ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 4
зона, вычищенная от отложений (см. рис. II.3). В зоне, близкой к среднему радиусу ступени, на вычищенной полосе некоторых лопаток заметны следы отложений от движения узких струек (рис. 1.22, в), появившихся при переходе турбины на режим с боль шим заполнением последней ступени. Аналогичная вычищенная
Рис. 1.19. Основные потоки влаги в верхней половине выходного патрубка тур бины К-50-90-2 (/—III), траектории движения капель, сброшенных с диска ра бочего колеса последней ступени при работе турбины на режиме неполной на грузки и эрозия деталей на задней стороне диска:
1 —7 — траектория капель с радиусами 5, |
10, |
15, 20, 40, 50 и 75 мкм; |
8 — эрозия торцо |
вой поверхности балансировочного груза |
и |
выступающих заклепок |
рабочих лопаток |
зона подлине выходной кромки наблюдалась на рабочих лопатках типа К-50, К-100 ЛМЗ, Т-100 ХТГЗ [31 ], турбины Альстом 166].
На одной из лопаток мощной турбины с выступающим из общего ряда хвостовиком после одной тысячи часов работы по явилась эрозия выступающей поверхности и выходной кромки
лопатки на длине I = 0,135, отстоявшей от корневого сечения
на / = 0,0625.
Анализ следов движения влаги в выходном патрубке ряда турбин выявил основные источники капель влаги, попадающих с обратными потоками на выходные кромки при работе на частич ных режимах.
3 И. П. Фаддеев |
33 |
Один из источников появления крупнодисперсной влаги в зоне обратных токов за последним РК — разбрызгивание пленки влаги при ударе о нее капель на поверхности выступающих дета лей внутри патрубка (ребер жесткости, аэродинамических вста вок, конструктивных выступов и т. д ., см. рис. 1.2). Другой источ ник — стекающая на диск РК влага в верхней части патрубка (рис. 1.19, //). При сходе с выступающих углов обвода патрубка в районе корня рабочих лопаток струйки влаги могут быть увле чены обратными токами в РКИсточником эрозии может быть влага, поступающая в выходной патрубок из заднего концевого уплотнения (рис. 1.19, III). Капельная влага из потоков II, III и влага, сконденсировавшаяся в зазоре между диском РК и выход ным патрубком, за счет наносного эффекта диска отбрасывается к его периферии и затем сбрасывается вдоль выходных кромок рабочих лопаток. Движущаяся по поверхности диска струйно капельная влага при длительной работе вызывает бороздчатую эрозию полотна диска с глубиной бороздок 0,7—1 мм и протя женностью 5—6 мм. Бороздки, переходя одна в другую, образуют криволинейные волнистые дорожки вплоть до обода диска. Ука занная влага вызывает также эрозию заклепок, торцовых поверх ностей балансировочных грузов (рис. 1.20) и выступающих хво стовиков рабочих лопаток [28].
Источником капель, вызывающих эрозию выходных кромок рабочих лопаток последней ступени, могут служить выступающие детали на поверхности диска РК последней ступени со стороны, обращенной к выходному патрубку — торцовые поверхности ба лансировочных грузов, заведенных в кольцевой паз, заклепки и выступающие из общего ряда хвостовики рабочих лопаток.
Эрозия выходных кромок (рис. 1.21) вызвана каплями, отра женными от торцовой поверхности балансировочного груза 3, укрепленного в пазу на боковой поверхности диска 2 мощной турбины, проработавшей 14 000 ч. Заметной эрозией затронуто семь рабочих лопаток 1, установленных над грузом. Зоны эрозии различны по интенсивности. Максимальная длина эродированной
зоны — 0,6/. На этой длине зона а эродирована сильнее, чем зона б. По-видимому, углы отражения потоков крупных капель стабильны, поэтому эродированные зоны а и б характеризуют по токи отраженных крупных капель. Износ выходных кромок ра бочих лопаток последней ступени такого же типа турбины, выз ванный отраженными каплями от выступавшего на 2,5 мм хвосто вика лопатки, показан на рис. 1.22. Турбина к моменту обследова ния проработала около одной тысячи часов главным образом на режимах частичной нагрузки и холостом ходу. Выступавшая из общего ряда лопатка была только одна. Эрозия выходной кромки наблюдалась только на данной лопатке.
На турбинах старых выпусков ЛМЗ типа К-50 и К-100 с рабо чей лопаткой длиной 665 мм устанавливались точеные трубча тые связи диаметром 10—12 мм. На среднем бандаже связь каж-
2 4
дого пакета была образована из двух частей соединением трубча той муфтой, расположенной за четвертой по вращению лопаткой. Разрыв связей между пакетами был выполнен с запаянными тор цами трубчатых связей.
На одной из обследованных турбин К-50-90-1 была обнаружена эрозия выпуклой поверхности выходных кромок рабочих лопаток
в районе средней |
трубчатой |
, |
|
связи. Обмеры длин концов свя |
|
||
зей, выступающих |
в канал в |
|
|
местах разделения пакетов, и |
|
||
расположения |
соединительных |
|
|
муфт показали |
значительное их |
|
Рис. 1.21. |
Эрозия выходных кромок ра |
Рис. 1.22. Эрозионный износ выход |
|||||
бочих лопаток / — VII |
последней ступени |
ных кромок рабочих лопаток по |
|||||
в районе |
установки |
балансировочного |
следней ступени |
мощной |
паровой |
||
|
|
груза: |
турбины: |
|
|||
/ — выпуклая |
поверхность лопаток; 2 — |
а — зона эрозии |
и вычищенного ме |
||||
диск РК; |
3 — балансировочный груз |
талла; 6 — зона темно-бурых |
отложе |
||||
|
|
|
|
ний; в — вычищенная зона со следами |
|||
|
|
|
|
струйных отложений; г |
— вычищенная |
||
|
|
|
|
околокромочная зона; |
/, 2 — (1000 ч); |
||
|
|
|
|
3 — (14 000 |
ч) |
|
влияние на интенсивность и расположение мест эрозии на выходных кромках. Эродированные лопатки за соединительной муфтой наблюдались во всех пакетах и располагались через канал от установленной муфты по вращению ротора.
Еще одним источником крупных капель в зоне обратных то ков является подача конденсата на охлаждение выходного па трубка при сбросе пара из БРОУ во время работы турбины на
36
частичных нагрузках или холостом ходу [18]. Капли конденсата могут быть затянуты обратными токами из конденсатора с первых рядов трубного пучка.
Для анализа эрозионного воздействия потока капель, поступаю щего с периферии диска последней 18-й ступени турбины К-50-90-2 ЛМЗ, были рассчитаны траектории капель влаги по поверхности диска и траектории движения капель радиусами от 5 до 75 мкм,
Рис. 1.23. |
Эрозия выходных |
кромок лопаток РК. последней ступени |
турбины |
|
|
К-160-130 ХТГЗ: |
|
А— А—А, |
• — • —Э — средний |
износ наклезк лопаток 1-го потока под |
нагрузкой |
62,5% от номинальной; □ — □ —□ — средний износ металла выходных кромок по двад цати лопаткам; f t—ft —ft — средний износ наклеек лопаток 2-го потока на режиме XX; ▼ — Т —V — износ наклеек одной из лопаток 2-го потока на режиме XX; О — ©— Q — износ наклеек одной выступавшей по выходным кромкам лопатки 1-го потока на режи
ме XX; —• — --------- значения окружной скорости
сброшенных с обода диска (см. рис. 1.19). При расчете движения капель по диску и в плоскости колеса были использованы уравне ния движения капли по вращающейся пластине с учетом трения и уравнения движения капли в потоке пара. В качестве началь ных условий движения по диску была принята нулевая относи тельная окружная скорость попадания капли на диск. При движе нии коэффициент трения k' (II 1.32) принят равным 0,5. Расчет ная траектория движения капли по диску с принятыми допуще ниями достаточно хорошо совпадала с бороздками эрозионного износа диска турбины К-50, проработавшего около 100 тыс. ч.
Интересны метод и результаты исследований выходных кро мок лопаток последней ступени ЧНД турбины К-160-130 ХТГЗ, выполненные с помощью наклеек из стеклоткани [18]. Резуль таты исследований (рис. 1.23) согласуются с основными выводами
37
работы [28]. Обращает на себя внимание повышенный износ стек лоткани на уровне периферии предпоследней ступени.
Исследованию подвергалась эрозия последних лопаток обоих потоков ЧНД. Первый поток, обращенный к ЧСД, имел меньшие
осевые зазоры по сравнению со |
вторым потоком, обращенным |
||||
в сторону генератора. Кроме того, |
в районе первого |
потока был |
|||
осуществлен сброс пара из БРОУ |
и ДОУ при работе |
на |
частич |
||
ных режимах. |
приводят износ наклеек |
стекло |
|||
Авторы |
исследования [18] |
||||
ткани для |
работы при режимах |
XX и 62,5% нагрузки. |
Однако |
выходу на частичную нагрузку 62,5% предшествовала сравни тельно долгая — от 20 до 60 мин — работа ступени на влажном паре при режиме набора оборотов и XX. При этом наклейки из легко эродируемой стеклоткани могли получить следы эрозии.
Расположение начала зоны эрозии металла рабочих лопаток подтверждает вывод [3] о существовании такого угла установки выходных кромок лопаток последней ступени, при котором не наблюдается эрозии выходных кромок. Поданным [18] и кривой изменения угла |3 для последней ступени турбины К-160-130 на званный угол равен 20°. При этом окружная скорость свободного
от |
эрозии участка выходной кромки на верхнем конце равна |
245 |
м/с. Если принять, что капли поступают на данный участок |
с относительной скоростью, равной окружной, причем осевая составляющая мала, то нормальная ударная составляющая воз действия капли на этом участке равна около 85 м/с, т. е. ниже по роговой для стали 1X13, чем и объясняется отсутствие эрозии.
9. АБРАЗИВНЫЙ ИЗНОС РАБОЧИХ ЛОПАТОК СТУПЕНЕЙ ЧВД И ЧСД
В процессе эксплуатации некоторых крупных отечественных турбин мощностью 160, 200 и 300 МВт был отмечен сильный абра зивный износ регулировочных ступеней ЧВД и первых ступеней ЧСД за подводом пара из промперегрева (рис. 1.24). Последствия данного износа весьма ощутимы. Испытания [58] показали, что к. п. д. ПТУ К-300-240 ХТГЗ снизился на номинальном режиме на 0,35%. Сильный износ лопаточного аппарата снижает надеж ность работы турбины, так как при износе направляющих лопаток уменьшается жесткость и прочность диафрагм, прогиб которых может превысить допустимый, и снижается конструкционная прочность рабочих лопаток. Продукты износа выносятся в про точную часть и вместе с продуктами коррозии, вносимыми в тур бину, вызывают дополнительный износ проточной части турбины.
Характер и вид износа рабочих лопаток регулировочной ступени после 19 000 ч и первой ступени ЧСД турбины К-200-130-1 после 13 000 ч работы показан на рис. 1.24. Износ входных кро мок носит явный вид ударно-абразивной эрозии с забоинами диа метром 1 —1,5 мм на выпуклой стороне профиля. На некоторых
38
лопатках регулировочных ступеней, длительное время нахо дившихся в работе, входная кромка по всей высоте была изношена на 2—2,5 мм. У корня рабочих лопаток из-за повышения концен трации абразива за счет сепарационного эффекта при поворотах парового потока в сопловой коробке наблюдалась повышенная эрозия, достигавшая у отдельных лопаток глубины 10 мм [14].
Рис. 1.24. |
Абразивный износ рабочих лопаток регу |
лировочной ступени: а — 9880 ч; 6 — 19 408 ч; в —• |
|
|
первой ступени ЧСД— 19 408 ч |
Выходные кромки |
утоняются до 0,2—0,3 мм против 0,8 мм по |
чертежу. В области вторичных течений наблюдался повышенный износ с полным износом (слизом) выходной кромки лопаток на ширине 3—4 мм, глубиной до 8 мм. По высоте лопатки на выход ной кромке с вогнутой стороны износ неравномерен, его топогра фия в каждой турбине различна. Общим для всех турбин является повышенный износ у торцовых поверхностей. На вогнутой поверх ности лопаток иногда наблюдался износ в виде абразивных ка навок шириной 1,5—2 мм, глубиной 1—1,5 мм с увеличивающейся глубиной к выходной кромке. Интенсивность абразивного износа в некоторых случаях была столь высока, что, например, на Заинской ГРЭС регулировочную ступень турбины К-200-130 перелопа тили через 9400 ч, затем вновь через 6300 ч работы [14].
Рабочие лопатки последующих за регулировочной ступеней
проточной части также носят следы забоин и |
абразивной эрозии. |
||
Например, |
на одной |
из турбин К-50-90-2, |
модернизированной |
в 1959 г. |
с заменой |
регулировочной двухвенечной ступени на |
39
одновенечную, мелкие кратеры диаметром до 1 мм, глубиной 0,7—0,5 мм отмечены до седьмой ступени. Степень износа вход ной кромки убывала по мере удаления ступени по проточной части от\ регулировочной ступени. Снижение интенсивности износа, по-видимому, можно объяснить размельчением абразивных ча стиц при прохождении проточной части.
Анализ причин возникновения абразивного износа проточной части регулировочных ступеней и первых ступеней после под вода пара из промперегрева выявил основной источник появле ния абразивных частиц в турбине. Во всех случаях интенсивного износа была отмечена работа турбин на паре от прямоточных кот лов. При тщательном изучении характера и интенсивности обра зования частиц окалины в пароперегревателях прямоточных кот лов типа ПК-33, ПК-40, ПК-38, ПК-39 и других котлов ЗИО выявлен внутренний слой окалины толщиной от 0,1 до 0,25 мм. Микротвердость частиц окалины находилась в пределах НВ 70—75 при размере частиц в паре до 300 мкм. Внесенные вместе с паром в проточную часть крупные частицы твердого абразива вызывали эрозию лопаток первых ступеней по тракту поступления пара из прямоточного котла.
Интенсивному абразивному износу лопаток турбин, работаю щих в блоке с прямоточными котлами способствуют частые оста новы. Частные пуски и остановы, вызванные главным образом повреждением поверхностей нагрева котлов, приводят к резким изменениям температур стенок труб. При этом из-за разницы ли нейных расширений окалины и материала труб происходит рас трескивание и отслаивание окалины. Кроме того, частые оста новы затрудняют консервацию котлов, что приводит к стояночной коррозии поверхностей нагрева. В результате этого при новом пуске в питательную воду попадает повышенное количество про дуктов коррозии. Другие причины, на которые иногда указывается в литературе, как, например, заброс воды в турбину из парогене ратора, поступление влажного пара при пуске, влияние ухуд шения динамики потока пара при пуске блока, либо не суще ствуют, как две первые, либо не оказывают влияния, как послед няя, на абразивный износ первых ступеней. Влияние водного режима при отклонении от нормы солесодержания в питательной воде котла, особенно в пуско-наладочный период и в начальный период эксплуатации, может оказать существенное влияние на абразивный износ.
Повышенная скорость в каналах рабочего колеса регулиро вочной ступени при пуске во время работы турбины на одной группе сопел достигает почти удвоенной величины. При наличии абразива в паре такая работа рабочих лопаток может привести к повышенному износу вогнутой профильной поверхности рабочих лопаток.
Иногда указывают на повышенный гидроабразивный износ регулировочной ступени на промывочных режимах. Однако про
40