотная металлизация значительно сужает количество материалов, кото рые можно применять для упрочнения рабочих лопаток.
В процессе плазменной металлизации при высокой температуре плазменной струи 20 000—30 000° С наносятся любые тугоплав кие материалы. Поток инертного газа обеспечивает незначитель ное окисление металла покрытия. Для плазменной металлизации возможно применение присадочных материалов в виде проволоки, порошка и смеси порошков. При нанесении покрытия нагрев ос новного материала остается минимальным.
Перед плазменной металлизацией предварительно готовят поверхность металла лопатки очисткой стальной крупкой разме ром 0,3—0,5 мм при давлении подающего воздуха 0,4—0,5 МПа. При этом с поверхности лопатки удаляются окисные пленки и создается развитый рельеф. Между предварительной подготовкой поверхности и металлизацией не должно проходить больше 2—4 ч.
Для металлизации применяются порошки частиц сферической формы, полученные спеканием в вертикальной печи, или порошки, полученные грануляцией жидкого металла соосным потоком воды или газа. Размер фракций порошка 60—120 мкм.
Напыление производится специальным плазмотроном (плаз менной горелкой). Все плазмотроны, применяемые для плазмен ной металлизации — устройства с газовой стабилизацией плазмы, отличающиеся только по конструкции и мощности.
Для придания металлизированному напылению поверхности оплавленного покрытия напыленный металл оплавляют игольча той плазменной дугой. Перед расплавлением покрытий произво дился предварительный подогрев лопаток газовой горелкой до 300—400° С. После расплавления обеспечивалось замедленное охлаждение лопаток с печью. Указанные тепловые условия при расплавлении и остывании устраняли появление трещин в стали лопаток в самой защитной зоне и ее окрестности.
Для сравнительно небольших окружных скоростей перифе рийных концов лопаток (260—280 м/с) применяется хромирование выпуклой стороны входных кромок периферийной части рабочих лопаток последних ступеней. Прочность сцепления электроосажденного хрома с основой определяется главным образом приро дой основного металла детали—лопатки. Сцепление хрома со сталью отличается высокой прочностью. Прочность сцепления хрома со сталью при испытании на сдвиг достигает 300 МПа.
Временное сопротивление хрома разрыву уменьшается с уве личением слоя покрытия. Для покрытия толщиной 0,1 мм ав =
162
= 500ч-600 МПа. При увеличении толщины слоя хрома до 0,5 мм
ав снижается до 160—300 МПа.
Усталостная прочность стали, покрытой слоем хрома, сни жается. Этот недостаток увеличивается с ростом толщины покры тия. Например, по данным М. Б. Черкеза, при толщине слоя хрома до 0,2 мм усталостная прочность стали снижается на 20—25%. Снижение предела усталости хромированных деталей является результатом больших остаточных растягивающих напряжений, возникающих в слое электролитического хрома. Дополнительной термообработкой упрочненных рабочих лопаток (нагрев до 650° С с выдержкой 2 ч) можно повысить предел усталости основного металла. При этом эрозионная стойкость покрытия снижается
менее чем на 15%.
Эксплуатационная проверка стойкости хромированных рабо чих лопаток показала, что после длительной работы с постоянной частотой вращения на резкопеременных режимах нагрузки хроми рованное покрытие изнашивается, после чего начинается интен сивная эрозия металла лопаток. Лабораторные исследования этого вида покрытий на эрозионной машине также не подтвердили на дежной противоэрозионной защиты хромированием.
Термические способы упрочнения — карбидохромирование и термодиффузионное хромирование с последующим борированием были исследованы в связи с возможностью создания чрезвычайно твердого поверхностного упрочненного слоя. Упрочненный слой получался достаточно тонким. При карбидохромировании произ водилась цементация активированным древесным углем в зернах с активатором углекислым барием. Хромирование производилось вакуумным неконтактным методом с металлизатором феррохромом.
Исследование микрошлифов, вырезанных в продольном и по перечном направлениях, показало при карбидохромировании ска лывание хромированного слоя. На границах зерен появлялось выделение карбидов в виде сплошной сетки и сыпи по зерну.
При термодиффузионном хромировании с последующим бори рованием во многих местах хромированный слой был пронизан прожилками боридов. В слое имелись микротрещины. Наблюда лось скалывание хромированного слоя. Во время лабораторных испытаний на эрозионной машине, проведенных М. Б. Явельским, образцы с покрытием термохимическими способами упрочнения показали низкую противоэрозионную стойкость.
Упрочнение кромок рабочих лопаток закалкой т. в. ^ч. может создать значительный по толщине — до 3—5 мм твердый поверх ностный игольчатовидный слой структуры металла мартенситного типа. Такая структура поверхностного слоя определяет его эро
зионную стойкость.
Закалка рабочих лопаток т. в. ч. была разработана В^ В. 1авранеком в ХПИ. Упрочненные закалкой т. в. ч. лопатки обладают рядом преимуществ: 1) возможностью полной автоматизации; 2) стабильностью процесса; 3) высокой производительностью,
• I * |
163 |
Аустенизация (аусформиг) металла лопаток. Близкой к за калке по создаваемой поверхностной структуре входных кромок лопаток является операция упрочнения, применяемая англий скими фирмами и названная аусформиг. Этот процесс заключается в деформировании стали обычными методами обработки при тем пературе метастабильности аустенита с тем, чтобы за время обработки !не произошел распад аустенита. В результате обра ботки получается мелкозернистый аустенит с высокой плотностью, при охлаждении преобразующийся в высокопрочную мартенсит ную структуру.
Некоторые лопаточные стали, подвергнутые упрочнению аусте низацией, показали хорошее сопротивление эрозии при лабора торной проверке. В отечественной турбинной промышленности аустенизация рабочих лопаток в качестве защиты их от эрозион ного износа не применяется.
Г Л A B A VI
ОЦЕНКА ЭРОЗИОННОЙ сто й ко сти ОСЕВЫХ ТУРБИННЫХ СТУПЕНЕЙ
Повышенное внимание к проблеме эрозионной стойкости лопа точного аппарата ВП ступеней и других элементов проточной части объясняется стремлением увеличить надежность работы турбин во время ее эксплуатации. Со времени заметного проявле ния эрозионного изнашивания в паровых турбинах инженерная мысль направлена на создание эмпирических формул, характе ризующих эрозионную стойкость лопаточного аппарата турбинной ступени. В известных формулах, предложенных фирмами ВВС (Э. Зомм) и ВВС (А. Хопп и др.), AEG (Холь), AEI (Тодд), Д. Бек кером (Англия) и др. делается попытка связать основные вели чины, характеризующие ВП поток, кинематику (периферийная окружная скорость РК) с эрозионной стойкостью ступени. По существу, создание формулы эрозионного критерия сводится к связи степени влажности с периферийной окружной скоростью в п-й степени, взятой с различными поправочными коэффициен тами. Как показывает практика эксплуатации ВП ступеней, все названные формулы для различных конструкций турбин в зави симости от разных условий эксплуатации дают величины крите риев, находящиеся иногда в значительном противоречии с наблю даемым эрозионным износом. Изучение эрозии в паровых турбинах на основе обследования значительного количества турбин различ ных фирм позволило инж. Л. И. Дехтяреву (ХТГЗ) первому в 1935—1939 гг. предложить научно обоснованную теорию эрознойного износа рабочих лопаток турбинной ступени. Им было показано, что эрозия лопаток зависит от кинематики ступени, ее геометрии, конструктивного устройства. Вопреки существовав шему тогда мнению об исключительном влиянии окружной ско рости на эрозию рабочих лопаток Л. И. Дехтяревым было пока зано, что величина окружной скорости при значениях больше 270—300 м/с проявляет большое влияние на эрозию при неболь ших осевых зазорах, определенных углах р и скоростях выхода потока из соплового аппарата. Он предложил оценивать эрозион ную стойкость ступени по удельному усилию от удара крупных капель о выпуклую поверхность входной кромки турбинной лопатки. Идеи Л. И. Дехтярева на новой научной основе были продолжены в работах Е. Кржижановского [73], Р. Г. Перель мана [39] и автора [27, 28, 53, 54].
166